Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
17 сентября 2015 215 просмотров

Подскажите, нами было приобретено два транспортных средства (автобусы для пассажирских перевозок и сдачи в аренду) в 2003г. и в 2005г., которые были растаможены. На тот момент утилизационного сбора не было и его никто не взымал. В этом году мы утилизировали эта транспортные средства. должны ли мы платить утилизационный сбор?

Платить утилизационный сбор надо по всем автомобилям, ввезенным и произведенным с 1 сентября 2012 года. Учитывая то, что в рассматриваемой ситуации транспортные средства были ввезены в 2003 и 2005 гг., платить данный сбор в случае утилизации транспортных средств не надо.

Обоснование

1. Основные изменения законодательства в связи с вступлением России в ВТО

Суть изменений Что изменилось Основание
Утилизационный сбор
Введен утилизационный сбор

Новый сбор взимается за все колесные транспортные средства, а с 1 января 2014 года также за шасси, произведенные или ввезенные в Россию (кроме перечисленных в п. 6 ст 24.1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ), на которые до 1 сентября 2012 года ПТС не выдан

С 1 января 2014 года отменено освобождение от уплаты утилизационного сбора:

  • за транспортные средства (шасси), ввезенные из стран – членов Таможенного союза;
  • для организаций, которые обязались обеспечить безопасное обращение с отходами от ввезенных транспортных средств

Таким образом, плательщиками сбора признаются организации, предприниматели и физические лица, которые:

  • ввозят транспортное средство (шасси) в Россию;
  • производят транспортные средства (шасси) на территории России;
  • приобретают транспортные средства (шасси) на территории России у участников программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию, беженцев, вынужденных переселенцев;
  • приобретают транспортные средства (шасси), которые принадлежат дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным организациям, обладающим привилегиями и иммунитетами в соответствии с нормами международного права, а также транспортные средства, принадлежащие сотрудникам таких организаций и членам их семей;
  • приобретают транспортные средства (шасси) на территории России у лиц, не уплативших утилизационный сбор (в т. ч. в нарушение установленного порядка)

Платить утилизационный сбор нужно в рублях

Статья 24.1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ

Пункт 2 статьи 3 Закона от 28 июля 2012 г. № 128-ФЗ

Закон от 21 октября 2013 г. № 278-ФЗ

Изменены правила взимания, начисления, уплаты и возврата утилизационного сбора

Утилизационный сбор взимается:

  • Федеральной таможенной службой России (при ввозе транспортных средств и шасси в Россию);
  • ФНС России (при производстве, изготовлении, приобретении транспортных средств и шасси на территории России)

Рассчитывать размер сбора должен его плательщик. Для этого нужно воспользоваться перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291, и составить расчет:

Документами, подтверждающими правильность расчета, являются:

  • копия одобрения типа транспортного средства;
  • копия сертификата соответствия и (или) декларация о соответствии;
  • копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копия заключения экспертизы;
  • копии товаросопроводительных документов (при их наличии);
  • паспорт транспортного средства (при производстве, изготовлении, приобретении транспортных средств на территории России);
  • документы, подтверждающие приобретение транспортного средства на территории России у лиц, не уплативших утилизационный сбор

Зачесть уплаченный утилизационный сбор в счет других платежей нельзя

Излишне уплаченный сбор можно вернуть, подав заявление по форме из приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291 и подтверждающие переплату документы

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291

Приказ ФНС России от 23 июня 2014 г. № ММВ-7-3/327

Информация о реквизитах для уплаты утилизационного сбора

Информация о реквизитах для уплаты утилизационного сбора должна доводиться до плательщиков через информационные сообщения и официальные сайты:

Пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291

<…>

2. Из статьи журнала «Учет в туристической деятельности», № 11, ноябрь 2012

Утилизационный сбор за автомобили

С 1 сентября 2012 года на территории РФ взимается новый вид сбора – утилизационный. Рассмотрим, когда его придется уплачивать турфирме.

Для чего нужен утилизационный сбор

Порядок уплаты утилизационного сбора установлен в статье 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств».

Попросту говоря, утилизационный сбор был введен, чтобы покрывать расходы бюджета по уничтожению старых автомобилей.

На территории РФ должна быть создана сеть специализированных организаций, которые обязаны бесплатно принять и утилизировать любой автомобиль у любого обратившегося лица (физического или юридического), а затем компенсировать свои расходы за счет средств федерального бюджета. На эти цели и будут направляться средства утилизационного сбора.

Размер сбора

Размер утилизационного сбора может составить весьма существенную сумму. Сбор рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента. Установлены две базовые ставки: в 20 000 руб. для легковых автомобилей и в 150 000 руб. для грузовых автомобилей и автобусов. А вот коэффициенты почти все повышающие до 35,01 (для автомобилей старше трех лет с объемом двигателя более 3,5 л).

К примеру, на новый легковой автомобиль с объемом двигателя не более 2 л придется уплатить сбор в размере 26 800 руб., на такой же старый автомобиль (старше трех лет) – 165 200 руб.

Только для легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, предусмотрены понижающие коэффициенты от базовой ставки в 20 000 руб. : 0,1 для новых автомобилей (то есть сумма сбора составит 2000 руб.) и 0,15 для авто старше трех лет (сумма сбора составит 3000 руб.).

Плательщики сбора

Основными плательщиками этого сбора выступают импортеры автомобилей, а также российские производители автомобилей.

Импортеры просто уплачивают сбор на таможне при ввозе автомобиля.

Российские же производители принимают на себя обязательство по утилизации своих автомобилей. Но если производитель откажется от принятых обязательств по утилизации, ему придется уплатить в бюджет сумму утилизационного сбора за все автомобили, выпущенные в период такого освобождения.

Вместе с тем законом предусмотрена и третья категория плательщиков утилизационного сбора – это лица, приобретающие автомобили на территории РФ у продавцов, которые либо были законно освобождены от уплаты сбора при ввозе автомобиля на территорию РФ, либо в нарушение закона не уплатили сбор.

Иными словами, утилизационный сбор привязывается к конкретному транспортному средству (легковому, грузовому или автобусу), на которое выдается паспорт транспортного средства (ПТС), и уплачивается один раз. Если утилизационный сбор по какой-либо причине не уплачен, то именно покупателю такого автомобиля в ГИБДД откажут в его регистрации до тех пор, пока бюджет не пополнится суммой сбора. Если такая отметка в ПТС есть, то все последующие владельцы автомобиля освобождены от уплаты утилизационного сбора.

Когда сбор придется платить турфирме

Итак, давайте разберемся, в каком случае туристическая фирма может оказаться обязанной уплачивать утилизационный сбор.

Ввоз автомобилей

Сбор придется уплатить при ввозе после 1 сентября 2012 года на территорию РФ автомобиля, приобретенного за пределами Таможенного союза.

Сбор в федеральный бюджет нужно уплачивать на таможне до декларирования транспортного средства в связи с его ввозом в РФ. О том, что сбор уплачен, таможенный орган проставит отметку на ПТС.

Из этого правила существуют исключения. Так, утилизационный сбор при ввозе на территорию РФ не уплачивается, если:

  • турфирма приобрела автомобили, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для перевозок пассажиров, багажа и грузов на основании возмездных договоров (коммерческие перевозки пассажиров и грузов), имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния;
  • турфирма зарегистрирована в Калининградской области и ввозит автобусы, которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2016 года.

Не нужно уплачивать утилизационный сбор при ввозе автомобиля из Беларуси или из Казахстана, если у вас есть подтверждение, что автомобиль имеет статус товаров Таможенного союза (то есть произведен или ввезен для внутреннего потребления на территории Таможенного союза). Однако такое освобождение дается при соблюдении двух условий:

1) если автомобиль ранее был ввезен в Республику Беларусь или Республику Казахстан с уплатой ввозных таможенных пошлин, отличных от Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС);

2) если автомобиль был произведен в Республике Беларусь или Республике Казахстан и его изготовитель включен в «перечень производителей Таможенного союза», который ведет Министерство промышленности и торговли РФ (перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, которые не уплачивают утилизационный сбор).

Если не выполняются два указанных условия, сбор нужно уплатить и при ввозе после 1 сентября 2012 года на территорию РФ автомобиля, приобретенного у партнеров по Таможенному союзу (в Казахстане или в Беларуси). Такой сбор также взимается на ближайшей к местонахождению туристической фирмы (или месту жительства гражданина) таможне, несмотря на то что ввоз товаров из стран Таможенного союза на таможне не оформляется. Покупатель в этом случае должен самостоятельно обратиться в таможенный орган.

Покупка авто в России

Нужно уплачивать сбор при приобретении автомобиля на территории РФ, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, если при ввозе автомобиля на территорию РФ сбор не был уплачен импортером, воспользовавшимся льготой. Отметка об этом должна быть поставлена таможенными органами на ПТС.

В данную категорию подпадают автомобили, ввезенные:

  • физическими лицами, которые ввезли личный автомобиль как добровольные переселенцы – участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, как вынужденные переселенцы или как беженцы;
  • дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и аналогичными международными организациями, а также их сотрудниками, включая членов семей;
  • юридическими лицами, зарегистрированными в Калининградской области, в отношении транспорта для перевозки грузов и автобусов, которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2016 года.

Иными словами, если вы приобретаете автомобиль, на ПТС которого стоит отметка о том, что сбор не уплачен на этих основаниях, то вы как покупатель этого автомобиля обязаны исчислить и уплатить в бюджет сумму утилизационного сбора.

Сведения об уплате утилизационного сбора направляются таможенными органами в МВД России в порядке межведомственного информационного обмена, поэтому инспекторы ГИБДД и без ПТС должны знать, уплачен ли сбор импортером или нет. Это дополнительная страховка от подделки штампа на ПТС.

<…>

3. Из статьи журнала «Главбух», № 3, февраль 2014

Платить утилизационный сбор и отчитываться за него теперь надо в ИФНС

Документ: Письмо ФНС России от 25 декабря 2013 г. № ГД-4-3/23318@.

Что изменилось в работе: С 2014 года утилизационные сборы частично контролирует налоговая служба. В связи с этим в ФНС разработали новую форму расчета сбора.

Налоговики разработали рекомендованную форму расчета по утилизационному сбору. Сдавать расчет необходимо в свою инспекцию тем компаниям и гражданам, у которых возникает обязанность платить этот сбор.

Срок сдачи отчета — в течение трех рабочих дней со дня уплаты.

Кому надо платить утилизационный сбор? Прежде всего, автопроизводителям и импортерам. Но такая же обязанность возникает у тех, кто купил подержанную машину, по которой ранее утилизационный сбор не уплачен. Во-первых, если машину купили у того, кто был освобожден от сбора. Например, у дипломатического представительства (ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Во-вторых, когда продавец не заплатил сбор раньше, хотя должен был. Значит, пока новый хозяин машины не погасит долг, ее не поставят на учет в ГИБДД, то есть не выдадут номера. Напомним, что платить такой сбор надо по всем автомобилям, ввезенным и произведенным с 1 сентября 2012 года.

Величину сбора считают так: умножают базовую ставку, которая зависит от вида машины, на специальный коэффициент (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291).

<…>

4. Из статьи журнала «Учет.Налоги.Право.», № 28, август 2012

Стало ясно, кто с 1 сентября будет платить за утилизацию своих машин

С 1 сентября в России вводится единовременный утилизационный сбор с автовладельцев — он предусмотрен Федеральным законом от 28.07.12 № 128-ФЗ. О новом платеже, который должен решить проблему переработки автохлама, многие беспокоились в последнее время — придется платить или нет. Успокоим, многих компаний он точно не коснется.

Организации, которые приобретут машины на территории России, перечислять ничего не должны. Плата за утилизацию ляжет на плечи крупных импортеров, которые ввозят автомобили в страну, а также производителей автомобилей. Сроков для уплаты нет, но чем быстрее ее перечислить, тем лучше для самой компании. С 1 сентября без подтверждения оплаты сбора невозможно будет получить паспорт транспортного средства (ПТС). Если же он выдан до 1 сентября, то сбор платить не надо.

Уже известны ставки нового платежа. Их много, полный список приведен в проекте постановления правительства, опубликованном на сайте www.minpromtorg.gov.ru > «Документы» от 20 июля. Основное правило расчета — базовую ставку сбора надо будет умножить на подходящий к виду транспортного средства коэффициент. Возьмем, к примеру, базовую ставку для легковых авто — 20 тыс. рублей. Для новых машин моложе трех лет она умножается на коэффициенты от 1,34 до 5,5. В результате сбор за новые легковушки с двигателем не более 2 л (например, Volkswagen Tiguan) составит 26 800 рублей, от 2 до 3 л (например, Opel Frontera) — 53 200 рублей.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка