Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
17 сентября 2015 410 просмотров

Как провести спецоценку условий труда, если все осталось прежним, кроме изменения формы собственности предприятия, согласно закону от 1 сентября 2014 года? Нужно ли проводить новую оценку?

В общем случае специальная оценка условий труда проводится по единой методике, утвержденной Минтрудом России. Особый порядок предусмотрен только для некоторых рабочих мест согласно Перечня, установленного Правительством России.

Никаких исключений при проведении спецоценки после реорганизации компании законодательством не предусмотрено. Т.о. компания должна будет проводить спецоценку в общем порядке.

При этом необходимо учитывать, что при изменении организационно-правовой формы (например, с ЗАО на ООО) трудовой договор с работниками не расторгается. После проведения реорганизации в трудовые книжки работников вносится запись об изменении организационно-правовой формы компании. Т.е. работодатель остается прежним, меняется только его форма. Кроме того законом от 28.12.2013 №426-ФЗ не предусмотрено проведение внеплановой спецоценки в такой ситуации.

Следовательно, если у компании на момент завершения реорганизации имеется действующие результаты спецоценки, либо аттестации, и условия труда на рабочих местах не изменились, то проводить спецоценку повторно не нужно.

.

Обоснование

Из рекомендации
Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости


Как провести специальную оценку условий труда

<…>

Кто обязан проводить специальную оценку

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Организация, проводящая специальную оценку

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей;врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установленпостановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.

Об этом сказано в статьях 19 и 22 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

<…>

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

<…>

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице.

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

<…>

Внеплановая специальная оценка условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

<…>

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению спецоценки. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

<…>

ПИСЬМО МИНТРУДА РОССИИ ОТ 24.04.2015 № 17-3/В-215

О правомерности применения результатов аттестации рабочих мест в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам

Вопрос

О проведении внеплановой специальной оценки условий труда при реорганизации организации, если условия труда на рабочих местах не изменились; о применении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР при наличии у организации актуальных результатов аттестации рабочих мест.

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу о правомерности применения результатов аттестации рабочих мест в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам и сообщает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), в случае если до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, приводящих к внеплановой специальной оценке условий труда.

В случае если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест (с 1 января 2014 года - по результатам специальной оценки условий труда), не изменились, внеплановая специальная оценка условий труда на таких рабочих местах может не проводиться.

Вместе с тем указанные в обращении ООО структурные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссионно с участием представителей работников и документально зафиксированы.При этом работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленномФедеральным законом № 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.

Следовательно, при наличии у организации актуальных результатов аттестации рабочих мест страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке.

Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда - опасному или вредному с учетом их подклассов.

Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Заместитель директора
Департамента развития
социального страхования
Л.А.Котова

Из статьи журнала «Зарплата», №9, сентябрь 2014

Изменения в Гражданском кодексе: что поправить в трудовых договорах

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ) внесены поправки в Гражданский кодекс, которые затронут практически все компании. Разберемся, какие следствия этих изменений коснутся работников.

<…>

Вносим изменения в трудовые договоры и трудовые книжки работников

При смене организационно-правовой формы общества нужно будет внести изменения в трудовые договоры и трудовые книжки работников.

Трудовая книжка и личная карточка

Сведения о смене компанией организационно-правовой формы заносятся в трудовые книжки работников отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» (п. 3.2 Инструкции, утвержденнойпостановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

Формулировка может быть такой: «Закрытое акционерное общество “Дельта” (ЗАО “Дельта”) с 22 сентября 2014 года переименовано в Акционерное общество “Дельта” (АО “Дельта”)». В графе 4 трудовой книжки нужно будет указать реквизиты приказа работодателя о переименовании компании.

Вносить запись о переименовании компании в раздел Х «Дополнительные сведения» личной карточки работника не нужно.

Трудовые договоры

С точки зрения гражданского законодательства, изменение организационно-правовой формы считается преобразованием компании (п. 5 ст. 58 ГК РФ). В свою очередь, преобразование — одна из форм реорганизации компании (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Поэтому при изменении организационно-правовой формы трудовые договоры с сотрудниками не расторгаются (ч. 2 ст. 75 ТК РФ), они продолжают выполнять на своих рабочих местах ту же работу. То есть работников не нужно увольнять из реорганизованной компании и заново принимать на работу в новую (Определение Верховного суда РФ от 04.07.97 № 74-В97-9).

По этому вопросу есть иное мнение. Пленум ВАС РФ в пункте 23 постановления от 18.11.2003 № 19 указал, что преобразование ЗАО в АО не является реорганизацией, это всего лишь изменение типа общества, ведь организационно-правовая форма хозяйственного общества остается прежней — АО

Наименование компании-работодателя является обязательным пунктом в содержании трудового договора (ч. 1 ст. 57 ТК РФ), поэтому с каждым сотрудником желательно заключить дополнительное соглашение к действующему трудовому договору (образец приведен ниже).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка