Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24
23 сентября 2015 9 просмотров

Подскажите пожалуйста ООО является налоговым агентом по НДС по аренде муниципального имущества.Как правильно исчислить сумму НДС если арендная плата в отчетном периоде была оплачена меньше,чем по договору за счет переплаты в прошлом периоде. но нам нужно уточнить как мы должны рассчитать и оплатить ндс из фактической суммы оплаты или согласно договора аренды и что указать в декларации по ндс

Сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг.

Налоговый агент в декларации по НДС должен заполнить раздел 2. В данном случае сумму начисленного НДС с суммы фактически оплаченной арендной платы нужно отразить по строке 060 раздела 2, указав по строке 070 код 1011703.

Обоснование

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

<…>


Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество. Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты – арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):

  • либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
  • либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42), Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.

<…>

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу определяйте с учетом НДС:

  • при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

<…>

Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.

Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС (покупатели, заказчики и получатели товаров, работ, услуг), начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 21 января 2015 г. № 03-07-08/1467 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Налоговые агенты, определяющие налоговую базу без учета НДС (продавцы и посредники, реализующие товары, работы, услуги), начисляют налог к уплате в бюджет либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше (подп. 1 п. 1, п. 15 ст. 167 НК РФ).

<…>

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как составить и сдать декларацию по НДС налоговому агенту, являющемуся плательщиком НДС

Порядок заполнения

Декларацию по НДС заполняйте по общим для всех налоговых деклараций правилам.

Если в течение квартала организация исполняла только обязанности налогового агента, то по его итогам в декларацию включите титульный лист и раздел 2. В разделе 1 проставьте прочерки. Остальные разделы не заполняйте (абз. 9 п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Если в течение квартала организация была не только налоговым агентом, но и сама совершала облагаемые НДС операции, составьте общую налоговую декларацию, в состав которой включите и раздел 2, предназначенный для налоговых агентов.

Если в течение квартала, помимо исполнения обязанностей налогового агента, организация совершала операции, которые освобождены от НДС, помимо титульного листа и раздела 2, в декларацию включите раздел 7.

Раздел 1 заполняется последним, на основании данных из всех остальных заполненных разделов.

Такие правила предусмотрены абзацами 3, 4, 9 пункта 3 и пунктами 44, 44.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

<…>

Раздел 2

Раздел 2 должны заполнять все налоговые агенты по НДС.

Если налоговый агент совершает операции с несколькими контрагентами, заполняйте раздел 2 по каждому такому участнику операций. То есть добавьте дополнительные страницы с разделом 2.

Если контрагент один и с ним заключено нескольких однотипных договоров, раздел 2 представьте на одной странице.

Если контрагент один, но договоры с ним разные (операции по этим договорам отражаются в декларации с разными кодами), добавьте дополнительные страницы с разделом 2 по каждой из таких групп операций.

Если налоговый агент участвует в хозяйственных операциях, где нет фактического продавца-налогоплательщика, на все такие операции заполните только одну страницу раздела 2.

Об этом сказано в пункте 36 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

<…>

Код операции

По строке 070 укажите код операции, в которой организация или предприниматель выступали в качестве налогового агента.

Коды можно определить с помощью раздела IV приложения № 1 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

Если налоговый агент:

  • приобретал товары на территории России у иностранных организаций, не состоящих на учете в России, – укажите 1011711;
  • приобретал работы и услуги у иностранных организаций с применением неденежных форм расчетов – укажите 1011711;
  • приобретал работы и услуги у иностранных организаций без применения неденежных форм расчетов – укажите 1011712;
  • арендовал госимущество или приобретал имущество казны – укажите 1011703;
  • реализовал имущество по решению суда, конфискованное, бесхозяйное имущество, клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования, – укажите 1011705;
  • выступил посредником при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями – укажите 1011707;
  • приобрел судно и не зарегистрировал его в течение 45 дней после этого в Российском международном реестре судов (при условии что его нужно было регистрировать) – укажите 1011709.

<…>

Сумма налога, исчисленная к уплате

Рассчитайте НДС к уплате в бюджет и отразите его по строке 060. Если были заполнены строки 080–100, сделайте это по формуле:

стр. 060 = стр. 080 + стр. 090 стр. 100

Если эти строки не заполнены, рассчитайте НДС по операциям, код которых указан по строке 070, и отразите результат по строке 060.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка