Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 сентября 2015 63 просмотра

1."Закрытое Акционерное Общество" переходит в "Общество Ограниченной Ответственности." Организация имеет собственность (земля, недвижимость), Акционеров четверо. Акции зарегистрированы но не в ценных бумагах. Какие права и обязанности будут иметь акционеры при переходе из "Закрытого Акционерного Общества" в " Общество Ограниченной Ответственности"и чем будет отвечать "Общество Ограниченной Ответственности" имея свою недвижимость?2. Или "Закрытое Акционерное Общество" переходит в "Публичное Акционерное Общество" вопрос тот-же и какие новые платежи лягут на организацию?

1. При преобразовании ЗАО в ООО происходит обмен акции на доли в ООО. Права и обязанности участника хозяйственного общества установлены в статье 67 ГК РФ и в статьях 8 и 9 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество будет отвечать по обязательствам всем принадлежим ему имуществом.

2. Чтобы переоформить ЗАО в публичное общество, в любом случае необходимо зарегистрировать проспект его акций. Если этого не сделать, не удастся внести в ЕГРЮЛ сведения о новом фирменном наименовании АО и, следовательно, приобрести публичный статус (абз. 2 п. 1 ст. 7.1 Закона об АО). То есть акции ЗАО переходят в акции публичные. Права и обязанности участников общества определяются Законом об АО.
При изменении гражданско-правовой формы ООО будет освобождена, например, от обязательного аудита, но при условии что показатели стоимости имущества и выручки не превышают предельных значений.

Обоснование

1. Из рекомендации Какую организационно-правовую форму выбрать для ОАО и ЗАО после 1 сентября 2014 года: публичное АО, непубличное АО, ООО

Владислав Добровольский, кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин, старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Максим Козлов, заместитель начальника юридического отдела ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»

С 1 сентября 2014 года в законе появился новый критерий деления акционерных обществ. Теперь Гражданский кодекс РФ подразделяет их не на открытые и закрытые, а на публичные и непубличные (ст. 66.3 ГК РФ, подп. «г» п. 24 ст. 1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; далее – Закон № 99-ФЗ).

В связи с этим закон обязывает привести устав и наименование существующих ОАО и ЗАО в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ (ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Чаще всего такую обязанность толкуют следующим образом:

– ОАО нужно «переделать» в публичное АО;
– ЗАО необходимо «сделать» непубличным АО.

Однако такая упрощенная трактовка ошибочна. Далеко не все ОАО автоматически становятся публичными, а деятельность ЗАО не всегда имеет смысл продолжать в форме непубличных обществ.

Чтобы определить оптимальную форму для дальнейшего ведения бизнеса, стоит проанализировать ряд важных факторов. Они различаются в зависимости от того, в каком виде в настоящий момент существует общество, – ОАО или ЗАО.

Какую организационно-правовую форму выбрать для ЗАО

Любое ЗАО после 1 сентября 2014 года считается непубличным обществом (ч. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Следовательно, устав существующего ЗАО достаточно изменить таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, которые закон предъявляет к уставу непубличного АО.

Однако можно поступить и иначе.

Во-первых, закон позволяет преобразовать ЗАО в ООО. Ингода это может оказаться проще и выгоднее, чем продолжать вести деятельность в форме АО.

Во-вторых, ЗАО можно переоформить в публичное АО. Это необходимо сделать, если в дальнейшем АО намерено размещать акции путем открытой подписки (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).

Какую организационно-правовую форму выбрать для ОАО

Прежде всего нужно определить, к какому обществу относится существующее ОАО по новой классификации – публичному или непубличному.

ОАО считается непубличным обществом, если к 1 сентября 2014 года оно (ч. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ):

Во всех других случаях закон признает ОАО публичным обществом.

Как переоформить непубличное ОАО

Устав этого общества достаточно изменить таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, которые закон предъявляет к уставу непубличного АО.

Однако можно поступить и иначе.

Во-первых, закон позволяет преобразовать непубличное ОАО в ООО. Ингода это может оказаться проще и выгоднее, чем продолжать вести деятельность в форме АО.

Во-вторых, непубличное ОАО можно переоформить в публичное АО. Это необходимо сделать, если в дальнейшем АО намерено размещать акции путем открытой подписки (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона об АО).

Как переоформить публичное ОАО

В большинстве случаев устав публичного ОАО необходимо привести в соответствие с правилами о публичных обществах.

Исключение составляет ситуация, когда одновременно имеют место следующие обстоятельства (ч. 11.1 ст. 3 Закона № 99-ФЗ):

  • 1 сентября 2014 года акции общества (ценные бумаги, конвертируемые в акции) не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • число акционеров общества не превышает 500.

В такой ситуации ОАО вправе отказаться от публичного статуса и стать непубличным обществом.

Для этого необходимо принять следующие решения:

  • обратиться в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать необходимую информацию;
  • внести в устав изменения, связанные с отказом от публичного статуса общества.

Такие решения принимает общее собрание акционеров большинством в 3/4 голосов. При этом право голоса имеют владельцы не только обыкновенных, но и привилегированных акций.

2. Из рекомендации Как переоформить ЗАО в публичное АО

Владислав Добровольский, кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин, старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Максим Козлов, заместитель начальника юридического отдела ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»

После 1 сентября 2014 года любое ЗАО обязано привести свой устав и наименование в соответствие новым правилам главы 4 Гражданского кодекса РФ.

Настоящая рекомендация посвящена закрытому акционерному обществу, которое решило изменить свой тип и публично разместить свои акции.

Такое ЗАО нужно переоформить в публичное АО. Для этого необходимо включить в устав общества указание на то, что оно является публичным (п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).

Процедура внесения в устав такого изменения складывается из нескольких этапов. Так, при переоформлении ЗАО необходимо:

О ситуации, когда ЗАО не собирается размещать акции путем открытой подписки, см. рекомендацию АО не намерено становиться публичным: как выбрать между преобразованием в ООО и переоформлением в непубличное АО.

Что нужно проверить перед тем, как вносить изменения в устав

Прежде чем включить в устав ЗАО указание на публичный статус общества, стоит проанализировать, не требуется ли внести в учредительный документ иные изменения. Дело в том, что одних только слов «публичное акционерное общество» может оказаться недостаточно для того, чтобы вести деятельность в форме публичного АО. Так, закон предусматривает ряд требований, предъявляемых к публичным обществам.

Нужно определить, соответствуют ли таким требованиям:

  • размер уставного капитала и размещенных акций ЗАО;
  • состав и структура органов этого общества.

Если окажется, что выполняются не все требования, то наряду с решением о включении в устав указания на публичный статус АО надо будет принять одно из следующих решений или оба решения сразу (п. 2 ст. 7.1 Закона об АО):

1) привести устав в соответствие с требованиями, установленными для публичного АО (например, исключить из устава положение о том, что функции совета директоров переданы общему собранию акционеров);

2) разместить дополнительные акции общества посредством открытой подписки, то есть увеличить уставный капитал АО путем размещения дополнительных акций (п. 20.1 положения Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»).

В зависимости от количества принимаемых решений нужно определить повестку дня общего собрания акционеров.

Как принять решения, необходимые для переоформления ЗАО

В зависимости от утвержденной повестки дня общее собрание акционеров должно принять:

  • либо одно решение (о включении в устав указания на публичный статус общества);
  • либо несколько решений (в т. ч. о приведении устава в соответствие с требованиями, предъявляемыми к публичным обществам).

Собрание включает в устав указание на публичный статус общества

Акционеры должны принять решение о внесении в устав изменений в связи со сменой фирменного наименования АО. Такое решение и будет считаться приведенным в законе решением «о внесении в устав непубличного общества изменений, содержащих указание на то, что такое общество является публичным».

В наименование необходимо добавить слово «публичное» и исключить из него слово «закрытое».

В результате новое полное фирменное наименование должно содержать слова «публичное акционерное общество» (п. 1 ст. 97 ГК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона об АО). В сокращенном наименовании нужно использовать:

  1. либо слова «публичное акционерное общество»;
  2. либо аббревиатуру «ПАО».

Примеры положений о фирменном наименовании публичного АО

Вариант 1

1.3. Полное фирменное наименование Общества – публичное акционерное общество «Торгово-развлекательный центр "Альфа"».

Сокращенное фирменное наименование Общества – ПАО «ТРЦ "Альфа"».

Вариант 2

1.3. Полное фирменное наименование Общества – публичное акционерное общество «Торгово-развлекательный центр "Альфа"».

Сокращенное фирменное наименование Общества – публичное акционерное общество «ТРЦ "Альфа"».

Решение нужно принять большинством в 3/4 голосов всех акционеров – владельцев акций каждой категории (типа). Устав может предусматривать необходимость большего числа голосов (п. 2 ст. 7.1 Закона об АО).

Собрание приводит устав в соответствие с правилами о публичных обществах

Акционеры должны принять решение о внесении в устав необходимых изменений (о составе и структуре органов общества, о размере уставного капитала и т. д.).

Кроме того, нужно принять решение о включении в устав указания на публичный статус.

По общему правилу оба решения нужно принять большинством в 3/4 голосов всех акционеров – владельцев акций каждой категории (типа).

Из этого правила есть два исключения (абз. 2 п. 2 ст. 7.1 Закона об АО).

1. Если устав общества предусматривает необходимость большего числа голосов, решения нужно принять именно таким количеством голосов (например, 4/5).

2. Если в обществе есть Как зарегистрировать проспект акций

Чтобы переоформить ЗАО в публичное общество, в любом случае необходимо зарегистрировать проспект его акций. Если этого не сделать, не удастся внести в ЕГРЮЛ сведения о новом фирменном наименовании АО и, следовательно, приобрести публичный статус (абз. 2 п. 1 ст. 7.1 Закона об АО).

Одновременно с проспектом акций закон разрешает зарегистрировать выпуск (дополнительный выпуск) акций общества (п. 3 ст. 7.1 Закона об АО). Это нужно сделать в случае, если АО приняло решение разместить дополнительные акции посредством открытой подписки.

Документы для регистрации проспекта акций (дополнительного выпуска акций) необходимо представить в Банк России:

Как зарегистрировать новое фирменное наименование АО

Подать документы для госрегистрации изменений в уставе, связанных с включением в фирменное наименование АО слова «публичное», нужно в течение 14 рабочих дней с момента, когда Банк России принял решение о регистрации проспекта акций общества (абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 3 ст. 7.1 Закона об АО, п. 5.1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).

Для регистрации изменений в регистрирующий орган (налоговую инспекцию) необходимо представить:

Со дня, когда инспекция зарегистрирует изменения и внесет в ЕГРЮЛ сведения о новом фирменном наименовании АО, общество будет считаться публичным (абз. 3 п. 1 ст. 7.1 Закона об АО).

Внимание: если АО приняло несколько решений, связанных с его переоформлением, момент приобретения публичного статуса может наступить позднее, чем по общему правилу

Особые правила действуют в случае, когда общее собрание акционеров одновременно приняло решения:

  • о включении в устав указания на публичный статус общества;
  • о приведении устава в соответствие с требованиями, предъявляемыми к публичным обществам.

В такой ситуации первое решение вступает в силу (а значит, общество становится публичным) с момента регистрации изменений, внесенных вторым решением (абз. 2 п. 2 ст. 7.1 Закона об АО). Иными словами, для приобретения публичного статуса необходимо, чтобы инспекция зарегистрировала не только сведения о новом фирменном наименовании АО, но и другие новые сведения, которые связаны с переоформлением в публичное общество.

Впрочем, на практике все изменения, внесенные общим собранием в устав, обычно регистрируют одновременно. Следовательно, каких-либо особенностей в моменте приобретения публичного статуса не возникает.

Однако теоретически ситуация, когда АО становится публичным с момента регистрации иных изменений в уставе, все же возможна.

Например, к ситуации, когда АО приобретает публичный статус с момента регистрации изменений в уставе, связанных с переоформлением общества, относится случай, когда:

Общее собрание акционеров приняло следующие решения:

  • включить в наименование АО слово «публичное»;
  • привести устав общества в соответствие с правилами о публичных обществах – изменить структуру органов управления.

Сразу после этого общество представило в налоговую инспекцию документы для регистрации изменений в уставе, внесенных вторых решением. Инспекция отказала в регистрации (предположим, АО представило неполный комплект документов).

Затем общество заключило с организатором торговли договор о листинге акций и зарегистрировало проспект акций. После этого АО обратилось в налоговую инспекцию для регистрации изменений в фирменном наименовании.

Инспекция зарегистрировала такие изменения, однако общество не приобрело публичный статус. Ведь поскольку изменения, внесенные вторым решением общего собрания, не были зарегистрированы, не вступило в силу и первое решение собрания (абз. 2 п. 2 ст. 7.1 Закона об АО).

Кроме того, с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом наименовании АО вступают в силу решения Банка России (абз. 2 п. 3 ст. 7.1 Закона об АО):

  • о регистрации проспекта акций;
  • о регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций, если такой выпуск был проведен.

Ситуация: нужно ли при переоформлении ЗАО в публичное АО вносить изменения в иные документы помимо устава (договоры с другими компаниями, внутреннюю документацию, свидетельства, трудовые договоры с сотрудниками и т. д.)

Во внутренние документы нужно, в остальные – по ситуации.

АО должно привести всю внутреннюю документацию в соответствие с правилами о публичных обществах. В частности, изменения нужно внести в положения о договорной работе, о генеральном директоре, о филиале и т. д. Если этого не сделать, то положения внутренних документов, противоречащие правилам о публичных обществах, автоматически будут считаться недействительными (п. 2 ст. 97 ГК РФ).

В отношении остальных документов действует общее правило, по которому организация, изменившая наименование в связи с реформой юридических лиц, не обязана вносить изменения:

  • в правоустанавливающие документы;
  • в другие документы, содержащие прежнее наименование организации.

На это указано в части 7 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ). Некоторые госорганы подтвердили действие такой нормы и дали соответствующие разъяснения.

Вместе с тем, на практике возможны иные ситуации:

Не требуется вносить изменения

Отдельные госорганы подтвердили, что организация, изменившая наименование в целях его соответствия новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ, не обязана вносить изменения в правоустанавливающие и иные документы. В частности, не требуется:

Необходимо внести изменения

По мнению Роспатента, это должны сделать правообладатели зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности либо организации, подавшие заявки на регистрацию таких объектов (информационное письмо от 2 февраля 2015 г. «О внесении изменений, связанных с изменением наименования юридического лица в части указания его организационно-правовой формы, в материалы заявок и реестры зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности в связи с изменениями в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Вместе с тем, выводы, приведенные в таком информационном письме, по сути противоречат правилам части 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ. Поэтому ничто не мешает обществу придерживаться следующей тактики:

  • не вносить никаких изменений, касающихся объектов интеллектуальной собственности;
  • в случае нарушения прав на такие объекты либо при возникновении спора с Роспатентом сослаться на то, что Закон № 99-ФЗ не обязывал правообладателя обращаться в Роспатент в связи со сменой наименования.

В то же время для общества может оказаться важнее в максимальной степени снизить риски, касающиеся признания и охраны исключительного права на объект интеллектуальной собственности. В таком случае все же имеет смысл внести изменения, на которых настаивает Роспатент (пусть по закону это и не обязательно). Другими словами, АО может занять следующую позицию: лучше лишний раз обратиться в Роспатент и оплатить госпошлину, чем потом столкнуться с проблемами при подтверждении статуса обладателя исключительного права.

Желательно внести изменения

На практике различие между наименованием общества, указанным в уставе, и наименованием в других документах может вызвать вопросы у контрагентов и иных лиц. Чтобы избежать такого недопонимания и возможных споров, имеет смысл:

  • указать новое наименование в фирменных бланках, объявлениях, на вывесках и на интернет-сайтах АО;
  • уведомить о смене наименования контрагентов, в том числе потенциальных.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка