Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
1 сентября 2015 448 просмотров

А могут нарушения, выявленные в рамках дополнительных мероприятий, быть предъявлены организации? Ведь сама проверка уже завершена и составлен акт.

Дополнительные мероприятия налогового контроля всегда проводятся за пределами налоговой проверки. Специальные требования к процедуре проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом РФ не установлены. Это значит, что указанные мероприятия инспекция проводит по общим правилам, то есть в том же порядке, как и в рамках самой налоговой проверки (п. 6 ст. 101 НК РФписьмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321).

Поэтому при назначении мероприятия дополнительного налогового контроля оформляется отдельное решение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. В решении о назначении дополнительных мероприятий руководитель инспекции (его заместитель) указывает:

Все мероприятия дополнительного контроля должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом указанный срок не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц). Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (истребованные документы, протоколы допроса свидетелей, заключения экспертов) приобщаются к уже имеющимся материалам налоговой проверки, и руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает их повторно (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Соответственно, нарушения, выявленные в рамках дополнительных мероприятий, могут быть предъявлены организации по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как оформляется решение по результатам налоговой проверки

<…>

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) имеются сомнения, которые мешают принять окончательное решение по проверке, то он может потребовать:

Для получения дополнительных разъяснений руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки:

Привлечение указанных лиц к рассмотрению материалов проверки должно быть оформлено отдельным решением. Форма такого решения не утверждена, поэтому руководитель инспекции (его заместитель) оформляет его в произвольной форме.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если обеспечить явку свидетеля, эксперта или специалиста в процессе первичного рассмотрения материалов не удастся, то руководитель инспекции (его заместитель) может перенести рассмотрение материалов на более поздний срок в общем порядке(подп. п. 25 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Для получения недостающих сведений руководитель инспекции (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такие мероприятия могут включать в себя:

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Специальные требования к процедуре проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом РФ не установлены. Это значит, что указанные мероприятия инспекция проводит по общим правилам, то есть в том же порядке, как и в рамках самой налоговой проверки (п. 6 ст. 101 НК РФписьмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321).

Ситуация: может ли инспекция в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля провести выемку документов. Дополнительные мероприятия назначены по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки

Да, может, при выполнении определенных условий.

Перечень дополнительных мероприятий налогового контроля носит закрытый характер (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). Выемка документов в нем не значится. Таким образом, из буквального толкования этой нормы следует, что проводить выемку, то есть самостоятельно изымать у организации документы, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция не вправе.

Однако в двух случаях проведение выемки документов после окончания налоговой проверки все-таки возможно.

Во-первых, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе потребовать у организации документы (не самостоятельно изъять их, а поручить организации представить недостающие сведения) (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). И если организация не исполнит такое требование и не представит документы, то у инспекции появится право провести их выемку (абз. 2 п. 4 ст. 93 НК РФ). В таком случае проведение выемки в рамках дополнительных мероприятий будет считаться законным.

Во-вторых, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе провести экспертизу (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). В частности, может быть назначена экспертиза подписей или почерковедческая экспертиза. Очевидно, что для ее проведения инспекции нужны документы с оригиналами подписей или почерка. Если в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция проведет выемку документов с целью дальнейшего проведения экспертизы, то в этом случае выемка также может быть признана законной.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 мая 2013 г. № АС-4-2/9355. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012 г. № 16282/11, определения ВАС РФ от 26 июня 2008 г. № 7909/08от 30 июня 2009 г. № ВАС-7529/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27 января 2012 г. № А53-27001/2010от 2 сентября 2011 г. № А63-8481/2010Московского округа от 8 февраля 2011 г. № КА-А40/17940-10-2Северо-Западного округа от 18 мая 2010 г. № А56-33713/2009Волго-Вятского округа от 16 апреля 2008 г. № А11-3197/2007-К2-24/221Центрального округа от 30 марта 2009 г. № А36-2365/2008).

Ситуация: может ли инспекция в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля провести осмотр помещений

Нет, не может.

Перечень дополнительных мероприятий налогового контроля носит закрытый характер (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). Осмотр помещений в нем не значится. Поэтомупроводить осмотр помещений в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция не вправе. Такие действия возможны только в двух случаях:

Это следует из положений статьи 92 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-411ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690. Правомерность такого подхода подтверждена пунктом 24 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

Если руководитель инспекции (его заместитель) назначает мероприятия дополнительного налогового контроля, то он должен оформить отдельное решение. Его форма утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. В решении о назначении дополнительных мероприятий руководитель инспекции (его заместитель) указывает:

  • конкретные мероприятия (допрос, экспертиза, истребование документов);
  • обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения;
  • конкретный срок, в который они должны быть проведены.
    • в ходе выездной налоговой проверки;
    • в ходе камеральной проверки декларации по НДС, в которой либо заявлена сумма налога к возмещению, либо выявлены несоответствия с другими имеющимися у инспекции материалами.
  • конкретные мероприятия (допрос, экспертиза, истребование документов);
  • обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения;
  • конкретный срок, в который они должны быть проведены.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Все мероприятия дополнительного контроля должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом указанный срок не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц). Это необходимо, чтобы руководитель инспекции (его заместитель) мог выполнить требование пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, то есть вынести решение по результатам налоговой проверки в строго ограниченный законодательством срок (п. 1 ст. 101 НК РФписьмо Минфина России от 15 января 2010 г. № 03-02-07/1-14).

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (истребованные документы, протоколы допроса свидетелей, заключения экспертов) приобщаются к уже имеющимся материалам налоговой проверки, и руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает их повторно (п. 1 ст. 101 НК РФ).

<…>

Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. Инспекция направила требование после окончания выездной проверки (после составления справки)

Да, может, но при условии, что инспекция потребовала документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к налоговой проверке, но проводятся за ее пределами. При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке. Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, если требование о представлении документов выставлено после окончания проверки, но в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, оно признается правомерным. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75. Если организация не исполнит такое требование, то инспекция может привлечь ее к ответственности за непредставление документов по статье 126 Налогового кодекса РФ.

Несмотря на то что в приведенных письмах Минфина России и в постановлении Президиума ВАС РФ речь идет о камеральных налоговых проверках, в рассматриваемой ситуации выводы о привлечении организации к ответственности за непредставление документов могут быть применены и к выездным проверкам (ст. 93126 НК РФ).

Вместе с тем, по общему правилу все мероприятия налогового контроля, в том числе истребование документов, должны быть осуществлены в рамках налоговой проверки. Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Следовательно, после окончания налоговой проверки (даты составления справки о проведении проверки) инспекция не вправе требовать у организации документы. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471Привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования, выставленного после окончания налоговой проверки, инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановленияПрезидиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАС Дальневосточного округа от 23 сентября 2009 г. № Ф03-4818/2009Западно-Сибирского округа от 13 июля 2009 г. № Ф04-4038/2009(10171-А03-42)).

Кроме того, суды признают неправомерными требования о представлении документов, которые:

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 20, 4–10 июня 2013

Проще не обжаловать решение о дополнительных мероприятиях

Михаил МУХИН, президент, главный эксперт-координатор ЗАО «Центр финансовых экспертиз»

«…В компании прошла выездная ревизия. При рассмотрении возражений на акт проверки руководитель инспекции решил провести дополнительные мероприятия налогового контроля. Мы получили решение, но в нем не названы причины, по которым понадобилось проводить дополнительные мероприятия. Кроме того, вместо их конкретного перечня отражены общие фразы — проведение допросов и истребование документов у контрагентов. Есть ли у нас возможность отменить такое решение?..»

— Из письма главного бухгалтера Александры Жориной, г. Москва

Александра, обжалование такого решения инспекции скорее всего ничего не даст. Для этого понадобится доказать, что оно нарушает права вашей компании. А сделать это проблематично, поскольку сами контрольные мероприятия никаких прав компании не нарушают и проводятся в соответствии с НК РФ.

К тому же проведение допросов и истребование документов у контрагентов — это не общие фразы, а вполне конкретные мероприятия, которые налоговики скорее всего проведут. Судебная практика по спорам такого рода во всех регионах складывается в пользу ревизоров (постановления федеральных арбитражных судов Московского округа от 18.04.11 № КА-А40/10648-09 № А40-12090/09-20-48Уральского округа от 27.04.12 № Ф09-2560/12 № А60-28239/11Северо-Западного округа от 17.01.11 № А13-3131/2010).

Раз уж ваша компания готова к спору, имеет смысл сосредоточиться на подготовке апелляционной жалобы на решение по результатам проверки. Это повысит шансы отменить доначисления.

Идеальный образец

Апелляционная жалоба на решение инспекции есть в разделе «Ваш налоговый секретарь» > «Налоговые проверки без последствий».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка