Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют влиятельные чиновники

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
5 октября 2015 270 просмотров

К вопросу как вести себя при проверке с Росприроднадзором. Что является основанием для проверки? И самое главное, что входит в их компетенции? Имеют ли право требовать пробить нулевой чек? Пробили нулевой чек и выяснилось, что неправильно установлено время в кассовом аппарате. Что за это будет и кто будет применять санкции?

Росприроднадзор проверяет соблюдение организацией законодательства в области экологии и природопользования. Он не проверяет кассовую дисциплину, это является обязанностью налоговых органов. Поэтому проверять кассовые чеки инспекторы Росприроднадзора не вправе.

При экологической проверке предприятия инспекторы могут запросить следующие документы:

  1. Документы, определяющие статус организации: записи ЕГРЮЛ, письмо об учете ЕГРПО, коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ. Свидетельство ИНН, ОГРН. Лицензии. Приказ о назначении на должность директора, штатное расписание, банковские реквизиты.
  2. Иные документы (в зависимости от сферы деятельности предприятия):
  1. документы, подтверждающие отнесение организации к категории субъектов малого или среднего предпринимательства;
  2. приказы о назначении должностных лиц, ответственных за текущую деятельность предприятия и его структурных подразделений за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду;
  3. приказ о назначении ответственного лица за охрану окружающей среды и обращения с отходами;
  4. журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха;
    • разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
    • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
    • лимит на размещение отходов;
    • приказы о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, свидетельства на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
  5. отчеты по форме №2-тп (отходы), 2-тп (воздух), 2-тп (водхоз);
  6. сведения о юр. лицах, которым в отчетном периоде были переданы отходы;
  7. Договор аренды земли.
  8. Договор на водоснабжение.
  9. Договор на водоотведение.
  10. Справка о наличии автотранспорта на балансе предприятия с указанием: состава парка автомашин (грузоподъемность, объем двигателя, тип двигателя), годового пробега, коэффициента использования парка. Количество расходуемого горючего по маркам (при наличии АЗС). Маршруты рейсирования по территории предприятия, места стоянок автотранспорта и их тип (открытый или закрытый). Сведения заверяются уполномоченными представителями предприятия (начальник транспортного цеха, главный инженер, главный бухгалтер).
  11. Сведения о количестве, марках, часах, режиме работы, маршрутах рейсирования транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, занятых на доставке сырья и продукции.
  12. Паспорта вытяжных вентсистем (от производственных участков).
  13. Поэтажный план БТИ
  14. Справка о наличии (отсутствии) арендаторов с указанием профиля их деятельности, месторасположением.
  15. Документы подтверждающие профессиональную подготовку сотрудников ответственных за природоохранную деятельность.
  16. Сведенья о текущих затратах на охрану природы (экологические и природоресурсные платежи):
    • копии платежных поручений о перечислении платы за окружающую среду
    • расчеты квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду
  17. План природоохранных мероприятий
  18. Общий план по уходу за зелеными насаждениями и т. д.

По результатам проверки Росприроднадзора за нарушение экологического законодательства организация может быть привлечена к административной ответственности по одной или нескольким статьям, предусмотренным главой 8 КоАП РФ. Но за нарушение кассовой дисциплины органы Росприроднадзора привлечь организацию к ответственности не вправе.

Обоснование

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как соблюдать порядок ведения кассовых операций

Все организации независимо от их организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11п. 5 ст. 346.26 НК РФ).

В упрощенном порядке кассовые операции могут вести:

Это следует из пункта 1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Упрощенный порядок заключается в следующем. Малые предприятия и предприниматели вправе не устанавливать лимит остатка кассы. Ко всему прочему предприниматели могут не вести:

Такие правила установлены в абзаце 10 пункта 2, абзаце 2 пункта 4.1, абзаце 9 пункта 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Главбух советует: индивидуальным предпринимателям все же лучше вести кассовую книгу и оформлять документы. Ведь обеспечить сохранность и контролировать движение наличности в интересах самого предпринимателя. Например, в спорной ситуации подтвердить выдачу денег под отчет или зарплаты можно будет кассовыми документами.

Кассовые операции

Кассовые операции и работа с наличностью включают в себя:

Свободные деньги хранят на банковских счетах. Непосредственно в кассе можно хранить ограниченную сумму наличных – в пределах установленного руководителем организации лимита. Такой порядок установлен абзацами 1–9 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Из данного правила есть исключение. Малые предприятия вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе (абз. 10 п. 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Подробнее об этом см. Как соблюдать лимит остатка денежных средств в кассе.

На что можно расходовать наличную выручку

Наличную выручку от реализации можно расходовать на следующее:

  • выдачу зарплаты;
  • социальные выплаты;
  • оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
  • выдачу сотрудникам под отчет, в том числе командировочных;
  • выплату денег при возврате товаров, отказе от выполнения работ или оказания услуг, если ранее они были оплачены наличными;
  • выплату страховых возмещений по договорам страхования граждан, когда страховую премию платят наличными;
  • выплату денег банковским платежным агентом (субагентом);
  • на личные нужды предпринимателя.

На эти цели можно расходовать выручку только от реализации собственных товаров, работ и услуг. Наличные, принятые от граждан в оплату другим лицам, в полном объеме сдавайте в банк. Например, поступать так надо при посреднических договорах, оплате услуг мобильных операторов или комиссионной торговле.

Об этом сказано в пунктах 2 и 3 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

<…>

Сохранность наличных денег

Мероприятия, которые обеспечат сохранность наличных, порядок их хранения, транспортировки, инвентаризации каждая компания разрабатывает самостоятельно (п. 7 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

За сохранность денег в кассе отвечает кассир или сотрудник, исполняющий его обязанности. Поэтому при приеме кассира на работу, помимо оформления обычных документов, нужно:

Об этом сказано в пункте 4 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Аналогично поступайте, если обязанности кассира исполняет другой сотрудник по внутреннему совместительству (например, бухгалтер).

Все это нужно, потому что кассир – это материально ответственное лицо. А значит, он обязан возместить работодателю ущерб, нанесенный по его вине, в полном размере. Это следует из перечня, утвержденного постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85, и статей 242 и 244 Трудового кодекса РФ.

<…>

Ответственность за несоблюдение порядка

Внимание: за несоблюдение порядка ведения кассовых операций организацию или предпринимателя могут оштрафовать.

Ответственность предусмотрена для таких нарушений, как:

Штраф составит:

  • 4000–5000 руб. – для виновного должностного лица, например руководителя организации, предпринимателя (ст. 2.4 КоАП РФ);
  • 40 000–50 000 руб. – для организации.

Такой порядок установлен частью 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Что касается нецелевого использования наличной выручки, оно в указанной норме прямо не поименовано, но налоговые инспекторы будут ссылаться именно на него. Ведь, по мнению арбитров, нецелевое использование выручки – это нарушение порядка хранения наличных. Именно такая позиция выражена в определении ВАС РФ от 13 октября 2011 г. № ВАС-11521/11 (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2011 г. № 09АП-10389/2011-АК). Аналогичная позиция выражена и в решениях Московского городского суда от 24 декабря 2013 г. № 7-4421/13от 14 августа 2013 г. № 7-1920/2013 и постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2014 г. № 09АП-10838/2014от 12 февраля 2014 г. № 09АП-45929/2013от 10 февраля 2014 г. № 09АП-47028/2013от 27 декабря 2013 г. № 09АП-41600/2013от 8 октября 2013 г. № 09АП-32617/2013-АКот 6 марта 2013 г. № 09АП-2451/2013. Кроме того, санкции зачастую могут быть предусмотрены и в договоре на расчетно-кассовое обслуживание с банком. Поэтому деньги тратьте только на согласованные, целевые нужды.

<…>

Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»

<…>

«4. Государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами*, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля (далее - уполномоченные органы), в соответствии с установленной компетенцией.

<…>

6. Уполномоченные органы осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

<…>

9. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

а) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

б) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

в) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

г) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

д) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

е) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

ж) осуществлять иные определенные законодательством в области охраны окружающей среды полномочия.*

<…>

14. При проведении проверки должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей среды».

<…>

Из статьи журнала «Учет в производстве», №2, февраль 2012

На предприятие пришли контролеры из Росприроднадзора

На сайте Росприроднадзора (www.rpn.gov.ru) опубликованы планы проверок предприятий на 2012 год. Однако ведомство проводит еще и внеплановые проверки. Подготовиться к обоим видам проверок поможет наш материал.

В каких случаях могут назначить проверку

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) находится в ведении Минприроды России.

Законодательную основу деятельности ведомства составляет большая группа федеральных законов.

При этом особое место занимает Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Из подзаконных актов стоит отметить постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400.

Данным документом утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, в котором прописаны функции ведомства, сформулированы организационные основы деятельности. Так, в частности, оговорено, что в компетенцию Росприроднадзора входят контроль и надзор:

  • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • за использованием и охраной водных объектов;
  • государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
  • за соблюдением требований российского законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и т. д.

О том, какие объекты позволено проверять ведомству, сказано в постановлении Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285.*

Перечень достаточно обширный и, поэтому можно говорить, что сфера интересов Росприроднадзора распространяется практически на все стороны деятельности производственных предприятий. Это водные, лесные объекты, земли, недра, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и т. д. Проверкой данных объектов и занимаются чиновники (в пределах своей компетенции).

Проводить контрольные мероприятия могут должностные лица ведомства, перечень которых указан в постановлении Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. № 716.

Им позволено посещать организации, объекты хозяйственной и иной деятельности (независимо от форм собственности). При этом контролеры могут проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля и т. д.

Проверяющим дано право привлекать предприятия и его должностных лиц к административной ответственности.

Какие бывают проверки

Проверки Росприроднадзора делятся на плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с утвержденным графиком.*

Поводом для внеплановой проверки может быть истечение срока исполнения предприятием ранее выданного предписания об устранении нарушений. Также проверку могут назначить, если в ведомство поступят обращения и заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

  • возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В рамках проверки котролеры обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…».

Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или руководителя территориального подразделения.

В данном приказе должны быть, в частности, указаны:

  • фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.*

В исключительных случаях он может быть продлен руководителем Росприроднадзора (территориального подразделения), но не более чем на 20 рабочих дней. Это возможно в случае необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и т. д. Как плановые, так и внеплановые проверки могут проводиться в форме документарной или выездной проверки. Отметим, что перед началом выездной проверки проверяющие должны предъявить свои удостоверения и ознакомить должностных (или уполномоченных) лиц предприятия с копией приказа о назначении контрольных мероприятий.*

<…>

Д. Н. Глазунов

Юрист

Журнал «Учет. Налоги. Право» № 19, 15–21 мая 2012

Инспекторы рассказали, как будут проверять кассовую дисциплину

С этого года соблюдение кассовой дисциплины контролируют не банки, а налоговики. «УНП» решила у самих инспекторов выяснить, как часто будут проверять кассовую дисциплину и можно ли заранее узнать о проверке?

МРИ ФНС № 5 по Республике Мордовия, (83453) 2-17-78, отдел выездных проверок:

— Это будут специальные проверки — оперативные. Периодичности у них никакой нет, и вы не будете знать, когда они случатся, — что-то наподобие проверок ККТ. И предупредить о проверке мы вас точно не сможем.

ИФНС по г. Дмитрову Московской области, (496) 227-42-33, отдел выездных проверок:

— Никакого специального распоряжения по таким проверкам мы не получали. Может, кто-то уже их и проводит, мы пока не в курсе. Перезвоните позже, возможно, появится информация.

ИФНС № 3 по г. Краснодару, (861) 239-01-58, отдел оперативного контроля:

— Да мы всю жизнь проверяли кассовую дисциплину. Контролировали лимит выручки, соответствие принятой выручки сданной, ведение кассовых операций. Проверяли, как выглядит касса, как сейф прикручен — к стене или полу, на каком он этаже, какие сигнализация, решетка на двери и т. д. Проверки плановые — раз в три года, не чаще. Оперативная может быть, только если на вас поступит жалоба.

МРИ ФНС № 2 по Ленинградской области, (81362) 2-18-30 (доб. 3319, 3321), отдел оперативного контроля:

— Никто не будет предупреждать заранее о проверке. Какая периодичность? Этого я вам сказать не могу, надо будет — мы и два раза в месяц проверим.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Из-за чего у вас бывает переплата по НДФЛ?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка