Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как уже в следующем месяце изменится налог на прибыль

Подписка
Срочно заберите все!
№24
1 сентября 2015 348 просмотров

На основании ст. 93.1 НК РФ в адрес нашей организации в конце августа 2015г. направлено требование о представлении всех первичных документов, книг покупок и продаж, карточки счетов и осв по счетам и т.д., касающихся деятельности контрагентов (комиссионеров) за весь 2014г. В настоящий момент никаких проверок (выездных и камеральных) ни у нас, ни у этих контрагентов не проводится. Ранее проводилась камеральная проверка нашей организации обоснованности возмещения НДС за 3 квартал 2014г., проверка закончилась в апреле 2015г. все документы, подтверждающие закупку материальных ценностей, отгруженных комиссионерам за 3 и 4 кварталы 2014г., в налоговый орган организацией уже представлялись. Обязана ли налоговая указать в требовании на основании каких мероприятий налогового контроля оно выставляется? Обязана ли налоговая приложить Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, если оно является основанием для выставления требования? Правомерно ли это требование, если никаких налоговых проверок в данный момент ни у нашей организации, ни у комиссионеров не проводится?

1. Да, обязана (абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

2. Специальные требования к процедуре проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом РФ не установлены. Это значит, что указанные мероприятия инспекция проводит по общим правилам, то есть в том же порядке, как и в рамках самой налоговой проверки (п. 6 ст. 101 НК РФ, письмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321). В рамках проверки законодательством не предусмотрено приложение решения руководителя налогового органа о назначении проверки.

3. Да, правомерно. Потребовать документы (информацию) налоговая инспекция может в любое время, а не только при проверках. В частности, налоговики вправе запросить сведения, проводя предпроверочный анализ. По его результатам может быть принято решение о необходимости назначения выездной налоговой проверки.

Обоснование

ИЗ СТАТЬИ ЖУРНАЛА «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 8, АПРЕЛЬ 2015

1.Интересные судебные решения за последние две недели

<…>

Требуя документы по встречной проверке, налоговики должны указать, в рамках какого контрольного мероприятия их запрашивают

Кто победил в споре: организация
Реквизиты судебного акта: постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.03.15 № Ф04-16434/2015
Цена вопроса: 5 тыс. руб.

Причина спора

Инспекция затребовала у организации документы и информацию о конкретной сделке, заключенной с одним из контрагентов (ст. 93.1 НК РФ). Втребовании о представлении документов не было указано, в связи с чем налоговикам потребовались эти сведения. Они лишь приложили к требованиюкопию поручения об истребовании документов, которое получили из другой инспекции. Но и в нем не было указано мероприятие налогового контроля, врамках которого инспекторам понадобились эти документы.

Организация посчитала, что не обязана исполнять такой запрос о представлении документов. Ведь он составлен с нарушениями. Об этом компания письменно уведомила свою инспекцию в пятидневный срок с момента получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Налоговики расценили отказ представить документы как налоговое правонарушение. Поэтому они оштрафовали организацию на 5000 руб. за неправомерное несообщение сведений (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Компания несмогла оспорить штраф в вышестоящем налоговом органе и обратилась в суд.

Аргументы и выводы судов

Арбитражный суд первой инстанции отменил штраф. Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали это решение.

В поручении об истребовании документов, которое одна инспекция направляет в другую, должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля она их запрашивает (абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ). Судьи пришли к выводу, что аналогичные сведения налоговики обязаны отразить и в требовании о представлении документов, которое высылают организации.

В требовании, которое получила компания, этой информации не было. В нем имелась лишь следующая формулировка: «Вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки».

Суды посчитали, что общей фразы в запросе недостаточно. Ведь каждое мероприятие налогового контроля имеет определенную форму и проводится в отношении конкретного налогоплательщика. Значит, основание для запроса документов не может быть сформулировано абстрактно. Иначе организация или физическое лицо, которому адресовано требование, не может убедиться в его законности и обоснованности.

В суде налоговики пояснили, что запросили у организации документы в рамках камеральной проверки уточненной декларации по НДС, проводимой в отношении ее контрагента. Однако это стало известно лишь в ходе судебного разбирательства. На момент получения требования организация не знала, в связи с чем у нее запросили документы по сделке с контрагентом. Поэтому суды посчитали, что она не обязана была исполнять полученное требование о представлении документов. Ведь оно было оформлено с нарушениями.*

<…>

Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Как оформляется решение по результатам налоговой проверки

<…>


Специальные требования к процедуре проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом РФ не установлены. Это значит, что указанные мероприятия инспекция проводит по общим правилам, то есть в том же порядке, как и в рамках самой налоговой проверки (п. 6 ст. 101 НК РФписьмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321).*

<…>

ИЗ СТАТЬИ ЖУРНАЛА «УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ», № 5, МАЙ 2015

3.В каких случаях налоговики вправе потребовать документы вне проверки

Налоговики все чаще требуют документы или информацию вне рамок проверок. Как в этом случае действовать? Обязательно ли исполнять такие запросы? Приведенные в этой статье рекомендации помогут вам сберечь деньги компании и свое время.

Права и обязанности инспекторов

Потребовать документы (информацию) налоговая инспекция может в любое время, а не только при проверках. В частности, налоговики вправе запросить сведения, проводя предпроверочный анализ. По его результатам может быть принято решение о необходимости назначения выездной налоговой проверки.

Рассмотрим, в каких случаях организация обязана исполнить поступившее требование.

Требование должно быть обоснованным

В пункте 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ сказано следующее. Если вне рамок проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получить документы (информацию) по конкретной сделке, налоговики вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц.

Но здесь есть ряд особенностей.

Условия, которые должны соблюдать контролеры

Во-первых, по данному основанию налоговики могут потребовать документы (информацию) о конкретной сделке. Затребовать же документы о деятельности компании в целом они не вправе.

Во-вторых, документы (информацию) могут потребовать как у контрагента, так и у любого другого лица, которое обладает информацией о сделке. Например, у госорганов, страховых компаний, банков и т. д. (п. 1 Порядка взаимодействия… утвержденного приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@).

В-третьих, требование разрешено предъявлять лишь в случае возникновения обоснованной необходимости.

Однако с понятием обоснованной необходимости в настоящее время существует некоторая неопределенность. Дело в том, что действующее законодательство не дает ответа на вопрос, когда именно возникает такая необходимость.

При этом в абзаце 2 пункта 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ установлено, что в поручении обязательно указывается мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость изучить дополнительные документы.

Можно предположить, что законодатель связывает эту необходимость с осуществлением конкретного мероприятия налогового контроля.

Суды подходят к этому вопросу по-разному.

Часть из них приходит к выводу, что если в требовании отсутствует обоснование необходимости получить документы, то это является достаточной причиной для того, чтобы не исполнять такое требование. Пример – постановление ФАС Дальневосточного округа от 2 ноября 2012 г. № Ф03-5016/2012.

В то же время другие суды считают, что обоснованная необходимость может и не быть связана с проведением каких-либо контрольных мероприятий. Это следует, к примеру, из постановления ФАС Северо-Западного округа от 18 января 2008 г. № А26-1964/2007.

В-четвертых, информацию налоговики могут затребовать в любое время и количество требований не ограничено.

Запрос должен касаться конкретной сделки

Еще один важный момент. В требовании обязательно указывают сведения, позволяющие идентифицировать сделку. Это может быть информация о сторонах сделки, ее предмете или условиях совершения. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869.

Заметим, что раньше (в редакции, действовавшей до 30 июля 2013 года) впункте 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ говорилось про истребование информации. Уточнения про документы не было. Что порождало неопределенность в вопросе: могли ли налоговики истребовать непосредственно документы, в частности копии договоров?

Отдельные суды признавали требования представить документы правомерными.

Они аргументировали свою позицию тем, что понятие «информация» – шире, чем понятие «документ». А значит, затребовать можно информацию, в том числе представленную в форме документа. Эту позицию подтверждают постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 мая 2013 г. № Ф03-729/2013ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 июля 2010 г. по делу № А33-18255/2009.

В то же время большинство судов не соглашалось с тем, что налоговики вне рамок проверки вправе требовать документы. Поскольку в пункте 2 статьи 93.1 кодекса о документах ничего не говорилось (постановления ФАС Поволжского округа от 17 января 2013 г. по делу № А65-10975/2012ФАС Западно-Сибирского округа от 4 августа 2008 г. № Ф04-3684/2008).

В настоящее время неясность устранена. Формулировка пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность получения налоговиками как документов, так и информации.

Еще раз подчеркнем, что запрашивая сведения, контролеры должны указать, какая сделка их интересует. Информация о конкретной операции, как уже отмечалось, может включать в том числе данные о сторонах сделки, ее предмете и условиях совершения.

Однако зачастую проверяющие ограничиваются тем, что указывают период, за который хотят получить документы. Причем в последнее время инспекторы нередко требуют информацию о взаимоотношениях с контрагентом за последние три года.

Вместе с тем отсутствие в требовании сведений, идентифицирующих интересующую налоговиков сделку, является одним из оснований, чтобы признать такой запрос недействительным.

Это подтверждает арбитражная практика (см. постановления ФАС Дальневосточного округа от 6 марта 2012 г. № Ф03-306/2012ФАС Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2010 г. по делу № А27-4698/2010).

Права и обязанности компании

Если требование ИФНС обоснованно и оформлено должным образом, компания обязана представить документы. При этом и налогоплательщик должен соблюдать определенные правила.

Срок представления документов

Правило первое – не пропустить срок. Исполнить требование надо в течение пяти дней со дня его получения. В тот же срок нужно сообщить инспекции об отсутствии запрашиваемых документов.

Таким образом, документы по требованию нужно представить в течение пяти рабочих дней. Поскольку срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях (п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

Говоря о сроках, необходимо обратить внимание на произошедшее изменение, которое затрагивает порядок получения требования.

С 2015 года компании, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ обязаны подавать налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить электронное взаимодействие с ИФНС. Делается это по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота.

Данная обязанность установлена новым пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Получив требование, такая компания обязана передать в налоговую инспекцию квитанцию в электронной форме о приеме полученного электронного запроса (требования и т. п.) в течение шести рабочих дней.

Порядок передачи сведений

Правило второе – нужно выбрать, каким образом представить документы.

Передать документы можно одним из способов:

  • лично или через представителя;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС.

Форма представления документов

И последнее правило – определиться с тем, в каком виде передать документы.

На бумаге представляют заверенные самой организацией копии.

Если документы составлены в электронном виде по установленным форматам, их можно передать электронно (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ).

Последствия неисполнения требований

Заставить компанию выполнить предъявленные требования налоговикам позволяют следующие меры.

Блокировка счета

Учтите, что меры воздействия ужесточены.

Прежде у налоговиков было только два основания для блокировки счета:

  • обеспечение исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней или штрафа;
  • несдача в установленный срок налоговой декларации (расчета).

С 2015 года появился еще один повод – дополнение внесено в пункт 3статьи 76 Налогового кодекса РФ. ИФНС может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств, в случае если он не передаст квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:

› | Подробнее об изменениях в порядке приостановления операций по счетам читайте в статье «Чего теперь ждать от камеральных проверок отчетности по НДС», опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 3, 2015.

Обращаем внимание на то, что в указанный перечень попадают и требования о представлении документов (информации) вне рамок проверок.

Если стройфирма в течение шести рабочих дней не пришлет налоговикам электронную квитанцию о получении от них корреспонденции, инспекция может в течение 10 дней принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денег.

Иными словами, игнорирование (неподтверждение получения) электронных посланий из ИФНС может привести к блокировке расчетного счета.

Инспекция разблокирует счет лишь на следующий день после того, как получит от компании соответствующую квитанцию. Или когда организация выполнит требование, которое содержит послание налоговиков, – представит документы, пояснения и т. д.

Налогоплательщику отводится один рабочий день для того, чтобы отреагировать на полученное требование. Поэтому те, кто сдает отчетность в электронном виде, должны каждый день входить в систему для отправки отчетности и проверять поступление документов из налоговой инспекции.

Итак, получив требование, в течение следующего рабочего дня необходимо направить в ИФНС либо квитанцию о приеме, либо уведомление об отказе.

Отказаться принять требование можно в трех случаях:

  • документ составлен не в том формате;
  • документ не подписан электронной подписью или подпись неверная;
  • требование направлено по ошибке (предназначено другому адресату).

Обнаружив одну из перечисленных ошибок, компания направляет в инспекцию уведомление об отказе в приеме требования.

Если ошибок нет – направляет в ИФНС квитанцию о приеме требования.

В этом случае датой получения требования считают день отправки квитанции. Дату направления квитанции или уведомления об отказе фиксирует спецоператор.

Налоговые штрафы

Если компания откажется представить требуемые документы или подаст их с опозданием, ей грозит наказание по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см. таблицу).

Штрафы за непредставление налоговикам документов вне рамок проверок 

Вид нарушения Сумма штрафа Основание
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений 5 тыс. руб. П. 6 ст. 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ
Те же действия, совершенные повторно в течение календарного года 20 тыс. руб. П. 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 129.1 НК РФ

Но в применении данной нормы не все так однозначно.

Например, если контролеры выставили одновременно несколько требований.

Невыполнение одного будет стоить фирме 5 тыс. руб., второго – уже в 20 тыс. руб. Ведь это повторное нарушение за календарный год, утверждают налоговики, вынося одним днем решения о привлечении компании к ответственности по обоим нарушениям.

Между тем в судебной практике выработан иной подход. Согласно ему налоговое нарушение признают повторным, если оно совершено одним и тем же лицом в течение года после наложения взыскания за первый проступок.

По мнению арбитров, вынесение инспекцией в один день нескольких решений о привлечении к ответственности в целях применения статьи 129.1 Налогового кодекса РФ повторности не образует. Поэтому в этом случае нет оснований для применения повышенного штрафа.

Такая точка зрения отражена в постановлениях ФАС Московского округа от 6 августа 2012 г. по делу № А40-110416/11-99-473от 27 июля 2012 г. по делу № А40-110393/11-99-472.

Важно запомнить
По обоснованному запросу налоговой инспекции компания обязана представить документы (информацию) вне рамок проверки в течение пяти рабочих дней. При этом можно попросить отсрочку и, если налоговики продлят срок, представить документы позже (п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка