Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
5 октября 2015 64 просмотра

Как правильно списать материал, отраженный и неотраженный в КС-2? по форме М-29 или можно по акту списания?

По форме М-29 или по акту списания, разработанному самостоятельно и утвержденному в учетной политике с соблюдением обязательных реквизитов, установленных частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Главное, чтобы документ списания позволял сопоставить фактический расход с нормативным.

Обоснование

1. Из статьи журнала «Учет в строительстве» № 3, Март 2014Списание бетонного раствора

Главный инженер требует списывать бетонный раствор и смеси не по форме № М-29, а по форме № М-11 или просто по акту сразу после его использования, не дожидаясь составления формы № М-29. Обосновывает это тем, что раствор не может храниться. Прав он или нет?

Отвечает
Н.В. Иванова,
генеральный директор ООО «Консалт-Аудит»

Компания должна разработать первичные учетные документы, в том числе по учету материалов. Используемые документы необходимо утвердить в составе учетной политики.

При разработке документа на списание материалов (они списываются по отдельному акту, утверждаемому руководителем компании) следует руководствоваться пунктом 98 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Согласно данному пункту, на фактически израсходованные материалы получатель материалов составляет акт расхода, в котором указывает наименование, количество, учетную цену и сумму по каждому наименованию, номер или наименование заказа, для изготовления которого они израсходованы, либо наименование затрат, количество и сумму по нормам расхода и т. д.

Отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам (форма № М-29, Инструкция о порядке ее составления утверждена ЦСУ СССР 24 ноября 1982 г. № 613), более полно отвечает требованиям методических указаний, чего нельзя сказать о форме № М-11.

Требование-накладная (форма № М-11, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а) – это документ, отражающий перемещение материала из одного структурного подразделения в другое. Он не содержит информации о нормах списания, объемах выполненных работ из использованных строительных материалов.

На практике документооборот учета материалов в строительных компаниях основан на ежемесячном, а не на ежедневном списании материалов. Но если отчет по форме № М-29 составлен верно и все выполненные виды работ учтены, то остатков бетонного раствора и смесей на балансе на конец месяца быть не должно.*

<…>

2. Из материалов книгиСтроительство: бухгалтерский и налоговый учет2.1. Документы, подтверждающие расходы на строительство

В целях бухгалтерского учета важно документально подтвердить фактически понесенные расходы на строительство. При этом расходы группируются согласно следующей структуре затрат (п. 3.1.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, Приказ Минфина России от 30.12.1993 № 160):

  • стоимость строительных работ;
  • стоимость работ по монтажу оборудования;
  • стоимость оборудования, требующего монтажа;
  • стоимость оборудования, не требующего монтажа;
  • прочие капитальные затраты.

Важно также, кто осуществлял работы: сторонняя строительная организация или компания строила самостоятельно.

Стоимость строительных работ, осуществленных сторонней строительной организацией, подтверждается оформленными формами № КС-2, КС-3, КС-11, КС-14, а также актами произвольной формы.

Акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2 (утвержден Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ») применяется для сдачи-приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ (СМР) производственного, жилищного, гражданского и других назначений и составляется после завершения всех работ либо этапа работ, в случае, если заказчик не имеет претензий к их выполнению.

На основании акта по форме № КС-2 заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форме № КС-3). При этом объем работ, зафиксированный в этих документах, должен соответствовать объему работ, предусмотренному проектной документацией и сметами на строительство. Речь идет именно об объемах работ, а не о стоимости этих работ по договору подряда, т.к. при заключении договора подряда эта стоимость может отличаться от сметной (договорная стоимость). В стоимость строительства относится договорная стоимость выполненных работ, а не та, что предусмотрена сметами на строительство, если эти суммы отличаются.

Акт по форме № КС-2 составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Как правило, это два или три экземпляра, первый из которых остается у подрядчика, второй передается заказчику, а третий – инвестору (по требованию).

Журнал (форма № КС-6а) применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом. Журнал ведется исполнителем по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому виду работ.

Кроме того, необходимы документы, отражающие передачу и использование стройматериалов (накладные, лимитно-заборные карты, ведомости), техники (акты, путевые листы), временных зданий и сооружений (накладные, акты-приемки-передачи, инвентарные карточки и пр.).

В свою очередь сдача объекта застройщиком в адрес дольщиков или инвесторов оформляется актами по форме № КС-11 и КС-14. Эти акты введены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

Данные акты являются документами по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных средств. Акты приемки являются основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором.

Напомним, что с 2013 г. применение всех этих форм, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, не является обязательным. Строительная организация вправе разработать свои формы актов, главное, чтобы в них содержались обязательные реквизиты, среди которых:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание факта хозяйственной жизни;

д) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

е) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

ж) подписи названных лиц с указанием фамилий, инициалов или иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Внимание: для сокращения документооборота факт передачи результатов выполненных работ может подтверждаться универсальным передаточным документом. Этот документ можно дополнить необходимой для строительной организации информацией (письмо ФНС России от 24.01.2014 № ЕД-4-15/1121@).

Однако на практике многие строительные организации «по старинке» используют бывшие формы № КС-2 и КС-3, утвердив их приказом руководителя и отразив в учетной политике. Именно эти документы представляют:

  • субподрядчик – генподрядчику;
  • генподрядная организация – заказчику-застройщику.

Застройщики при сдаче объектов используют, как правило, формы № КС-11, КС-14.

При выполнении строительных работ собственными силами заполнение форм № КС-2, тем более формы № КС-3, не предусмотрено. Если содержание этих документов необходимо для организации управленческого учета, то организация может принять решение об их заполнении. Например, это имеет смысл для отслеживания объемов выполненных работ и определения степени завершенности строительства на отчетную дату. Для целей бухгалтерского учета эти документы смысла не имеют, т.к. на основании их бухгалтерские записи в учете не производятся.

Стоимость работ, выполненных собственными силами застройщика, учитывается по дебету счета 08 в корреспонденции со счетами 10 (на стоимость материалов), 70 (на суммы начисленной заработной платы), 26 на сумму части общехозяйственных расходов, относящихся к строительству и т.д. (п. 3.1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций).

Первичными документами по материалам при этом служат документы, которыми в обычных условиях оформляются операции по расходу материалов (накладные, акты на списание, форма № М-29, лимитно-заборные карты и т.д.).

Порядок учета материалов, в том числе для их списания в стоимость строительства, определяется учетной политикой на основании требований ПБУ 5/01 и Методических рекомендаций по применению ПБУ 5/01 (Приказ Минфина России от 28.12.2001 №119н). Самое главное при этом – обеспечить учет сопоставления фактического расхода материалов с нормативной потребностью. Это хорошо обеспечивает форма № М-29, лимитно-заборные карты, акты на списание, предусматривающие специальные графы сравнения фактического расхода и нормативной потребности.*

Первичными документами по расходам на оплату труда будут являться наряд-заказы, платежные ведомости, штатное расписание, трудовые договоры с рабочими. И так по всем видам расходов.

Следует иметь в виду, что при осуществлении контроля правильностью формирования стоимости строительства, налоговые органы могут потребовать, дополнительно к указанным документам, общие сметы на строительство, журналы выполненных работ по формам № КС-6, КС-6а. Аналогичными документами подтверждаются и работы по монтажу оборудования и прочие капитальные затраты.

А для того чтобы обосновать стоимость оборудования, требующего и не требующего монтажа, организации придется заручиться вдобавок еще первичными документами на получение этого оборудования от поставщиков и документами об оплате.

Обязательно ли вести журнал по форме № КС-6а (при наличии формы № КС-6)?

Нет, необязательно, так как организация сама на сегодняшний день может разработать перечень и формы не только применяемых первичных документов, но и регистров бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если же компания решит использовать унифицированные формы, необходимо учесть следующее.

Журналы по формам № КС-6 и КС-6а – это разные документы, заполнение которых предусмотрено альбомом унифицированных форм по капитальному строительству (Постановление Госкомстата от 11.11.1999 № 100 и от 30.10.1997 № 71а).

Так, журнал по форме № КС-6 является документом, свидетельствующим об основных этапах строительства, об осуществляемом строительном контроле и т.д., т.е. это строительный документ, отслеживающий историю строительства.

Форма № КС-6а – это больше финансовый документ, который определяет объемы выполненных работ и их стоимость по данным сметной документации на строительство.

На основании этих данных заполняются формы № КС-2 с подрядчиком и, если организация решит, – на работы, выполненные собственными силами.

К сожалению, при разработке данной формы не был учтен тот момент, что сметная стоимость выполненных работ согласно общей сметной документации на строительство может отличаться от договорной стоимости подрядных работ. Тогда нужно либо журнал заполнять в договорных ценах, либо стоимость работ по акту формы № КС-2 будет отличаться от данных журнала, что не предусмотрено Постановлением Госкомстата № 100. В такой ситуации организации нужно самой принимать решение о том, как она будет вести данный журнал. При этом особых рисков для организации мы не видим, так как такая ситуация нормативно не определена и решение должно оставаться за организацией.

В журнале по форме № КС-6а указываются позиции по смете. Если эти позиции предполагают разбивку работ на стоимость материалов, зарплату, эксплуатацию механизмов, прочие расходы, то именно так должно быть указано и в журнале. Причем речь идет именно о сметных расходах (в том числе материальных), а не о фактических, данные по которым формируются в бухгалтерском учете, а движение материалов оформляется первичными документами. Расписывать в журнале расходы более подробно, чем предусмотрено сметами, смысла не имеет. В этом журнале отражаются все объемы выполненных работ, включая подрядные и выполненные собственными силами. При этом объемы, отраженные в форме № КС-2, подписанные подрядчикам, плюс объемы, выполненные собственными силами, должны давать общий объем выполненных работ, указанный в журнале. При этом не запрещается доработать журнал таким образом, чтобы общий объем выполненных работ разбивался в том числе и на подрядный, и выполненный собственными силами.

Прошивка данного журнала, в отличие от журнала по форме № КС-6, а также отметки контролирующих органов, нормативно не предусмотрены.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка