Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
1 сентября 2015 20 просмотров

В ЮСС: Здравствуйте, ответьте пожалуйста на вопрос:Имеют ли право аудиторы копировать на свой ноутбук бухгалтерские программы, стоящие на компьютерах организации, в которую они пришли с проверкой?

Законодательство не дает четкого ответа на этот вопрос. Поскольку полномочия аудиторов определяются условиями заключенного договора на проведение аудиторской проверки, они вправе действовать в рамках предоставленных полномочий.

При этом важно учесть, что организация, вероятно, пользуется бухгалтерскими программами на основании предоставленных правообладателем неисключительных лицензий. Поэтому передавать программный продукт третьим лицам она не вправе.

Кроме того, на сведения, передаваемые аудиторам для проведения аудиторской проверки, могут быть защищены режимом коммерческой тайны. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне устанавливается юридическим лицом в Положении о коммерческой тайне, и исполнитель должен быть предупрежден о запрете разглашения сведений, ставших известными в рамках проведения аудиторской проверки.

Обоснование

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Когда проведение аудита обязательно

В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2014 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

<…>

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 34 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • организаций, формирующих консолидированную отчетность.

Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

Главбух советует: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

<…>

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как провести аудиторскую проверку в организации

<…>

Кто может проводить аудит

Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 34 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Исключение предусмотрено только в отношении организаций, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации. Подробнее об этом см. В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку.

Требования к аудиторским организациям (аудиторам)

С 1 января 2010 года аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки (оказывать сопутствующие аудиту услуги) только в том случае, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Это следует из положений части 1 статьи 3, части 1статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ и разъясняется Минфином России в информационном сообщении от 1 января 2009 г.

Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
  • проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
  • проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
  • у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
  • в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
  • проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.

Такие требования определены в статье 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Принципы проведения аудита

Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденнымипостановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, а также ФСАД 1/20102/2010 и3/2010, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Они являются обязательными для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) могут руководствоваться рекомендациями финансового ведомства. Эти разъяснения относительно проведения аудита отчетности за 2014 год изложены в Рекомендациях из приложения к письму Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027. В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы:

  • признание скидок при продаже и при отражении расходов;
  • оценка задолженности по коммерческим кредитам;
  • раскрытие информации о предоставленных займах, квалифицируемых как денежные эквиваленты;
  • раскрытие информации об инвестициях в уставные капиталы других организаций, а также о полученных инвестициях в связи с увеличением уставного капитала организации;
  • отражение средств на счете в банке, у которого отозвана лицензия;
  • признание выручки и расходов по договору строительного подряда способом «по мере готовности»;
  • признание расходов, для финансирования которых созданы фонды (резервы);
  • раскрытие информации о налогообложении прибыли при применении разных налоговых ставок;
  • раскрытие в отчете о финансовых результатах информации о налогах при применении специальных налоговых режимов;
  • оформление расходов, связанных со служебными командировками;
  • раскрытие информации о стоимости чистых активов;
  • составление консолидированной финансовой отчетности.

Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Аудиторское заключение

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении. Оно является официальным документом, которое предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗп. 2 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010, утвержденногоприказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает в следующих случаях:

  • на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
  • аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 1517 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Модифицированное мнение может быть выражено в таких формах:

  • мнение с оговоркой;
  • отказ от выражения мнения;
  • отрицательное мнение.

Об этом сказано в пункте 1 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:

  • получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Об этом сказано в пункте 13 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен отказаться от выражения мнения, когда у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом он приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16 ФСАД 2/2010, утвержденногоприказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов (п. 15 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Ситуация: должна ли аудиторская организация проверять правильность расчета налогов и отражать результаты такой проверки в аудиторском заключении

Ответ на этот вопрос зависит от цели аудита (отражается в договоре).

Как правило, аудитор проверяет порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При этом аудитор может проверить и вопросы, связанные с расчетом налогов. Это необходимо делать в рамках проверки правильности отражения операций по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Однако в данном случае аудитор лишь выборочно проверяет существенные аспекты расчета налогов (ФСАД 1/2010, утвержденный приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если организации необходимо провести полный налоговый аудит, это нужно прямо прописать в договоре. Порядок проведения налогового аудита установлен в Методикеаудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., Протокол № 1).

По результатам проверки могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Об этом сказано в пункте 52 Правила (стандарта) № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности они могут описать в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники организации должны исправить ошибки. Если организация отказывается устранить нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение. Такой вывод следует из пункта 15 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Ситуация: можно ли привлечь к ответственности аудиторскую организацию, если в результате налоговой проверки участка, проверенного аудитором, были выявлены нарушения и начислены штрафы и пени

Да, можно.

Однако на практике доказать, что начисление штрафов и пеней произошло именно по причине ошибки аудитора довольно сложно.

Договор об оказании аудиторских услуг является возмездным (ст. 779 ГК РФп. 3 ч. 2 ст. 14ч. 2 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). За ненадлежащее исполнение услуги организация может потребовать от аудиторской компании возмещение убытков (даже если это не прописано в договоре). Это следует из пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ. Если в результате налоговой проверки выявлены нарушения и доначислены налоги, пени и штрафы, то с аудиторской организации можно попробовать взыскать штрафы. Что касается доначисленных налогов и пеней, то их нельзя расценивать в качестве убытка организации. Это следует из постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

Однако в арбитражной практике встречаются дела, где и штрафные санкции не следует считать убытком, поскольку связь между качеством работы аудитора и штрафом отсутствует. Например, постановление ФАС Уральского округа от 29 августа 2006 г. № Ф09-7480/06-С4.

Главбух советует: чтобы избежать споров с аудиторской компанией, в договор об оказании услуг внесите четкое условие об ответственности аудиторской организации.

Такие условия, как «Аудиторская компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством» или «Исполнитель несет материальную ответственность за причиненный заказчику ущерб в случае неквалифицированного проведения проверки», не обеспечивают гарантию возмещения убытков. Аудитор не несет ответственности за то, что искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не были обнаружены, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2006 г. № А39-8206/2005-120/17).

Наиболее оптимальным вариантом является указание на то, что если в результате налоговой проверки участка, одобренного аудитором, были выявлены нарушения, то аудиторская компания должна заплатить неустойку. В данном случае аудируемая организация не обязана доказывать причинение ей убытков из-за некачественной работы аудитора (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Кроме того, аудиторская компания может застраховать свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора (п. 4.1 ч. 1 ст. 13 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В таком случае оплачивать убытки от штрафа будет страховая компания. Изучите правила страхования данных рисков, которые установил страховщик. Споров и разногласий, скорее всего, удастся избежать, если в правилах страхования прямо записано: «Страховщик компенсирует риски, связанные с санкциями, которые налоговая инспекция налагает на потребителя аудиторских и сопутствующих им услуг».

Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как оформить Положение о коммерческой тайне

Чтобы не допустить разглашения информации, составляющей коммерческую тайну, разработайте и утвердите Положение о коммерческой тайне. В нем установите режим охраны конфиденциальных сведений, четко определите перечень таких сведений, а также перечень должностных лиц организации, имеющих к ним доступ.

Ситуация: можно ли разработать Положение о коммерческой тайне не по организации в целом, а для конкретного подразделения (отдела)

Да, можно.

Отнесение определенных сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, является правом, а не обязанностью организации (ст. 4 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ).

Чтобы не допустить разглашения информации, составляющей коммерческую тайну, организация может разработать и утвердить Положение о коммерческой тайне.

Создать такой документ можно как в целом по организации, так и для конкретного подразделения (отдела). Такой вывод позволяют сделать пункты 4 и 5 статьи 3 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ.

При этом условие о неразглашении коммерческой тайны может быть предусмотрено в трудовом договоре (ч. 4 ст. 57 ТК РФп. 6 ст. 11 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ).

Ознакомление сотрудников

На основании Положения о коммерческой тайне в трудовой договор сотрудника, допущенного к секретной информации, внесите пункт о неразглашении таких сведений (ст. 57 ТК РФ). С Положением о коммерческой тайне такие сотрудники должны быть ознакомлены под подпись (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Данный факт должен быть зафиксирован в журнале ознакомления сотрудников с Положением о коммерческой тайне.

Что не является коммерческой тайной

Не любую информацию администрация организации вправе объявить коммерческой тайной. Существует перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Это общедоступные сведения:
– содержащиеся в учредительных документах организации, документах, подтверждающих факт внесения записей об организации в соответствующие государственные реестры;
– содержащиеся в документах, дающих право на ведение предпринимательской деятельности;
– о загрязнении окружающей среды;
– о состоянии противопожарной безопасности;
– о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;
– о численности и составе сотрудников;
– о системе оплаты труда;
– об условиях труда, в том числе об охране труда;
– о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
– о наличии свободных рабочих мест;
– о задолженности по выплате зарплаты и по иным социальным выплатам;
– о нарушениях российского законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
– о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени организации, и т. д.

Полный перечень сведений, которые не относятся к коммерческой тайне, приведен в статье 5 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ.*

Ситуация: можно ли отнести к коммерческой тайне компьютерную программу, товар

Нет, нельзя.

Коммерческой тайной может быть только информация, а не вещественные объекты. Поэтому тайну составляет не сама программа, а сведения, содержащиеся в ней. Например, информация о конфигурации программы, ее пользовательском интерфейсе, внешнем виде, принципах работы. К коммерческой тайне относится не сам эксклюзивный товар, а секреты его производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ).

Главбух советует: Если в организации нет Положения о коммерческой тайне, в котором определялся бы перечень конфиденциальных сведений, его можно установить приказом руководителя организации. С данным приказом ознакомьте под подпись сотрудников, имеющих доступ к коммерческой тайне.

Пример оформления Положения о коммерческой тайне

В ЗАО «Альфа» разработано Положение о коммерческой тайне и ведется журнал ознакомления сотрудников с этим документом.

Внимание: За разглашение коммерческой тайны предусмотрена дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность.

Сотрудник, допустивший разглашение коммерческой тайны организации, несет дисциплинарную ответственность. К такому сотруднику могут быть применены меры дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения (ч. 1 ст. 192подп. «в» п. 6 ст. 81ТК РФ).

Кроме того, сотрудник, нарушивший режим коммерческой тайны, при наличии вины несет полную материальную ответственность в виде возмещения ущерба, причиненного разглашением информации (п. 7 ст. 243 ТК РФ).

Уголовная ответственность для сотрудника, нарушившего режим коммерческой тайны, может наступить в виде:
– штрафа до 120 000 руб. (или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет);
– лишения свободы на срок до трех лет.

Те же деяния, причинившие крупный ущерб (свыше 1 500 000 руб.) или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются:
– штрафом до 200 000 руб. (или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет);
– лишением свободы на срок до пяти лет.

Если разглашение коммерческой тайны привело к тяжким последствиям (например, к банкротству организации), сотруднику может грозить наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Такая ответственность предусмотрена в частях 2–4 статьи 183 Уголовного кодекса РФ.

Из закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

<…>

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду*;

2) информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны*.

<…>

Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации
1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Часть утратила силу с 1 января 2008 года.

3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.


Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.*

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию* органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.*

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.*

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

<…>

Гражданский кодекс Российской Федерации

<…>

«Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

<…>

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);*

<…>

Статья 1232. Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

2. В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежит в соответствии с настоящим Кодексом государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора, также подлежат государственной регистрации, порядок и условия которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.*

3. Государственная регистрация отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по договору, государственная регистрация залога этого права, а также государственная регистрация предоставления права использования такого результата или такого средства по договору осуществляются посредством государственной регистрации соответствующего договора.

<…>

Статья 1235. Лицензионный договор

1. По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

2. Лицензионный договор заключается в письменной форме, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное*.

Лицензионный договор подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1232 настоящего Кодекса.

Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет за собой недействительность лицензионного договора.

<…>

Статья 1238. Сублицензионный договор

1. При письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор).

2. По сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата.

3. Сублицензионный договор, заключенный на срок, превышающий срок действия лицензионного договора, считается заключенным на срок действия лицензионного договора.

4. Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат, если лицензионным договором не предусмотрено иное.

5. К сублицензионному договору применяются правила настоящего Кодекса о лицензионном договоре.

<…>

Из статьи журнала «Учет в сфере образования»№ 8, август 2009

Приобретаем программу...

В настоящий момент большая часть работы бухгалтеров учреждений автоматизирована. Программ много, и использование каждой из них не должно противоречить законодательству РФ. Какие документы необходимо оформить для подтверждения легальности программного обеспечения? Как отразить в учете купленную или полученную безвозмездно программу? Расскажем об этом.

Право пользования программным продуктом куплено

Сразу оговоримся, что исключительное право на программные продукты учреждения приобретают редко. Обычно изготовитель передает покупателю только права пользования.

Поэтому далее мы рассмотрим особенности учета именно в такой ситуации.

Что такое договор присоединения?

Ответ на этот вопрос можно найти в статье 428 Гражданского кодекса РФ. Согласно ее положениям, особенность такого договора заключается в том, что его условия указывают в формулярах и иных стандартных формах, передаваемых вместе с продуктом, или на упаковке приобретаемого программного обеспечения.

Лицензионный договор обязателен

Право на использование результата интеллектуальной деятельности можно приобрести только по лицензионному договору и подтвердить им же. Основание – статья 1235, а также пункт 1 статьи 1286 Гражданского кодекса РФ.*

Глава 69 раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» Гражданского кодекса РФ предусматривает различные меры ответственности, в том числе в виде возмещения убытков, за неправомерное использование программного обеспечения.

Более того, статья 1259 Гражданского кодекса РФ относит программы для ЭВМ к объектам авторских прав. За их нарушение статьей 146 Уголовного кодекса РФ предусмотрены определенные виды ответственности.

<…>

Пункт 2 статьи 1235 и пункт 2 статьи 1286 Гражданского кодекса РФ предполагают только письменную форму лицензионного договора.

Причем заключить его разрешено в форме договора присоединения, условия которого могут быть изложены на приобретаемом экземпляре либо на упаковке (коробке). Начало эксплуатации программы или базы данных пользователем означает его согласие на заключение сделки.*

Согласно статье 1235 Гражданского кодекса РФ, в лицензионном договоре отражают:
– дату и номер свидетельства об официальной регистрации программы в соответствующем федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
– территорию использования программы (если она не указана, то местом применения считается вся территория Российской Федерации);
– срок действия лицензионного договора (при отсутствии установленного срока документ можно считать действующим не более пяти лет);
– размер вознаграждения;
– перечень предоставляемых прав (воспроизведение, модификацию, сублицензии и т. п.).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка