Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
3 сентября 2015 18 просмотров

На общем годовом собрании участников общества единогласно принят ревизор общества, с целью проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности общества за 2014 год. Вопрос: За счет каких средств производится оплата труда ревизора? Какие документы необходимо оформить, заключить, для исполнения решения участников. (Договор возмездного оказания услуг, договор о компенсации понесенных расходов и прочее). Спасибо.

Если выплаты членам ревизионной комиссии производятся только на основании решения общего собрания участников в соответствии с уставом без оформления дополнительных договоров (гражданско-правового договора на оказание услуг с ревизором), по мнению Минфина России, учесть вознаграждения членам ревизионной комиссии при расчете налога на прибыль нельзя. Подобные вознаграждения осуществляются за счет прибыли, оставшейся после уплаты налогов.

Если после того как общим собранием участников будет назначен ревизор, с ним будет заключен договор гражданско-правового характера (договор на оказание услуг), вознаграждение ревизору, предусмотренное таким договором, можно учесть для целей налогообложения прибыли при условии надлежащего документального подтверждения. При этом компенсация понесенных расходов может быть предусмотрена прямо в договоре на оказание услуг.

Оформить выполнение услуг можно актом об оказании услуг.

Обоснование

1.Из статьи журнала «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 13-14, ИЮЛЬ 2011

Выплаты членам совета директоров и ревизионной комиссии: налоговый учет и страховые взносы

Черевадская О. Е., эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Близится к завершению сезон ежегодных общих собраний акционеров. Среди множества других аспектов на таких мероприятиях решаются вопросы о выплате вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии. Рассмотрим особенности отражения этих выплат в налоговом учете, выясним, облагаются ли они страховыми взносами

Действующим законодательством предусмотрена возможность выплаты акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью вознаграждений членам совета директоров, а также вознаграждений членам ревизионных комиссий.

Выплаты членам совета директоров (и членам ревизионной комиссии акционерного общества) производятся по решению общего собрания акционеров или участников . Основание — пункт 2 статьи 64 и пункт 1статьи 85 Федерального закона от 26.12.95 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон №208-ФЗ) и пункт 2 статьи 32 Федерального закона от 08.02.98 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон №14-ФЗ). Помимо или вместо вознаграждения членам совета директоров и ревизорам по решению общего собрания могут возмещаться расходы, связанные с исполнением ими своих функций и обязанностей.

Основные функции совета директоров и ревизионной комиссии

Акционерное общество. Согласно статье 103 ГКРФ в акционерном обществе с числом акционеров более 50 в обязательном порядке создается совет директоров (или наблюдательный совет), который осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. В соответствии с положениями Закона №208-ФЗ исключительная компетенция совета директоров определяется уставом акционерного общества.

Как следует из пункта 1 статьи 65 Закона №208-ФЗ, вопросы, входящие в компетенцию совета директоров акционерного общества, условно можно разделить на четыре группы.

1.Стратегические вопросы, в рамках решения которых совет директоровопределяет приоритетные направления деятельности общества. Во исполнение этой важной функции совет директоров в соответствии сКодексом корпоративного поведения , утвержденным распоряжением ФКЦБ РФ от 04.04.2002 №421/р , может:

  • устанавливать основные ориентиры деятельности общества на долгосрочную перспективу;
  • принимать годовой финансово-хозяйственный план;
  • обеспечивать эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
  • устанавливать контроль за созданием системы управления рисками;
  • обеспечивать эффективную деятельность исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью.

2.Организационные вопросы:

  • созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров;
  • вопросы, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров (утверждение повестки дня, определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и др.);
  • образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  • утверждение внутренних документов общества, за исключением тех внутренних документов, принятие которых по законодательству отнесено к компетенции общего собрания акционеров либо исполнительного органа.

3.Имущественные вопросы:

  • увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций (если по уставу этот вопрос отнесен к компетенции совета директоров);
  • размещение или приобретение размещенных обществом облигаций, акций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренныхЗаконом №208-ФЗ;
  • определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа ценных бумаг согласно Закону №208-ФЗ;
  • рекомендации по размеру вознаграждения и компенсации расходовчленам ревизионной комиссии, а также определение величины оплаты услуг аудитора;
  • рекомендации по величине дивиденда по акциям и порядку еговыплаты;
  • использование резервного и иных фондов акционерного общества;
  • одобрение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях.

4.Вопросы смешанного характера:

  • создание филиалов и представительств акционерного общества;
  • утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с регистратором.

Указанные выше функции возложены на совет директоров потому, что высший орган управления акционерного общества — общее собрание акционеров собирается нечасто. А ведение хозяйственной деятельности и осуществление контроля за ней требуют оперативности и определенной квалификации. Именно поэтому такой орган, как совет директоров, необходим.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия. Такие требования приведены в пункте 1статьи 85 Закона №208-ФЗ. Ревизионная комиссия имеет право проверять финансово-хозяйственную деятельность как по итогам работы за год, так и в любое другое время. Проверка может проводиться по инициативе самого ревизора, или по решению совета директоров компании, общего собрания акционеров, или по требованию акционера, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

Общество с ограниченной ответственностью. Вне зависимости от количества участников образование в обществе с ограниченной ответственностью совета директоров не является обязательным. Круг полномочий, которыми может быть наделен совет директоров хозяйственных обществ данного типа, обозначен в пункте 2 статьи 32 Закона №14-ФЗ и аналогичен перечню функций, предусмотренных длясовета директоров акционерного общества.

Кроме того, уставом общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии. Ее создание обязательно в обществах, имеющих свыше 15 участников (п. 6 ст. 32 Закона №14-ФЗ). При этом функции ревизионной комиссии вправе осуществлять независимый аудитор, утвержденный общим собранием участников.

Безусловно, и совет директоров, и ревизионная комиссия в хозяйственных обществах выполняют важные функции. Поэтому члены указанных органов могут и должны получать достойное вознаграждение.

Налоговый учет

<…>

Выплаты членам ревизионной комиссии. По поводу отражения в налоговом учете таких выплат в главе 25 НКРФ нет четких указаний. Особенности включения в расходы вознаграждения ревизорам зависят от того, как оформлены взаимоотношения между ними и обществом. При этом возможны два варианта: с ревизорами заключается гражданско-правовой договор на оказание услуг (или трудовой договор) либо вознаграждение выплачивается только на основании решения общего собрания акционеров (участников).

Первый вариант. После того как общим собранием акционеров (участников) будет назначен ревизор, с ним заключается договор гражданско-правового характера (трудовой договор). Согласно пункту 21статьи 255 НКРФ в налоговом учете признаются расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда). Поэтому вознаграждение ревизору, предусмотренное таким договором, можно учесть для целей налогообложения прибыли 1 при условии надлежащего документального подтверждения согласно пункту 1 статьи 252 НКРФ (письмо Минфина России от 19.01.2006 №03-03-04/1/48). Однако при подобном способе оформления отношений с членами ревизионной комиссии организации следует включить их вознаграждение и в базу для обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды, но подробнее об этом рассказано ниже.1 Если заключен трудовой договор, выплата признается в расходах на основании пункта 1 статьи 255 НКРФ.

Второй вариант. Выплаты членам ревизионной комиссии производятся только на основании решения общего собрания акционеров (участников) в соответствии с уставом без оформления дополнительных договоров. Можно ли учесть такие выплаты при налогообложении прибыли, опираясь на норму пункта 21 статьи 255 НКРФ? По мнению Минфина России, изложенному в письме от 23.11.2004 №03-03-01-04/1/135 , применять данную норму в рассматриваемом случае нельзя. Ведь если ревизоры не связаны с акционерным обществом каким-либо договором, возникающие между ними отношения не являются ни трудовыми, ни гражданско-правовыми, поскольку:

  • избранные ревизоры выполняют свои функции на основании устава общества, а не контракта;
  • общество не обязано оплачивать работу ревизора. Оно делает это по усмотрению общего собрания, в то время как обязанность оплаты — признак гражданско-правового договора.

2 Об этом говорится в письме Минфина России от 10.07.2007 №030306/1/475. Кроме того, согласно пункту 21 статьи 270 НКРФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимовыплат на основании трудовых договоров (контрактов). Поэтому, по мнению финансового ведомства, в рассматриваемом случаевознаграждения членам ревизионной комиссии не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Подобные вознагражденияосуществляются за счет прибыли, оставшейся после уплаты налогов 2 .

Выплаты членам ревизионной комиссии нельзя учесть для целей налогообложения прибыли и в качестве расходов на управление организацией. Ведь в компетенцию ревизоров входит только проверка финансово-хозяйственной деятельности. А это не может квалифицироваться как управление организацией или отдельными ее подразделениями в смысле подпункта 18 пункта 1 статьи 264 НКРФ. Поэтому расходы акционерного общества на выплату вознагражденийчленам ревизионной комиссии не относятся в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 02.03.2006 №03-03-04/1/166 .

Отметим, что указанная позиция Минфина России не бесспорна. Есть судебное решение, когда признано правомерным для целей налогового учета отражение выплат членам ревизионной комиссии в качестве расходов на управление организацией, — постановление ФАС Центрального округа от 18.12.2006 по делу №А54-1667/2006С2 .Так, суд принял во внимание нормы статьи 85 Закона №208ФЗ и положение о выплате членам ревизионной комиссии вознаграждений и компенсаций, утвержденное общим собранием акционеров. Изучив указанные документы, суд выяснил, что ревизионная комиссия избрана для осуществления контроля за финансовой деятельностью организации.Вознаграждения членам ревизионной комиссии экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НКРФ). Поэтому суммывознаграждения, выплаченные членам ревизионной комиссии, могут быть отнесены как к расходам на управление организацией или отдельными ее подразделениями, так и к расходам на приобретение названных услуг. Либо данные выплаты можно включить в состав других расходов, связанных с производством или реализацией. Следовательно, их можно принять к налоговому учету в качестве управленческих расходов на основании подпунктов 18 или 49 пункта 1 статьи 264 НКРФ. Известны и другие решения судов в пользу признания в налоговом учете расходов на выплату вознаграждения членам ревизионной комиссии при отсутствии трудовых и гражданско-правовых договоров с ними: Определение ВАС РФ от 18.08.2009 №ВАС-10023/09 , постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.03.2008 №Ф03-А59/07-2/6442 .

В то же время есть судебные решения, в которых суды, руководствуясьпунктом 1 статьи 270 НКРФ, признавали правомерным невключение в расходы налогового учета выплат ревизорам (постановления ФАС Московского округа от 24.01.2011 №КА-А40/17017-10 и от 23.04.2008 №КА-А40/2271-08). Однако эти решения вынесены в пользу налогоплательщиков и были связаны с налоговыми спорами, касающимися доначисления ЕСН.

Тем не менее организации, принявшей решение уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму выплат членам ревизионнойкомиссии, которые производятся только на основании решения общего собрания акционеров и устава, следует быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.*

<…>

2.Из ситуации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Нужно ли оформлять акт по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг)

Составление акта об оказании услуг (выполнении работ) обязательно, только если такое требование предусмотрено гражданским законодательством или заключенным договором.* Такого мнения придерживается Минфин России (письмо от 13 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/750). В свою очередь Гражданский кодекс РФ прямо предписывает составлять акт об оказании услуг (выполнении работ) лишь при выполнении работ по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). О составлении акта упоминается и в статье 720 Гражданского кодекса РФ, которая распространяется на все виды договора подряда. Однако в ней сказано, что наряду с актом стороны могут составить и другой документ, удостоверяющий приемку.

Акты по гражданско-правовому договору можно составить следующим образом:

В остальных случаях составлять акт не обязательно. Поэтому факт выполнения работ (оказания услуг) для целей бухучета и налогообложения может быть подтвержден иным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 1 ст. 252 НК РФ). Например, для договора перевозки факт оказания услуг подтверждается третьим экземпляром товарно-транспортной накладной. Если перевозка груза на грузовом автомобиле оплачивается заказчиком по повременному тарифу, то документом, подтверждающим факт выполнения услуг по перевозке, помимо товарно-транспортной накладной, является отрывной талон к путевому листу. Факт оказания услуг по договору комиссии подтверждается отчетом комиссионера (ст. 999 ГК РФ). По агентскому договору – отчетом агента (ст. 1008 ГК РФ). По договорам поручения (если это предусмотрено самим договором) – отчетом поверенного (абз. 5 ст. 974 ГК РФ).

Вместе с тем, для признания расходов по договору при налогообложении акт может потребоваться и в случаях, не предусмотренных в гражданском законодательстве. В Налоговом кодексе РФ сказано, что акт нужен организациям, применяющим метод начисления, для признания материальных расходов по договорам на выполнение работ (оказание услуг) производственного характера (подп. п. п. 6 п. 1 ст. 254,п. 2 ст. 272 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 29 декабря 2009 г. № 3-2-09/279.

Главбух советует: в тех случаях, когда составление акта не является обязательным, работы (услуги, права) можно учесть в бухучете и при налогообложении на основании договора (либо иных документов, подтверждающих факт выполнения работы, оказанияуслуги, отчуждения права) (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 1 ст. 252 НК РФ).

Для этого, например, пропишите в договоре следующее условие. Если заказчик по факту оказания услуг, указанного в договоре, не предъявляет претензий к исполнителю, услуга считается оказанной (работы выполненными). При этом в качестве документов, подтверждающих факт оказания услуг, могут, в частности, выступать:

  • договор;
  • счет на оплату;
  • платежные документы.

Подтверждает данный подход Минфин России в письмах от 4 мая 2012 г. № 03-03-06/1/226 и от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/778.

Вместе с тем, это не касается работ (услуг), по которым приемка в обязательном порядке должна оформляться отдельным документом. Например, по строительному подряду, по которому акт обязателен (п. 4 ст. 753 ГК РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка