Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Экстренные меры на случай, если от вас требуют заплатить старые взносы

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
30 сентября 2015 13 просмотров

Организация на общем режиме налогообложения и она арендует помещение у другой организации. Согласно договору аренды Организация-Арендатор обязана отдельно возмещать расходы Арендодателя по коммунальным услугам (тепло, вода и электроэнергия). Как учесть в бухгалтерском и налоговом учете эти расходы, если Арендодатель не выставляет акты и счета-фактуры на эти суммы, а только предоставляет расчет стоимости коммунальных услуг, причем НДС не выделен отдельной строкой, а включен в стоимость коммунальной услуги?

Согласно официальной позиции, ваша организация не вправе принимать к вычету НДС ос стоимости коммунальных услуг. В бухучете отразите затраты в составе расходов по обычных видов деятельности или прочих расходов (подробнее об этом читайте в нижеследующей рекомендации). В налоговом учете затраты можно отнести к материальным либо к прочим расходам.

Обоснование

1. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как арендатору отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество

<…>

Если арендатор возмещает арендодателю коммунальные услуги отдельно от арендной платы, то в зависимости от целей использования арендованного имущества для него это либо расходы по обычным видам деятельности, либо прочие расходы (п. 5 или 11 ПБУ 10/99).

Если организация использует арендованное имущество в предпринимательской деятельности, то коммунальные затраты спишите на расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Эту операцию отразите в учете проводкой:

Дебет 20 (23, 24, 26, 44) Кредит 60 (76)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды, используемому в предпринимательской деятельности.

Если организация использует арендованное имущество в непроизводственных целях, то коммунальные затраты спишите на прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99). Эту операцию отразите в учете следующей проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 60 (76)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды, используемому в непроизводственных целях (например, коммунальные расходы по детскому саду, бесплатно обслуживающему только детей сотрудников).

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 76, 60).

Основанием для отражения в бухучете компенсации коммунальных расходов как отдельного платежа могут являться:

  • договор аренды;
  • счет за коммунальные услуги, выставленный арендодателем;
  • копии счетов коммунальных служб.

Пример отражения в бухучете арендатора коммунальных расходов, компенсируемых арендодателю по отдельному счету

ЗАО «Альфа» в мае получило в аренду производственное помещение.

В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных платежей, приходящихся на это помещение, по отдельному счету.

В июне по счету, полученному от арендодателя, стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, составила 3300 руб. (в т. ч. НДС – 503 руб.). Счет, выставленный арендодателем, был оплачен в июле.

В бухучете организации сделаны следующие записи.

В июне:

Дебет 20 Кредит 76
– 3300 руб. – включена в расходы стоимость коммунальных услуг (с учетом НДС) по объекту аренды, используемому в производственной деятельности.

В июле:

Дебет 76 Кредит 51
– 3300 руб. – оплачена стоимость потребленных коммунальных услуг по счету арендодателя.

<…>

2. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как арендатору отразить при налогообложении расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество. Организация применяет общую систему налогообложения

<…>

Если арендатор возмещает арендодателю стоимость потребленных коммунальных услуг по отдельному счету, сумму компенсации учтите в составе:

Такой вывод позволяет сделать пункт 4 статьи 252 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что если одни и те же затраты могут быть с равными основаниями отнесены к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе отнести их. Выбранный способ учета расходов закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

<…>

Пример отражения арендатором в бухучете и при расчете налога на прибыль коммунальных расходов, компенсируемых арендодателю по отдельному счету

ЗАО «Альфа» в мае получило в аренду производственное помещение.

В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных платежей, приходящихся на это помещение, по отдельному счету.

В июне по счету, полученному от арендодателя, стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, составила 3300 руб. (в т. ч. НДС – 503 руб.). Данный счет «Альфа» оплатила в июле.

В бухучете организации сделаны следующие записи.

В июне:

Дебет 20 Кредит 76
– 3300 руб. – включена в расходы стоимость коммунальных услуг (с учетом НДС).

В июле:

Дебет 76 Кредит 51
– 3300 руб. – оплачена стоимость потребленных коммунальных услуг по счету арендодателя.

Организация платит налог на прибыль ежемесячно, применяет метод начисления. Согласно учетной политике для целей налогообложения «Альфа» учитывает стоимость коммунальных услуг по объекту аренды в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в последний день месяца, к которому они относятся.

При расчете налога на прибыль за июнь бухгалтер «Альфы» включил в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, 3300 руб.

<…>

3. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Вправе ли арендодатель перевыставлять арендатору счета-фактуры на коммунальные услуги, расходы на которые тот ему компенсирует. Договоры со снабжающими организациями заключены напрямую с арендодателем

Нет, не вправе.

Официальная позиция контролирующих ведомств состоит в том, что в данной ситуации арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями (письма Минфина России от 10 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/86, от 14 мая 2008 г. № 03-03-06/2/51 и ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86, от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340). В обоснование своей точки зрения они приводят следующие аргументы.

Арендодатель – это абонент, который получает электро- и теплоэнергию, воду от снабжающей организации. А так как он выступает в качестве абонента, то сам не может быть снабжающей организацией для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99, определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25)). Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным службам. Поэтому начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству (определение ВАС РФ от 16 февраля 2007 г. № 560/07).

Значит, арендодатель не вправе рассматривать для целей НДС компенсацию расходов по коммунальным услугам как реализацию и не может выставлять счета-фактуры. Поэтому арендодателю нельзя начислить НДС на компенсируемую стоимость услуг, а арендатору – принять входной НДС по этой сумме к вычету.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие арендодателю перевыставлять арендатору счета-фактуры за коммунальные услуги. Они заключаются в следующем.

Перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору не противоречит нормам налогового законодательства. Никаких ограничений на этот счет статьи 167, 171, 172 Налогового кодекса РФ не содержат.

Кроме того, без обеспечения арендованного помещения коммунальными услугами организация-арендатор не может реализовать свое право на пользование арендуемым помещением (ст. 606, 611 ГК РФ). Следовательно, предоставление коммунальных услуг неразрывно связано с оказанием услуг по аренде. Поэтому арендодатель вправе перевыставить счет-фактуру арендатору на стоимость коммунальных услуг, а арендатор – предъявить к вычету НДС по ним.

Подтверждает такую позицию Президиум ВАС РФ в постановлениях от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08.

До выхода постановлений Президиума ВАС РФ арбитражная практика по этому вопросу была неоднородной.

Некоторые суды придерживались точки зрения, полностью соответствующей позиции Президиума ВАС РФ (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 19 июня 2008 г. № Ф09-4255/08-С2, от 29 февраля 2008 г. № Ф09-861/08-С2, от 21 января 2008 г. № Ф09-11295/07-С2, Московского округа от 26 августа 2008 г. № КА-А40/7882-08, от 1 октября 2007 г. № КА-А41/10014-07). В то же время некоторые суды подтверждали позицию контролирующих ведомств (см., например, определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, постановления ФАС Центрального округа от 14 февраля 2008 г. № А48-1629/07-6, от 10 октября 2007 г. № А36-2553/2006, Восточно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. № А10-1581/08-Ф02-6877/08, от 30 октября 2008 г. № А10-845/08-Ф02-5264/08, А10-845/08-Ф02-5607/08, Поволжского округа от 4 марта 2008 г. № А65-8421/2007-СА1-37, от 6 февраля 2008 г. № А55-6796/2007-53, Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25), от 27 августа 2008 г. № Ф04-5231/2008(10532-А03-25) и от 24 марта 2008 г. № Ф04-2074/2008(2736-А45-41)).

С выходом постановлений Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08 арбитражная практика по рассматриваемой проблеме должна стать единообразной. Об этом свидетельствуют новые судебные решения (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. № А17-1804/2007, Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. № А33-12783/08-Ф02-2566/09, Московского округа от 10 июля 2009 г. № КА-А40/6262-09, Центрального округа от 29 апреля 2009 г. № А48-3884/08-17, Поволжского округа от 7 апреля 2009 г. № А65-20968/2008, Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф04-5497/2009(19433-А45-29), Северо-Западного округа от 16 марта 2009 г. № А52-3899/2008, Уральского округа от 25 февраля 2009 г. № Ф09-10444/08-С2).

<…>

4. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Может ли арендатор принять к вычету входной НДС по коммунальным услугам. Арендатор компенсирует стоимость коммунальных услуг арендодателю по отдельному счету

Нет, не может.

Это связано с тем, что арендодатель в данной ситуации не вправе перевыставить счет-фактуру арендатору на сумму потребленных им коммунальных услуг (письма Минфина России от 14 мая 2008 г. № 03-03-06/2/51, от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52 и ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России), от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340, от 21 марта 2006 г. № ШТ-6-03/297). А этот документ является одним из обязательных условий для применения вычета по НДС (п. 1 ст. 172 НК РФ). Поэтому если арендодатель, следуя разъяснениям контролирующих ведомств, не выставляет в адрес арендатора счет-фактуру, то сумму входного НДС последний вправе включить в стоимость потребленных им коммунальных услуг (подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие арендатору при получении счета-фактуры от арендодателя принять к вычету сумму входного НДС по коммунальным услугам. Они заключаются в следующем.

Перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору не противоречит нормам налогового законодательства. Никаких ограничений на этот счет статьи 167, 171, 172 Налогового кодекса РФ не содержат.

Кроме того, без обеспечения арендованного помещения коммунальными услугами организация-арендатор не может реализовать свое право на пользование арендуемым помещением (ст. 606, 611 ГК РФ). Следовательно, вне зависимости от того, предусмотрено ли возмещение стоимости коммунальных услуг договором аренды, арендатор вправе заявить вычет по полученному от арендодателя счету-фактуре (при выполнении других необходимых условий) (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Подтверждает такую позицию Президиум ВАС РФ в постановлениях от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08.

До выхода постановлений Президиума ВАС РФ арбитражная практика по этому вопросу была неоднородной.

Некоторые суды придерживались точки зрения, полностью соответствующей позиции Президиума ВАС РФ (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 19 июня 2008 г. № Ф09-4255/08-С2, от 29 февраля 2008 г. № Ф09-861/08-С2, от 21 января 2008 г. № Ф09-11295/07-С2, Московского округа от 26 августа 2008 г. № КА-А40/7882-08, от 1 октября 2007 г. № КА-А41/10014-07). В то же время некоторые суды подтверждали позицию контролирующих ведомств (см., например, определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, постановления ФАС Центрального округа от 14 февраля 2008 г. № А48-1629/07-6, от 10 октября 2007 г. № А36-2553/2006, Восточно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. № А10-1581/08-Ф02-6877/08, от 30 октября 2008 г. № А10-845/08-Ф02-5264/08, А10-845/08-Ф02-5607/08, Поволжского округа от 4 марта 2008 г. № А65-8421/2007-СА1-37, от 6 февраля 2008 г. № А55-6796/2007-53, Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25), от 27 августа 2008 г. № Ф04-5231/2008(10532-А03-25) и от 24 марта 2008 г. № Ф04-2074/2008(2736-А45-41)).

С выходом постановлений Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08 арбитражная практика по рассматриваемой проблеме должна стать единообразной. Об этом свидетельствуют новые судебные решения (см., например, определение ВАС РФ от 14 апреля 2009 г. № ВАС-2093/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2009 г. № А52-3899/2008, от 13 января 2009 г. № А52-1596/2008, Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. № А17-1804/2007, Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. № А33-12783/08-Ф02-2566/09, Московского округа от 10 июля 2009 г. № КА-А40/6262-09, Центрального округа от 29 апреля 2009 г. № А48-3884/08-17, Поволжского округа от 7 апреля 2009 г. № А65-20968/2008, Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф04-5497/2009(19433-А45-29), Уральского округа от 25 февраля 2009 г. № Ф09-10444/08-С2).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка