Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
30 сентября 2015 15 просмотров

Организация А подала декларацию по НДС к возмещению. Поставщиком товара является организация Б. Организация Б получила требование предоставить документы по взаимоотношениям с организацией А. Но кроме этого, налоговый орган отправил требования всем покупателям и поставщикам организации Б правомерны их действия?

Нет, действия налоговых инспекторов неправомерны. Это связано с тем, что положения статьи 93.1 Налогового Кодекса РФ позволяют инспекторам запрашивать информацию у контрагентов и иных лиц, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика. Однако у покупателей и поставщиков организации Б отсутствуют данные по деятельности организации А.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

<…>

Запрос информации у контрагентов

В рамках камеральной проверки инспекция также вправе запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Ситуация: какие документы инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации в ходе ее камеральной налоговой проверки

В ходе камеральной проверки организации налоговая инспекция вправе запрашивать у ее контрагентов любые документы по своему усмотрению.

Налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации. Правомерность такого подхода подтверждается письмами Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 августа 2009 г. № КА-А40/7052-09Северо-Западного округа от 23 июня 2009 г. № А42-6216/2008).

За непредставление сведений по требованию инспекции контрагент может быть привлечен к налоговой и административной ответственности.

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 17 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговая инспекция по месту учета контрагента (иного лица), у которого истребуются документы, направляет ему требование о представлении документов (информации). К указанному требованию должна быть приложена копия поручения об истребовании документов. Такой порядок установлен в пункте 4 статьи 93.1 и пункте 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

<…>

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 23, декабрь 2013
Проверяя производителя, налоговики не вправе истребовать документы по цепочке покупателей

Истребование у контрагента (иного лица) документов, не касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, незаконно, подтвердил ВАС РФ, отказав определением от 15.10.13 № ВАС-14062/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ.

В рассматриваемой ситуации налоговая инспекция, проводившая выездную проверку завода — производителя алкогольной продукции, руководствуясь статьей 93.1 НК РФ, запросила у покупателя завода документы по дальнейшей реализации продукции. Все три судебные инстанции пришли к выводу, что истребуемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и информация, содержащаяся в них, не может повлиять на определение размера налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика. Соответственно у налоговых органов нет оснований для направления требования о представлении документов. Нужно отметить, ряд судей занимает аналогичную позицию. По мнению арбитров, пункт 1 статьи 93.1 НК РФ предоставляет право налоговому органу, проводящему налоговую проверку, истребовать у контрагента или иного лица не любые документы, а лишь касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.12 № 05АП-5730/2012).

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

М.М. ЛИСИЦЫНА, специалист по налогообложению компании «Консультант Плюс»:

«Согласно статье 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать документы, касающиеся деятельности проверяемого лица, у его контрагентов или у иных лиц, располагающих такими документами. Поскольку инспекция не доказала того, что запрошенная информация касается финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика, суд принял сторону организации и признал требование налоговиков недействительным. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.11 № 5355/11. Учитывая тот факт, что судебная практика все больше складывается в пользу налогоплательщиков, шансы организации отстоять свою позицию в суде значительно повышаются».

Н.В. КАРПУНЕНКОВА, первый аудитор ООО «Бетроен»:

«Минфин России неоднократно указывал, что налоговый орган при проведении проверки вправе запросить только те документы, которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика (письма Минфина России от 09.10.12 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.12 № 03-02-07/2-136). Однако проверяющие по-своему определяют перечень таких документов, широко трактуя норму пункта 1 статьи 93.1 НК РФ. Данное определение ВАС РФ в очередной раз подчеркнуло право налоговиков истребовать у третьих лиц только те документы, которые несут информацию о деятельности проверяемого лица. Возможно, данное решение коллегии ВАС РФ позволит налогоплательщикам уменьшить свои трудозатраты по представлению в налоговый орган излишне запрашиваемых документов»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка