Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
6 октября 2015 28 просмотров

Организация предполагает заключить договор с нерезидентом (не имеющим представительства на территории РФ) договор об отчуждении ей исключительного права на товарные знаки. Будет ли в данном случае организация налоговым агентом по налогу на прибыль (международного соглашения об избежании двойного налогообложения со стороной нерезидента нет)?В настоящее время существует две противоречивые точки зрения:1. По мнению Минфина России, доход иностранного правообладателя в виде вознаграждения по договору об отчуждении исключительного права на товарный знак следует рассматривать в качестве дохода от предпринимательской деятельности, а не как доход от авторских прав и лицензий. Такие доходы при отсутствии признаков образования постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ не подлежат обложению налогом на прибыль у источника выплаты (п. 2 ст. 309 НК РФ, Письма Минфина России от 29.03.2011 N 03-08-05, от 21.05.2010 N 03-08-05)2. Ранее Минфин России (Письмо от 07.10.2008 N 03-03-06/1/560) по данному вопросу придерживался иной позиции, согласно которой доходы иностранной организации в виде вознаграждения, полученного по договору об отчуждении исключительного права, квалифицировались в качестве доходов от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности. Соответственно, такие доходы следовало облагать у источника выплаты по ставке 20% (пп. 4 п. 1 ст. 309, абз. 1, 4 п. 1 ст. 310, пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).

Разъяснения, заключения и выводы, которые содержатся в письмах Минфина, не влекут за собой никаких правовых последствий и носят сугубо информационный характер. Тем не менее, если организация руководствуется письменными разъяснениями, она может быть освобождена от штрафных санкций и пеней. Если с течением времени позиция по тому или иному вопросу меняется, от прежних разъяснений следует отказаться. Таким образом, организация вправе, руководствуясь последними разъяснениями Минфина по данному вопросу, не исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Являются ли нормативно-правовыми актами письма Минфина и ФНС России по вопросам применения налогового законодательства

Нет, не являются.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации (п. 3 разъяснений, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88). Ни одному из этих условий письма финансового и налогового ведомств не соответствуют. Разъяснения, заключения и выводы, которые содержатся в этих письмах, не влекут за собой никаких правовых последствий и носят сугубо информационный характер. Минфин России занял такую позицию уже давно и своей точки зрения на этот счет не меняет (письма от 28 апреля 2014 г. № 03-03-06/1/19867от 21 сентября 2010 г. № 03-02-08/51от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138). Тем не менее, если организация допустила нарушения, руководствуясь письменными разъяснениями финансового и налогового ведомств, она может быть освобождена от штрафных санкций и пеней.

Поскольку ведомственные письма не являются нормативно-правовыми актами, порядок их применения и сроки действия законодательно не регулируются. Иногда финансовое и налоговое ведомства сообщают о том, что разъяснения, данные в ранее выпущенных письмах, не применяются (см., например, письма Минфина России от 11 декабря 2006 г. № 03-11-02/274от 29 мая 2007 г. № 03-11-02/151ФНС России от 28 декабря 2006 г. № ШТ-6-09/1269). Но обычно такие документы не отзываются и не отменяются. В этих случаях нужно ориентироваться на срок действия нормативно-правового акта, положения которого разъясняются в письме. Письмом можно руководствоваться до тех пор, пока эти положения не изменились. Например, пока не вступила в силу новая редакция статьи Налогового кодекса РФ, на основании которой было подготовлено письмо.

На практике бывает, что с течением времени позиция контролирующих ведомств по тому или иному вопросу меняется. Если более поздняя точка зрения не ухудшает положение организации, то от прежних разъяснений следует отказаться. Но если новое письмо влечет за собой доначисление налогов (задним числом) или появление других обязательств (подача уточненной декларации, уплата пеней и т. п.), то обратная сила ему не придается. Изменение разъяснений государственных органов о толковании норм права не повлечет за собой начисление штрафов и пеней за период действия предыдущих разъяснений (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).

Письмо Минфина России от 21.05.2010 № 03-08-05 «О налогообложении доходов белорусского предприятия, полученных по договору с российской организацией об отчуждении исключительного имущественного права на аудиовизуальное произведение»

«Вопрос

ЗАО просит дать разъяснение по следующему вопросу. ЗАО (далее - Общество) является российской компанией, зарегистрированной в г.Москве. Основным видом деятельности Общества является деятельность в области телевидения и радиовещания. Общество заключило договор с частным производственным унитарным предприятием - резидентом Республики Беларусь, предметом которого является отчуждение исключительного имущественного права на аудиовизуальное произведение. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения от 21 апреля 1995 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение) термин "доходы от авторских прав и лицензий" означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на кинофильмы и записи для телевидения. В соответствии с пунктом 8.2 статьи 7 Соглашения "Прибыль от предпринимательской деятельности", то есть не подлежат налогообложению в Российской Федерации при условии, что резидент Республики Беларусь не осуществлял предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через находящееся там постоянное представительство. Аналогичная позиция содержится в письме Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2008 года № 03-08-05/1.Просим подтвердить правильность нашего понимания, что платежи Общества в пользу резидента Республики Беларусь за отчуждение исключительного имущественного права на аудиовизуальное произведение следует квалифицировать как прибыль резидента Республики Беларусь от предпринимательской деятельности, попадающую под действие статьи 7 Соглашения и не подлежащую налогообложению на территории Российской Федерации в случае соблюдения условий Соглашения.

Департамент налоговой и таможенно-тарифоной политики рассмотрел ваш запрос относительно налогообложения доходов белорусского предприятия, полученных по договору с российской организацией об отчуждении исключительного имущественного права на аудиовизуальное произведение, и сообщает. В случае если доходы белорусского предприятия можно квалифицировать как доходы от авторских прав и лицензий, то в соответствии с пунктом 2 статьи 11 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (далее - Соглашение) такой вид дохода белорусского предприятия подлежит обложению налогом в Российской Федерации по ставке в размере 10 процентов при условии, что данное белорусское предприятие имеет фактическое право на него, и при условии предъявления белорусским предприятием налоговому агенту подтверждения своего постоянного местонахождения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).При решении вопроса о возможности применения статьи 11 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения необходимо учитывать следующее.В соответствии с пунктом 3 статьи 11 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения термин "доходы от авторских прав и лицензий" означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения, любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта, или за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования. В соответствии с Комментариями к модели конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал, на основе которой Российской Федерацией заключаются с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, а также имеющейся практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения термин "доходы от авторских прав и лицензий" не включает платежи, производимые за отчуждение исключительного права на любой элемент имущества, упомянутого в определении термина "доходы от авторских прав и лицензий", в том числе на аудиовизуальное произведение, то есть за передачу полного права владения аудиовизуальным произведением. Такого вида платежи, перечисляемые белорусскому предприятию по договору с российской организацией об отчуждении исключительного имущественного права на аудиовизуальное произведение, квалифицируются как его прибыль от осуществления предпринимательской деятельности, и налогообложение данных платежей регулируется положениями статьи 7 Соглашения "Прибыль от предпринимательской деятельности"

Письмо Минфина России от 29.03.2011 № 03-08-05 «О применении норм Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»

«Вопрос

ЗАО (далее - Компания) просит разъяснить порядок применения положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее - КИДН) в отношении платежа за приобретение исключительных прав на программное обеспечение по договору отчуждения. В настоящий момент на основании ст.1234 ГК РФ Компания планирует приобретение исключительных прав на программное обеспечение по договору отчуждения исключительных прав у компании, имеющей постоянное местопребывание в Чешской Республике (далее - Чешская Компания). Чешская Компания не имеет постоянного представительства или обособленного подразделения на территории Российской Федерации.

Налог на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации

В соответствии с положениями ст.7 Налогового кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. В соответствии с КИДН термин "роялти" для целей ст.12 КИДН определяется как "платежи любого вида, получаемые в качестве компенсации за использование или за предоставление права пользования любым авторским правом на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы, фильмы или записи для телевидения или радиовещания, за использование или за предоставление права пользования любым патентом, торговой маркой, дизайном или моделью, планом, компьютерным обеспечением, секретной формулой или процессом, или за использование или предоставление права пользования любым промышленным, коммерческим или научным оборудованием, или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта".Однако положения КИДН не дают четкого определения понятия "использование" или "предоставление права пользования".В комментариях Организации Экономического Содействия и Развития (ОЭСР) к Модельной конвенции по налогам на доход и капитал к ст.12 о роялти, платеж за отчуждение исключительного права на объект интеллектуальной собственности является не роялти, а доходом от ведения коммерческой деятельности (ст.7 Модельной конвенции и КИДН), который облагается налогом только по месту нахождения получателя дохода (т.е. в Чешской Республике).Таким образом, по нашему мнению, платеж в пользу Чешской Компании, производимый Компанией за приобретение исключительного права на программное обеспечение по договору отчуждения исключительных прав, не должен облагаться налогом на доходы, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации, в соответствии с положениями КИДН, а должен подлежать обложению только в Чешской Республике. Также нам известно о существовании письма Министерства финансов Российской Федерации № 03-08-05 от 21 мая 2010 года, подтверждающего данную позицию в схожей ситуации, но по КИДН между Россией и Белоруссией.

Просим вас подтвердить правильность нашего понимания применения вышеуказанных положений КИДН в отношении приобретения Компанией исключительных прав на программное обеспечение по договору отчуждения исключительных прав Чешской Компанией.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваш запрос касательно применения норм Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Конвенция) к доходу чешской компании от отчуждения в пользу российской организации исключительного права на программное обеспечение, и сообщает следующее.В соответствии со статьей 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). В свою очередь, заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Статья 12 "Роялти" Конвенции определяет порядок налогообложения платежей любого вида, получаемых в качестве компенсации за использование или за предоставление права пользования, в частности, компьютерным обеспечением. Поскольку право на распоряжение не поименовано в данной статье, доход от отчуждения исключительного права на объект авторских прав не подпадает под действие норм данной статьи. В связи с вышеизложенным доход чешской компании от отчуждения исключительного права на программное обеспечение, по нашему мнению, следует квалифицировать в рамках статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции. В соответствии с положениями данной статьи прибыль предприятия одного государства может облагаться налогом в другом государстве только в случае, если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство. В связи с этим в случае отсутствия постоянного представительства чешской компании на территории Российской Федерации, доход от отчуждения исключительного права на программное обеспечение подлежит налогообложению только в Чешской Республике, при условии представления чешской компанией согласно нормам пункта 3 статьи 310 и статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации российской организации - налоговому агенту подтверждения постоянного местопребывания в Чешской Республике.»

Письмо Минфина России от 07.10.2008 № 03-03-06/1/560 «Налог на прибыль: периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности»

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли периодических (текущих) платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и сообщает следующее.В соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся. Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Подпунктом 37 пункта 1 статьи 264 Кодекса предусмотрено, что к прочим расходам относятся периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).Подпунктом 16 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. Таким образом, с учетом статей 252 и 270 Кодекса, в случае, если осуществленные расходы, в том числе и лицензионные платежи, не направлены на получение дохода (экономической выгоды), такие расходы не должны учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) установлено, что к объектам гражданских прав относятся: 1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; 2) работы и услуги; 3) информация; 4) результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); 5) нематериальные блага. Результаты интеллектуальной деятельности относятся к категории нематериальных объектов. Поэтому к отношениям, связанным с использованием и защитой исключительных прав, неприменимы нормы о праве собственности, относящиеся к вещным правам. В соответствии со статьями 1233 и 1234 ГК правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).Таким образом, рассматривать доход, полученный иностранной организацией, являющейся правообладателем, в результате правоотношений, связанных с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в качестве дохода, полученного организацией от продажи принадлежащего ей на праве собственности имущества, неправомерно. В соответствии с договором об отчуждении исключительного права правообладатель уступает исключительное право, то есть передает исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности принимающей стороне (российской организации) за определенную сторонами договора цену. Следовательно, правообладатель на основании указанного договора получает доход от уступки принадлежащего ему исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, а не доход от реализации собственного имущества, в связи с чем данный вид дохода иностранной организации следует квалифицировать как доход от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. Статьей 309 Кодекса определены виды доходов, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащие налогообложению налогом, удерживаемым у источника выплаты, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам, полученным иностранной организацией от источников в Российской Федерации и подлежащим налогообложению у источника выплаты доходов, относятся, в частности, доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. Учитывая вышеизложенное, доходы иностранной организации, полученные по договору об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, подлежат налогообложению на территории Российской Федерации у источника выплаты по ставке налога в размере 20 процентов как доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. При налогообложении доходов иностранных организаций следует также руководствоваться (в случае наличия) положениями международных договоров Российской Федерации, касающихся налогообложения. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России № 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка