Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
2 октября 2015 368 просмотров

Предприятие водоснабжения производит забор воды из подземных источников. Забор воды производится из скважин 4-х водозаборов. Вся вода поступает в один водовод для дальнейшей реализации (отпуска) ЮЛ и ФЛ (населению). На три водозабора имеются лицензии, на 4-й в стадии оформления. Кроме того не на всех скважинах установлены приборы учета.В связи с введением с 01.01.2015 г. изменений в НК, внесенных законом 366-ФЗ от 24.11.2014 г., а также при ознакомлении с письмом ФНС № ГД-4-3/721@ от 22.01.2015 г. " О заполнении декларации по водному налогу " возникли следующие вопросы:Как учесть общий объем поднятой воды?1. В разрезе ЮЛ и ФЛ по водозаборам?2. В пределах лимита и сверх лимита по водозаборам и между потребителями (ЮЛ и ФЛ)?3. Как разделить объем, если на одном водозаборе есть скважины с приборами учета и без приборов? Пропорция?

Официальные разъяснения по Вашему вопросу отсутствуют.

В отношении скважин при отсутствии лицензий, применяются ставки, установленные пунктом 1 статьи 333.12.

При этом в отношении населения применяется ставка 81 руб., к ней не применяются повышающие коэффициенты, как 1,15, так и 1,10.

Однако в отношении скважины, на которую нет лицензии, ставка в 81 руб. в отношении водоснабжения населения не применяется, для данной скважины действуют нормы пункта 1 статьи 333.12

Так как у Вас водоснабжение производится по разным ставкам, согласно разъяснениям Вы должны обеспечить раздельный учет и заполнять отдельные разделы в отношении раздельных ставок. Как именно осуществить раздельный учет в Вашей ситуации ответа, к сожалению, нет.

Никаких пропорций в отношении водозабора с использованием приборов учета и при их отсутствии законодательством не установлено. В связи с чем, полагаем, что при отсутствии возможности осуществления раздельного учета повышающий коэффициент 1,1 нужно будет использовать ко всему водозабору, то есть приравнивать к отсутствию приборов учета в целом, ввиду того что никакой пропорциональности законодательство не предусматривает, в тоже время использование коэффициента 1,1 является обязанностью при отсутствии приборов учета и если организация не может разделить объемы, она не сможет доказать, что тот или иной объеме относится к скважине с прибором или без.

1-2. Да, объем нужно делить, так как применяются разные ставки, по каждому нужно заполнять отдельный раздел декларации

3. Пропорция не предусмотрена. Если раздельный учет обеспечить невозможном, полагаем, что нужно использовать повышающий коэффициент.

В настоящее время редакции БСС «Система Главбух» пишет блок по водному налогу, который будет согласовывать с Минфином России, в частности с Кизимовым.

Мы можем адресовать Ваш вопрос в редакцию для написания ситуации по Вашему вопросу с примером, которую согласуют с Минфином, однако срок подготовки и согласования может составлять до 3-4 недель. От Вас требуется только согласие на подготовку материала.

Обоснование

1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 20.11.2012 № 03-06-06-02/7

«Для освобождения от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для указанных целей, необходимо наличие соответствующей лицензии на осуществление конкретного вида водопользования с обязательным отражением в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленных для данной цели.Что касается вопроса применения пониженной ставки водного налога для водоснабжения населения, то согласно пункту 3 статьи 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Принимая во внимание, что применение пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды является льготой для налогоплательщиков, то в данном случае также необходимо, чтобы в соответствующей лицензии на право осуществления данного вида водопользования были отражены цели забора воды и утверждены для него лимиты водопользования. При этом обращаем внимание, что лицензия на право пользования недрами предоставляет водопользователю право на осуществление водопользования в конкретных целях и в установленных размерах.

При отсутствии в лицензии на водопользование указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке, если получение такой предусмотрено законодательством Российской Федерации, водный налог должен уплачиваться по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 Кодекса

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 09.09.2013 № 03-06-05-02/36943

«Согласно пункту 1 статьи 333.10 Кодекса в случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется плательщиком водного налога применительно к каждой налоговой ставке.

Таким образом, налогоплательщик обязан вести раздельный учет воды, забранной как для хозяйственно-питьевых нужд, так и для технологических целей, поскольку Кодексом установлена пониженная ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения.

Согласно статье 333.12 Кодекса ставки водного налога при заборе воды устанавливаются в пределах квартальных (годовых) лимитов водопользования. При этом в случае забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования ставки водного налога в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере.

При отсутствии в лицензии установленных лимитов по целям водопользования, в целях расчета величины квартального лимита по целям водопользования, следует использовать данные обоснованной потребности в водозаборе, которые указываются организацией (индивидуальным предпринимателем) в документах, представляемых вместе с заявкой на получение лицензии (пункты 34 Порядка).»

3. ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 21.04.2014 № ГД-4-3/7591

«ООО выдана лицензия на пользование недрами с целевым назначением - разведка и добыча подземных вод для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой собственного предприятия, населения и абонентов.

Условиями пользования недрами, являющимися приложением к лицензии (далее - Условия), определено, что недропользователю предоставляется право на разведку и добычу подземных вод в объеме 3700 м/сут. (1350,623 тыс.м/год).

Условиями установлен суточный расход подземных вод в разбивке по целям использования воды:- для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе, отдельно для собственного предприятия, населения, абонентов;- для технологического обеспечения водой: отдельно для собственного предприятия, собственного предприятия (водопой скота), абонентов.

Порядком заполнения налоговой декларации по водному налогу, утвержденным приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29н (ред. от 12.02.2007) (далее - Порядок) предусмотрено заполнение раздела 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта" налоговой декларации в количестве экземпляров, соответствующем количеству расчетов налога по разным налоговым ставкам водного налога (применительно к каждой налоговой ставке).

В приложении № 4 к Порядку предусмотрены коды целей забора воды, отражаемые в разделе 2.1 налоговой декларации. Поскольку в рассматриваемом случае в отношении забираемой воды налогоплательщику надлежит произвести расчет водного налога по двум ставкам - по ставке, установленной для воды, забираемой для водоснабжения населения, и по общей ставке, применяемой к количеству воды, забранной для иных целей, раздел 2.1 налоговой декларации должен заполняться в двух экземплярах.

Учитывая, что Условиями установлены только суточные размеры водоотбора по каждой цели использования подземных вод, квартальные и годовой лимиты водопользования необходимо определять в следующем порядке:- путем умножения величины разрешенного суточного водоотбора по воде, используемой для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, на количество дней в квартале или в году;- путем суммирования величин разрешенного суточного водоотбора по иным целям использования подземных вод (за исключением водоснабжения населения и водопоя скота) и умножения полученной суммы на количество дней в квартале или в году.

По мнению ФНС России, в том случае, если налогоплательщик использует воду, предназначенную для водоснабжения населения и для водопоя скота, в других целях, то в отношении данных объемов воды следует применять общеустановленную ставку водного налога. Пятикратная ставка водного налога должна применяться только в случае превышения общего квартального (годового) лимитов добычи подземных вод.»

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.02.2015 № 03-06-06-02/3898

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты водного налога и сообщает следующее.Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступивший в силу с 1 января 2015 года, предусматривает ежегодную индексацию ставок водного налога по всем видам водопользования.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 333.12 главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации далее - Кодекс) налоговые ставки, установленные пунктом 1 данной статьи (с учетом положений пунктов 4 и 5), в 2015 году будут применяться с повышающим коэффициентом 1,15, в 2016 году - с коэффициентом 1,32, в 2017 году - с коэффициентом 1,52, в 2018 году - с коэффициентом 1,75, в 2019 году - с коэффициентом 2,01, в 2020 году - с коэффициентом 2,31, в 2021-2025 годах - соответственно 2,66, 3,06, 3,52, 4,05, 4,65.Согласно пункту 4 статьи 333.12 Кодекса налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определенную с учетом положений пункта 1.1 указанной статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1.Ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения установлены пунктом 3 статьи 333.12 Кодекса и составляют: на 2015 год - 81 рубль за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, на 2016 год - 93 рубля, на 2017 год - 107 рублей, на 2018 год - 122 рубля, на 2019 год - 141 рубль, на 2020 год - 162 рубля, на 2021-2025 годы - 186, 214, 246, 283, 326 рублей соответственно.

Учитывая изложенное, при осуществлении забора воды из водного объекта в целях водоснабжения населения, дополнительный коэффициент, предусмотренный пунктом 4 статьи 333.12 Кодекса, не применяется.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка