Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
14 сентября 2015 9 просмотров

В нашей организации проходит выездная налоговая проверка и у нас по этому поводу возникло несколько вопросов по выставленному очередному требованию. Нами было проведено ряд работ по благоустройству территории, а именно был проведен вынос высоковольтных линий в связи с этим МРИ ФНС просит нас предоставить список сотрудников подрядных организаций, выполнявших данные работы, удостоверения, подтверждающие пройденную проверку знаний правил безопасности при выполнении работ по выносу высоковольтных линий и кабельных линий сотрудников подрядных организаций, разрешения на ввод в эксплуатацию обьектов, после окончания монтажных работ, выполненных подрядчиками, свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ, выданные подрядчикам. Правомерно ли данное требование? Мы считаем что все эти документы они должны истребовать у подрядной организации, а не у нас или мы не правы? Как нам возможно ответить на данное требование, на какие ссылаться нормативные документы? Заранее спасибо за ответ!

Инспекция при проведении выездной проверки вправе затребовать у организации любые документы (копии документов), относящиеся к проверяемому периоду, а организация обязана их предоставить. При этом инспекция вправе, но не обязана требовать их у контрагента организации.

Инспекторы могут привлечь организацию к ответственности за отказ предоставить требуемые документы. Организацию могут оштрафать на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).
Поэтому организации следует предоставить инспекции все имеющиеся документы из требуемых, и уведомить о причинах отсутствия некоторых из них. Сделать это можно в том же порядке, который организация использует, если не может своевременно исполнить требование инспекции о представлении документов (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ). Дополнительно к уведомлению о невозможности своевременного исполнения требования приложите копии документов, которые подтвердят причину отсутствия истребуемых документов.

Важно отметить, что уважительной причиной непредставления документов ИФНС является, в частности, отсутствие обязанности налогоплательщика их составлять. Причем при отсутствии документов по этим причинам, имеющим документальное подтверждение, арбитры становятся на сторону проверяемых (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 28 декабря 2009 г. № А49-2910/2009, Волго-Вятского округа от 21 декабря 2009 г. № А82-9362/2008от 15 августа 2006 г. № А17-6893/5-2005Северо-Западного округа от 25 января 2008 г. № А42-6974/2006). Поэтому решение о привлечении организации к ответственности за непредставление требуемых документов по причине отсутствия обязанности из составлять организация, вероятней всего, сумеет оспорить в вышестоящем налоговом органе или суде.

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как подать документы по требованию проверяющих при выездной налоговой проверке

В ходе выездной налоговой проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. В свою очередь организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомления с этими документами. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Как проверяющие запрашивают документы

Если выездная проверка проходит на территории организации, проверяющие вправе запросить копии документов в письменной форме, предъявив организации требование о представлении документов. Наряду с этим проверяющие могут в устной форме запросить подлинники документов для ознакомления (с согласия организации) на месте проведения проверки. Если организация отказывается представить оригиналы документов для ознакомления, инспекция предупредит ее об обязанности обеспечить проверяющим такую возможность специальным уведомлением.

Если выездная проверка проводится по местонахождению инспекции, проверяющие вправе запросить документы в письменной форме и ознакомиться с ними в инспекции (в этом случае проверяющие могут запросить у организации как подлинники, так и копии документов по своему усмотрению).

Кроме того, в исключительных случаях независимо от места проведения выездной проверки (на территории организации или по местонахождению инспекции) проверяющие могут провести выемку документов (и копий, и подлинников) и ознакомиться с ними в инспекции. Об этом говорится в пункте 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция приостановит выездную налоговую проверку, то исследовать документы организации она сможет только с учетом ограничений, установленных налоговым законодательством (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Для запроса документов проверяющие должны направить в организацию требование,форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189(п. 1 ст. 93 НК РФ).

В требовании должны быть указаны:

  • основание для истребования документов (статья НК РФ);
  • срок, отведенный организации для представления документов;
  • сведения об истребуемых документах (их вид, наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);
  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
  • вид и период проверки, в ходе которой истребуются документы (например, выездная проверка по налогу на прибыль за 2009 год).

Это следует из приложения 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Требование о представлении документов подписывает налоговый инспектор, который непосредственно проводит выездную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно. В налоговом законодательстве такого условия нет (ст. 93 НК РФ), в форме требования этот реквизит также не предусмотрен (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Передать требование в организацию инспекция может несколькими способами:

Если этими способами передать требование невозможно, инспекция вправе направить его заказным письмом по почте. В этом случае требование о представлении документов считается полученным организацией по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93, пункта 4 статьи 31, пункта 6статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые ранее уже сдавались в рамках предыдущих выездных (камеральных) проверок

По общему правилу организация не обязана повторно представлять в инспекцию документы, которые уже были переданы ей в рамках предыдущих выездных (камеральных) проверок или налогового мониторинга. Но из этого правила есть исключения.

Повторно запросить документы налоговая инспекция может в следующих случаях:

  • организация представила в инспекцию подлинники документов, которые затем были ей возвращены;
  • инспекция утратила ранее представленные документы в связи с форс-мажорными обстоятельствами (например, наводнением, пожаром).

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ и действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

<…>

Срок исполнения требований инспекции

Исполнить требование о представлении документов организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента его получения (абз. 1 п. 3 ст. 93п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического получения требования (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Инспекция может направить требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае определение 10-дневного срока, отведенного на подготовку и подачу документов, имеет некоторые особенности.

Организации, которые обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, отсчитывают 10-дневный срок со следующего дня после получения электронного требования из инспекции. При этом не позднее чем на шестой рабочий день после отправки требования инспекцией организация должна подтвердить получение требования электронной квитанцией о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Пропуск шестидневного срока, установленного для отправки квитанции, может повлечь за собой серьезные последствия. В течение 10 рабочих дней после того, как шестидневный срок истечет, если квитанция не будет отправлена, инспекция вправе заблокировать банковский счет организации (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Организации, которые не обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, могут не реагировать на поступление требований в электронном формате. Не получив от организации электронной квитанции о приеме требования, инспекция направиттребование на бумажном носителе. Это следует из положений пунктов 1516 и 19Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. В этом случае 10-дневный срок, отведенный на представление документов, нужно отсчитывать со следующего дня после поступления бумажного требования. При этом если инспекция отправила бумажное требование по почте, датой его поступления в организацию считается шестой день с момента отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

<…>

Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов в рамках выездной проверки является правонарушением (ст. 106 НК РФст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. Кроме того, инспекция сможет провести выемку документов (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Размер штрафа по статье 126 Налогового кодекса РФ составляет 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ. Если в течение 12 месяцев организацию уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа увеличится вдвое и составит 400 руб. (200 руб. ? 2) за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ (п. 23 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ).

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

<…>

Продление срока представления документов

Если организации заранее известно, что она не успеет представить требуемые документы в 10-дневный срок (например, по причине большого количества документов, запрошенных инспекцией), то она может обратиться с просьбой о его продлении. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, организации следует направить в инспекцию письменноеуведомление о причинах, по которым она не успевает передать документы в установленный срок. Помимо причин, в уведомлении нужно указать конкретный срок, в который организация сумеет исполнить требование. Об этом говорится в абзаце 2пункта 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

На основе такого уведомления руководитель инспекции (его заместитель) может продлить срок представления документов или отказать в продлении, о чем вынесет отдельное решение. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. Решение должно быть принято в течение двух рабочих дней со дня получения инспекцией уведомления от организации. Это следует из совокупности положений абзаца 3 пункта 3 статьи 93 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Решение о продлении срока представления документов (отказе в продлении) может быть передано в организацию по телекоммуникационным каналам связи в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169.

Главбух советует: инспекция может не удовлетворить просьбу организации о продлении срока представления документов (ответить отказом или проигнорировать ее). Если впоследствии инспекция привлечет организацию к ответственности за несвоевременное представление документов, то суд может признать такое обращение либо смягчающим обстоятельством, либо обстоятельством, исключающим вину организации в правонарушении. При таком исходе дела размер штрафа за несвоевременное представление документов, предусмотренный статьей 126 Налогового кодекса РФ,должен быть уменьшен не менее чем в два раза либо исключен вовсе.

Способы представления документов

Документы, запрошенные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, организация должна представить:

Об этом сказано в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Порядок представления документов в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. Также разработаны электронные форматы отдельных документов, которые могут быть использованы организациями как в хозяйственной деятельности, так и при представлении документов по требованию инспекции в электронном виде. В частности, приказом ФНС России от 21 марта 2012 г. № ММВ-7-6/172 утверждены рекомендованные форматы накладной по форме ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг).

Бумажные копии

Если организация представляет копии на бумаге, то они должны быть заверены в установленном порядке. На копии нужно сделать надпись, которая подтверждает соответствие подлиннику документа:

  • слово «Верно»;
  • наименование должности лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию);
  • дату заверения и печать.

Печать для заверения копий организации вправе выбрать самостоятельно (например, основную печать организации).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденногопостановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

При подаче многостраничных документов организация может заверить либо копию каждого листа, либо весь прошитый документ в целом. Прошитый многостраничный документ должен отвечать следующим требованиям:

  • текст и другие элементы документа (например, даты, резолюции) читаются свободно;
  • при чтении документ не расшивается (не разрушается);
  • все листы в документе пронумерованы;
  • в заверительной надписи указано общее количество листов документа.

Об этом сказано в письме Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-02-РЗ/39142 ипункте 21 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309.

Объединять в одну подшивку разные документы и заверять эту подшивку в целом нельзя (письма Минфина России от 30 ноября 2010 г. № 03-02-07/1-549 и ФНС России от 2 октября 2012 г. № АС-4-2/16459). Но если организация все-таки сдаст в инспекцию заверенную подшивку разных документов, то оснований для ее привлечения к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ не будет. Эта статья устанавливает штраф за то, что организация вообще не представила затребованные документы или представила их с опозданием. Представление подшивки разных документов не образует состава правонарушения, предусмотренного данной статьей. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 1 ноября 2013 г. № А54-8663/2012, Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2012 г. № А75-10186/2011от 16 октября 2012 г. № А75-10185/2011от 30 августа 2012 г. № А75-10187/2011).

Главбух советует: если документы, которые затребовала инспекция, представляются на бумажных носителях, передавайте их по описи (акту), составленной в двух экземплярах.

В описи (акте) перечислите все передаваемые в инспекцию документы с указанием их реквизитов и количества листов в них. Дополнительно укажите, что именно вы передаете: копии или подлинники документов.

Один экземпляр описи (акта) приложите к передаваемым в инспекцию документам. Второй экземпляр со штампом инспекции (почтового отделения) и датой получения документов инспекцией (почтовым отделением) храните у себя. Если возникнут споры (например, при утере документов инспекцией или почтовой службой), то опись (акт) с отметкой налоговой инспекции (почтового отделения) будет доказательством полного и своевременного представления документов по требованию.

Ситуация: может ли инспекция в ходе выездной налоговой проверки потребовать от организации представить нотариально заверенные копии документов

Нет, не может.

Налоговый кодекс РФ запрещает инспекции требовать от организации нотариально заверенные копии документов, если иное не предусмотрено российским законодательством (абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ). Это правило носит общий характер и действует как в отношении документов, истребуемых в ходе выездной проверки, так и в отношении документов, истребуемых по иным поводам (например, при истребовании документов о конкретной сделке вне рамок проведения налоговой проверки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ)).

Документы, которые инспекция может запросить в ходе выездной налоговой проверки, не требуют нотариального заверения. Следовательно, требовать такие копии инспекция не может.

Правомерность этой позиции подтверждается письмом Минфина России от 7 декабря 2009 г. № 03-04-05-01/886.

Ситуация: можно ли в ходе выездной налоговой проверки представить по устному требованию инспектора ксерокопию чека ККТ, если оригинал выцвел (информация на нем стала нечитаемой)

Да, можно.

Некоторые модели ККТ печатают чеки, чернила на которых по истечении времени выцветают (такая проблема возникает при термопечати чеков). Поэтому в данном случае нужно делать копии таких чеков. Заверьте копию подписью руководителя (другого уполномоченного лица) и печатью организации. С данной точкой зрения согласны и Минфин России, и налоговое ведомство (письма Минфина России от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/209 и УФНС России по г. Москве от 26 июня 2006 г. № 20-12/56636).

Исходя из указанного можно сделать вывод, что организация вправе представить заверенную ксерокопию чека ККТ по устному требованию инспектора в рамках выездной налоговой проверки, если оригинал чека выцвел.

<…>

Ответственность за невыполнение требования инспекции

<…>

Ситуация: может ли инспекция оштрафовать организацию за непредставление в срок документов при выездной проверке. У организации есть уважительная причина несвоевременного исполнения требования

Да, может.

Налоговая инспекция вправе привлечь организацию к ответственности за непредставление документов в установленный законодательством срок (ст. 126 НК РФ). Однако при определении меры ответственности за несвоевременное представление документов инспекция должна учитывать наличие смягчающих обстоятельств (п. 4 ст. 112 НК РФ) и обстоятельства, исключающие вину организации (п. 2 ст. 111 НК РФ). Перечень смягчающих обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ, перечень обстоятельств, исключающих вину, – в пункте 1статьи 111 Налогового кодекса РФ. Оба перечня открыты, поэтому инспекция или суд могут признать смягчающими (исключающими вину) и другие обстоятельства, прямо не поименованные в Налоговом кодексе РФ (подп. 3 п. 1 ст. 112подп. 4 п. 1 ст. 111НК РФ).

При наличии обстоятельств, исключающих вину, организация полностью освобождается от налоговой ответственности (п. 2 ст. 111 НК РФ). При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть снижен не менее чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода. Так, при рассмотрении дел о несвоевременном представлении документов по требованию инспекции суды значительно снижают размеры штрафных санкций при наличии следующих обстоятельств:

Несмотря на то что в ряде судебных решений речь идет о камеральных налоговых проверках, выводы в отношении привлечения организации к ответственности за несвоевременное представление документов могут быть применены и к выездным проверкам (ст. 93126 НК РФ).

<…>

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. В требовании не указаны реквизиты документов, которые организация должна представить

Да, может, если информация, указанная в требовании, позволяет определить, какие именно документы необходимы налоговой инспекции.

Требование о представлении документов должно быть составлено так, чтобы из него был понятен конкретный состав документов, интересующих налоговую инспекцию (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189письмо Минфина России от 26 июля 2007 г. № 03-02-07/1-348).

Например, требование считается составленным правильно, если в нем указана следующая информация:
– наименование запрашиваемых документов (договоры, счета-фактуры, товарные накладные и т. д.);
– период, за который следует представить документы;
– контрагент, по взаимоотношениям с которым запрошены документы;
– основание для составления требования (в рамках какой проверки затребованы документы).

Если признаки запрашиваемых документов сформулированы нечетко и организация не может определить, что именно нужно представить, то привлечь ее кответственности за неисполнение требования налоговая инспекция не может.

Следует учитывать, что приводить в требовании конкретные реквизиты документов (например, даты, номера) и их количество инспекция не обязана. Проверяющие не располагают информацией о структуре и об интенсивности документооборота между организациями, а следовательно, не могут указывать подобные сведения в требовании.
Исключение составляют случаи, когда у инспекции была возможность установить точные реквизиты документов (например, при проведении встречной проверки контрагента организации), но в требовании они не указаны. В таких ситуациях организация, не исполнившая требование, к ответственности не привлекается.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2013 г. № А27-1872/2013от 17 июля 2008 г. № Ф04-4512/2008(8603-А46-31)Восточно-Сибирского округа от 27 ноября 2013 г. № А19-7398/2013Поволжского округа от 26 августа 2013 г. № А65-25346/2011,Центрального округа от 7 декабря 2012 г. № А48-865/2012Северо-Западного округа от 27 января 2010 г. № А56-60357/2008, Московского округа от 13 января 2010 г. № КА-А41/14901-09от 3 июля 2009 г. № КА-А40/4792-09Уральского округа от 2 ноября 2009 г. № Ф09-8408/09-С2).

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов. В требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к проводимой выездной проверке

Нет, не может.

В ходе выездной проверки проверяющие вправе потребовать документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов. При этом указанные документы должны иметь непосредственное отношение к проводимой проверке. То есть они должны касаться тех налогов, в отношении которых идет проверка, и относиться кпроверяемым периодам. Это следует из совокупности положений пункта 12 статьи 89 и пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к проводимой выездной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования налоговая инспекция не может.

Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Московского округа от 15 января 2010 г. № КА-А40/14964-09от 3 июля 2009 г. № КА-А40/4792-09, Уральского округа от 30 июля 2008 г. № Ф09-5400/08-С3от 6 февраля 2007 г. № Ф09-122/07-С3).

<…>

Ситуация: может ли инспекция привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию в ходе выездной проверки. Организация не может представить документы по объективным причинам

Нет, не может.

Привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по статье 126 Налогового кодекса РФ инспекция может только при наличии вины со стороны организации (п. 2 ст. 109 НК РФ).

Если организация не может представить документы по объективным причинам (например, они были утрачены при пожаре и это подтверждается соответствующей справкой), то вины организации в неисполнении требования о представлении документов нет. Следовательно, привлечь ее к ответственности по статье 126Налогового кодекса РФ инспекция не может.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода. Так, инспекция не вправе привлекать организацию к ответственности за непредставление документов по требованию, если:

Главбух советует: если в ходе выездной проверки проверяющие требуют представить документы, которых у организации нет, сообщите об этом в инспекцию.

Сделать это можно в том же порядке, который организация использует, если не может своевременно исполнить требование инспекции о представлении документов (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ). Дополнительно к уведомлению о невозможности своевременного исполнения требования приложите копии документов, которые подтвердят причину отсутствия истребуемых документов (например, справку о пожаре или акт изъятия документов следственными органами).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка