Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Не надо второй раз платить налог, который застрял в банке

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
2 октября 2015 1896 просмотров

Подскажите пожалуйста если у нас проверка из трудовой инспекции по жалобе, по конкретному случаю. Какими полномочиями обладает инспектор трудовой инспекции, может ли он выходить за рамки жалобы, может ли проводить опрос сотрудников? Спасибо

Да, может.

При проведении внеплановой проверки трудовая инспекция может запрашивать и безвозмездно получать от работодателя любые документы, необходимые для осуществления контроля, в том числе документы за любые периоды (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФч. 1 ст. 11ч. 1 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Требовать от организации документы и информацию, которые не являются объектами проверки и (или) не относятся к предмету проверки, проверяющие не могут (п. 3 ст. 15 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Единый перечень документов, которые инспекция может запросить у организации, законодательством не установлен. Список таких документов определяется индивидуально для каждого случая проверки в зависимости от целей ее проведения и отражается в распоряжении (приказе) о проведении проверки (п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В частности, трудовая инспекция может запросить:
– учредительные документы организации, а также приказы, подтверждающие полномочия ее должностных лиц;
– трудовые договоры с сотрудниками;
– личные карточки сотрудников;
– штатное расписание;
– трудовые книжки сотрудников, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также приказ о назначении лица, ответственного за учет, ведение и хранение трудовых книжек;
– приказы по кадрам (прием, перевод, отпуск, увольнение и т. п.);
– правила внутреннего трудового распорядка;
– локальные нормативные акты об оплате труда (например, Положение об оплате труда, Положение о премировании);
– сведения об отсутствии задолженности по зарплате;
– ведомости, записки-расчеты, а также иные документы, касающиеся начисления и выплаты зарплаты;
– табели учета рабочего времени и т. д.

Если проверка касается соблюдения требований охраны труда в организации, то инспекция может запросить, например, инструкции по технике безопасности, журналы регистрации инструктажей и т. п.

О внеплановой проверке сообщают за 24 часа до ее начала. При этом проверяющие заранее сообщают, какой перечень документов они хотят увидеть у работодателя.

При общении с инспекторами важно вести себя уверенно. Четко отвечайте на поставленные вопросы, не отклоняясь от темы. Помните, инспектор может истолковать ваши слова неверно, что повлечет за собой дополнительные вопросы. При этом до проверки с сотрудниками следует обсудить правила взаимодействия с инспекторами, поскольку госинспектор вправе общаться не только с представителем работодателя, но и с ними. Лучше присутствовать при таких беседах, чтобы в протокол не попала ложная информация, и устранять возникающие неясности на месте. Ваше присутствие не помешает и при ознакомлении инспектора с документами, содержащими государственную, коммерческую или иную тайну.

Стоит замечать недочеты в работе госинспектора – нарушение процедуры, неверное оформление документов (или неоформление), и фиксировать их для себя. В случае неблагоприятного завершения проверки такие недочеты станут аргументами в защиту ваших прав.

Обоснование

Из рекомендации И.И. Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как трудовая инспекция проводит внеплановую проверку

Виды проверок

Как трудовая инспекция может проверить работодателей

В целях соблюдения всеми работодателями трудового законодательства трудовая инспекция проводит плановые и внеплановые проверки (ч. 1 ст. 353ч. 2 ст. 360ТК РФ). Порядок их проведения регулируется положениями Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Основания проведения

Что может стать основанием для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

Провести внеплановую проверку инспекция может только в ограниченных законодательством случаях:

  • Истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований трудового законодательства.
  • В трудовую инспекцию поступили:
  • заявления от граждан, организаций или информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства (в т. ч. требований охраны труда), повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью сотрудников;
  • обращения или заявления сотрудника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запрос сотрудника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
  • Издано распоряжение руководителя трудовой инспекции о проведении внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ, либо на основании требования прокурора в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями.

Это следует из положений части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ,части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ, пункта 10 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

По общему правилу внеплановые проверки, проводимые госорганами по поступившим заявлениям и информации о нарушениях со стороны работодателя, проводятся только по предварительному согласованию с прокуратурой (ч. 5 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Вместе с тем, указанное правило не касается проверок в области трудового законодательства. При поступлении соответствующего заявления или информации сотрудники трудовой инспекции могут провести внеплановую проверку незамедлительно без предварительного согласования. Инспекторам по труду требуется лишь уведомить прокуратору о проводимой внеплановой проверке. Об этом говорится в части 8 статьи 360 Трудового кодекса РФ и части 4 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Следует отметить, что анонимные заявления и обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (ч. 3 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Совет: информацию обо всех проводимых плановых и внеплановых проверках бизнеса, их результатах, а также о принятых мерах можно будет узнать из Единого реестра проверок.

Формат проведения

В какой форме трудовая инспекция может провести внеплановую проверку

Внеплановая проверка может быть проведена в двух формах: выездной и документарной (ч. 11 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Общая характеристика каждой из форм проверки приведена в таблице.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки она может быть переквалифицирована в выездную, если трудовому инспектору потребуется оценить по местонахождению организации соответствие ее деятельности обязательным требованиям трудового законодательства (ч. 3 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти в областях обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний, управления использованием атомной энергией, могут проводиться только выездные проверки (п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Уведомление о проверке

На основе какого документа трудовая инспекция проводит внеплановую проверку

Чтобы провести внеплановую проверку в организации (и выездную, и документарную), руководитель территориального отделения трудовой инспекции (его заместитель) должен издать соответствующее распоряжение (приказ) (ч. 1 ст. 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Его форма утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

О проведении внеплановой выездной проверки трудовая инспекция обязана уведомить организацию заранее. Сделать это она должна любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала проведения проверки (ч. 16 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Вместе с тем, предварительное уведомление не требуется, если:

  • известно, что в результате деятельности работодателя причинен или причиняется вред жизни или здоровью граждан (ч. 17 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);
  • основанием для проведения внеплановой проверки стало заявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или иная информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).

Предмет проверки

Что проверяет трудовая инспекция во время внеплановой проверки

В ходе внеплановой проверки трудовые инспекторы проверяют:

  • соблюдение организацией требований трудового законодательства;
  • выполнение предписаний трудовой инспекции;
  • принятые меры для предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и т. п.

Об этом сказано в части 1 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, части 6статьи 360 Трудового кодекса РФ.

Если основанием для проведения внеплановой проверки стало заявление, то проверяющие анализируют факты, которые послужили причиной такого обращения.

Для достижения целей и задач внеплановой проверки трудовые инспекторы вправе проверить любые документы и сведения, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФч. 1 ст. 11ч. 1 ст. 12п. 8 ч. 2 ст. 14Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Участники проверки

Может ли трудовая инспекция привлекать к проведению внеплановой проверки сторонних лиц

К проведению внеплановой выездной проверки трудовая инспекция может привлекать экспертов и экспертные организации, которые не состоят в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией и не являются с нейаффилированными лицами. Об этом сказано в части 6 статьи 12 Закона от 26 октября 2008 г. № 294-ФЗ.

Права и обязанности проверяющих и работодателя

Какие права и обязанности есть у организации и у трудовой инспекции при проведении внеплановой проверки

В ходе проведения внеплановой проверки трудовые инспекторы и работодатели имеют определенные права и обязанности (ст. 12 и 15 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст. 357 и 358 ТК РФ, ст. 21 и 25 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Их подробный перечень приведен в таблице.

Обратите внимание, что трудовой инспектор не может проводить внеплановую выездную проверку во время отсутствия руководителя организации (иного уполномоченного представителя работодателя). Исключение составляют случаи, когда имеются факты:

  • причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • угрозы безопасности государства;
  • возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т. п.

Это следует из положений пункта 2 статьи 15 и подпункта «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

При этом доступ трудовых инспекторов в организации, подведомственные органам обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и органам управления использованием атомной энергии, осуществляется в порядке, определяемом этими органами по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости.

Доступ в указанные организации откладывается на время:

  • маневров или учений;
  • проведения контртеррористической операции;
  • ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера;
  • других чрезвычайных ситуаций.

Такие правила установлены подпунктами «б» и «в» пункта 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

Срок проведения

Сколько может длиться внеплановая проверка трудовой инспекцией

Срок проведения внеплановой проверки (как документарной, так и выездной) не должен превышать 20 рабочих дней. Если организация осуществляет свою деятельность в разных субъектах РФ, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу или представительству организации. Такой порядок установлен частями 1 и 4 статьи 13 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пункте 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

По истечении срока внеплановой проверки трудовой инспектор оформляет ее результаты и сообщает о них организации (ч. 1 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗп. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). Если организация не согласна с выводами проверяющих, а также с действиями инспекторов в ходе проверки, то она может обжаловать их (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Из рекомендации И.И. Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Какие документы может проверить трудовая инспекция

Документы для проверки

Какие документы для проверки может запросить трудовая инспекция

При проведении проверки (как плановой, так и внеплановой) трудовая инспекция может запрашивать и безвозмездно получать от работодателя любые документы, необходимые для осуществления контроля, в том числе документы за любые периоды (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФч. 1 ст. 11ч. 1 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Требовать от организации документы и информацию, которые не являются объектами проверки и (или) не относятся к предмету проверки, проверяющие не могут (п. 3 ст. 15 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Единый перечень документов, которые инспекция может запросить у организации, законодательством не установлен. Список таких документов определяется индивидуально для каждого случая проверки в зависимости от целей ее проведения и отражается в распоряжении (приказе) о проведении проверки (п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В частности, трудовая инспекция может запросить:
– учредительные документы организации, а также приказы, подтверждающие полномочия ее должностных лиц;
– трудовые договоры с сотрудниками;
– личные карточки сотрудников;
– штатное расписание;
– трудовые книжки сотрудников, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также приказ о назначении лица, ответственного за учет, ведение и хранение трудовых книжек;
– приказы по кадрам (прием, перевод, отпуск, увольнение и т. п.);
– правила внутреннего трудового распорядка;
– локальные нормативные акты об оплате труда (например, Положение об оплате труда, Положение о премировании);
– сведения об отсутствии задолженности по зарплате;
– ведомости, записки-расчеты, а также иные документы, касающиеся начисления и выплаты зарплаты;
– табели учета рабочего времени и т. д.

Если проверка касается соблюдения требований охраны труда в организации, то инспекция может запросить, например, инструкции по технике безопасности, журналы регистрации инструктажей и т. п.

Порядок ознакомления проверяющих с документами организации зависит от формы проводимой проверки: выездная или документарная.

Представление документов при документарной проверке

Как представить документы по требованию трудовой инспекции при документарной проверке

В ходе документарной проверки инспекторы в первую очередь знакомятся с уже имеющимися у них документами по организации (актами предыдущих проверок, материалами рассмотрения дел об административных нарушениях и т. п.). Если достоверность сведений в имеющихся у инспекции документах вызывает сомнения или эти сведения недостаточны для целей проведения проверки, инспекция направляет в адрес работодателя мотивированный запрос с требованием представить недостающие для осуществления контроля документы. К запросу инспекция прикладывает заверенную печатью копию распоряжения (приказа) о проведении документарной проверки. Об этом говорится в частях 34 статьи 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Документы по запросу организация должна представить по местонахождению инспекции в течение 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Документы представляйте в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя организации или уполномоченного им лица (ч. 6 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Удостоверять копии документов у нотариуса не требуется, если только иное не предусмотрено в законодательстве (ч. 7 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Кроме того, указанные в запросе документы работодатель вправе представить в трудовую инспекцию в форме электронных документов, порядок передачи которых определяет Правительство РФ (ч. 6 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

По итогам анализа полученных от организации документов сотрудники инспекции могут выявить ошибки или несоответствия с уже имеющейся у них информацией. В таком случае инспекторы известят работодателя о наличии обнаруженных ошибок и (или) расхождений и потребуют соответствующих пояснений.

На дачу пояснений организации отводится 10 рабочих дней. Представить их нужно в письменной форме по местонахождению инспекции. К пояснениям организация может приложить дополнительные документы, которые подтвердят достоверность ранее переданных в инспекцию документов и сведений.

Об этом говорится в частях 89 статьи 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Представление документов при выездной проверке

Как представить документы по требованию трудовой инспекции при выездной проверке

В ходе выездной проверки инспекторы знакомятся с необходимыми документами(оригиналами и их копиями) по местонахождению организации или по месту фактического осуществления ее деятельности. При этом инспекторы вправе запрашивать документы, а организации обязаны их представлять только в том случае, если выездной проверке не предшествовала документарная. Такой порядок предусмотрен в части 5 статьи 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ответственность за непредставление документов

Внимание: неправомерное непредставление документов по требованию проверяющих из трудовой инспекции является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность

При наличии такого нарушения по заявлению трудовой инспекции суд может вынестипредупреждение или наложить штраф:
– на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;
– на должностных лиц организации (например, ее руководителя) – в размере от 2000 до 4000 руб.

Это следует из совокупности положений части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Справочная информация: Права и обязанности работодателя и трудового инспектора при проведении проверки

  Права и обязанности Основание
Права работодателя – Присутствовать при проведении проверки;
– давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
– получать от проверяющего лица информацию, которая относится к предмету проверки;
– знакомиться с результатами проверки;
– подтверждать в акте проверки факт своего ознакомления с результатами проверки и согласие (несогласие) с ними;
– отражать в акте проверки свое согласие (несогласие) с действиями проверяющего лица;
– обжаловать действия (бездействие) проверяющего лица в административном или судебном порядке;
– привлекать к участию в проверке федерального или регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей
ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ
Обязанности работодателя – Предоставлять проверяющему лицу запрашиваемую информацию и документы, связанные с проверкой;
– предоставлять пояснения в письменной форме (если в ходе документарной проверки в ранее представленных документах проверяющее лицо выявило ошибки);
– обеспечить доступ на территорию, в помещения и к оборудованию организации проверяющим лицам, экспертам и представителям экспертных организаций (при выездной проверке);
– обеспечивать присутствие руководителя организации (иного уполномоченного им лица) при проведении проверки;
– выполнять предписания проверяющих лиц
ч. 5 и 8 ст. 11, ч. 5 ст. 12ст. 25 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ
Права трудового инспектора – Беспрепятственно посещать работодателей в целях инспектирования в любое время суток (при наличии удостоверений установленного образца);
– запрашивать у работодателей и безвозмездно получать документы, объяснения, информацию, необходимые для проведения проверки;
– изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в соответствии с законодательством с уведомлением работодателя и составлением акта;
– расследовать несчастные случаи на производстве;
– предъявлять работодателю предписания об устранении нарушений законодательства;
– направлять в суды требования о ликвидации, прекращении деятельности организации (ее структурных подразделений) вследствие нарушения требований охраны труда;
– выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний по охране труда;
– запрещать использование средств коллективной и индивидуальной защиты сотрудников, не соответствующих установленным требованиям;
– составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий;
– подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы о привлечении виновных лиц к ответственности;
– выступать в качестве эксперта в суде по искам о нарушении трудового законодательства и о возмещении вреда, причиненного здоровью сотрудников на производстве;
– предъявлять организации, проводящей спецоценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке
ст. 12 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81,ст. 357 ТК РФ
Обязанности трудового инспектора – Соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемых работодателей;
– хранить государственную (служебную, коммерческую и т. п.) тайну, которая стала известна в ходе проверки (в т. ч. после увольнения);
– сохранять конфиденциальность источника жалобы на недостатки или нарушения трудового законодательства;
– воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе (если заявитель возражает против такого сообщения);
– своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения обязательных требований, установленных законодательством;
– проводить проверку на основании распоряжения (приказа) о ее проведении и в соответствии с ее назначением;
– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;
– проводить выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения (приказа) о проведении проверки, копии документа о согласовании проверки с прокуратурой (если такое согласование необходимо);
– не препятствовать работодателю присутствовать при проверке и давать разъяснения по его вопросам;
– предоставлять работодателю информацию и документы, которые относятся к предмету проверки;
– знакомить работодателя с результатами проверки;
– учитывать, что мера ответственности должна соответствовать тяжести нарушения в зависимости от его потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и работодателей;
– доказывать обоснованность своих действий при обжаловании их работодателем;
– соблюдать сроки проведения проверки;
– не требовать от работодателя документы и информацию, представление которых не предусмотрено законодательством;
– перед началом проведения выездной проверки по просьбе работодателя ознакомить его с административным регламентом (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
– вносить в журнал учета проверок запись о проведенной проверке

ст. 15 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81,ст. 358 ТК РФ

ст. 18 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

Из статьи журнала«ЗАРПЛАТА» № 11, НОЯБРЬ 2012

ПРОВЕРКИ РОСТРУДА

А.В. Стегно, эксперт журнала «Зарплата»

Недавно в арсенале инспекторов по труду появился новый нормативный правовой акт, которым они должны руководствоваться при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства. На что следует обратить внимание работодателю? Об этом — в статье.

Согласно части 1 статьи 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

На основании данной нормы Правительство РФ постановлением от 01.09.2012 № 875 утвердило Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Положение). Положение вступило в силу 15 сентября 2012 года.

НАДЗОР В СФЕРЕ ТРУДА

Федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов — государственных инспекций труда (п. 2 Положения).

Эти органы вправе (п. 7 Положения):

— проводить плановые и внеплановые проверки;

— выдавать предписания об устранении нарушений в сфере охраны труда;

— составлять протоколы об административных правонарушениях;

— готовить другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

Рассмотрим подробнее порядок проведения проверок.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных или выездных проверок (п. 8 Положения).

Порядок назначения и осуществления проверок регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

Кого могут посетить инспекторы

Роструд и его территориальные органы вправе провести проверку в отношении:

— юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы;

— физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники;

— иных субъектов, которые вправе заключать трудовые договоры.

То есть проверить могут любых работодателей (п. 2 Положения).

Периодичность визитов

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда не чаще чем один раз в три года.

Однако в отношении работодателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной и жилищной сферах проверки могут проводиться два раза и более в три года1.

А вот количество внеплановых проверок зависит от возникших объективных обстоятельств.

Продолжительность проверок

Срок проведения проверок, проводимых инспекторами Роструда, в том числе и совместно с другими органами государственного и муниципального контроля (надзора), не может превышать 20 рабочих дней (п. 12 Положения).

В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок в год должен быть не более (ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ):

— 50 часов — для малого предприятия (средняя численность работников за предшествующий календарный год до 100 человек включительно);

— 15 часов — для микропредприятия (средняя численность работников до 15 человек включительно)2.

Обратите внимание: при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки (как плановой , так и внеплановой ) субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки. Продолжительность проверки малого предприятия не должна превышать 20 рабочих дней.

Если фирма имеет филиалы. В отношении компаний, которые осуществляют свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения плановой проверки устанавливается отдельно по каждому обособленному подразделению.

При этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней. Об этом сказано в пункте 3.5 Методических рекомендаций по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденных приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 .

Продление срока проверки. Если необходимо провести сложные или длительные исследования, испытания, специальные экспертизы и расследования на основании мотивированных предложений ревизоров, руководитель Роструда или трудовой инспекции может продлить срок проведения такой проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов (п. 12 Положения).

Распоряжение о продлении срока проведения плановой выездной проверки выносится и доводится до сведения проверяемого работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания срока проведения данной проверки. Такое требование содержится в пункте 3.10.2 Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденных приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 (далее —Методические рекомендации).

Продление срока внеплановой и документарной проверки не допускается.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

По данным Федеральной службы по труду и занятости3, в 2011 году было проведено 156,2 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде. Из них 35,7 тыс. (22,9%) — плановые, а 120,5 тыс. (77,1%) — внеплановые.

Рассмотрим основания для проведения этих двух видов проверок.

Все по плану…

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых ежегодных планов.

В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ проверку организации или индивидуального предпринимателя могут включить в план, если прошло три года со дня:

1) государственной регистрации этого работодателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки данного работодателя;

3) начала фактического осуществления работодателем предпринимательской деятельности.

Перечень оснований для проведения плановой проверки является закрытым.

Для включения в план проведения проверок достаточно одного из трех перечисленных оснований.

Основное внимание привлекут работодатели, которые часто нарушают трудовые права работников, имеют неблагоприятные (вредные) условия труда, высокий уровень производственного травматизма и профзаболеваний, а также производства, где преимущественно трудятся женщины и сотрудники в возрасте до 18 лет.

План проверок на следующий год, согласованный с прокуратурой РФ, размещается на официальном сайте Роструда до 1 декабря текущего года.

…и вне плана

В пункте 10 Положения перечислены основания для проведения внеплановой проверки. Их условно можно разделить на три группы.

Первая группа. Инспекторы труда могут прийти с такой проверкой к работодателю, если истек срок исполнения выданного ему ранее предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Вторая группа. Основанием для внеплановой проверки является поступление в органы Роструда:

— обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 ТК РФ;

— обращений, заявлений, информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Кстати, в течение 2011 года в госинспекции труда поступило и было рассмотрено почти 267 тыс. жалоб. При этом более 43,9% обращений граждан были признаны обоснованными и требования заявителей удовлетворены.

Третья группа. Причиной для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа Роструда (его заместителя), изданный в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями.

Нет оснований — проверка не правомерна, нарушения не доказаны

Согласно статье 20 Закона № 294-ФЗ отсутствие оснований для проведения плановой или внеплановой проверки либо проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, признается грубым нарушением требований по организации и проведению проверок. В связи с этим результаты такого мероприятия не являются доказательством нарушения работодателем обязательных требований в сфере труда. Но для этого организации (индивидуальному предпринимателю) нужно обратиться с соответствующим заявлением в вышестоящий орган государственного надзора или в суд.

Что считать угрозой?

Закон № 294-ФЗ не содержит ответа на данный вопрос. По мнению Роструда, к нарушениям обязательных требований в сфере труда, представляющим угрозу здоровью граждан, относятся в том числе случаи невыплаты работникам зарплаты, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (п. 5.3 Методических рекомендаций).

А уполномоченное должностное лицо, допустившее такое нарушение, может быть привлечено к административной ответственности на основании статьи 19.6.1 КоАП РФ.

ЧТО ИНТЕРЕСУЕТ ИНСПЕКТОРОВ

Согласно пункту 4 Положения предметом надзора в сфере труда является соблюдение работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В частности, инспекторы проверят:

— полноту и своевременность выплаты зарплаты;

— соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;

— выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по их предотвращению и защите трудовых прав работников;

— порядок оформления и прекращения трудовых отношений, изменения условий трудового договора;

— порядок заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений;

— порядок предоставления гарантий и компенсаций, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— соблюдение трудовых прав женщин, лиц с семейными обязанностями и работников в возрасте до 18 лет;

— проведение обучения по охране труда руководителей, специалистов и других работников;

— обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

— санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;

— порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

— результаты аттестации рабочих мест по условиям труда;

— данные об обязательных медицинских осмотрах сотрудников;

— порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ЗАПРОСИТ ИНСПЕКТОР

Нормативные акты работодателя. В ходе проверки государственный инспектор труда запрашивает:

— коллективный договор;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— положение о защите персональных данных;

— положение об оплате труда и премировании;

— инструкции по охране труда.

Нужно предоставить их оригиналы и документы, подтверждающие ознакомление с ними сотрудников.

Подтвердите трудовые отношения. После проверки локальных нормативных актов ревизоры проверяют документы, подтверждающие наличие трудовых отношений:

— трудовые договоры;

— трудовые книжки. Также могут запросить книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;

— штатное расписание;

— должностные инструкции;

— личные карточки;

— кадровые приказы.

Учет времени работы и отдыха. В ходе проверки инспекторы исследуют табели учета рабочего времени, графики отпусков и сменности, листки временной нетрудоспособности.

Оплата труда. Специалисты трудовой инспекции проверят:

— расчетные листки;

— лицевые счета работников;

— платежные ведомости на выплату заработной платы;

— расходные кассовые ордера;

— реестры к платежным ведомостям при перечислении зарплаты на карточки сотрудников.

Приведенный перечень документов не является закрытым.

Запрещается требовать. Инспекторы не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, заверенные копии. При проведении документарных проверок запрещается требовать сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля либо органов муниципального контроля (ч. 7 и11 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Больше всего нарушений — в малом бизнесе

Анализ результатов проведенных проверок у работодателей — субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что большинство нарушений, связанных с оформлением и расторжением трудового договора, допускается именно в отношении их сотрудников.

1Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок приведены в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. — Примеч. ред.

2Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». — Примеч. ред.

3Здесь и далее приведены данные, содержащиеся в докладе Роструда «Об осуществлении и эффективности в 2011 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», который размещен на сайте Федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.ru. — Примеч. ред.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка