Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
9 октября 2015 129 просмотров

Мне известно, что для оказания услуг в области охраны труда, организация должна иметь аккредитацию в Минтруде. Надо ли получать аккредитацию некоммерческому партнерству если оно собирается в рамках уставной деятельности оказывать услуги в области охраны труда?

Это зависит от вида услуг.

Оказывать сторонним организациям услуги в области охраны труда, указанные в Перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н, можно только получив государственную аккредитацию в области охраны труда, и исключений по организационно-правовым формам для получения такой аккредитации не установлено.

Перечень включает в себя следующие виды услуг:
– осуществление функций службы охраны труда (специалиста по охране труда) у работодателя, численность сотрудников которого не превышает 50 человек;
– проведение специальной оценки условий труда;
– обучение работодателей и их сотрудников по вопросам охраны труда.

Оказание этих услуг неаккредитованными организациями запрещено. Об этом сказано в пункте 3 приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Специализированные организации должны проходить государственную аккредитацию в Минтруде России (п. 14 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н, ст. 192227 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Аккредитация на региональном уровне (в частности, в виде сертификации, лицензирования) государственной не признается. Такие разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 22-0/10/2-6229.

Обоснование

Из рекомендации И.И. Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как создать в организации службу охраны труда

Когда создавать службу охраны труда

Чтобы соблюдать требования охраны труда, контролировать их выполнение, в каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, с численностью сотрудников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы руководитель организации (предприниматель) принимает по своему усмотрению.

<…>

Задачи и функции службы

Среди основных задач службы охраны труда можно выделить:
? контроль за соблюдением сотрудниками законов и иных правовых актов об охране труда (в т. ч. локальных);
? организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма ипрофзаболеваний;
? информирование и консультирование сотрудников организации по вопросам охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие функции:
? организация и методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификация работ по охране труда и контроль за их проведением;
– измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, оценка травмобезопасности оборудования, приспособлений;
? проверка технического состояния зданий, механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояния санитарно-технических устройств на соответствие требованиям охраны труда;
? организация расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
? содействие своевременному обучению сотрудников организации по охране труда;
– другие функции.

Полные перечни задач и функций службы охраны труда в организации изложены в разделах II и IIIрекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ).

Требования к образованию, квалификации и опыту работы специалистов по охране труда

Специалисты охраны труда должны иметь:

  • либо высшее профессиональное образование по направлению «техносферная безопасность» или другим направлениям по обеспечению безопасности производственной деятельности;
  • либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда.

Исключение предусмотрено только для специалистов низшей категории.

Требования к стажу работы зависят от должности специалиста. Так:

  • руководитель службы охраны труда должен иметь стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;
  • специалист I категории должен иметь стаж работы в области охраны труда не менее двух лет;
  • специалист II категории должен иметь стаж работы в области охраны труда не менее года;
  • специалист по охране труда (низшей категории):
    – может не иметь опыта работы (при наличии соответствующего образования);
    – должен иметь стаж не менее трех лет в области охраны труда, если уровень образования соответствует среднему специальному и дополнительному профессиональному (профессиональную переподготовку) в области охраны труда.

Все специалисты охраны труда должны знать:

  • законы и иные нормативно-правовые акты в сфере охраны труда; государственные нормативные требования в области охраны труда;
  • международные договоры в области охраны труда, ратифицированные РФ;
  • национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда;
  • требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;
  • делопроизводство и методические документы по вопросам охраны труда;
  • производственную и организационную структуру организации, основные технологические процессы и режимы производства;
  • виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации;
  • методы изучения условий труда на рабочих местах; психофизиологические требования к работникам;
  • правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ;
  • порядок проведения расследования несчастных случаев; передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда;
  • порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда.

Специалисты I, II и низшей категории должны знать:

  • методы выявления, оценки и управления профессиональными рисками;
  • виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации;
  • методы изучения условий труда на рабочих местах; психофизиологические требования к работникам.

Руководитель службы охраны труда также должен знать:

  • порядок оценки уровня профессионального риска;
  • основные методы снижения воздействия вредных производственных факторов на организм человека;
  • психофизиологические требования к работникам;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда;
  • основы экономики и бюджетирования, организации производства, труда и управления.

Такие требования содержатся в разделе «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»Справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н.

<…>

Функции выполняет сторонняя организация

Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, можно заключить договор со сторонним подрядчиком (исполнителем). Это может быть:
– специализированная организация, имеющая государственную аккредитацию в области охраны труда;

– специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору.

Это предусмотрено частью 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима государственная аккредитация, и правила ее проведения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Перечень включает в себя следующие виды услуг:
– осуществление функций службы охраны труда (специалиста по охране труда) у работодателя, численность сотрудников которого не превышает 50 человек;
– проведение специальной оценки условий труда;
– обучение работодателей и их сотрудников по вопросам охраны труда.

Оказание этих услуг неаккредитованными организациями запрещено. Об этом сказано в пункте 3приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Специализированные организации должны проходить государственную аккредитацию в Минтруде России (п. 14 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н, ст. 192227 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Аккредитация на региональном уровне (в частности, в виде сертификации, лицензирования) государственной не признается. Такие разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 22-0/10/2-6229.

Таким образом, при заключении договора со сторонней организацией убедитесь в том, что она имеет государственную аккредитацию – включена в реестр аккредитованных организаций. Ознакомиться с таким реестром можно тремя способами:
– потребовать выписку из реестра у организации, с которой заключается договор;
– самостоятельно запросить выписку из реестра в Минтруде России (сведения представляются бесплатно);
– проверить наличие аккредитации на официальном сайте Минтруда России (на сайте представлена информация как об аккредитованных, так и о лишенных аккредитации организациях).

Такой порядок следует из пунктов 1424 и 25 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

В договоре пропишите все условия функционирования службы охраны труда (специалиста по охране труда). В этом же договоре нужно закрепить и вопросы ответственности за допущенные нарушения. Такое право заказчику услуг предоставляет пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.

Примерная форма договора со специализированной организацией (специалистом) по охране труда приведена в письме Минтруда России от 16 ноября 1994 г. № 2207-КВ.

ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 01.04.2010 № 205Н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»

В соответствии с частью третьей статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить: перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, согласно приложению № 1;Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, согласно приложению № 2.

2. Департаменту заработной платы, охраны труда и социального партнерства обеспечить ведение реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

3. Установить, что организации, оказывающие в настоящее время услуги, включенные вперечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, утвержденный настоящим приказом, вправе оказывать данные услуги после вступления в силу настоящего приказа до 1 декабря 2010 года. С 1 декабря 2010 года оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

<…>

Приложение 1. Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация

1. Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

2. Пункт утратил силу с 8 июня 2014 года - приказ Минтруда России от 20 февраля 2014 года № 103н. - См. предыдущую редакцию.

3. Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

Приложение 2. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

I. Общие положения

1. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее - Правила), устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания услуг в области охраны труда.

2. Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в целях:

подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;

подтверждения полномочий организаций оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы;

обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.

3. Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, основывается на принципах:

открытости и доступности правил аккредитации;

компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий к аккредитации;

обеспечения равных условий организациям, претендующим на получение аккредитации;

недопустимости участия в оказании услуг в области охраны труда организаций, осуществляющих функции надзора (контроля), а также иные функции, осуществление которых может повлечь за собой конфликт интересов.

II. Порядок аккредитации

4. Аккредитация организации, оказывающей услуги в области охраны труда, осуществляется в уведомительном порядке.

5. Организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, указанных в приложении № 1 (далее - заявитель), представляет в Минтруд России заявление.

В заявлении указываются:

полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица в соответствии с записью в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), его организационно-правовая форма;

почтовый адрес места нахождения организации;

основной государственный регистрационный номер организации;

идентификационный номер налогоплательщика;

вид услуги в области охраны труда, для оказания которой осуществляется аккредитация;

сведения о наличии в уставе организации одного (нескольких) из видов деятельности, предусмотренных Перечнем услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация;

сведения об отсутствии решения о ликвидации организации и отсутствии решения арбитражного суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства на день подачи заявления об аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда;

сведения об отсутствии решения о приостановлении деятельности организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявления;

сведения о наличии справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда.

6. Организация, предполагающая осуществление функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, в дополнение к сведениям, указанным в пункте 5 Правил, указывает в заявлении сведения о специалистах, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и стаже их практической работы в области охраны труда.

7. Пункт утратил силу с 8 июня 2014 года - приказ Минтруда России от 20 февраля 2014 года № 103н. - См. предыдущую редакцию.

8. Организация, осуществляющая функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда (далее - обучающая организация), в дополнение к сведениям, указанным в пункте 5 Правил, указывает в заявлении:

сведения о документах (номер, дата, кем выданы), подтверждающих право осуществления образовательной деятельности, выданных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти;

сведения о программах обучения, по которым осуществляется обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, а также учебно-методических материалах, используемых при проведении обучения;

сведения о кадровом составе обучающей организации, включая сведения о наличии в обучающей организации не менее 30 процентов преподавателей, работающих в организации на штатной основе, от общего числа преподавателей, их образовании;

сведения о технических средствах обучения, включая технические средства обучения по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, используемых в процессе обучения;

сведения о системе учета и хранения результатов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

9. Заявление заполняется на бланке организации, подписывается руководителем организации и заверяется печатью организации.

10. Пункт утратил силу с 8 июня 2014 года - приказ Минтруда России от 20 февраля 2014 года № 103н. - См. предыдущую редакцию.

11. Пункт утратил силу с 24 июля 2015 года - приказ Минтруда России от 15 июня 2015 года № 373н. - См. предыдущую редакцию.

12. Не допускается требовать от заявителя представления каких-либо документов кроме заявления.

13. Заявление представляется заявителем в Минтруд России непосредственно или направляется почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении.

14. Минтруд России осуществляет аккредитацию путем внесения следующих сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее - реестр):

а) полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование заявителя, его организационно-правовая форма;

б) почтовый адрес места нахождения заявителя;

в) основной государственный регистрационный номер заявителя;

г) идентификационный номер налогоплательщика;

д) вид услуги в области охраны труда, на оказание которой осуществляется аккредитация;

е) дата поступления заявления и его регистрационный номер;

ж) сведения, указанные в пунктах 6-8 Правил.

15. Должностное лицо Минтруда России, ответственное за учет поступивших заявлений, в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления рассматривает поступившие документы.

В случае соответствия поступивших документов пунктам 5-11 Правил должностное лицо Минтруда России, ответственное за учет поступивших заявлений, вносит сведения в реестр.

В случае несоответствия поступивших документов пунктам 5-11 Правил должностное лицо Минтруда России, ответственное за учет поступивших заявлений, в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления направляет их посредством почтового отправления заявителю с мотивированным обоснованием возврата документов.

Заявитель вправе после устранения нарушений, указанных в мотивированном отказе, с заявлением с пометкой "повторно" направить документы для рассмотрения в порядке, установленном пунктом 13 Правил.

16. Должностное лицо Минтруда России, ответственное за учет поступивших заявлений, в течение 3 рабочих дней с момента внесения в реестр сведений, указанных в пункте 14 Правил, обеспечивает направление заявителю письменного уведомления о включении его в реестр.

17. Плата за проведение процедуры аккредитации с заявителя не взимается.

18. Аккредитованные организации, оказывающие услуги в области охраны труда, обязаны сообщить в письменной форме в Минтруд России сведения о следующих изменениях:

а) изменение места нахождения юридического лица;

б) реорганизация юридического лица.

Сведения представляются организациями не позднее чем в течение 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

19. Изменения, предусмотренные пунктом 18 Правил, вносятся в реестр в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов в Минтруд России.

20. Организация может быть исключена из реестра в следующих случаях:

по заявлению организации;

при представлении организацией подложных документов или заведомо ложных сведений;

в случае ликвидации организации.

Обучающие организации, в отношении которых по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий принято решение о приостановлении действия документа, подтверждающего право организации на осуществление образовательной деятельности, приостанавливают свою деятельность по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда до возобновления действия данного документа.

Должностное лицо Минтруда России, ответственное за учет поступивших заявлений, в течение трех рабочих дней рассматривает заявление и вносит сведения об исключении организации из реестра, а также размещает данную информацию на официальном сайте Минтруда России в сети Интернет.

21. Расширение (сокращение) области аккредитации осуществляется по заявлению организации в порядке, предусмотренном пунктами 5-16 Правил.

22. При реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования) аккредитация правопреемника (правопреемников) проводится в порядке, предусмотренном пунктами 5-16 Правил.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка