Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
1 сентября 2015 1915 просмотров

Вопрос в части переоценки и налога на имущество. Построен новый объект ОС, введен в эксплуатацию в 2014 году. В текущем году планируется переоценка данного объекта, предварительные данные, стоимость после переоценки снизится почти в два раза. На сколько это правомерно (проведение переоценки нового объекта ОС), и, какие возникают налоговые риски?т

Проведение переоценки правомерно, если первоначальная стоимость объекта существенно превосходит рыночную стоимость по состоянию на конец 2015 г.

По налогу на прибыль результаты переоценки не учитываются, доходов либо расходов не возникает.

По НДС последствий не возникает, сумма входного НДС, принятого к вычету, не корректируется.

По налогу на имущество последствия переоценки зависят от того, что является налоговой базой – среднегодовая или кадастровая стоимость объекта. Если объект облагается налогом на имущество по среднегодовой стоимости, то налоговая база по налогу на имущество законно уменьшится в результате переоценки, при этом рисков не будет, если переоценка оформлена надлежащим образом. Если же объект облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости, то переоценка не повлечет изменения налоговой базы и каких-либо иных последствий по налогу на имущество.

Обоснование

1. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как провести переоценку основных средств

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

<…>

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря. При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Таким образом, необязательно проводить переоценку всех основных средств. Однако, переоценив один объект из группы однородных основных средств, нужно переоценить и все остальные объекты, входящие в эту группу. Такой порядок следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

<…>

Основные средства, один раз подвергшиеся переоценке, в дальнейшем должны переоцениваться регулярно (п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

<…>

Расчет восстановительной стоимости

Рассчитать восстановительную стоимость основного средства можно:

  • методом прямого пересчета;
  • методом индексации.

Такие методы переоценки установлены в пункте 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Выбранный метод переоценки основных средств закрепите в учетной политике организации для целей бухучета.

Метод прямого пересчета

При методе прямого пересчета нужно определить рыночную стоимость основного средства по состоянию на 31 декабря. Для этого по выбору организации могут быть использованы:

  • данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные от изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся в статистическом управлении, торговых инспекциях и т. д.;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ (газетах, журналах и т. п.) и специальной литературе;
  • оценка БТИ;
  • оценка независимого эксперта.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

<…>

Критерий существенности

Критерий существенности организация определяет самостоятельно, отразив его в учетной политике для целей бухучета (приказе о проведении переоценки) (п. 7, 8 ПБУ 1/2008).

Пример определения необходимости отражения в бухучете результатов от проведенной переоценки групп однородных объектов основных средств

ЗАО «Альфа» ежегодно проводит переоценку следующих групп однородных объектов основных средств:

  • транспортные средства;
  • вычислительная техника.

По состоянию на 31 декабря восстановительная стоимость (без учета сумм начисленной амортизации) этих групп объектов составляет 5 400 000 руб. и 150 000 руб. соответственно.

По состоянию на 31 декабря года рыночная стоимость транспортных средств равна 5 800 000 руб., а вычислительной техники – 145 000 руб. В учетной политике «Альфы» установлен уровень существенности в размере 5 процентов.

Рыночная стоимость транспортных средств больше восстановительной на 400 000 руб. (5 800 000 – 5 400 000). Чтобы определить, является ли эта разница существенной, бухгалтер рассчитал ее долю в восстановительной стоимости:
400 000 руб. : 5 400 000 руб. ? 100% = 7,41% (7,41% > 5%).

Это существенное отклонение рыночной стоимости транспортных средств от балансовой. Поэтому бухгалтер отразил в бухучете результаты переоценки транспортных средств, проведенной по состоянию на 31 декабря.

Отклонение рыночной стоимости вычислительной техники от балансовой составляет 5000 руб. (145 000 руб. – 150 000 руб.) или 3,33 процента (5000 руб. : 150 000 руб. ? 100%). Так как это отклонение несущественно (3,33% < 5%), результаты переоценки вычислительной техники бухгалтер «Альфы» не отразил.

<…>

2. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Должна ли организация ежегодно проводить переоценку основных средств. Ранее основные средства уже подвергались переоценке

Нет, не должна.

Переоценив группу однородных объектов основных средств, организация должна делать это регулярно (п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Однако в законодательстве не сказано, как часто нужно проводить переоценку, чтобы она считалась регулярной. В пункте 15 ПБУ 6/01 сказано только, что организация не должна переоценивать основные средства чаще одного раза в год.

В такой ситуации организация вправе самостоятельно определить, как часто она будет переоценивать основные средства. Например, в учетной политике для целей бухучета можно указать, что переоценка по основным средствам будет проводиться ежегодно или с регулярностью каждые два (три и т. д.) года.

Внимание: нерегулярное проведение последующих переоценок по основным средствам является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

При нерегулярном проведении переоценок на счете 01 (03) будет отражаться недостоверная информация о стоимости основных средств, ранее подвергшихся переоценке. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если организация один раз пропустила срок, установленный в учетной политике для целей бухучета для проведения переоценки, то налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если два раза подряд и больше – размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы по налогу на имущество, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.

Кроме того, за нерегулярное проведение последующих переоценок основных средств (за нарушение правил ведения бухучета) по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ). Однако наказание последует только в том случае, если нерегулярность проведения переоценки основных средств приведет к искажению показателей бухгалтерской отчетности или сумм налогов не менее чем на 10 процентов.

3. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить в бухучете переоценку основных средств

<…>

В бухучете сумма уценки по каждому объекту основных средств отражается следующими проводками:

Дебет 91-2 Кредит 01
– уменьшена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства;

Дебет 02 Кредит 91-1
– уменьшена начисленная амортизация по основному средству.

При этом по основному средству, которое ранее было дооценено, эти проводки делайте только на сумму уценки, которая превышает сумму добавочного капитала, образовавшуюся при предыдущих дооценках. Сумму добавочного капитала определите по данным аналитического учета (например, по ведомости учета результатов переоценки основных средств). Сумму уценки основного средства в пределах суммы добавочного капитала от предыдущих дооценок отразите проводками:

Дебет 83 субсчет «Переоценка основных средств» Кредит 01
– уменьшена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства в пределах добавочного капитала, сформированного при предыдущих дооценках этого объекта;

Дебет 02 Кредит 83 субсчет «Переоценка основных средств»
– уменьшена начисленная амортизация по основному средству в пределах добавочного капитала, сформированного при предыдущих дооценках этого объекта.

Такой порядок отражения в бухучете результатов от переоценки основных средств установлен в пункте 48 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

<…>

4. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить при налогообложении переоценку основных средств

<…>

ОСНО: налог на прибыль

В налоговом учете результаты от переоценки основных средств не учитываются (абз. 6 п. 1 ст. 257 НК РФ). В связи с этим если до переоценки ежемесячные суммы амортизационных отчислений в бухгалтерском и налоговом учете совпадали, то после ее проведения они будут отличаться.

<…>

Если основное средство было уценено, то в бухучете ежемесячная сумма амортизационных отчислений будет меньше, чем в налоговом учете. В этом случае в бухучете отразите постоянный налоговый актив:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)»
– учтен постоянный налоговый актив с разницы между ежемесячными амортизационными отчислениями для целей бухгалтерского и налогового учета.

Такой порядок следует из пункта 7 ПБУ 18/02.

ОСНО: налог на имущество

Результаты переоценки основных средств учтите при расчете налога на имущество. Связано это с тем, что налоговая база по налогу на имущество определяется как остаточная стоимость основного средства, сформированная по данным бухучета (п. 1 ст. 375 НК РФ). То есть с учетом его переоценок.

<…>

5. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

С какого момента нужно увеличить (уменьшить) остаточную стоимость основного средства после его переоценки для расчета налога на имущество

Результаты переоценки учитывайте при расчете налога (среднегодовой стоимости имущества) отчетного года, в котором она была проведена (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Это связано с тем, что остаточную стоимость основного средства для расчета налога на имущество нужно определять по правилам бухучета (п. 1 ст. 375 НК РФ). В бухучете стоимость основного средства переоценивается по состоянию на 31 декабря отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н)..

<…>

6. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Как определить базу для расчета налога на имущество

Налоговой базой по налогу на имущество может быть:

1) кадастровая стоимость – для расчета налога по следующим объектам:

  • административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ);
  • нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не имеют в России постоянных представительств;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не используются в деятельности постоянных представительств в России;
  • жилые дома или помещения (в т. ч. и те, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств);

2) среднегодовая стоимость имущества (при расчете авансовых платежей применяется средняя стоимость имущества за I квартал, полугодие или девять месяцев) – для расчета налога по всем остальным объектам.

Решение о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости принимают власти субъектов РФ и оформляют законами. Для этого предварительно утверждают результаты кадастровой оценки недвижимости – без этого принимать законы власти регионов не вправе. Более того, они должны заранее утвердить и опубликовать перечни конкретных объектов недвижимости, указав их кадастровые номера и адреса, по которым налог надо определять исходя из кадастровой стоимости. Если к началу очередного налогового периода полный комплект региональных документов не подготовлен, рассчитывать налог на имущество в этом периоде нужно исходя из среднегодовой (средней) стоимости имущества. Однако после вступления в силу нового порядка возврат к прежним правилам определения налоговой базы будет невозможен.

Такие правила установлены статьями 375 и 378.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-05-07-08/51796 и ФНС России от 31 октября 2013 г. № БС-4-11/19535.

Узнать, в каких регионах действует (планируется к введению) новый порядок и к какому имуществу он применяется, поможет таблица.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка