Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
10 сентября 2015 338 просмотров

У меня несколько вопросов на одну тему!Организация собирается заниматься добычей воды из недр земли, упаковывать в тару и продавать населению. Вопросы.1. Что для этих целей лучше открыть ИП или ООО2. Как и в какой момент учитывается скважина на балансе.3. какой ОКВЭД выбрать для добычи, производства и продажи.4 Какой вид лицензии оформляется для данных видов деятельности. 5.Имеет ли право организация получившая вышеупомянутые лицензии передать из в аренду, если нет то можно ли переделать данную лицензию на другое юридическое лицо.6. Какие налоги в этом случае придется платить, помимо УСНО доходы минус расходы.(водный, земольный и т.п.)

6. Нет, нельзя.

Право пользования участком или участками недр, приобретенное в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Законом о недрах (при реорганизации, между дочерними организациями, при концессионном соглашении и т. д.) (см. ст. 17.1 Закона о недрах).

7. Если земля, на которой планируется бурить скважину, принадлежит ООО или ИП на праве собственности, следует уплачивать налог на землю.

Водный налог и плата за пользование недрами уплачивается только если скважина находится глубже первого водоносного слоя. Тогда же требуется и получать лицензию.
Только забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта налогообложению водным налогом не подлежит (Письмо Минфина РФ от 23.05.2007 N 03-06-05-02/5)

Соответственно, организация, имеющая лицензию на добычу воды, должна уплачивать и налог на воду.

Обоснование

Из Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»

<…>

Статья 17.1. Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр

Право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:

реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы;

реорганизация юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ;

реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;

юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица;

передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом основного общества, юридическому лицу, являющемуся дочерним обществом того же основного общества, по его указанию, при соблюдении указанных условий;

приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах;

заключения концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

Передача права пользования участками недр, предоставленными субъектам предпринимательской деятельности на основании соглашений о разделе продукции, и переоформление лицензий на пользование участками недр осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".

Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.

Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.

Отказ в переоформлении лицензий на пользование участками недр может быть обжалован в суд.

Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом или иными федеральными законами.

Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.

<…>

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Кто должен платить земельный налог

Налогоплательщики

Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.

Участки, не облагаемые земельным налогом

Не признаются объектами налогообложения земельные участки, которые:

1) изъяты из оборота. Это земли федеральной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, также они не могут стать объектом договоров купли-продажи, дарения и т. д. (абз. 1 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ;

2) ограничены в обороте. Это земли государственной или муниципальной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, кроме случаев, установленных законодательством (абз. 2 п. 2 и п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Для целей налогообложения к ограниченным в обороте отнесены земельные участки:

  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками, объектами археологического наследия;
  • входящие в состав земель лесного фонда;
  • занятые водными объектами в составе водного фонда. Причем сюда относятся и земли под гидротехническими сооружениями, которые расположены в пределах водохранилища, если они имеют соответствующие водному объекту виды разрешенного использования (письмо Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-02/17246).

3) входят в состав общего имущества многоквартирных домов.

Перечень земель, освобожденных от налогообложения, приведен впункте 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ.

Льготы по земельному налогу

Некоторые организации освобождаются от уплаты земельного налога. К ним, в частности, относятся:

  • общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу, указан в статье 395 Налогового кодекса РФ.

От уплаты земельного налога могут освобождаться и другие категории плательщиков, если это предусмотрено местным законодательством. Также местные власти могут предоставлять льготы в виде:

  • не облагаемой земельным налогом суммы;
  • уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Правила отражения льгот в декларации по земельному налогу установлены в разделе V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

Ситуация: должно ли платить земельный налог садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение

Да, должно, но только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности.

Организации должны платить земельный налог по земельным участкам, в отношении которых они признаются собственниками. Об этом сказано в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ. При этом садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение может быть создано в форме товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства (п. 1 ст. 4 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). Такое объединение признается юридическим лицом (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Поэтому оно подлежит госрегистрации (ст. 51 ГК РФ).

После госрегистрации объединения земельный участок предоставляется:

  • в безвозмездное срочное пользование такому объединению;
  • за плату в совместную собственность членов такого объединения.

Этот земельный участок состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. После утверждения и выноса в натуру плана организации и застройки территории объединения индивидуальные участки предоставляются его членам (гражданам):

  • в собственность или на ином вещном праве (в случае, если земельный участок объединению был предоставлен бесплатно);
  • в собственность (в случае, если земельный участок был предоставлен за плату).

Земли общего пользования предоставляются садоводческому (огородническому, дачному) некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве (например, на праве постоянного (бессрочного) пользования) (ст. 216 ГК РФ). Такие правила установлены в пункте 4 статьи 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ.

Таким образом, садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение должно платить земельный налог только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог в отношении индивидуальных участков объединение платить не должно, так как эти земли являются собственностью граждан – членов объединения или принадлежат им на ином вещном праве (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Если граждане создали огородническое некоммерческое объединение, они могут на общем собрании принять решение о закреплении за ним как юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (индивидуальных и общего пользования) (п. 4 ст. 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). В этом случае объединение как юридическое лицо должно будет платить земельный налог в отношении этих участков при условии, что они будут закреплены за ним на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).

<…>

Из Письма Минфина РФ от 23.05.2007 N 03-06-05-02/5. Вопрос: «О критериях отнесения водопользователей к налогоплательщикам водного налога в связи с вступлением в силу с 01.01.2007 Водного кодекса РФ и об отсутствии оснований для налогообложения водным налогом забора воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта».

<…>

«Что касается организаций и физических лиц, осуществляющих забор воды из подземных источников, то в соответствии со ст. 9 Водного кодекса физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно Водному кодексу, действовавшему до 1 января 2007 г., и Правилам предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383, при осуществлении забора воды из бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного питьевого водоснабжения, получения лицензии на водопользование не требовалось.

Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что указанное пользование подземными водными объектами лицензированию не подлежит.

В соответствии с новой редакцией Водного кодекса, вступившей в действие с 1 января 2007 г., забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта также не подлежит лицензированию.

Учитывая изложенное, забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта налогообложению водным налогом не подлежит»*

<…>

Из статьи журнала «Учет в сельском хозяйстве» № 6, июнь2012

Уплата водного налога при наличии лицензии

Сельхозтоваропроизводитель имеет лицензию на водопользование. Нужно ли ему платить водный налог?

Отвечает
Т.Н. Фисенко,
аудитор

Да, нужно. В связи с введением в действие Водного кодекса РФ (с 1 января 2007 года) была отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами. Водопользование стало возможным лишь в случае заключения соответствующего договора или на основании решения (ст. 20 Водного кодекса РФ). Поэтому организация, которая получила лицензию до вступления в силу Водного кодекса РФ, признается плательщиком водного налога до окончания ее срока действия. А также до переоформления права пользования водными объектами в соответствии с требованиями Водного кодекса РФ. Об этом говорится в письме Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-06-06-02/5.

Из статьи журнала «Учет в сельском хозяйстве» № 8, август 2012

Добываем воду из скважины

Ю.В. Лакша, налоговый консультант

Агрофирма использует водные ресурсы для производства сельхозпродукции. О порядке уплаты водного налога, а также о применении льготы для сельхозпроизводителей рассказали чиновники, в частности, в письме Минфина России от 25 июня 2012 г. №03-06-05-04/3.

Кто уплачивает налог

Плательщиками водного налога являются организации, которые для забора воды используют сооружения, технические средства и устройства.

А вот те организации, которые имеют право пользоваться водными ресурсами на основании договоров водопользования, данный налог не уплачивают. Это установлено статьей 333.8 Налогового кодекса РФ.

Также сюда относятся хозяйства, которые имеют решения о предоставлении водных объектов в пользование, заключенные и принятые после введения в действие Водного кодекса РФ,

Обязанность уплатить налог возникает при:

  • заборе воды из водных объектов;
  • использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использовании водных объектов для сплава древесины в плотах и кошелях.

Льгота для сельхозорганизации

О том, когда водный налог не уплачивается, сказано в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. В частности, это случай, когда организация производит забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища). А также для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций (подп. 13 п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ).

А вот можно ли не платить водный налог, если вода добывается из скважины для орошения выращиваемых овощных культур в теплицах, которые расположены на территории земель сельскохозяйственного назначения? При условии, что данная скважина эксплуатируется хозяйством на основании лицензии на пользование недрами с целевым назначением «Добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта».

Чиновники Минфина России в письме от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7посчитали, что хозяйство должно платить водный налог. И вот почему.

Хозяйство пользуется подземными водами на основании лицензии на пользование недрами, выдача которой предусмотрена Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». Такая лицензия – государственное разрешение, удостоверяющее право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, для определенных целей в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

То есть хозяйство добывает воду собственными силами. А для того чтобы не платить налог на основании подпункта 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ, необходимо наличие соответствующей лицензии. В ней обязательно должны быть зафиксированы лимиты водопользования или разрешенный, то есть предельно допустимый объем забираемой воды, установленный для такой цели. Таким образом, основание для применения льготы в данном случае отсутствует, а значит, организация должна уплачивать водный налог в общеустановленном порядке.

Забор воды для хозяйственно-бытовых нужд

Если на территории земельного участка сельхозорганизации расположена скважина для добычи воды с поверхностного слоя в целях хозяйственно-бытовых нужд, то данная деятельность не подлежит лицензированию. А это значит, что хозяйство не должно рассчитывать и перечислять в бюджет водный налог.

Дело в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса РФ плательщиками водного налога признаются те организации, которые осуществляют специальное или особое водопользование.

А такое водопользование, как известно, подлежит лицензированию. Что касается недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов, то тут следует руководствоваться нормой пункта 1.3Инструкции Роскомнедр от 14 апреля 1994 года, которой установлено, что для данных объектов оформление лицензии не требуется. Об этом говорится в письмах Минфина России от 25 июня 2012 г. № 03-06-05-04/3 иот 10 февраля 2012 г. № 03-06-06-02/1.

Последствия ошибки в расчете налога

Для анализа ситуации рассмотрим постановление ФАС Уральского округа от 19 октября 2010 г. № Ф09-8612/10-С3. Организация уменьшила сумму подлежащего уплате водного налога в результате перерасчета налоговой базы. Это случилось по причине замены в расчетах объема воды, забранной из объекта, на объем сточных вод, сброшенных в водный объект после использования в технологическом процессе. То есть хозяйство посчитало, что базой по водному налогу является объем безвозвратно изъятой (исключенной, удаленной) воды, забранный в пределах допустимого изъятия. После чего компания подала уточненные декларации.

По результатам проверки налоговики доначислили налог. И суд признал правоту ревизоров. При этом указав, что база для расчета налога определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период без учета сброса сточных вод. Данная норма предусмотренастатьей 333.10 Налогового кодекса РФ. А вот возможность корректировать базу по водному налогу Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.

Важно запомнить

В процессе добычи и забора воды организация должна учитывать не только производственную специфику, но и особенности расчета и уплаты водного налога.

Из статьи журнала «Учет в сельском хозяйстве»

4апрель2010

Агрофирма добывает воду из скважины

И.О. Астрова, аудитор

В сельской местности, как правило, отсутствует центральное водоснабжение. Поэтому многие агрофирмы добывают воду для бытовых и промышленных нужд из подземных источников. При этом у организации появляются не только лишние затраты, но и дополнительное налогообложение...

Как учесть расходы на установку скважины

Расходы, связанные с сооружением скважины, – это капитальные вложения организации в основные средства. К таким расходам, как правило, относятся проектные, регистрационные работы, затраты на необходимое оборудование (насос, трубы и т. д.) и собственно сами буровые работы. В бухгалтерском учете все издержки, связанные с созданием скважины, накапливаются на счете 08 субсчет «Капитальные вложения в строящиеся объекты основных средств».

При вводе скважины в эксплуатацию оформляется акт по форме № ОС-1«Акт (накладная) приемки-передачи основных средств».

После ввода в эксплуатацию скважина учитывается на счете 01 «Основные средства». Затраты на содержание скважины списываются в расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

В налоговом учете объект относится к шестой амортизационной группе со сроком полезного использования от 10 до 15 лет включительно.

Текущие издержки на содержание скважины списываются на расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 253 Налогового кодекса РФ).

Поскольку скважина является объектом основных средств, то организация должна уплачивать налог на имущество (ст. 375 Налогового кодекса РФ).

Дополнительные налоги и платежи зависят от вида скважины

Организации, у которых есть скважины, являются пользователями недр. Более того, они обязаны уплачивать водный налог, получить соответствующую лицензию и вносить платежи за пользование недрами. Правда, все эти обязанности «грозят» агрофирме только лишь в том случае, если скважина находится глубже первого водоносного слоя.

Если у организации бытовой колодец или скважина первого водоносного горизонта, то лицензии в этом случае не требуется (письмо Минфина России от 30 января 2007 г. № 03-06-06-02/2). А раз не требуется лицензия, то платить за пользование недрами организации тоже не нужно (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», далее – Закон «О недрах»). К тому же сельхозпредприятие освобождается от водного налога (письмо Минфина России от 23 мая 2007 г. № 03-06-05-02/5).

Первым водоносным горизонтом называется ближайший от поверхности водный пласт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Однако такие воды подвержены загрязнению, уровень их колеблется в зависимости от выпадения осадков или засухи.

В зимнее время они могут промерзать, следовательно, водоснабжение может прерваться.

Так что в большинстве случаев организации имеют скважины глубже первого водоносного слоя. Межпластовые воды более чистые, чем грунтовые, их уровень более постоянен во времени. При этом, как вы понимаете, у организации появляется обязанность уплачивать дополнительные налоги и платежи.

Плата за пользование недрами

Как только организация начнет добывать воду из скважины глубже первого водоносного слоя, она становится пользователем участка недр. В этом случае на агрофирму распространяется действие Закона «О недрах». В соответствии с ним она обязана платить за пользование недрами (ст. 39 Закона «О недрах»). Есть разовые платежи и регулярные. В рассматриваемой ситуации организация уплачивает разовые платежи. Их суммы прописываются в лицензии, срок уплаты наступает при определенных событиях, опять же оговоренных в лицензии (ст. 39 Закона «О недрах»).

Что касается регулярных платежей, то их агрофирма не уплачивает, поскольку такие платежи положены только за конкретные виды работ, прописанные в статье 43 Закона «О недрах». Про добычу подземных вод там не сказано.

Платежи за пользование недрами можно учесть в качестве расходов при налогообложении прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Это подтверждают чиновники Минфина России в письме от 19 августа 2008 г. № 03-03-06/1/171.

Как учесть расходы на лицензирование

Поскольку организация является пользователем недр, ей необходимо получить соответствующую лицензию (ст. 11 Закона «О недрах»). Эта лицензия будет подтверждать право организации пользоваться участком недр. В ней также будут прописаны границы пользования, цели и срок ее действия, размер и условия платежей. Форма бланка лицензии утвержденаприказом МПР от 29 сентября 2009 г. № 315.

В бухгалтерском учете стоимость полученной лицензии рассматривается как расходы будущих периодов (п. 65 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Списывать такие суммы необходимо равномерно или пропорционально произведенной продукции в течение периода, на который выдана лицензия. Выбранный порядок следует закрепить в учетной политике организации.

Стоимость лицензии в налоговом учете учитывается либо в составе нематериальных активов, либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Если лицензия принята к учету как НМА, то ее стоимость списывается через амортизацию (ст. 256–259.2 Налогового кодекса РФ). Если же организация учитывает стоимость лицензии в расходах, то списывает ее равными частями в течение двух лет (п. 1 ст. 325 Налогового кодекса РФ).

Выбранный порядок учета также необходимо закрепить в учетной политике.

Бывает, что организации не удается получить лицензию. Издержки в этом случае также можно учесть в расходах по налогу на прибыль. Они списываются в течение пяти лет, начиная с месяца, следующего за месяцем отказа.

Водный налог или НДПИ

Организации, которые используют скважины, должны уплачивать водный налог. При этом налоговая база определяется как объем забранной воды за налоговый период, которым признается квартал (п. 2 ст. 333.10ст. 333.11Налогового кодекса РФ). Объем воды определяется на основании показаний измерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 Налогового кодекса РФ).

Если приборы отсутствуют, то объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.

Если же определить объем забранной воды невозможно, то он рассчитывается исходя из норм водопотребления.

Хорошая новость для агрофирм: если вода используется для орошения земель сельхозназначения, а также для водопоя (обслуживания) скота и птицы, то налог в этом случае уплачивать не надо (подп. 13 п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ).

Однако если при этом сельхозпредприятие будет использовать воду, например, для столовой, то заплатить налог придется. Только в расчет берется ровно то количество воды, которая используется в столовой.

И еще один важный момент. Если организация добывает термальные воды или вода содержит полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы, то в этом случае уплачивается не водный налог, а налог на добычу полезных ископаемых (п. 2 ст. 333.9п. 1 ст. 336 и подп. 15 п. 2 ст. 337Налогового кодекса РФ). Поэтому агропредприятию целесообразно провести экспертизу добываемой из скважины воды и решить, какой налог она должна платить: НДПИ или водный.

Если организация нарушила условия лицензии

Организацию, которая добывает воду без лицензии, могут привлечь к ответственности по статье 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф составит от 30 000 до 40 000 руб.

Если при этом воду используют в предпринимательских целях для извлечения дохода, то руководителя могут привлечь к уголовной ответственности.

Бывает так, что у агрофирмы есть лицензия, но при этом она нарушает ее условия.

Так, например, нарушение может состоять в нецелевом использовании добываемой воды, нарушении границ предоставленного участка недр и т. д. (п. 8.1 постановления Верховного совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1«О порядке введения в действие положения...»). Это тоже основание, чтобы привлечь организацию к административной ответственности (ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях). На юридических лиц могут наложить взыскание в размере от 5000 до 10 000 руб., на должностных лиц – от 500 до 1000 руб.

Получаем лицензию

Чтобы получить лицензию, организация должна подать заявку в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы. В ней необходимо указать:
– целевое назначение использования подземных вод;
– обоснование потребности воды с учетом перспективы развития агропредприятия.

Такие требования содержит приказ МПР России от 29 ноября 2004 г. № 710 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок...».

Чиновники должны рассмотреть заявку в течение 30 дней и выдать заключение. Далее это заключение рассматривает уже специальная комиссия. Опять же через 30 дней комиссия должна удовлетворить заявку либо отказать. Случаи, в которых комиссия имеет право отклонить заявку, указаны в статье 14 Закона «О недрах».

Если комиссия дала добро, то все материалы передаются обратно в агентство по недропользованию и начинается оформление лицензии. Организация должна заплатить за оформление лицензии сбор, размер которого определяет Геолком России.

Санитарные требования, предъявляемые к воде

Если вода добывается не только в технических, но и в питьевых или лечебных целях, то необходимо проверить ее на соответствие санитарным нормам. Эти нормативы утверждаются постановлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека и Главным санитарным врачом РФ.

Скважину разрешено использовать только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о том, что вода соответствует установленным санитарным правилам и безопасна для здоровья населения (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Агрофирма должна также следить за тем, чтобы вода в виде отходов от производства не наносила ущерб окружающей среде.

Нормативы допустимого воздействия на воду утвержденыпостановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов...». За нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения организации грозит штраф по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях на сумму от 10 000 до 20 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка