Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Подайте в инспекцию новое уведомление по взносам

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
2 октября 2015 22 просмотра

В связи с ухудшением финансового состояния почти все подразделения нашего офиса разместили в разных зданиях, удаленных друг от друга. Ранее все находились в одном офисе, где была касса и кассир один (по штатному расписанию). Так как мы работаем с населением по обслуживанию внутридомовых газовых установок, то за разные виды услуг население оплачивает в кассу. Учет поступлений ведется в разрезе подразделений, так как разные подразделения оказывает разные виды услуг. В настоящее время, когда все подразделения "раскидали" по разным офисам, принято решение в разные офисы для принятия оплаты от населения поставить платежные терминалы.Вопрос: 1. Можем ли мы принимать оплату от населения в разных подразделениях и службах по платежному терминалу, если просто назначим ответственных лиц в подразделениях? Платежный терминал выдает два чека. Надо ли кроме чека выдавать покупателю БСО в соответствии с пп. "б" п. 20 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники?2. Если покупатель пожелает оплатить наличными денежными средствами, можно принимать эти деньги не в кассе, а просто в офисах, выписав при этом БСО? Будет ли это являться нарушением, даже если составлен внутренний документ, отображающий порядок принятия денежных средств от покупателей и передачи их в конце рабочего дня в кассу организации? Я не могу доказать директору, что просто так принимать деньги от покупателей в любом месте города мы не можем.Спасибо

Принимать оплату от населения в разных подразделениях можно. Прямых запретов законодательство не содержит. При использовании платежного терминала клиент получает слип (чек, выдаваемый платежным терминалом) кассовый чек. В данном случае кассовый чек является первичным учетным документом. Вместо ККТ при оказании платных услуг населению организация может применять бланки строгой отчетности. В таком случае вместо кассового чека гражданину выдается соответствующий бланк строгой отчетности или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за проданные товары. Организация самостоятельно определяет порядок ведения кассовых операций со своими обособленными подразделениями. Поступление или выдачу наличных денег отражайте в отдельной кассовой книге обособленного подразделения.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

В каких случаях надо применять ККТ

<…>

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию (предпринимателя) за неприменение ККТ при приеме наличных денег через платежные терминалы

Да, может.

При приеме наличных денег организации и предприниматели (за исключением плательщиков ЕНВД) обязаны применять ККТ (п. 12.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Никаких исключений для расчетов через терминалы самообслуживания законодательством не предусмотрено (п. 2 ст. 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗч. 12 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Поэтому, чтобы использовать терминалы для наличных расчетов, их следует оборудовать дополнительными фискальными регистраторами.

Использование терминалов самообслуживания, не имеющих в составе ККТ, включенной в государственный реестр, квалифицируется как деятельность без применения ККТ. Поэтому организации (предприниматели), которые используют такие терминалы, несут административную ответственность (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Применение ККТ при приеме наличных денег контролирует налоговая инспекция. Она же может привлечь организацию (предпринимателя) к ответственности при обнаружении фактов нарушения законодательства о ККТ. Это следует из положений пункта 1 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

<…>

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

В каких случаях можно использовать бланки строгой отчетности при расчетах наличными

Вместо ККТ при оказании платных услуг населению организация может применять бланки строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определите в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29,от 26 января 2009 г. № 03-01-15/1-27).

Перечень услуг в ОКУН открытый, так как некоторые услуги отнесены к прочим. Поэтому, если услуги прямо не поименованы в ОКУН, но относятся к услугам, оказываемым населению, организация может применять БСО. Например, услуга по лечению при проживании в пансионатах в ОКУН не поименована, но может быть отнесена к прочим санаторно-оздоровительным услугам. И следовательно, при ее оказании можно использовать БСО. За разъяснениями об отнесении того или иного вида деятельности к услугам, оказываемым населению, можно обратиться в территориальное отделение Росстандарта. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 21 октября 2013 г. № 03-11-11/43794 и от 8 октября 2012 г. № 03-01-15/8-213 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18034), ФНС России от 7 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4329.

Бланки строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование организации и ее организационно-правовая форма;
  • местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае его отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
  • ИНН, присвоенный организации;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата расчетов и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги, и которыми организация вправе дополнить документ.

Такие требования содержатся в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Исключением из данного правила являются утвержденные формы БСО, в том числе БСО, применяемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа или при оказании услуг учреждениями культуры. Реквизиты данных документов устанавливают федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством. Об этом сказано в пунктах 5–6Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112. Подробнее о составлении бланков строгой отчетности см. Как выписывать, хранить и уничтожать бланки строгой отчетности при расчетах наличными.

Перечень действующих форм бланков строгой отчетности приведен в таблице.

Ситуация: может ли организация изготовить (разработать) бланки строгой отчетности самостоятельно

Да, может.

Порядок осуществления наличных расчетов без применения ККТ регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. В этом документе сказано, что бланки строгой отчетности вправе утверждать федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Вместе с тем, указанным Положением не ограничено право организаций самостоятельно разрабатывать бланки строгой отчетности. Подтверждением данного вывода является перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать БСО. Из него исключены такие реквизиты, как:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • код формы бланка по ОКУД.

Таким образом, организация вправе использовать БСО, разработанные самостоятельно. Утверждать формы таких бланков в уполномоченном федеральном ведомстве (в т. ч. в Минфине России) не нужно. Правомерность указанной позиции подтверждена Минфином России в информационном письме от 22 августа 2008 г., в письмах от 8 сентября 2010 г. № 03-01-15/7-204от 23 июня 2008 г. № 03-01-15/8-239от 16 июня 2008 г. № 03-01-15/8-230.

Однако в отношении этого порядка предусмотрен ряд исключений и ограничений.

Исключение действует в отношении организаций, оказывающих услуги, БСО для которых (до вступления в силу нового порядка) были утверждены:

Такие организации могут самостоятельно не разрабатывать свои формы, а применять утвержденные.

Ограничение действует в отношении:

  • организаций, которые оказывают услуги в сфере культуры и спорта;
  • организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

При разработке бланков строгой отчетности организации культуры и спорта вправе изменять обязательные реквизиты, предусмотренные подпунктами «ж»–«и» пункта 3 Положения, только по согласованию с Минкультуры России (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). При этом допускается размещение дополнительных реквизитов (п. 435866111Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112).

Бланки, которые были утверждены Минфином России до 11 апреля 2005 года (включительно) (например, письмом от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33), с 1 декабря 2008 года утратили силу. Следовательно, применять их для оформления наличных расчетов без использования ККТ или самостоятельно разработанных БСО нельзя.

Это следует из пункта 2 постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Для применения самостоятельно разработанных бланков БСО вместо ККТ необходимо, чтобы они удовлетворяли требованиям законодательства к их оформлению и изготовлению. Такие бланки должны:

<…>

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете и при налогообложении расчеты с покупателями через платежный терминал (pos-терминал)

При реализации товаров (работ, услуг) населению организации и предприниматели должны по выбору покупателей принимать оплату как наличными, так и национальными банковскими картами.

Исключение сделано для организаций и предпринимателей, у которых показатели выручки или остаточной стоимости ОС и НМА за прошлый год не превышают предельных значений, установленных для микропредприятий. Правда, пока такие лимиты установлены только для выручки от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг – без учета НДС она не должна быть больше 120 млн руб. Если показатели выручки не выходят за рамки предельного значения, то, как и прежде, можно работать только с наличными. Принимать к оплате банковские карты такие организации и предприниматели не обязаны.

Это следует из положений статьи 16.1 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 и постановления Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702.

<…>

Заключение договора эквайринга

По условиям договора эквайринга (разновидность договора банковского счета) банк открывает счет, на который будут поступать деньги по платежным картам покупателей (ст. 845846 ГК РФ). Осуществление операций в рамках такого договора предполагает установку специального оборудования – платежного терминала. Данное оборудование организация может купить или взять в аренду у банка. Как правило, за проведение эквайринговых операций организация выплачивает банку вознаграждение – определенный процент от суммы поступивших денежных средств (ст. 851 ГК РФ).

Ответственность за отказ принятия к оплате банковских карт

С 1 января 2015 года за отказ продавца принять к оплате банковскую карту предусмотрена административная ответственность.

Предпринимателей, организации и их руководителей Роспотребнадзор может оштрафовать за нарушение установленного порядка расчетов. Размеры штрафов могут быть следующими:

  • от 30 000 до 50 000 руб. – для организаций;
  • от 15 000 до 30 000 руб. – для должностных лиц. Например, руководитель организации, его заместитель.

А вот предприниматели могут быть привлечены к ответственности только как должностные лица.

Такой порядок установлен в статье 2.4части 4 статьи 14.8, части 1 статьи 23.49 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Стоит отметить, что штрафы предусмотрены только за непринятие к оплате карт национальной платежной системы. За непринятие карт международной платежной системы (Visa, MasterCard) организацию штрафовать не могут (письмо Роспотребнадзора от 22 июля 2015 г.). Пока национальная платежная система в России не запущена. Таким образом, фактически меры ответственности за непринятие банковских карт в России не действуют.

Документальное оформление

Расчеты с гражданами с применением платежных терминалов признаются безналичными расчетами (п. 19 ст. 3 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ). Для осуществления расчета сотрудник организации (кассир) должен провести карту клиента через терминал, имеющий связь с банком. В момент проведения операции по каналу связи терминал передает номер платежной карты в банк, который, в свою очередь, проверяет наличие средств на счете гражданина. После подтверждения платежеспособности банк дает команду на списание средств.

Кассир возвращает карту клиенту с приложением:
– слипа (чека, выдаваемого платежным терминалом);
– кассового чека.

В данном случае кассовый чек является первичным учетным документом. Если же организация проводит расчеты с гражданами без применения ККТ, то вместо кассового чека выдайте гражданину соответствующий бланк строгой отчетности или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за проданные товары.

Об этом сказано в пункте 5.3 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, пунктах 122.1 статьи 2, статье 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 ноября 2013 г. № 03-01-15/49854 и от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29.

Внимание: невыдача гражданину кассового чека или другого документа, подтверждающего факт получения оплаты, а также отказ в выдаче документов, подтверждающих получение денежных средств, может повлечь за собой административную ответственность (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Данные о сумме выручки, полученной в наличной и безналичной форме, отразите в журнале кассира-операциониста по форме № КМ-4.

При этом информацию о выручке, полученной с применением платежного терминала, отразите следующим образом:
– в графе 12 – количество платежных (банковских) карт;
– в графе 13 – общая сумма средств, полученных с применением платежных (банковских) карт.

Основанием для заполнения граф формы № КМ-4 является Z-отчет, снятый с ККТ в конце смены кассира.

Такой порядок приведен в письме УФНС России по г. Москве от 20 января 2011 г. № 17-15/4707.

<…>

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как соблюдать порядок ведения кассовых операций

<…>

Обособленные подразделения

Ситуация: можно ли обособленным подразделениям передавать друг другу наличные деньги, минуя кассу головной организации

Нет, нельзя.

В указаниях о порядке ведения кассовых операций прямо не прописано, что уполномоченный представитель одного обособленного подразделения вправе вносить наличные деньги в кассу другого. Там лишь сказано, что организация самостоятельно определяет порядок ведения кассовых операций со своими обособленными подразделениями. И при этом уполномоченные представители обособленного подразделения могут только:

  • вносить наличные деньги в головную кассу организации или в банк для зачисления на расчетный счет организации;
  • получать из головной кассы наличные для совершения кассовых операций.

Это следует из пунктов 3 и 6.4 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Получается, что обособленным подразделениям передавать друг другу наличные деньги, минуя кассу головной организации, нельзя.

<...>

Поступление или выдачу наличных денег отражайте в отдельной кассовой книге обособленного подразделения. Такой порядок следует из положений абзаца 7 пункта 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У. Данное правило должны соблюдать все обособленные подразделения, которые ведут расчеты наличными. При этом не важно, есть у такого подразделения свой банковский счет или нет. Подробнее об этом см. Как вести кассовую книгу.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка