Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Опасно заявлять вычет по кассовому чеку

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
9 октября 2015 320 просмотров

ИП оказывает транспортные услуги. Какие документы кроме счёт фактуры он должен предоставить нам. Надо с него требовать свидетельство ИП и сообщать в налоговую или платить за него налоги

Перечень документов зависит от вида договора с ИП. Если он оказывает услуги по договору перевозки груза, то нужно оформить транспортную накладную, акт оказанных услуг и счет-фактуру. Факт заключения договора перевозки подтверждает транспортная накладная. А на уже оказанную услугу ИП должен выставить акт.

При заключении договора фрахтования транспортного средства оформляется заказ-наряд, акт выполненных работ и счет-фактура. Заказ-наряд удостоверяет фактическое время использования транспортного.

Если заключен договор транспортной экспедиции нужны документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции (п. 2 ст. 2 Закона № 87-ФЗ) и являющиеся его неотъемлемой частью (п. 7 ПТЭД). При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ (п. 4 ст. 4 Закона № 87-ФЗ)

С целью исключения рисков и недобросовестность клиента, лучше запросить у него копию свидетельства. Сообщать в налоговую и платить какие либо налоги за ИП не нужно.

Обоснование

Журнал «Главбух» № 21, Ноябрь 2008

Если партнер по сделке – индивидуальный предприниматель…

Как вести расчеты с предпринимателями?

Точно так же, как и с юридическими лицами. То есть как по безналичному расчету, так и наличными в пределах установленного лимита (об ограничениях при расчетах наличными речь пойдет ниже). Но следует учитывать ряд нюансов.

Наличные расчеты. Если предприниматель, продавая свои товары, принимает наличные деньги, он обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ). То есть он обязан выдать представителю компании кассовый чек. Однако, продавая за наличные юридическим лицам, он не обязан выписывать приходный кассовый ордер, как того требует пункт 13 Порядка ведения кассовых операций (утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40). В нем сказано, что прием наличных денег оформляется приходным кассовым ордером, отрывную квитанцию от которого нужно передать покупателю. Но Порядок ведения кассовых операций на предпринимателей не распространяется.

<…>

Безналичные расчеты. По общему правилу в соответствии с Порядком ведения кассовых операций все организации обязаны хранить свободные денежные средства в банках. В то же время предприниматели не обязаны открывать расчетный счет.

Поэтому предприниматель может попросить компанию рассчитаться с ним наличными. Или перечислить деньги на его личный счет. Дело в том, что если одним из основных принципов для организации является ее имущественная обособленность от имущества собственников, то у индивидуального предпринимателя подобного деления имущества нет. И для него его личный счет неотделим от расчетного.

Действует ли лимит наличных платежей при расчетах с предпринимателями?

Да, действует. Лимит наличных платежей распространяется на расчеты между:
– юридическими лицами;
– юридическими лицами и предпринимателями;
– предпринимателями (в рамках их предпринимательской деятельности).

<…>

Удерживать НДФЛ или нет, перечисляя деньги предпринимателю?

Удерживать налог не нужно. Предприниматели самостоятельно исчисляют и платят НДФЛ. Об этом сказано в пункте 2 статьи 227 Налогового кодекса РФ. Поэтому, если организация выплачивает доход предпринимателю (например, закупает у него товар), удерживать с этих выплат налог на доходы физлиц не нужно. Такой подход подтверждают и налоговики (см. письмо МНС России от 19 апреля 2004 г. № 04-3-01/217). Причем не важно, как компания рассчитывается с предпринимателем – по безналичному расчету или наличными (в том числе через подотчетное лицо).

Более того, даже если организация покупает какое-либо имущество у «обычного» физического лица, удерживать НДФЛ все равно не придется. Ведь граждане, продавшие свое имущество (именно имущество, а не работы или услуги!), сведения о доходах подают самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ). С этим согласны и в ФНС России (письмо от 16 ноября 2005 г. № 04-1-03/567), и в Минфине России (письмо от 27 декабря 2007 г. № 03-04-06-01/457).

Если же компания оплачивает физическому лицу работы или услуги, важно знать, является ли гражданин предпринимателем. Для этого он должен предъявить документы, подтверждающие государственную регистрацию и постановку на учет в налоговых органах (п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ). Подчеркнем, именно предъявить. Таким образом, у организации нет необходимости снимать с этих документов ксерокопии или переписывать их номера. Подтвердить, что доход выплачен предпринимателю, организация может и другими документами, например договором, счетом-фактурой, накладной или товарным чеком.

Для судей достаточно даже указанных в кассовом чеке фамилии и ИНН индивидуального предпринимателя (постановление ФАС Поволжского округа от 10 февраля 2006 г. № А65-24774/2004-СА1-37). Ведь физические лица, которые предпринимателями не являются, контрольно-кассовую технику от своего имени применять не вправе. Правда, налоговики настаивают на том, что одного кассового чека недостаточно. Об этом сказано в уже упоминавшемся письме МНС России от 19 апреля 2004 г. № 04-3-01/217. Поэтому, чтобы лишний раз не ссориться с инспекторами, лучше запастись дополнительными документами.

<…>

Из статьи Библиотеки журнала «Главбух». Документы, которые совершенно необходимы для перевозки товаров

1.3. Договорные отношения

<…>

1.3.2. Виды договоров в целях транспортировки автомобильным транспортом

<…>

Договор перевозки груза автомобильным транспортом предусматривает участие трех лиц: это грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель (ст. 2 Закона № 259-ФЗ). Обязанность по оплате перевозки закон возлагает на грузоотправителя (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Отсюда следует, что грузоотправитель и перевозчик не могут быть одним и тем же лицом. Аналогичный вывод содержит письмо Минэкономразвития России от 26 августа 2011 г. № ОГ-Д05-1114.

Действительно, перевозчик – сторона, оказывающая услуги грузоотправителю. Совпадение их означало бы, что лицо оказывает возмездную услугу самому себе. А это, согласитесь, нонсенс.

Если компания осуществляет перевозки принадлежащих ей ТМЦ самостоятельно, своим автопарком, то эта деятельность в сферу действия главы 40 Гражданского кодекса РФ и Закона № 259-ФЗ не попадает. В данной ситуации не возникает ни услуги, ни заказчика.

Между тем грузоотправитель и грузополучатель в одном лице выступать могут. Такой пример являет собой компания, заключающая договор на автомобильную перевозку груза между своими территориально обособленными подразделениями.

Обратите внимание: объектом перевозки являются грузы, а не товары. Содержание сделки между грузоотправителем и грузополучателем, в том числе вопрос перехода права собственности на товары, перевозчика не касается.

Груз не является собственностью перевозчика. За его сохранность он отвечает как перед грузоотправителем, так и перед грузополучателем (п. 5 ст. 34 и п. 3 ст. 39 Закона № 259-ФЗ, ст. 796 ГК РФ).

В учете перевозчика грузы, как правило, отражаются по забалансовому счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Правда, Инструкцией по применению Плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) этот счет рекомендован для поставщиков и покупателей. И даже сам термин «ответственное хранение» (ст. 514 ГК РФ) не соответствует условиям, в которых находятся ТМЦ в процессе перевозки. Но эти несоответствия нетрудно преодолеть, открыв к счету 002 субсчет «Перевозимые грузы».

Договор перевозки груза между перевозчиком и грузоотправителем заключается в письменной форме. Его заключение подтверждает транспортная накладная (ТН), форма и порядок заполнения которой установлены правилами перевозок грузов (п. 1 и п. 2 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). Этот подзаконный акт – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (ППГ).

<…>

При этом ТН не заменяет договора перевозки груза, поскольку договор может содержать соглашения сторон, не отраженные в транспортной накладной. Ведь по ряду вопросов законодательство допускает альтернативные варианты решения – например, о том, какая из сторон составляет ТН (п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ), осуществляет погрузку или разгрузку ТМЦ (п. 8 ст. 11 Закона № 259-ФЗ, приложение № 7 к ППГ, п. 15 транспортной накладной).

<…>

Договор фрахтования автомобиля. Если при коммерческой перевозке транспортируется груз в сопровождении представителя грузоотправителя или транспортируется груз, не представляющий ценности для грузоотправителя, то договор перевозки не применяется. А значит, не подлежит оформлению и транспортная накладная. В этих условиях стороны заключают договор фрахтования (п. 1 ст. 18 Закона № 259-ФЗ). Этот вариант перевозки мы уже затрагивали выше.

Общая характеристика договора фрахтования приведена в статье 787 Гражданского кодекса РФ. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Разновидностью договора фрахтования является договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). Члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя (фрахтовщика), относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора (фрахтователя), касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору, нежели аренда (ст. 635 ГК РФ).

Но правовое регулирование договора фрахтования в целях перевозки грузов автомобильным транспортом осуществляет Закон № 259-ФЗ.

В этой сфере действует специальная терминология (см. таблицу ниже). По договору фрахтования привычные понятия «перевозчик», «грузоотправитель» и «грузополучатель» не применяются.

Определения понятий, используемых в договорах фрахтования (ст. 2 Закона № 259-ФЗ)

Понятия Определения
Груз Материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке
Грузовладелец Лицо, от имени которого может действовать грузоотправитель по договору перевозки; не обязательно собственник груза (владение – фактическое обладание вещью – может быть временным)
Фрахтователь Физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования вместимостью транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок грузов
Фрахтовщик Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю вместимость транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов
Заказ-наряд Форма договора фрахтования

Договор фрахтования должен включать в себя (п. 2 ст. 18 Закона № 259-ФЗ:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) наименование груза;

3) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств);

4) маршрут и место подачи транспортного средства;

5) сроки выполнения перевозки;

6) размер платы за пользование транспортным средством.

Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза. Форма заказа-наряда и порядок его применения установлены в ППГ.

В отличие от транспортной накладной, применение заказа-наряда необязательно. Стороны вправе заключить договор фрахтования в традиционной форме, разработанной юристами.

Фрахтовщик принципиально не осуществляет принятие и выдачу груза. Ведь либо груз сопровождает представитель грузоотправителя, который сам же выдает его грузополучателю, либо груз не представляет никакой ценности. (В качестве примера такого груза приводят мусор или снег, но о транспортировании отходов – разговор особый.) Заказ-наряд удостоверяет лишь фактическое время использования транспортного средства (п. 6 формы, представленной в приложении № 5 к ППГ).

При исполнении договора фрахтования наличие путевого листа у водителя обязательно. Фрахтовщик несет ответственность перед грузовладельцем за причинение вреда его имуществу. Это определяет статья 1064 Гражданского кодекса РФ.

Транспортировка мусора – это деятельность по обращению с отходами

Источник Позиция
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (ст. 1) Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2012 г. № А33-14226/2010 Деятельность, связанная с оказанием услуг по вывозу и выгрузке бытовых отходов в места утилизации специализированным грузовым автомобильным транспортом, не относится к деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов, а в силу технологических особенностей процесса сбора и размещения бытовых отходов носит составной характер. При перевозке отходов и мусора отсутствуют признаки, характерные для договора перевозки, в частности: отсутствует получатель груза, обладающий вещным правом на перевозимый груз, не оформляются перевозочные документы на груз, вследствие чего не возникает обязанность доставить груз в установленный срок в пункт назначения, обеспечив при этом его полную сохранность
Письмо Минфина России от 10 февраля 2009 г. № 03-11-09/43 Транспортировка крупногабаритного мусора, опасных отходов и строительного мусора относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к предпринимательской деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов
Письмо Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-06/3/166 Деятельность по вывозу жидких бытовых отходов в места утилизации относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к предпринимательской деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов
Письмо Минфина России от 11 февраля 2009 г. № 03-11-11/19 Деятельность, связанная с оказанием услуг по вывозу и выгрузке бытовых отходов в места утилизации специализированным грузовым автомобильным транспортом, не относится к деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов

Вопрос о том, заключается ли договор фрахтования в целях вывоза отходов, является спорным (см. табл. выше). Хотя в отношении подобных грузов учет движения товарно-материальных ценностей может не вестись (п. 1 ст. 18 Закона № 259-ФЗ).

Дело в том, что контроль принятых или переданных на размещение отходов осуществляет природопользователь на основании акта сдачи отходов и контрольных талонов приема отходов к нему (п. 1.1 и 6.5 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации).

В пункте 1.11 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что при осуществлении удаления отходов методом «самовывоза» должна применяться талонная система. Актуальность этого правила подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 23 января 2012 г. № Ф09-9073/11.

Но талоны – всего лишь «индикаторы» проблемы.

В правоприменительной практике сформировалась позиция, в соответствии с которой транспортирование отходов их перевозкой не является и под действие Закона № 259-ФЗ не попадает. Соответственно считается, что эта деятельность не облагается ЕНВД.

К тому же обращение с отходами регулируется региональным законодательством (ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Договор транспортной экспедиции. Обязанности перевозчика – перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз грузополучателю. Деятельность перевозчиков включает также погрузку и выгрузку грузов.

Между тем в транспортной сфере востребован более широкий спектр услуг, предполагающий комплексное обслуживание заказчиков. В этих целях применяется договор транспортной экспедиции.

Нормы, регулирующие транспортную экспедицию, представлены в главе 41 Гражданского кодекса РФ, а также в Федеральном законе от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ) и принятых в соответствии с ним Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 (ПТЭД).

Транспортно-экспедиционная деятельность – это оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (п. 1 ст. 1 Закона № 87-ФЗ).

Экспедитор осуществляет оформление необходимых документов самостоятельно, без участия клиента, в интересах которого производится перевозка.

Разнообразные услуги, которые экспедитор обязуется выполнить для клиента или выполнение которых обязуется организовать, должны быть непосредственным образом связаны с перевозкой груза. Поэтому в экспедиторских документах фигурирует грузополучатель (разд. 3.6 книги). Если такое лицо не существенно для действий исполнителя – услуга не может считаться экспедиторской.

Обратите внимание: экспедитор вправе оказывать услуги, предусмотренные договором, самостоятельно (ст. 805 ГК РФ). А значит, допускается доставка грузов транспортом экспедитора.

Ограничимся анализом ситуации, в которой экспедитор организует перевозку груза автомобильным транспортом. С этой целью он может заключить договор перевозки груза с компанией – владельцем автотранспорта. Но ни один нормативный документ не запрещает экспедитору осуществить доставку груза своим автотранспортом (собственным или арендованным).

Отношения между экспедитором и перевозчиком на автомобильном транспорте регулируют глава 40 «Перевозка» Гражданского кодекса РФ и Закон № 259-ФЗ (п. 2 ПТЭД). А вот клиент в отношения с привлеченными перевозчиками не вступает (п. 2 ПТЭД).

Обязанности экспедитора может выполнять перевозчик. Но тогда на его отношения с грузоотправителем распространяются правила транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). Заключенный сторонами договор уже не будет считаться договором перевозки. На практике это может выглядеть следующим образом.

Фирма А – поставщик товаров, фирма Б – покупатель на условиях выборки товаров и, соответственно, самовывоза. В случае выборки фирма Б осуществляет приемку товаров по количеству и качеству непосредственно на складе продавца.

Между тем товарная накладная по унифицированной форме № ТОРГ-12 рассчитана на выдачу не товаров, груза. Поэтому оснований для ее применения не имеется. Товарная накладная составляется по простой форме. Соответственно в счете-фактуре, который фирма А выставит в связи с реализацией товаров, сведения о грузоотправителе и грузополучателе не заполняются. В этих полях будут стоять прочерки.

Для транспортировки товаров фирма Б привлекла фирму В. Кроме того, Б поручила В получить у А товары по доверенности.

При таких обстоятельствах фирме В предстоит вверить самой себе груз для перевозки. Но в рамках договора перевозки функции грузоотправителя и перевозчика несовместимы. Поэтому Б и В должны заключить иной договор – транспортной экспедиции, в котором Б – клиент, В – экспедитор.

В транспортно-экспедиторской деятельности получение товаров у продавца рассматривается как обеспечение отправки груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ).

В отсутствие договора перевозки необходимость составления транспортной накладной отпадает.

Определения терминов, используемых в договорах транспортной экспедиции

Понятия Определения
Транспортно-экспедиционные услуги Услуги: по организации перевозки груза; по заключению договоров перевозки груза; по обеспечению отправки и получения груза; иные услуги, связанные с перевозкой груза (п. 4 ПТЭД)
Экспедитор Лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг (п. 4 ПТЭД)
Клиент Лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором (п. 4 ПТЭД); клиентом может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель (п. 1 ст. 801 ГК РФ)
Договор транспортной экспедиции Гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги (п. 4 ПТЭД)
Груз Любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции (п. 4 ПТЭД)
Грузоотправитель Лицо, предъявившее груз к перевозке (п. 4 ПТЭД)
Грузополучатель Лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки (п. 4 ПТЭД)
Перевозчик Лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки (п. 4 ПТЭД)
Экспедиторские документы (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка) Документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции (п. 2 ст. 2 Закона № 87-ФЗ) и являющиеся его неотъемлемой частью (п. 7 ПТЭД); При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ (п. 4 ст. 4 Закона № 87-ФЗ)

Транспортировка силами экспедитора под действие Закона № 259-ФЗ не подпадает. Она регулируется Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. В этих условиях экспедитор составляет товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, где фигурирует одновременно в качестве грузоотправителя (в разделе I) и организации – владельца автотранспорта (в разделе II).

Подробности – в разделе 3.3 книги.

Теперь поставим вопрос иначе: может ли экспедитор, которому поручена организация перевозки, выступать перевозчиком? Такая формулировка лишена смысла, ибо сам с собой экспедитор заключить договор перевозки не может. А юрист бы пояснил: обязательство не возникает, если должник и кредитор совпадают в одном лице (ст. 413 ГК РФ). Договор перевозки экспедитор не заключал и с клиентом. В итоге транспортировка силами экспедитора под действие Закона № 259-ФЗ не подпадает.

Деятельность экспедитора не является посреднической. Договор транспортной экспедиции – это гражданско-правовая сделка по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза, которые экспедитор оказывает самостоятельно. Правда, в стоимости экспедиционных услуг законодатель четко выделяет две составляющие (п. 1 ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Закона № 259-ФЗ):

1) вознаграждение экспедитора;

2) расходы организационного характера, понесенные экспедитором в интересах клиента, подлежащие возмещению.

Но это всего лишь принцип (механизм) ценообразования по договору. Он применяется в случае, когда экспедитор несет дополнительные расходы, не предусмотренные договором (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2009 г. № А33-16012/2008-03АП-1277/2009).

Возмещаемыми расходами экспедитора являются его платежи третьим лицам:

– по договорам перевозки груза;

– в связи с получением документов, требующихся для экспорта или импорта;

– в связи с выполнением таможенных и иных формальностей;

– в виде пошлин и сборов, необходимых для перевозки груза;

– за погрузку и выгрузку;

– за хранение груза;

– за страхование груза;

– по другим основаниям.

Расходы экспедитора, не поименованные в договоре транспортной экспедиции как возмещаемые, клиентом не компенсируются. Договорной характер возмещения вытекает из формулировки пункта 2 статьи 5 Закона № 87-ФЗ.

Не следует считать, что условие о возмещении расходов характерно лишь для деятельности посредников – поверенных, комиссионеров или агентов (п. 2 ст. 975, ст. 1001, 1011 ГК РФ). Подобный подход законодатель применяет и для договоров другого вида. Так, сумму лизинговых платежей образует возмещение затрат лизингодателя и его доход (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»). Аналогично формируется цена в договоре подряда. Она включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ). Подрядчик тоже действует по заданию заказчика (п. 1 ст. 702 ГК РФ). А генеральный подрядчик, производящий расчеты с субподрядчиками, несет организационные по своей экономической сущности расходы (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Между тем генподрядчика к посредникам не приравнивают, невзирая на отдельные сходные черты с их деятельностью.

Предположим, экспедитор осуществляет перевозку лично, своим транспортом. В этой ситуации договор транспортной экспедиции отличается от договора перевозки соглашением об оказании дополнительных услуг. Но это не дает оснований рассматривать договор с экспедитором как смешанный, одним из элементов которого является перевозка.

Такой подход хотя и отражен в письме Минфина России от 2 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/541, на взгляд автора является ошибочным. Транспортная экспедиция и перевозка – отдельные виды договоров, правила для которых установлены специальными главами Гражданского кодекса РФ (п. 3 ст. 420 ГК РФ).

Услуги по договору перевозки и по договору транспортной экспедиции имеют одинаковый конечный результат – вручение груза грузополучателю. В то же время оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов подпадает под налогообложение единым налогом на вмененный доход (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). А транспортно-экспедиционная деятельность в главе 26.3 Налогового кодекса РФ не упоминается. Поэтому экспедиторы плательщиками ЕНВД не являются. И если автотранспортная компания в целях перевозки грузов заключает договоры транспортной экспедиции, то на ЕНВД она не переводится.

Обратите внимание: с 2013 года вы сможете сами решать, платить вам ЕНВД или нет. Именно так будет сказано в пункте 1 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ в новой редакции. Эту поправку в главу 26.3 Налогового кодекса РФ внес Федеральный закон от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ.

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 21, Июнь 2014

На услуги по перевозке необходимо оформить три документа

Евгения, при услугах перевозки надо оформить транспортную накладную, акт оказанных услуг и счет-фактуру.

Факт заключения договора перевозки подтверждает транспортная накладная (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ). А на уже оказанную услугу необходимо выставить акт.

Услуги по перевозке груза внутри РФ облагаются НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому кроме первички необходимо выставить заказчику счет-фактуру. Но в графах 2 и  счета-фактуры можно поставить прочерки, так как при оказании услуг единицу измерения определить невозможно (подп. «б» и «в» п. 2 Приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.11 № 1137).


<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Из-за чего у вас бывает переплата по НДФЛ?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка