Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24
14 сентября 2015 6 просмотров

Наша организация занимается изданием рекламно-информационного еженедельника. Периодически к нам поступают благотворительные средства, которые направляются на благотворительные цели, например погорельцам. Эти средства совершенно от посторонних людей или от юридич. лиц. Мы применяем упрощенную систему налогообложения. Как эти средства проводить по бухгалтерии и попадают ли они под налоги? Для того, чтобы не попадали под налог надо открывать благотворительный фонд? как это сделать, что для этого нужно? Спасибо.

Благотворительный фонд является одним из типов фондов, но не является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица (подп.7 пункта 3 статьи 50 ГК РФ, подп.7 пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 05.05.2014
№ 99-ФЗ). О том, как изменилось положение фонда с 01.09.2014, читайте в рекомендации ниже. Порядок государственной регистрации фонда установлен статьями 13 и 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Фонд может быть создан гражданами и/ или юридическими лицами (статья 123.17 ГК РФ). Фонд является унитарной некоммерческой организацией. Цели создания фонда могут быть не связаны с его учредителями и не направлены на удовлетворение их потребностей.

Фонд создается на основании решения ее учредителей (статья 50.1 ГК РФ).

Название фонда должно включать слово «фонд» (пункт 2 статьи 123.17 ГК РФ).

Учредительным документом фонда является устав (пункт 1 статьи 52 ГК РФ).

Принятие решения о государственной регистрации фонда осуществляется территориальным отделом Минюста России в соответствии с пунктом 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции РФ (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313) и пунктом 1 Административного регламента предоставления Минюстом РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации НКО (утвержден Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455).

Перечень документов, которые необходимо подать для государственной регистрации фонда, указаны в пункте 5 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Размер государственной пошлины за регистрацию юридического лица установлен подп.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Данные документы должны быть поданы на регистрацию не позднее 3 месяцев со дня принятия учредителями решения о создании фонда (пункт 4 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

О том, кто может подать документы на регистрацию, читайте в рекомендации ниже (по аналогии с ООО).

В соответствии с Приказом Минюста России от 07.05.2013 № 68 при регистрационных действиях некоммерческой организации (НКО) используются заявления и формы, которые утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация: Какие нововведения появились в отношении отдельных видов некоммерческих организаций с 1 сентября 2014 года.

<…>

«Фонд

Под фондом теперь понимается унитарная некоммерческая организация, которая не имеет членства, учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследует следующие цели*:

  • благотворительные;
  • культурные;
  • образовательные;
  • иные социальные, общественно полезные цели.

Такое определение установлено в пункте 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса РФ.

Нововведения, касающиеся фондов, сводятся к следующему*.

Во-первых, предусмотрели перечень сведений, которые должен содержать устав фонда:

  • наименование, включающее слово «фонд»;
  • место нахождения фонда;
  • предмет и цели деятельности фонда;
  • данные об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда;
  • порядок назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей;
  • судьба имущества фонда в случае его ликвидации.

Такие требования предусмотрены в пункте 2 статьи 123.17 Гражданского кодекса РФ.

Во-вторых, Гражданский кодекс РФ прямо указал на то, что реорганизация фонда не допускается (п. 3 ст. 123.17 ГК РФ). Исключение составляет негосударственный пенсионный фонд, правовое положение которого определяется не только Гражданским кодексом РФ, но и Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В-третьих, установили правила в отношении имущества фонда (ст. 123.18 ГК РФ):

  • имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда;
  • учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;
  • фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе;
  • ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

В-четвертых, предусмотрели особенности управления в фонде.

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа относятся следующие действия (п. 1 ст. 123.19 ГК РФ):

  • определять приоритетные направления деятельности фонда, принципы образования и использования его имущества;
  • образовывать другие органы фонда и досрочно прекращать их полномочия;
  • утверждать годовые отчеты и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность фонда;
  • принимать решения о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;
  • принимать решения о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;
  • изменять устав фонда, если эта возможность предусмотрена в уставе;
  • одобрять совершаемые фондом сделки в случаях, установленных законом;
  • принимать решения по иным вопросам, если это предусматривает закон или устав фонда.

Кроме того, Гражданский кодекс РФ определил компетенцию попечительского совета фонда (п. 4 ст. 123.19 ГК РФ). Попечительский совет должен осуществлять надзор:

  • за деятельностью фонда;
  • за принятием другими его органами решений и обеспечением их исполнения;
  • за использованием средств фонда;
  • за соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда должен вести свою деятельность на общественных началах.

Также предусмотрели и некоторые другие особенности управления в фонде:

  • высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление);
  • к компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение вопросов, которые не входят в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда (п. 2 ст. 123.19 ГК РФ);
  • лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, возместить убытки, причиненные ими фонду (п. 2 ст. 123.19 ГК РФ).

В-пятых, закрепили правила об изменении устава фонда (п. 1 ст. 123.20 ГК РФ):

  • устав вправе изменить высший коллегиальный орган фонда при условии, что в уставе не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя;
  • устав можно изменить решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда. Это возможно в случае, если сохранение устава в неизменном виде повлечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель самостоятельно не изменят устав.

В-шестых, Гражданский кодекс РФ установил правила о ликвидации фонда.

Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в каждом из следующих случаев (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ):

  • имущества фонда оказалось недостаточно для осуществления его целей и при этом вероятность получить необходимое имущество нереальна;
  • нельзя достигнуть целей фонда и изменить их;
  • фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
  • в других случаях, предусмотренных законом.

При ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, необходимо направить на цели, указанные в уставе фонда. Однако это не требуется делать, если закон предусматривает возврат оставшегося имущества учредителям фонда (п. 3 ст. 123.20 ГК РФ).».

<…>

2. Рекомендация: Кто должен подавать и получать документы при регистрации ООО.

<…>

«Лицо, выступающее заявителем при государственной регистрации ООО

При государственной регистрации ООО документы в регистрирующий орган обычно представляет заявитель, а именно*:

  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.

Такое правило установлено в пункте 2 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее – Административный регламент).

Когда документы на регистрацию подает лично заявитель, удостоверять у нотариуса подпись на заявлении не нужно (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)).

Вправе ли будущий генеральный директор создаваемого ООО подписать и подать заявление о государственной регистрации

Подписать – не вправе, подать – вправе.

Юридическое лицо считается созданным лишь со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФп. 3 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)*.

Следовательно, до совершения регистрационной записи юридическое лицо не может считаться существующим, органы управления вновь создаваемого юридического лица не могут выступать от его имени, в том числе подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица при создании.

Генеральный директор может являться заявителем во всех случаях государственной регистрации юридического лица (в т. ч. при внесении изменений в учредительные документы, реорганизации и в других случаях) за исключением государственной регистрации юридического лица при создании. На это указывает Верховный суд РФ врешении от 9 августа 2005 г. № ГКПИ05-824 (далее – решение № ГКПИ05-824), оставленном без изменения определением Верховного суда РФ от 27 сентября 2005 г. № КАС05-451.

Таким образом, генеральный директор вправе только подать заявление о государственной регистрации ООО.

Пример из практики: суд признал правомерным отказ в регистрации, поскольку директор не может являться заявителем при первичной регистрации ООО

Суд указал, что до момента регистрации общество не является созданным, а следовательно, не может иметь органы управления. Ссылаясь на решение № ГКПИ05-824, суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации ООО (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2010 г. № 18АП-3800/2010 по делу № А76-146/2010).

Вправе ли один из учредителей подписать заявление и подать документы на государственную регистрацию

Да, вправе.

Но он должен быть уполномочен на это всеми учредителями*.

Для этого на общем собрании учредителей ООО отдельно выносится вопрос о выборе лица (учредителя), которому поручается быть заявителем при проведении государственной регистрации ООО. По этому вопросу проводится голосование, результаты фиксируются в протоколе общего собрания учредителей ООО, который в обязательном порядке представляется в регистрирующий орган.

Если этого не сделать, то налоговая инспекция будет рассматривать заявление как не представленное на регистрацию, а следовательно, вынесет решение об отказе.

Пример из практики: суд признал правомерным отказ в регистрации, поскольку учредитель, выступавший заявителем при регистрации ООО, не был уполномочен на это всеми учредителями

Заявитель обратился в арбитражный суд, требуя признать незаконным решение налогового органа об отказе в регистрации организации, где он являлся одним из учредителей.

Основанием для отказа в регистрации стало то, что поданное на регистрацию заявление было подписано только заявителем, в то время как общество учреждалось несколькими учредителями, которые не указали в решении, на кого из них возлагается представление документов в инспекцию.

Рассмотрев заявление, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в признании незаконным решения об отказе в регистрации. Суды указали: если число учредителей юридического лица более одного, заявление о государственной регистрации должно быть удостоверено подписью уполномоченного на то учредителя либо подписями каждого из учредителей, подлинность которых засвидетельствована в нотариальном порядке (постановление ФАС Центрального округа от 27 мая 2011 г. по делу № А14-7387/2010/206/30).».

<…>

15.09.2015

С уважением, Ирина Коноплева,

эксперт Системы Юрист

Ответ утвержден Викторией Рыбалкиной,

руководителем экспертной поддержки Системы Юрист

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка