Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проводить ли спецоценку, если переехали в другой офис

Подписка
Срочно заберите все!
№23
30 сентября 2015 23 просмотра

Меня интересуют материалы по ликвидации ОАО, а именно каким образом меняется учетная политика на период ликвидации, с примерами создается ли резерв сомнительной задолженности, что именно отражается в промежуточном ликвидационном балансе, и сам ликвидационный баланс, когда производятся окончательные расчеты с акционерами, каким образом погашается стоимость акций. Вопросов как видите очень много, такой полный комплект материалов

1. При ликвидации учетная политика общества не изменяется. Если в учетной политике предусмотрено создание резервов, то они создаются в общеустановленном порядке. Сам факт ликвидации общества значения не имеет.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 4 ст. 22 Закона об АО). В баланс нужно включить сведения указанные в п. 2 ст. 63 ГК РФ. Пример заполнения Промежуточного ликвидационного баланса по ссылке. Пример заполнения Ликвидационного баланса по ссылке.
Особенности составления ликвидационного баланса указаны в письме ФНС России
от 7 августа 2012 г. № СА-4-7/13101.
2. Промежуточный ликвидационный баланс в налоговый орган не предоставляется. Поэтому он может быть составлен ранее срока предоставления годовой отчетности. Это следует из письма Минфина России от 4 марта 2015 г. № 03-02-07/1/11378.
3. Годовой баланс составляется на 31.12.2015 в общеустановленном порядке. Подача документов на реализацию не означает того факта, что учет общества должен быть изменен до момента ликвидации.
4. При ликвидации АО участники общества (акционеры) вправе требовать получения части его имущества (п. 2 ст. 31, п. 2 ст. 32 Закона об АО). Между акционерами может распределяться либо все имущество общества, либо его часть. Может возникнуть ситуация, когда имущество не распределяется вовсе. Это зависит от того, каков был объем обязательств АО перед кредиторами. При распределении имущества учредителям счета 30,31 не задействуются.
Так же рекомендуем ознакомиться Как платить налоги при ликвидации организации
По какой форме нужно составить промежуточный и окончательный ликвидационные балансы

Какие документы нужно сдать в архив при ликвидации организации

Куда направлять документы по личному составу после ликвидации организации

Когда сдавать бухгалтерскую отчетность ликвидированным организациям

В какие сроки нужно платить налоги ликвидируемой организации

Когда нужно сдать последние налоговые декларации при ликвидации организации

Обоснование

1. Из письма Минфина России от 4 марта 2015 г. № 03-02-07/1/11378

Вопрос: О представлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган при ликвидации организации.

Ответ:

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган при ликвидации организации и сообщается следующее.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными этим Федеральным законом.

Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Согласно частям 1 и 4 статьи 17 указанного Федерального закона отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Учитывая изложенное, полагаем, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Кодекса.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в составе документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, в регистрирующий орган представляется ликвидационный баланс.

На основании пункта 3 статьи 20 указанного Федерального закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

2. Из рекомендации Как провести ликвидацию АО

Владислав Добровольский, кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин, старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин, главный юрисконсульт ОАО «Реестр»


Ликвидация АО по решению акционеров (добровольная ликвидация) – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации АО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру ликвидации.

Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Как принять решение о ликвидации АО и как назначить ликвидационную комиссию

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров (подп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Если все голосующие акции общества принадлежат одному акционеру, он принимает решение единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (или единственного акционера АО). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу.

Собрание акционеров проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 54, 55 Закона об АО). Совет директоров (наблюдательный совет) АО вносит в повестку дня вопросы:

  • о ликвидации общества;
  • о назначении ликвидационной комиссии.

В частности, совет директоров (наблюдательный совет) должен предложить состав ликвидационной комиссии (указываются фамилии председателя (руководителя) и членов комиссии). В состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов АО. Кроме того, закон устанавливает следующие правила (п. 4 ст. 21 Закона об АО):

  • если акционером общества является государство, то в состав комиссии необходимо включить представителя комитета по управлению имуществом (фонда имущества);
  • если акционером общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

Можно ли передать полномочия по управлению делами общества не комиссии, а одному лицу

Да, можно.

Общее собрание акционеров вправе назначить ликвидатора, то есть лицо, которому передаются полномочия по управлению делами АО (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

Вместе с тем, передача полномочий одному лицу может привести к неблагоприятным последствиям. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом на ликвидационную комиссию. Во избежание возможных рисков лучше назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать все полномочия одному лицу.

Решение о ликвидации принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).

Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.

В таком случае совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:

  • срок проведения ликвидации увеличится;
  • АО понесет расходы на проведение нового собрания;
  • ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против ликвидации.

Пример из практики: суд признал решение о ликвидации АО недействительным, поскольку совет директоров с истекшими полномочиями созвал внеочередное общее собрание акционеров и внес в повестку дня вопрос о ликвидации

Совет директоров ОАО «М.» созвал внеочередное общее собрание акционеров. В повестку дня был внесен вопрос о ликвидации общества. Собрание приняло решение о ликвидации ОАО «М.» и о назначении ликвидатора.

Гражданка М. (акционер ОАО «М.») посчитала, что принятое решение нарушает ее права. Она предъявила к обществу требование о признании решения недействительным.

Суд установил, что в ОАО «М.» в течение двух лет не проводилось общее собрание акционеров. Следовательно, полномочия совета директоров прекратились, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров (п. 1 ст. 66 Закона об АО). Однако совет директоров ОАО «М.» созвал внеочередное общее собрание акционеров и внес в повестку дня вопрос о ликвидации.

Суд посчитал, что такие нарушения при созыве собрания являются существенными. На основании этого он удовлетворил требования истца. В итоге ОАО «М.» не было ликвидировано (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2011 г. по делу № А56-31206/2009).

Какие действия должна выполнить ликвидационная комиссия в процессе ликвидации АО

С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами АО (п. 3 ст. 21 Закона об АО). Комиссия должна:

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2. Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (п. 3 ст. 22 Закона об АО).

4. Уведомить кредиторов АО о ликвидации.

5. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

6. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее – Положение по ведению бухгалтерского учета)).

7. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

8. Созвать и провести общее собрание акционеров с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

9. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

11. Рассчитаться по долгам АО с кредиторами.

12. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).

13. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

14. Созвать и провести общее собрание акционеров с целью утверждения ликвидационного баланса.

15. Распределить имущество АО между акционерами (при наличии такого имущества).

16. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрировать ликвидацию АО.

О том, как взаимодействовать с налоговой инспекцией при ликвидации АО, см. Как зарегистрировать ликвидацию АО.

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о начале процедуры ликвидации АО

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о ликвидации организации в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В адрес территориального органа каждого из фондов ликвидируемая организация должна была представить письменное сообщение о принятии решения о ликвидации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.

Как опубликовать сообщение о ликвидации

Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации АО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 22 Закона об АО, п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

В уведомлении нужно привести следующую информацию:

  • сведения о ликвидируемом АО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • порядок и условия заявления кредиторами АО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа АО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с АО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
  • срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации АО (п. 1 ст. 22 Закона об АО).

Как подать заявку на публикацию сообщения о ликвидации АО

Это нужно сделать по правилам, приведенным на сайте журнала «Вестник государственной регистрации».

Прежде всего необходимо зарегистрироваться на сайте. Сделать это может любое лицо. Данные, указанные при регистрации, не влияют на публикуемые уведомления.

Затем нужно заполнить web-заявку:

  • выбрать тип уведомления «Сообщение о ликвидации ЮЛ»;
  • заполнить обязательные поля (со знаком «*»);
  • в графе «Текст публикации» применить автоматическую генерацию и внимательно проверить сгенерированный текст;
  • указать сведения о заявителе.

Остальные поля заполняют по усмотрению заявителя.

Когда вся необходимая информация будет указана, нужно выбрать способ подачи заявки:

  • с электронной подписью (у организации есть ключ такой подписи и соответствующий сертификат) или
  • без электронной подписи через региональное представительство журнала.

Подача заявки через региональное представительство

Из предложенного на сайте списка нужно выбрать представительство, в которое заявитель намерен подать документы для публикации. Это может быть любое удобное представительство независимо от местонахождения ликвидируемого общества.

Затем необходимо нажать на кнопку «Продолжить» и отправить web-заявку на проверку. Редакция журнала должна проверить правильность заполнения в течение одного рабочего дня.

Если заявка будет заполнена правильно, в личный кабинет пользователя поступит счет на оплату публикации. Стоимость публикации определяют из расчета за см2 текста.

Счет можно оплатить любым удобным способом, включая электронные платежи.

После оплаты счета в выбранное региональное представительство необходимо представить следующие документы.

1. Бланк-заявка и сопроводительное письмо. Образцы этих документов можно скачать с сайта после оплаты счета. Каждый из таких документов нужно подать в двух экземплярах (в отличие от перечисленных ниже документов, которые представляют в одном экземпляре).

2. Копия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.

3. Платежный документ: копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении либо оригинал банковской квитанции, приходного ордера или чека.

4. Доверенность (оригинал или нотариально заверенная копия) – в случае если документы подает лицо, не имеющее права действовать от имени ликвидируемого общества без доверенности.

Представить перечисленные документы можно любым из следующих способов:

  • путем явки в региональное представительство журнала;
  • по почте.

В результате редакция журнала должна включить сообщение о ликвидации в ближайший номер издания. Информацию о дате публикации и номере журнала можно получить в личном кабинете пользователя, нажав на статус заявки.

Подача заявки с электронной подписью

Нужно отсканировать документы, необходимые для публикации, и прикрепить сканы к web-заявке.

Затем надо подписать заявку электронной подписью и отправить ее на проверку. Редакция журнала должна проверить правильность заполнения в течение одного рабочего дня.

Если заявка будет заполнена правильно, в личный кабинет пользователя поступит счет на оплату публикации. Стоимость публикации определяют из расчета за см2 текста.

Счет можно оплатить любым удобным способом, включая электронные платежи.

После оплаты счета нужно заполнить поля об оплате и прикрепить отсканированный платежный документ (платежное поручение с отметкой банка об исполнении, банковскую квитанцию, приходный ордер или чек).

В результате редакция журнала должна включить сообщение о ликвидации в ближайший номер издания. Информацию о дате публикации и номере журнала можно получить в личном кабинете пользователя, нажав на статус заявки.

Как составить промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 4 ст. 22 Закона об АО). В баланс нужно включить сведения (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого общества;
  • о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • о результатах рассмотрения требований кредиторов;
  • о перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационный баланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.

Нужно ли включать в состав кредиторской задолженности задолженность по тем обязательствам, по которым кредиторы ликвидируемого АО не предъявили требований в течение установленного срока

Нет, не нужно.

Во-первых, с 1 сентября 2014 года закон не предусматривает необходимости удовлетворять требования кредиторов, заявленные после истечения установленного срока (подп. «г» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Фактически это означает, что кредиторы вправе предъявить требования лишь в срок, который установила ликвидационная комиссия.

Во-вторых, суды исходят из того, что если кредитор, извещенный о ликвидации юридического лица, не предъявил в установленный срок требование по тому или иному обязательству, то задолженность перед кредитором не включается в промежуточный ликвидационный баланс (определение ВАС РФ от 18 мая 2011 г. № ВАС-6618/11, постановления ФАС Уральского округа от 16 ноября 2011 г. № Ф09-7165/11 по делу № А60-548/2011, ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2011 г. по делу № А56-18180/2010).

Вместе с тем не будет лишним отразить в промежуточном ликвидационном балансе информацию об обязательствах, требования по которым не предъявлялись. Например, можно составить перечень таких обязательств и указать, что кредиторы по этим обязательствам были надлежащим образом уведомлены, однако не воспользовались правом на предъявление требований.

Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)»).

Промежуточный ликвидационный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием акционеров. Такое собрание проводится по инициативе ликвидационной комиссии. Комиссия вносит в повестку дня вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Решение принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО). О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).

Совет

Не стоит утверждать промежуточный ликвидационный баланс, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, и решение по этому делу (иной судебный акт, завершающий производство по делу) еще не вступило в законную силу;
  • в отношении ликвидируемого общества проводят выездную налоговую проверку, и итоговый документ по ней еще не вступил в силу.

Обоснование

Закон прямо не запрещает утвердить промежуточный ликвидационный баланс в каждом из таких случаев. Однако при наличии хотя бы одного из них налоговая инспекция откажется вносить в ЕГРЮЛ запись о факте составления баланса (подп. «б», «в» п. 4 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Впрочем, ничто не мешает сначала утвердить баланс, а затем дождаться момента, когда исчезнут препятствия для обращения в инспекцию.

Однако лучше все же сначала убедиться в том, что отсутствуют перечисленные выше обстоятельства, и лишь затем провести общее собрание акционеров с целью утверждения баланса.

В противном случае может возникнуть ряд проблем. К примеру, собрание утвердит баланс, а потом выяснится, что суд удовлетворил иск кредитора к ликвидируемому обществу. В итоге получится, что утвержденный баланс содержит недостоверные сведения. А это может стать причиной отказа в регистрации со стороны инспекции. Чтобы избежать такого отказа, обществу придется заново утвердить баланс и, следовательно, потратить время и средства на проведение нового общего собрания акционеров.

Как рассчитаться с кредиторами

Ликвидируемое АО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия должна выплатить кредиторам денежные суммы в порядке очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

С 1 сентября 2014 года расчеты с кредиторами можно начать лишь после погашения текущих расходов, необходимых для проведения ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 64 ГК РФ). По сути речь идет о так называемой нулевой очереди, когда рассчитаться необходимо еще до того, как начнутся выплаты по предъявленным требованиям кредиторов.

В первую очередь нужно удовлетворить требования:

  • о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
  • о компенсации морального вреда;
  • о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения либо повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, а также нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения.

Во вторую очередь необходимо:

  • рассчитаться по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших в АО по трудовому договору;
  • выплатить вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь – рассчитаться по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь нужно произвести расчеты с другими кредиторами.

Наконец, после того как будут удовлетворены требования кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (т. е. по сути в пятую очередь), необходимо удовлетворить следующие требования:

  • о возмещении убытков в виде упущенной выгоды;
  • о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Специальные правила закон устанавливает для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого АО (залоговые кредиторы) (абз. 2 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Каждому кредитору ликвидационная комиссия выплачивает ту сумму, которая зафиксирована в промежуточном ликвидационном балансе (п. 6 ст. 22 Закона об АО, п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Из промежуточного ликвидационного баланса следует, что денежных средств не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов. Можно ли в таком случае рассчитаться с кредиторами за счет иного имущества АО

Да, можно.

В приведенной ситуации ликвидационная комиссия должна продать имущество АО с торгов (п. 5 ст. 22 Закона об АО).

Это не понадобится делать лишь (п. 4 ст. 63 ГК РФ):

  • для объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), поскольку такие объекты разрешено продать без торгов;
  • для имущества, на которое по закону нельзя обратить взыскание (такое имущество вообще не понадобится продавать).

Требования кредиторов будут удовлетворяться за счет средств, полученных после продажи имущества.

Если этих средств окажется недостаточно для удовлетворения всех требований, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве АО (абз. 2 п. 4 ст. 62, абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ). Если дело о банкротстве будет возбуждено, ликвидационной комиссии понадобится уведомить кредиторов о том, что процедура добровольной ликвидации АО прекращается (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

Выплаты производятся начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидационная комиссия может удовлетворить требования кредиторов каждой последующей очереди лишь после полного удовлетворения требований в рамках предыдущей очереди, за исключением требований залоговых кредиторов (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования или уклоняется от его рассмотрения, то кредитор вправе предъявить к АО иск об удовлетворении требования. Такой иск можно подать только до утверждения ликвидационного баланса. Если суд удовлетворит этот иск, ликвидационной комиссии понадобится выплатить кредитору присужденную ему денежную сумму в порядке установленной очередности (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Погашенными считаются следующие требования кредиторов (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ):

  • требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  • требования, в удовлетворении которых суд отказал.

Как составить ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс (п. 6 ст. 63 ГК РФ). Баланс составляется по тем же правилам, которые применяются при разработке промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров (п. 7 ст. 22 Закона об АО). Решение принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Внимание! Если сумма активов по ликвидационному балансу превышает сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу, налоговая инспекция может отказаться зарегистрировать ликвидацию.

Ликвидируемое АО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами только после составления промежуточного ликвидационного баланса и в соответствии с его сведениями (п. 6 ст. 22 Закона об АО). При недостаточности денежных средств для расчетов ликвидационная комиссия должна продать иное имущество АО с торгов (п. 5 ст. 22 Закона об АО). Так или иначе, сумма оборотных и внеоборотных активов АО после расчетов с кредиторами должна уменьшиться.

Если же такая сумма активов по данным ликвидационного баланса, наоборот, увеличилась, то это, вероятнее всего, свидетельствует о нарушении порядка ликвидации и об ущемлении прав кредиторов. Например, если до расчетов с кредиторами денежные средства АО составляли 10 тыс. руб., а после – 50 тыс. руб., то это значит, что ликвидация проведена с нарушением требований закона.

Вывод: налоговая инспекция откажет в регистрации ликвидации, если ликвидационный баланс будет противоречить промежуточному ликвидационному балансу.

Как распределить имущество ликвидируемого АО между акционерами

При ликвидации АО участники общества (акционеры) вправе требовать получения части его имущества (п. 2 ст. 31, п. 2 ст. 32 Закона об АО).

Между акционерами может распределяться либо все имущество общества, либо его часть. Может возникнуть ситуация, когда имущество не распределяется вовсе. Это зависит от того, каков был объем обязательств АО перед кредиторами. Действуют следующие правила:

  • между акционерами распределяется все имущество АО, если общество не имеет обязательств перед кредиторами. По закону имущество может распределяться, если кредиторы отсутствуют на момент принятия решения о ликвидации (п. 2. ст. 22 Закона об АО). Однако такое правило не применяется на практике. Это объясняется тем, что ликвидационная комиссия обязана поместить в органах печати сообщение о ликвидации. Следовательно, возникает вероятность предъявления к обществу требований теми кредиторами, о существовании которых участники не знали на момент принятия решения. Поэтому имущество между акционерами должно распределяться лишь по истечении двух месяцев с момента опубликования сообщения и в случае, если у АО не появились кредиторы;
  • между акционерами распределяется часть имущества, если у общества были обязательства перед кредиторами и после расчетов с такими кредиторами остались нераспределенные средства. Сведения об этих средствах должны содержаться в ликвидационном балансе;
  • между акционерами имущество не распределяется, если исходя из сведений ликвидационного баланса оно отсутствует.

Ликвидационная комиссия должна распределить имущество АО между акционерами в порядке очередности (п. 1 ст. 23 Закона об АО).

В первую очередь нужно осуществить выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены обществом по требованию акционеров (ст. 75 Закона об АО).

Во вторую очередь необходимо:

  • осуществить выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям;
  • осуществить выплаты ликвидационной стоимости по привилегированным акциям. Ликвидационная стоимость (т. е. стоимость, которая выплачивается акционеру при ликвидации АО) должна быть определена в уставе ликвидируемого общества (п. 2 ст. 32 Закона об АО). Если устав АО предусматривает несколько типов привилегированных акций (например, тип «А» и тип «B»), то сначала ликвидационная стоимость выплачивается всем владельцам привилегированных акций одного типа (типа «А»), а затем – другого типа (типа «B»).

В третью очередь нужно распределить имущество между:

  • владельцами обыкновенных акций;
  • владельцами всех типов привилегированных акций. Как правило, такие владельцы получают выплаты в рамках второй очереди. Вместе с тем, они могут претендовать на дополнительные выплаты в рамках третьей очереди в случае, если владельцы обыкновенных акций получат большую долю в имуществе по сравнению с акционерами второй очереди.

Имущество в рамках каждой очереди распределяется только после полного распределения имущества среди акционеров предыдущей очереди (п. 2 ст. 23 Закона об АО).

Если между акционерами в рамках одной очереди возникнет спор о том, кому из них нужно передать имущество (вещь) ликвидируемого АО, ликвидационной комиссии понадобится продать эту вещь с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка