Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В январе у вас новые сроки отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
16 сентября 2015 145 просмотров

В нашей компании были такие должности: сторож и кочегар. По кочегарам платили доп. тариф в ПФР и у них шел стаж для досрочной пенсии. В настоящее время руководитель принял решение совместить эти должности и переименовать, например в сторож-истопник. Будет ли являться такая должность льготной для начисления стажа по досрочной пенсии и перечисления соответственных тарифов в ПФР?

Чтобы выйти на пенсию раньше обычного, сотрудник должен доказать, что его работа отнесена к вредным. Требуется, чтобы наименование профессии в его трудовой книжке совпадало с формулировками в ЕТКС. При несоответствии должности, указанной в трудовой книжке, квалификационному справочнику специалисты Пенсионного фонда РФ могут отказать сотруднику в праве на назначение досрочной пенсии. Чтобы предоставить сотруднику льготную пенсию в рассматриваемом случае, его должность должна быть так же указана в Списке №1 или в Списке №2, которые утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. В данных списках отсутствует должность сторож-истопник. Следовательно, работа в должности сторож-истопник права на льготную пенсию не дает. Компания уплачивает взносы с выплат работникам, если они заняты в условиях, дающих им право на досрочное назначение пенсии. Если работник не занят на указанных видах работ, страховые взносы по дополнительным тарифам на его выплаты и иные вознаграждения начислять не нужно. Таким образом, дополнительные страховые взносы с выплат работнику на должности сторож-истопник уплачивать не нужно.

Профессии и виды работ, дающие право на получение досрочной трудовой пенсии по старости смотрите ниже в таблице.

Обоснование

Из рекомендации

Ивана Шкловец, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как в трудовой книжке записать должность сотрудника, если в классификаторе должностей и профессий она не указана

Наименование должности сотрудника в трудовой книжке нужно указать строго в соответствии со штатным расписанием организации.

При этом при формировании штатного расписания необходимо учесть ряд ограничений на произвольное указание должностей сотрудников, которым законодательством установлены льготы и компенсации.

Например, работа в той или иной должности может давать сотруднику право на досрочное назначение пенсии. Перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, перечислен в статьях 30 и 32 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. При несоответствии должности, указанной в трудовой книжке, квалификационному справочнику специалисты Пенсионного фонда РФ могут отказать сотруднику в праве на назначение досрочной пенсии. Вместе с тем, Минздравсоцразвития России по представлению федеральных органов исполнительной власти имеет право по согласованию с Пенсионным фондом РФ устанавливать тождество должностей, с учетом которых предоставляется право на досрочное назначение пенсии (п. 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, п. 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665). Например, приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2006 г. № 435 установлено тождество должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи» и т. п. должности «фельдшер» в целях начисления досрочной пенсии.

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Положена ли сотруднику льготная пенсия и иные компенсации, если его должность входит в перечень профессий с вредными условиями труда. По результатам специальной оценки условий труда вредные условия труда на рабочем месте сотрудника не выявлены

Нет, такому сотруднику не положена льготная пенсия и иные компенсации за вредность.

Перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию, приведен в таблице. Время работы сотрудника по таким профессиям и должностям можно включить в стаж для назначения льготной пенсии, только если на его рабочем месте выявлен вредный или опасный класс условий труда по результатам специальной оценки. Поэтому если рабочему месту сотрудника не присвоен вредный или опасный класс, то и право на льготную пенсию он утрачивает. Это следует из пункта 3 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, пункта 6 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Право на получение иных компенсаций за вредность также зависит от наличия вредных или опасных условий труда на рабочем месте сотрудника. Поэтому если по результатам специальной оценки условия труда сотрудника не признаны вредными или опасными, то он утрачивает право на иные компенсации за вредность, в частности: оплату труда в повышенном размере, дополнительный отпуск, выдачу молока, лечебно-профилактического питания и т. п. Это следует из статей 117, 147, 222 Трудового кодекса РФ и статьи 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Таким образом, чтобы предоставить сотруднику, работающему по должности, которая входит в перечень профессий с вредными условиями труда, досрочную пенсию и иные компенсации за вредность, нужно, чтобы условия его труда были признаны вредными или опасными по результатам специальной оценки.

© Материал из Системы Кадры

Из рекомендации

Профессии и виды работ, дающие право на получение досрочной трудовой пенсии по старости

Название* Ссылка на документ Основание для назначения досрочной пенсии
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 подп. 1 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (за периоды работ до 1 января 1992 года) постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 подп. 1 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 подп. 2 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 подп. 2 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет постановление Правительства РФ от 1 марта 1992 г. № 130 подп. 4 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет

постановление Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. № 1021

(время выполнявшихся до 1 марта 1992 г. работ, предусмотренных данным списком, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 марта 1992 г. № 130)

подп. 4 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда постановление Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. № 272 подп. 5 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда постановление Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. № 273 подп. 7 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на горных работах не менее 25 лет постановление Совмина РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481 подп. 11 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности постановление Правительства РФ от 7 июля 1992 г. № 467 подп. 12 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Списки должностей работников летного состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил вычисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением постановление Совмина РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459 подп. 13 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Списки должностей работников инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил вычисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением постановление Совмина РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459 подп. 15 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Перечни должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет постановление Правительства РФ от 1 октября 2001 г. № 702 подп. 16 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 85 подп. 17 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России постановление Правительства РФ от 18 июня 2002 г. № 437 подп. 18 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно) постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет (за периоды с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно) постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (за периоды до 1 января 1992 года) постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 подп. 20 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно) постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 подп. 20 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (за периоды с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно) постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 подп. 20 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (за периоды до 1 января 1992 года) постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 подп. 20 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет постановление Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447 подп. 21 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ

* Списки профессий, которые применяются при определении стажа для установления досрочной пенсии, приведены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665.

© Материал из Системы Кадры

Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно» № 1, Сентябрь 2013

Как правильно оформить компенсации за работу во вредных условиях

<…>

Если наименования профессий у работников не совпадают с тем, что указано в ЕТКС, им сложно будет получить льготную пенсию

Чтобы выйти на пенсию раньше обычного, сотрудник должен доказать, что его работа отнесена к вредным. Требуется, чтобы наименование профессии в его трудовой книжке совпадало с формулировками в ЕТКС. В противном случае льготу получить не удастся. Кроме того, вредные или опасные условия труда должны быть подтверждены результатами аттестации, если профессия не входит в Список. При этом работник должен быть занят на работах с вредными условиями труда полный рабочий день, то есть не менее 80 процентов рабочего времени. Сюда включается период выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у сотрудников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, – время выполнения текущего ремонта и работ по технической эксплуатации оборудования.

<…>

Занятость на работе с вредными условиями подтверждается табелями учета рабочего времени, лицевыми счетами, списками для прохождения обязательных медосмотров, штатным расписанием, журналами инструктажа и инструкциями по охране труда. Примерный перечень документов, которые может потребовать ПФР, утвержден постановлением Фонда5. Важно правильно отражать в этих документах работу своего сотрудника. В противном случае он не сможет получить льготную пенсию.

<…>

1 После того как будет проведена аттестация рабочих мест и выявлены вредные и опасные факторы производства, нужно закрепить порядок предоставления компенсаций в трудовом договоре. Желательно их прописать в коллективном договоре (соглашении) или локальных нормативных актах работодателя.

2 Неверно указанная должность работника в трудовой книжке может лишить его права на льготную пенсию. Поэтому профессия сотрудников, занятых на вредных производствах должна соответствовать ее наименованию в ЕТКС.

3 Отсутствие в трудовом договоре сведений о компенсациях за вредные и опасные условия труда может послужить основанием для административного наказания работодателя.

<…>

Из статьи журнала «Зарплата» № 6, Июнь 2014

Как результаты аттестации и спецоценки влияют на взносы по доптарифам

Порядок начисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам установлен в статье 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). Специалисты Минтруда России в письме от 13.03.2014 № 17-3/В-113 дали пояснения по вопросам, ответов на которые нет в Законе № 212-ФЗ.

Кто не платит взносы по доптарифам

Компания уплачивает взносы с выплат работникам, если они заняты в условиях, дающих им право на досрочное назначение пенсии.

Виды таких работ перечислены в подпунктах 1—18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173Ф3).

Если работник не занят на указанных видах работ, страховые взносы по дополнительным тарифам на его выплаты и иные вознаграждения начислять не нужно. При этом не имеет значения, проводила компания аттестацию рабочих мест по условиям труда или спецоценку или не проводила. Также не важен и класс условий труда, установленный в отношении рабочего места по результатам аттестации или спецоценки.

Для трудовых гарантий важны условия труда, а не название профессии или вид работы

Если условия труда признаны вредными или опасными, работникам полагаются дополнительный отпуск, доплата за вредность и т. д. независимо от названия профессии, вида выполняемой работы, уплаты или неуплаты взносов по доптарифам. Это следует:

— из Определения Конституционного суда РФ от 07.02.2013 № 135-О;

решения Верховного суда РФ от 14.01.2013 № АКПИ12-1570.

Пример 1

Компания (ООО «Ренессанс») в октябре 2013 года провела аттестацию рабочих мест. Условия труда офисного менеджера Н.Н. Новакова признаны вредными (класс 3.1). Нужно ли начислять страховые взносы по доптарифам на зарплату Н.Н. Новакову?

Решение

Профессия офисного менеджера не относится к видам работ, дающих право на досрочное назначение пенсии. Она не упомянута в подпунктах 1—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 27-ФЗ. Поэтому компании не нужно начислять страховые взносы по доптарифам на выплаты работнику, но необходимо обеспечить трудовые гарантии.

Как платить страховые взносы в ПФР по фиксированным доптарифам

Термин «фиксированные дополнительные тарифы» появился в обиходе в 2014 году. С его помощью бухгалтеры, лекторы на семинарах и эксперты разделяют тарифы взносов, установленные:

  • - в частях 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ;
  • - части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

В первом случае тарифы зависят от вида работ, на которых занят работник. Размеры фиксированных тарифов имеют только два значения. В 2014 году — 6 и 4% (табл. 1 ниже).

Таблица 1 Дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частями 1 или 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (фиксированные тарифы)

Период Дополнительный тариф страхового взноса на выплаты работникам, занятым на видах работ, указанных
в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ в подпунктах 2—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ
2014 год 6% 4%

В письме от 13.03.2014 № 17-3/В-113 специалисты Минтруда пояснили, что взносы по фиксированным доптарифам нужно начислять на выплаты сотрудникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 1—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ:

  • - если компания не проводила аттестацию рабочих мест по условиям труда;
  • - у нее не проведена специальная оценка условий труда;
  • - проведена аттестация (результаты оформлены не позднее 31 декабря 2013 года) и условия труда на рабочих местах сотрудников признаны оптимальными или допустимыми (письмо ПФР от 12.02.2014 № НП-30-26/1707).

Кто платит страховые взносы в ПФР по дифференцированным доптарифам

В части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ установлены "дифференцированные дополнительные тарифы" страховых взносов в ПФР. Они введены с 1 января 2014 года. Размер этих доптарифов зависит от класса (подкласса) условий труда, в которых трудятся работники, занятые на видах работ, указанных в подпунктах 1—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (табл. 2 ниже).

Таблица 2 Дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (дифференцированные тарифы)

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса, %
Опасный 4 8
Вредный 3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0

В письме от 13.03.2014 № 17-3/В-113 специалисты Минтруда России пояснили, что компания начисляет страховые взносы в ПФР по дифференцированным доптарифам, если у нее:

  • - проведена спецоценка (с 1 января 2014 года) — установлены классы (подклассы) условий труда;
  • - по результатам аттестации (результаты оформлены не позднее 31 декабря 2013 года) условия труда на рабочих местах признаны вредными или опасными (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, далее — Закон № 421-ФЗ).

Сколько лет можно применять результаты аттестации рабочих мест

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена специальной оценкой условий труда. В то же время результаты аттестации компании могут применять в течение пяти лет со дня ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Можно ли использовать результаты аттестации, оформленные после 31 декабря 2013 года

В 2013 году некоторые компании могли провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Порядок ее проведения был установлен приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н. Если компания успела оформить результаты аттестации до окончания 2013 года, она может применять их в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

Если результаты аттестации, проведенной в 2013 году, были оформлены уже после 1 января 2014 года, то есть приказ о завершении аттестации датирован 2014 годом, использовать результаты аттестации компания не сможет. Так как с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда упразднена и заменена специальной оценкой условий труда (ст. 12 и 15 Закона № 421ФЗ).

Пример 2

ЗАО «Модерн» проводило аттестацию рабочих мест по условиям труда в декабре 2013 года. Аттестующая организация выполнила замеры в декабре, а документы оформила в феврале 2014 года.
Можно ли использовать результаты аттестации для определения размеров доптарифов страховых взносов?

Решение

Дата окончания аттестации — это дата издания работодателем приказа о завершении аттестации и об утверждении отчета об аттестации, а не срок, указанный в договоре с аттестующей организацией.
Приказ о завершении аттестации и об утверждении отчета работодатель обязан подписать в течение 10 рабочих дней с даты поступления от аттестационной комиссии протокола заседания и отчета об аттестации (п. 44 приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).
Приказ о завершении аттестации подписан в феврале 2014 года. То есть после введения спецоценки условий труда. Следовательно, компания не может использовать результаты аттестации, проведенной в 2013 году.
Страховые взносы по доптарифам она будет платить в зависимости от вида работ, на которых заняты сотрудники (ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ):
— 6% — если виды работ указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ;
— 4% — если виды работ указаны в подпунктах 2—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ.

Если у компании есть результаты аттестации только части рабочих мест

На выплаты работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 1—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, рабочие места которых не аттестованы, страховые взносы нужно начислять по фиксированным доптарифам, предусмотренным частями 1 или 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (см. табл. 1).

Если на какой-то части рабочих мест (вид работ указан в подпунктах 1—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ) по результатам аттестации условия труда признаны вредными или опасными, страховые взносы следует начислять по дифференцированным дополнительным тарифам (см. табл. 2). То есть в зависимости от класса условий труда — опасный или вредный, с учетом их подклассов (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

В случае когда условия труда на рабочем месте сотрудника по результатам аттестации признаны оптимальными или допустимыми, страховые взносы на его выплаты нужно начислять по фиксированным доптарифам, предусмотренным частями 1 или 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (см. табл. 1).

Компания провела спецоценку: с какой даты применять ее результаты?

По результатам проведенной спецоценки компания начинает применять дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (от 8 до 0%) в зависимости от класса условий труда вместо доптарифов, установленных в частях 1 и 2 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Специальная оценка условий труда оформляется отчетом о ее проведении. Датой завершения спецоценки условий труда считается дата утверждения отчета. Именно с этой даты компания может применять результаты спецоценки условий труда. Соответственно с этой даты она вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Обратите внимание: страховые взносы по дифференцированным доптарифам (см. табл. 2) за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении спецоценки, нужно уплачивать только с части выплат, начисленных со дня утверждения отчета до окончания месяца.

Как провести спецоценку условий труда по новой методике

Читайте на сайте электронного журнала «Зарплата»

Пример 3

В ОАО «Ампир» работает Л.И. Королева с должностным окладом 26 000 руб. По результатам аттестации рабочих мест, проведенной в 2012 году, класс условий труда по степени вредности и опасности на рабочем месте сотрудницы был определен как 2 (допустимые условия труда). Работа Л.И. Королевой относится к видам работ, указанным в подпунктах 2—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ.
В 2013 году компания начисляла на выплаты Л.И. Королевой страховые взносы по дополнительному тарифу 2%, с 1 января 2014 года — по тарифу 4% (ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).
В апреле 2014 года ЗАО «Ампир» провело специальную оценку условий труда. Дата утверждения отчета о спецоценке — 12.05.2014. Класс условий труда по степени вредности и опасности на рабочем месте Л.И. Королевой определен как 2 (допустимые условия труда).
С какого момента компания может применять результаты спецоценки условий труда?

Решение

В январе, феврале, марте и апреле 2014 года общая сумма начисленных за каждый месяц выплат равна 26 000 руб. Выплаты признаются объектом обложения страховыми взносами.
Сумма страховых взносов по дополнительному тарифу 4% составила 1040 руб. (26 000 руб. ? 4%) за январь, февраль, март и апрель (за каждый месяц).
На выплаты Л.И. Королевой с 1 по 11 мая включительно компании нужно начислить страховые взносы по доптарифу 4%. В мае 2014 года 19 рабочих дней. Сумма выплат, приходящаяся на один рабочий день мая, равна 1368,42 руб. (26 000 руб: 19 раб. дн.).
В период с 1 по 11 мая включительно сотрудницей отработано 4 рабочих дня. За эти дни Л.И. Королевой начислено 5473,68 руб. (1368,42 руб. ? 4 раб. дн.). С этой суммы компания начислит страховые взносы по дополнительному тарифу 4% в размере 218,95 руб. (5473,68 руб. ? 4%).
По результатам спецоценки условия труда Л.И. Королевой признаны допустимыми. С 12 мая 2014 года (дата утверждения отчета о проведении спецоценки) тариф дополнительных страховых взносов составляет 0% (см. табл. 2). Сумма дополнительных страховых взносов с выплат сотруднице за период с 12 по 31 мая равна 0 руб. [1368,42 руб. ? (19 раб. дн. – 4 раб. дн.) ? 0%].
С выплат сотруднице за май 2014 года компания уплатит страховые взносы в ПФР по доптарифам в сумме 218,95 руб.

В течение месяца сотрудник работает на нескольких рабочих местах

Работник, занятый на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, может быть в течение месяца занят на нескольких рабочих местах.

Как применять дополнительные тарифы страховых взносов, если в отношении этих рабочих мест установлены разные классы или подклассы условий труда по результатам аттестации рабочих мест или спецоценки?

Страховые взносы по дополнительным тарифам компании следует исчислять со всех начисленных работнику в этом месяце выплат независимо от того, за какие периоды они производятся.

Взносы нужно рассчитывать пропорционально количеству фактически отработанных сотрудником дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) в месяце.

Кроме того, необходимо учитывать сверхурочную работу, а также работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

Пример 4

В ООО «Готика» работает Н.Г. Романова с должностным окладом 22 000 руб. В компании в 2011 году была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
В течение мая 2014 года сотрудница была занята:
— с 5 по 8 мая — на рабочем месте с классом условий труда 3.1 (вредные условия труда);
— с 12 по 16 мая — на рабочем месте с классом условий труда 2 (допустимые условия труда);
— с 19 по 23 мая — на рабочем месте с классом условий труда 3.3 (вредные условия труда);
— с 26 по 30 мая — на рабочем месте с классом условий труда 2 (допустимые условия труда).
В компании ведется журнал учета рабочего времени, отработанного во вредных условиях труда.
По каким дополнительным тарифам компании нужно начислять страховые взносы в Пенсионный фонд на выплаты работнице в мае 2014 года?

Решение

В мае 2014 года Н.Г. Романовой начислено 22 000 руб., выплаты признаются объектом обложения страховыми взносами.
По производственному календарю в мае 19 рабочих дней. Сумма выплат, приходящаяся на один рабочий день месяца, составляет 1157,89 руб. (22 000 руб.: 19 раб. дн.).
Определим размеры дополнительных тарифов страховых взносов по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в 2011 году:
— 2% — вредные условия труда, класс 3.1 (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ);
— 4% — допустимые условия труда, класс 2 (ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
— 6% — вредные условия труда, класс 3.3 (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ).
Страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам рассчитаем пропорционально количеству фактически отработанных Н.Г. Романовой дней на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней в месяце. Расчет взносов приведен в табл. 3 ниже.

Таблица 3 Расчет страховых взносов по доптарифам на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Период
работы
в мае 2014 года
Выплата за период Класс
условий
труда
Размер
дополнительного
тарифа, %
Сумма
страховых взносов
по доптарифу, руб.
5—8 4631,56 руб.
(1157,89 руб. ? 4 календ. дн.)
3.1 2 92,63
12—16 5789,45 руб.
(1157,89 руб. ? 5 календ. дн.)
2 4 231,58
19—23 5789,45 руб.
(1157,89 руб. ? 5 календ. дн.)
3.3 6 347,37
26—30 5789,45 руб.
(1157,89 руб. ? 5 календ. дн.)
2 4 231,58
Итого: 903,16

Бухгалтер должен начислить и уплатить с выплат работницы страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам в сумме 903,16 руб.

Рассмотрим, как применять дополнительные тарифы страховых взносов, если компания провела спецоценку условий труда.

Пример 5

Изменим условия примера 4. В ООО «Готика» работает Н.Г. Романова с должностным окладом 22 000 руб. В апреле 2014 года компания провела спецоценку условий труда.
В течение мая 2014 года сотрудница была занята:
— с 5 по 8 мая — на рабочем месте с классом условий труда 3.1 (вредные условия труда);
— с 12 по 16 мая — на рабочем месте с классом условий труда 2 (допустимые условия труда);
— с 19 по 23 мая — на рабочем месте с классом условий труда 3.3 (вредные условия труда);
— с 26 по 30 мая — на рабочем месте с классом условий труда 2 (допустимые условия труда).
В компании ведется журнал учета рабочего времени, отработанного во вредных условиях труда.
По каким доптарифам начислять страховые взносы на выплаты работницы, какова их сумма в мае 2014 года?

Решение

В мае 2014 года Н.Г. Романовой начислено 22 000 руб., все выплаты признаются объектом обложения страховыми взносами.
В мае 19 рабочих дней. Сумма выплат, приходящаяся на один рабочий день месяца, составляет 1157,89 руб. (22 000 руб.: 19 раб. дн.).
Определим размеры дополнительных тарифов страховых взносов на основе результатов спецоценки условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ):
— 2% — вредные условия труда, класс 3.1;
— 0% — допустимые условия труда, класс 2;
— 6% — вредные условия труда, класс 3.3.
Страховые взносы в ПФР рассчитаем пропорционально количеству фактически отработанных Н.Г. Романовой дней на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней в мае 2014 года. Расчет взносов приведен в табл. 4 ниже.

Таблица 4 Расчет страховых взносов по доптарифам на основе результатов спецоценки условий труда

Период
работы
в мае 2014 года
Выплата за период Класс
условий
труда
Размер
дополнительного
тарифа,%
Сумма
страховых взносов
по доптарифу, руб.
5—8 4631,56 руб.
(1157,89 руб. ? 4 календ. дн.)
3.1 2 92,63
12—16 5789,45 руб.
(1157,89 руб. ? 5 календ. дн.)
2 0
19—23 5789,45 руб.
(1157,89 руб. ? 5 календ. дн.)
3.3 6 347,37
26—30 5789,45 руб.
(1157,89 руб. ? 5 календ. дн.)
2 0
Итого: 440

Бухгалтер должен начислить и уплатить с выплат работницы страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам в сумме 440 руб.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка