Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют чиновники, от которых зависит ваша работа

Подписка
Срочно заберите все!
№24
9 октября 2015 116 просмотров

Были ли в этом году изменения в земельном законодательстве, в частности, регулирующие выдел земельного участка из земель сельхозназначения. Интересует изменение, которое заперщает зарегистрировать право собственности на земельный участко более пяти лицам

Изменения, внесенные в 2015 г. в Земельный кодекс РФ и Закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не устанавливают запрета регистрировать право собственности на земельный участок более пяти лицам. Законодательство вообще не ограничивает количество дольщиков, которым может быть передан земельный участок (в том числе и сельскохозяйственного назначения), принадлежащий государству, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Обоснование

ЗАКОН ОТ 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

«Статья 4. Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

2. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

3. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования».

Из Земельного кодекса РФ

«Статья 11.4. Раздел земельного участка

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

6. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Статья 25. Основания возникновения прав на землю

1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

2. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

6. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями.

8. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Статья 80. Фонд перераспределения земель

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.»


Статья: В Земельный кодекс РФ внесены изменения

В систему правового регулирования земельных отношений внесены существенные изменения (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ). Поправки окажут влияние на всех участников, в том числе на образовательные учреждения…

Дано определение земельного участка

Основные изменения в земельном законодательстве вступают в силу 1 марта 2015 года.

Обратим внимание на ряд крупных дополнений, включенных в Земельный кодекс РФ. Так, дано определение земельного участка как объекта права собственности и иных прав на землю. Это недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Когда земля в пользовании

Новации затрагивают особенности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это особенно важно для образовательных госучреждений, ведь деятельность многих из них связана как раз с такими участками.

В Земельный кодекс РФ включена новая глава V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

В рамках данной главы определены:

  • основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.1);
  • случаи продажи земельных участков, находящихся в госсобственности, на торгах и без проведения торгов (ст. 39.3);
  • случаи предоставления земельного участка, находящегося в госсобственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно (ст. 39.5);
  • особенности договора аренды земельного участка, находящегося в госсобственности (ст. 39.8);
  • предоставление земельного участка, находящегося в госсобственности, в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9).

Последней из перечисленных статей установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. › |

› | Согласно статье 39.10 главы V.1 Земельного кодекса РФ, земельный участок в госсобственности может быть предоставлен и в безвозмездное пользование указанным органам и организациям, в том числе бюджетным, казенным, автономным образовательным учреждениям, – на срок до одного года.

Порядок обмена участка

Следующим нововведением в Земельном кодексе РФ является глава V.2. Она касается обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.

В данной главе, состоящей всего из двух статей, указаны случаи, когда это допустимо:

  • при обмене земельного участка, находящегося в госсобственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
  • при обмене земельного участка, находящегося в госсобственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты (ст. 39.21 Земельного кодекса РФ).

В силу требований статьи 39.22 Земельного кодекса РФ в договор мены должны быть включены определенные условия. В частности, здания, сооружения, расположенные на земельных участках, являющихся предметом договора мены, также должны быть предметом этого договора.

Перераспределение земель

Новая глава V.4 Земельного кодекса РФ затрагивает вопросы перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Также данная глава касается перераспределения земель и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Например, определены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.27). Отметим, что соглашение о перераспределении земель в госсобственности не может быть заключено при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) перераспределяются земельные участки, которые находятся в госсобственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, но отсутствует его согласие в письменной форме;

2) проектом межевания территории (схемой расположения участка) предусмотрено перераспределение земельного участка, находящегося в госсобственности и являющегося предметом аукциона, либо в его отношении принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

3) границы земельного участка подлежат уточнению;

4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, установленные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;

5) перераспределение участка, который находится в госсобственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом. › |

› | Новая глава V.5 Земельного кодекса РФ посвящена правовой регламентации вопросов безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ.

И в заключение отметим главу V.6 Земельного кодекса РФ, в рамках которой определен порядок использования земель, находящихся в госсобственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Такое использование возможно в случае:

  • проведения инженерных изысканий;
  • капитального или текущего ремонта линейного объекта;
  • строительства временных или вспомогательных сооружений, складирования строительных и иных материалов, техники для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
  • геологического изучения недр;
  • деятельности в целях сохранения и развития образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
  • размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций.

Образование земельных участков. Что изменилось для компаний, претендующих на публичную землю

В июле 2014 года был принят Федеральный закон от 23.06.14 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее — закон № 171-ФЗ). Этот закон внес масштабные изменения в Земельный кодекс, а также в Гражданский, Градостроительный кодексы (далее — ГрК РФ), федеральные законы от 25.10.01 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», от 29.12.04 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 24.07.07 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и другие законы.

Важно отметить, что закон № 171-ФЗ является лишь частью масштабной земельной реформы, основные параметры которой были заданы по итогам заседания Президиума Государственного совета по проблеме повышения эффективности управления земельными ресурсами, проведенного 9 октября 2012 года. Так, на момент подписания номера в печать в Госдуме находятся еще несколько законопроектов, которые входят в «пакет земельной реформы», — это законопроекты № 465407–6 (о переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию), № 304493–5 (о совершенствовании порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд). А законопроект № 543929–6 (о комплексных кадастровых работах, проводимых в целях образования земельных участков) Госдума уже приняла в трех чтениях, закон находится на подписи у Президента РФ.

Поправки, внесенные законом № 171-ФЗ, затронули значительное количество вопросов, в том числе порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установления сервитутов на такие земельные участки, их обмена на земельные участки, находящиеся в частной собственности. Также изменился порядок образования таких земельных участков и перераспределение собственности на землю между публично-правовыми образованиями. Этот справочник ограничивается изменениями, которые касаются порядка образования земельных участков (эти положения вступят в силу с 1 марта 2015 года). Они особенно важны для тех компаний, которые в скором времени собираются получить новый еще не сформированный земельный участок. А то, как образован земельный участок и образован ли он в принципе, — это как раз первое, на что нужно обратить внимание в этом случае.

Ссылки на нормы законодательных актов, указанные в этом справочнике (в том числе на Земельный кодекс), приведены уже в редакции закона № 171-ФЗ.

Елена Поветкина

Чего коснулись изменения Суть изменений
Акты, на основании которых образуются земельные участки, относящиеся к публичной собственности (п. 1,2 ст. 11.3 ЗК РФ)

Установлено, что для всех случаев, когда дело касается образования земельных участков, относящихся к публичной собственности, границы, местоположение, конфигурация и площадь таких участков будут определяться одним из следующих актов: проектом межевания территории (ст. 43 ГрК РФ), проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (ст. 69 ЛК РФ) или схемой расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ).

Причем образование земельных участков на основании проекта межевания территории, то есть в соответствии с разработанной для соответствующей территории градостроительной документацией, имеет приоритет над образованием земельных участков ad hoc, которое имеет место, если земельный участок формируется посредством утверждения схемы расположения земельного участка. Если проект межевания утвержден, то земельный участок может быть образован только в соответствии с ним.

То есть в случаях, когда нужен земельный участок с иными границами, площадью, конфигурацией на территории, для которой утвержден проект межевания, образовать его можно будет только в случае изменения самого проекта межевания в соответствии с имеющимися пожеланиями, что не всегда возможно

Случаи, когда образование земельных участков, относящихся к публичной собственности, в отсутствие проекта межевания невозможно (п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ)

В ряде случаев образование земельных участков, относящихся к публичной собственности, в отсутствие проекта межевания в принципе не допускается. Во-первых, при исполнении договоров о комплексном освоении территории или договоров о развитии территории. Во-вторых, при освоении компанией территории или земельного участка, предоставленного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (распределении такой территории или участка на частные участки и участки общего пользования). В-третьих, если участок должен быть образован в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона — см. ст. 41 ГрК РФ), застроенного многоквартирными домами. Этот случай наносит существенный удар по «точечной застройке» существующих жилых кварталов и микрорайонов. Дело в том, что невозможность образования земельного участка, относящегося к публичной собственности в границах квартала, микрорайона жилой многоквартирной застройки без предварительной разработки и утверждения проекта межевания территории означает, что вопрос об образовании подобного участка и будущем строительстве на этом участке придется обсуждать на публичных слушаниях (ст. 46 ГрК РФ). В-четвертых, при образовании земельного участка для размещения линейных объектов публичного значения.

В перечисленных случаях в отсутствие ранее утвержденного проекта межевания для образования участков необходимо сначала разработать проект межевания территории и утвердить его в порядке, предусмотренном статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса

Образование земельного участка, относящегося к публичной собственности, на основании схемы его расположения на кадастровом плане территории (ст. 11.311.10ЗК РФ)

Если проект межевания территории отсутствует и его предварительная разработка не является обязательной, то земельный участок (не относящийся к лесным) образуется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. По существу схема расположения земельного участка, которая ранее использовалась в качестве акта, описывающего проектные границы, местоположение, конфигурацию и площадь земельных участков под зданиями, сооружениями для их последующей приватизации, сегодня замещает также процедуру выбора земельного участка для строительства.

Снимается вопрос о том, можно ли «выбрать для строительства» земельный участок из существующего участка, поскольку по смыслу статей 11.3 и 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка может использоваться для образования участков любым из способов, перечисленных в статьях 11.4–11.7 Земельного кодекса (путем раздела, выдела, объединения, перераспределения участков)

Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ)

Утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории всегда орган власти, который осуществляет полномочия собственника. А вот ее подготовкой может заниматься не только орган власти, но и частное лицо.

Например, если дело касается образования земельного участка, который может быть получен без торгов или на торгах, но вне территорий городов федерального значения или иных населенных пунктов, из арендованного участка или участка, переданного в постоянное (бессрочное) пользование. В этих случаях схема может быть подготовлена соответствующим юридическим или физическим лицом.

Примечательно, что отсутствие у лица полномочий на подготовку схемы не перечислено в качестве оснований для отказа в ее утверждении. Вероятно, этот пробел восполнит законодательство субъектов Российской Федерации, которым предоставлено право определять дополнительные к перечисленным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основания для отказа в утверждении схемы размещения земельного участка. Такое право предоставлено частью 29 статьи 34 закона № 171-ФЗ.

Те основания, которые предусмотрены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса, связаны либо с несоответствием участков (образование которых предусмотрено схемой) градостроительной документации или иным актам регулирования использования территории, а также общим требованиям к образуемым участкам (ст. 11.9 ЗК РФ), либо противоречием с другой схемой, утвержденной ранее.

Последнее условие демонстрирует, что утверждение схемы расположения земельного участка законодатель рассматривает как первый этап его предоставления, и это предоставление должно быть в определенной степени гарантировано в том числе и тогда, когда на этот участок или участок иной конфигурации и площади имеются еще претенденты. Другой земельный участок невозможно образовать в течение срока действия утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и соответственно далее, если первый будет предоставлен тому или иному лицу.

Участок, образованный на основании схемы, выставляется на торги, если лицо, по заявлению которого схема расположения участка утверждена, не имеет права на получение его вне процедуры торгов, либо предоставляется без торгов, если данное лицо имеет на это право в соответствии с положениями Земельного кодекса

Приоритет схемы расположения земельного участка над проектом межевания, утвержденным позже схемы (п. 17 ст. 11.10 ЗК РФ)

Если границы участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, пересекаются с границами земельного участка, образуемого в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения этой схемы и до истечения срока действия решения о ее утверждении, то образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения (п. 17 ст. 11.10 Земельного кодекса).

То есть для лица, которому утверждена схема в течение срока ее действия, утверждение проекта межевания территории правового значения иметь не будет (в отличие от общего правила статьи 11.3 Земельного кодекса о том, что участок при наличии проекта межевания территории должен быть образован в соответствии с ним).

Более того, при подготовке проекта межевания предписывается исходить из границ и местоположения участков, схема расположения которых утверждена и срок действия которой не истек. Это указано в части 4.2 статьи 43 Градостроительного кодекса. Такое правило может существенно затруднить или даже сделать невозможной разработку проекта межевания, поскольку схемы могут быть утверждены для разных лиц, в разное время и без достаточных гарантий того, что земельный участок действительно будет образован, поставлен на кадастровый учет и приобретен соответствующим лицом

Расширение сферы применения перераспределения земельных участков (гл. v. 4 ЗК РФ) В новой редакции Земельного кодекса существенно расширяется сфера применения перераспределения земельных участков как способа их образования (до этого перераспределение допускалось почти исключительно в связи с изъятием земельных участков для публичных нужд). Теперь перераспределению посвящена самостоятельная глава v. 4 Земельного кодекса, в которой отдельно регулируется перераспределение земельных участков (земель), находящихся в собственности разных публично-правовых образований, и перераспределение земельных участков, относящихся к публичной собственности, и участков частных собственников. Следует иметь в виду, что перераспределение это не просто изменение границ между несколькими смежными земельными участками. Перераспределение с участием разных собственников состоит из следующих действий (хотя технически эти действия сливаются в один акт). Во-первых, это объединение смежных земельных участков нескольких собственников в один с определением долей в праве собственности лиц, участвующих в таком объединении, на вновь образованный общий участок и последующий. Во-вторых, раздел общего земельного участка на необходимое множество земельных участков (число которых не обязательно должно соответствовать первоначальному). И в-третьих, распределение вновь образованных в результате раздела участков между собственниками в соответствии с той долей, которую они имели в общем земельном участке либо с отклонением от этой доли, компенсируемым в денежном выражении
Перераспределение земельных участков между публично-правовыми образованиями (ст. 39.27 ЗК РФ) Специфика перераспределения земельных участков между разными публично-правовыми образованиями состоит в том, что перераспределению могут по общему правилу подвергаться земельные участки, свободные от прав третьих лиц, в том числе «прав ожидания». То есть земельный участок, участвующий в перераспределении, не должен быть предметом аукциона, предварительного согласования его предоставления какому-либо лицу без торгов, заявления о предоставлении, в отношении которого не принято решения об отказе. Перераспределение земельных участков, обремененных правами третьих лиц, допускается, только если все участки, участвующие в перераспределении, переданы одному лицу на одном и том же виде права и это лицо дало согласие на перераспределение. По общему правилу перераспределение требует соглашения между органами власти, уполномоченными на распоряжение участками, участвующими в перераспределении. Соглашение потребуется и в том случае, когда речь идет об участках одного и того же публично-правового образования, право распоряжения которыми принадлежит разным органам. Односторонним актом, то есть решением, перераспределение оформляется, только если оно касается участков, распоряжаться которыми уполномочен один и тот же орган власти
Перераспределение земельных участков между публично-правовыми образованиями и частными лицами (ст. 39.28 ЗК РФ) По общему правилу перераспределение земельных участков между публично-правовыми образованиями и частными лицами допускается с целью приведения границ земельных участков в соответствие с проектом межевания территории (ст. 39.28 ЗК РФст. 43 ГрК РФ). Во-первых, это положение подчеркивает, что проект межевания территории предназначен прежде всего для изменения существующих границ землепользований, земельных участков, а не фиксации существующих. Во-вторых, оно означает, что перераспределение доступно для любой территории, в отношении которой утвержден проект межевания. Кроме того, проект межевания территории, утверждение которого обычно требует проведения публичных слушаний (ст. 46 ГрК РФ), выступает тем более или менее объективным критерием необходимости и допустимости в том числе увеличения площади частных земельных участков, которое может происходить в результате перераспределения. Вторым таким критерием является предельный максимальный размер земельного участка, превышение которого не допускается в отношении частного участка, участвующего в перераспределении. Хотя последний критерий указан не для всех ситуаций, предусмотренных статьей 39.28 Земельного кодекса, он должен применяться в любом случае в силу общих требований к образуемым земельным участкам (ст. 11.9 ЗК РФ)

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка