Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Справки 2‑НДФЛ за 2016 год заполняйте по‑новому

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
29 сентября 2015 13 просмотров

Некоммерческая организация применяет УСН (Доходы). Находится в процессе ликвидации. Подскажите, пожалуйста:1) Может ли Президент организации или ликвидационная комиссия снять с расчетного счета накопленную за годы деятельности организации сумму вступительных и членских взносов (числятся на 86 счете = сумме на 51 счете) и собственно оставить себе или разделить между оставшимися членами некоммерческой организации? Или подскажите что с этой суммой мы имеем право сделать?2) При составлении промежуточного и ликвидационного баланса как поступать с остатками на 97 счете (расходы будущих периодов)? А с 91 счетом и 90 счетом? Закрывать как при составлении годового баланса?3) Промежуточный и ликвидационный баланс должны быть обязательно на последнее число месяца или могут быть на текущую дату (к примеру: Промежуточный Баланс на 07.10.2015)?4) Какие ещё отчеты должна сдать организация помимо промежуточного и ликвидационного баланса? И в СРОКИ? В какой очередности: до ликвидационного баланса или после?

1. Данная сумма подлежит взысканию в доход государства, если она не была:

– использована на цели, в соответствии с которыми организация была создана;
– на благотворительные цели.

Основание – пункт 1 статьи 20 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
2. Из вопроса следует, что НКО вела коммерческую деятельность. На дату составления промежуточного баланса должна быть сделана реформация. То есть определены остатки по:
– неиспользованным суммам целевого финансирования;
– финансовым результатам, которые подлежат зачислению с 99 счета на счет 86.
Иными словами показатели счетов 97 (закрывается на счет 91), 90 и 91 должны быть закрыты на счет 99 с последующим списание результата на счет 86 (Информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)»).
3. В письме Минфина России от 4 марта 2015 г. № 03-02-07/1/11378 сказано, что согласно частям 1 и 4 статьи 17 Закона 402-ФЗ отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Учитывая изложенное, у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Кодекса.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в составе документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, в регистрирующий орган представляется ликвидационный баланс.
Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются на текущие даты их утверждения.

4. Если с даты составления промежуточного баланса не было операций для целей по УСН, то последняя отчетность предоставляется на момент составления промежуточного баланса. В эти же сроки следует отчитаться во внебюджетные фонды.

Обоснование

1. Из статьи 20 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

«Статья 20. Имущество ликвидируемой некоммерческой организации

1. При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели*. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

2. При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Порядок использования имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения.»

2. Из письма Минфина России от 5 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/45
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке налогообложения ликвидируемого юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано в том числе по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В этом случае учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. п. 1, 2, 3 ст. 63 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса.

Согласно ст. 249 Кодекса для целей налогообложения налогом на прибыль организаций доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации имущественных прав.

Таким образом, при реализации имущества ликвидируемой организации, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, доходы от реализации имущества должны быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса.

В соответствии с п. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Согласно п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" имущество потребительского общества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением имущества неделимого фонда потребительского общества, распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Поскольку при выходе участника из потребительского общества в связи с его ликвидацией продажи доли в уставном капитале не производится, выплаты денежных средств пайщикам - физическим лицам за счет доходов от реализации имущества общества подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с полной суммы выплаченного дохода.

Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций

3.Из рекомендации Когда нужно сдать последние налоговые декларации при ликвидации организации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Если после составления промежуточного баланса организация не проводит налогооблагаемых операций, то налоговые декларации сдайте вместе с промежуточным ликвидационным балансом. Если проводит – с окончательным ликвидационным балансом.

При ликвидации организации в налоговую инспекцию нужно сдать промежуточный (п. 3 ст. 20 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ) и окончательный (подп. «б» п. 1 ст. 21 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ) ликвидационные балансы. При этом возможны два варианта:

  • после составления промежуточного баланса организация не проводит операций, в результате которых у нее возникает обязанность по уплате налогов;
  • после составления промежуточного баланса организация проводит операции, в результате которых у нее возникает обязанность по уплате налогов.

В первом случае последние налоговые декларации сдайте вместе с промежуточным ликвидационным балансом. Во втором случае налоговую отчетность следует представить одновременно с окончательным ликвидационным балансом.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка