Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
7 октября 2015 33 просмотра

Какие документы требуются юридическому лицу для торговли мясом из РБ и требуется ли постановка на учет в торговом реестре?

1. Необходимо будет зарегистрировать новый код ОКВЭД, если раньше организация мясом не торговала.

Чтобы получить новый код ОКВЭД, организации необходимо подать в ближайшее отделение статистики заявление о присвоении кодов (в произвольной форме), с указанием используемого вида деятельности и напротив него – код. После чего нужно уведомить о новых кодах ОКВЭД налоговую инспекцию путем подачи заявления по форме 14001, и, при необходимости, исключить неиспользуемые коды.

При этом коды следует использовать из нового Классификатора ОК 029-2014, утвержденный Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст, который станет обязательным с 1 января 2016 г.

2. На мясную продукцию получить необходимые сертификаты и ветеринарные справки.

Причем переоформлять сертификаты, полученные от поставщика из РБ, не нужно, поскольку «Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от 18.11.2010, устанавливающее единые требования к продукции и правила ее сертификации (подтверждения) соответствия, действует в отношении товаров, импортированных из стран – участниц Таможенного союза, и реализуемых на территории России.

3. Сделки с организацией, зарегистрированной в РБ, являются внешнеэкономической, и должна быть оформлена по всем правилам:

4. Кроме того, пи открытии торговой точки потребуется подать уведомление в территориальное отделение Роспотребнадзора, поскольку вид осуществляемой деятельности содержится в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (Розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах).

Сообщение необходимо направить в Управление Роспотребнадзора по месту предполагаемого фактического осуществления деятельности. В заявке изложить просьбу об открытии, указать желаемое месторасположение, ассортимент товаров, вместимость, необходимое оборудование. Подать заявку нужно не позже, чем за два месяца до предполагаемого открытия, сроки рассмотрения заявления зависят от многих факторов, и не исключено, что потребуется внести коррективы в план.

Роспотребнадзор разработал алгоритм действий для заполнения уведомлений: http://egov.rospotrebnadzor.ru.

В случае верности заполнения проекта уведомления, заявителю по электронной почте будет сообщено о том, что уведомление может быть направлено в Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ в порядке, установленном законодательством (непосредственно, либо заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя). В случае неправильного заполнения проекта уведомления, заявитель будет проинформирован о необходимости внесения соответствующих поправок. Дополнительную информацию и статистику подачи уведомлений в Управление Роспотребнадзора можно посмотреть тут - http://rospotrebnadzor.ru/gosserv/for/11/category/88/120/

Кроме того, муниципальные органы власти вправе устанавливать обязанность продавца получать разрешение на ведение торговой деятельности на территории муниципального образования. Такая обязанность должна быть установлена законодательными актами муниципального образования, также как порядок и форму уведомлений.

Обоснование

Из рекомендации Владислава Кузнецова, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр», Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидата юридических наук.

Как внести изменения в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Изменения в ЕГРЮЛ необходимо вносить в случае изменения содержащихся в нем сведений, внесенных ранее.

<…>

Ситуация: какие сведения об ООО содержатся в ЕГРЮЛ

В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения об ООО (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)).*

1. Наименование.

2. Организационно-правовая форма («общество с ограниченной ответственностью»).

3. Юридический адрес ООО. При наличии управляющего (управляющей организации) указывается также местожительство управляющего (местонахождение управляющей организации).

4. Способ образования ООО (создание или реорганизация).

5. Размер уставного капитала.

6. Сведения о филиалах и представительствах ООО.

7. Сведения об учредителях (участниках) ООО, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

8. Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО (т. е. директора), а также паспортные данные и ИНН такого лица.

9. Коды видов экономической деятельности.*

10. ИНН, КПП и дата постановки ООО на учет в налоговом органе.

11. Номер и дата регистрации ООО в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования РФ.

12. Дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО.

13. Сведения о лицензиях, полученных ООО.

14. Способ прекращения ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

15. Сведения о правопреемстве ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

16. Сведения о том, что ООО находится в процессе ликвидации или реорганизации.

Кроме того, в реестре хранятся подлинники учредительных документов общества.

Сведения, указанные в пунктах 1–5, содержатся также в учредительных документах ООО. Изменение таких сведений нужно проводить в порядке внесения изменений в учредительные документы.

Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, необходимо подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).

Подпись заявителя на заявлении нужно заверить у нотариуса.*

Порядок представления заявления в регистрирующий орган такой же, как при внесении изменений в учредительные документы и при первичной регистрации ООО.


Ситуация: кто должен подписать заявление о внесении изменений в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Во всех случаях внесения изменений в ЕГРЮЛ заявителем является директор ООО. Исключение составляют случаи, когда изменения вносятся в связи с продажей доли с использованием преимущественного права или отчуждением доли по сделке, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению. В таких случаях заявителем является продавец доли либо (в отдельных случаях) нотариус.

<…>

При внесении изменений в ЕГРЮЛ без внесения изменений в учредительные документы госпошлину платить не нужно.

Процедура проведения государственной регистрации детально описана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Внимание: документы в налоговую инспекцию необходимо представить в установленный срок.

В течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, общество обязано сообщить об этом в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации).*

За неисполнение или несвоевременное исполнение этой обязанности (а также сообщение недостоверных сведений) на генерального директора может быть наложен штраф в размере 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

<…>

По вопросу сертификации продукции

Закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

<…>

«Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

<…>

декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

<…>

сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

<…>

Статья 23. Обязательное подтверждение соответствия

1. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.*

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

2. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

3. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате на основании договора с заявителем. Стоимость работ по обязательному подтверждению соответствия продукции определяется независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями.

<…>

Статья 25. Обязательная сертификация

1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.*

Сертификат соответствия включает в себя:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;

наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия сертификата соответствия;

информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции».

<…>

Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.11.2010)

<…>

«Статья 1

1. Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:

"декларация о соответствии техническим регламентам Таможенного союза" - документ, которым изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо, поставщик, продавец) удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза;

"декларирование соответствия" - форма подтверждения изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом, поставщиком, продавцом) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза;

"единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза" - обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза;

"сертификат соответствия техническим регламентам Таможенного союза" - документ, которым орган по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза;*

"сертификация" - форма обязательного подтверждения органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза;

"технический регламент Таможенного союза" - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный Комиссией Таможенного союза;

"типовая схема оценки (подтверждения) соответствия" - совокупность правил и процедур, устанавливающих типовые способы выполнения работ по оценке (подтверждению) соответствия техническим регламентам Таможенного союза.

Иные понятия, используемые в настоящем Соглашении, применяются в значении, установленном Соглашением о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года.

2. Действие настоящего Соглашения не распространяется на установление и применение санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.

<…>

Статья 2

1. Стороны проводят согласованную политику в области технического регулирования, руководствуясь положениями статьи 2 Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года.

2. Технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза.

3. Оценка (подтверждение) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение.

4. Стороны обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Таможенного союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия.*

5. В целях обеспечения сопоставимости результатов оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза Стороны проводят согласованную политику, направленную на обеспечение единства измерений.

<…>

Статья 3

1. В целях формирования нормативной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования Стороны формируют единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - единый перечень).

2. Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или технические регламенты Евразийского экономического сообщества, действуют нормы законодательства Таможенного союза и законодательств Сторон в сфере технического регулирования.

3. Единый перечень и порядок его ведения утверждаются Комиссией Таможенного союза (далее - Комиссия).*

4. Стороны не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.

<…>

Статья 7

1. Продукция, в отношении которой принят технический регламент (технические регламенты) Таможенного союза, выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные техническим регламентом (техническими регламентами) Таможенного союза.

Оценка (подтверждение) соответствия продукции, устанавливаемая в технических регламентах Таможенного союза, проводится в форме регистрации, испытания, подтверждения соответствия (декларирование соответствия, сертификация), экспертизы и (или) в иной форме.*

2. Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Процедуры оценки (подтверждения) соответствия устанавливаются в технических регламентах Таможенного союза на основе типовых схем оценки (подтверждения) соответствия.

При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством Стороны на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя). Круг заявителей устанавливается в соответствии с техническим регламентом.

3. Применение на добровольной основе международных, региональных стандартов и (или) национальных (государственных) стандартов, включенных в перечень, указанный в пункте 2 статьи 6 настоящего Соглашения, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента Таможенного союза.

Неприменение стандартов, включенных в указанный перечень, не может рассматриваться как несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза.*

4. Продукция, соответствующая требованиям вступивших в силу технических регламентов Таможенного союза, распространяющихся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.»

<…>

ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОДУКЦИИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

<…>

53. Пищевая продукция*»

<…>

По вопросу оформления внешнеэкономической сделки

Из рекомендации Олега Хорошего, государственного советника налоговой службы РФ III ранга

Какие валютные операции могут проводить российские организации

<…>

Разрешенные валютные операции

К разрешенным валютным операциям относятся:*

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Об открытии счета в уполномоченном банке организация должна уведомить инспекцию в общем порядке, то есть в течение семи дней с момента открытия счета (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Ответственность на непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений об изменении реквизитов банковских счетов

Внимание: за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменениях реквизитов банковских счетов, открытых за рубежом, Росфиннадзор (по представлению налоговой инспекции) может оштрафовать организацию на основании статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За представление уведомления об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов с нарушением срока или формы уведомления Росфиннадзор может оштрафовать:

  • организацию – на 50 000 – 100 000 руб.;
  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 5 000 – 10 000 руб.

Если организация не представит уведомления об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов, Росфиннадзор может оштрафовать:

  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 40 000 – 50 000 руб.;
  • организацию – на 800 000 – 1 000 000 руб.

Это следует из частей 2 и 2.1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Организация может без ограничений перевести средства на счет в банке за рубежом со своего счета в уполномоченном банке или с других зарубежных счетов. Единственное требование: при первом переводе в уполномоченном банке нужно предъявить уведомление об открытии счета с отметкой о его принятии инспекцией. Об этом сказано в части 4 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Исчерпывающий перечень остальных возможных случаев зачисления средств на зарубежные счета содержится в части 5 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Со средствами, зачисленными на счета за рубежом, организация вправе свободно проводить валютные операции с нерезидентами. В расчетах с резидентами средства на счете за рубежом можно использовать только в строго определенных случаях. В частности, при выплате зарплаты и оплате расходов, связанных с командированием сотрудников представительства организации, находящегося за пределами России. Полный перечень случаев, когда организация в валютных операциях с резидентами может использовать средства на счетах в зарубежном банке, установлен частью 6.1 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и представлен в таблице.

Российская организация обязана представлять в налоговую инспекцию отчеты о движении средств по зарубежным счетам. Это нужно делать ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала. Форма отчета утвержденапостановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819. По каждому счету представьте отчет в двух экземплярах. К отчетам приложите банковские документы, подтверждающие представленные сведения (выписки и т. д.). Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Ответственность за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам

Внимание: за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам предусмотрена административная ответственность.

Росфиннадзор может оштрафовать организацию на 40 000 – 50 000 руб., руководителя и главного бухгалтера, на 4000–5000 руб. (ч. 6 ст. 15.25ст. 23.60 КоАП РФ, п. 2 ч. 2 ст. 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗп. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77).

<…>

Представление документов в банк

Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы:

Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки, остальных документов – таблицу.

Ответственность за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях и подтверждающих документов

Внимание: за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях, о подтверждающих документах предусмотрена ответственность.

Эти документы отнесены к формам учета по валютным операциям (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). За нарушение порядка их представления Росфиннадзор может оштрафовать:

  • организацию – на 40 000 – 50 000 руб.;
  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.

Штраф за нарушенные сроки представления отчетов зависит от количества дней просрочки.

Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:

  • для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.

Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 2000 до 3000 руб.

Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 4000 до 5000 руб.

Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.

<…>

По вопросу уведомления Роспотребнадзора

закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

<…>

«Статья 8. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора) (далее в настоящей статье - уполномоченный орган государственного контроля (надзора).

2. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе следующих видов деятельности:

1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;

2) предоставление бытовых услуг;

3) предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;

4) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

5) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

<…>

3. Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается.

4. В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

5. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.

6. Дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщаются сведения о следующих изменениях:

1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

2) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;

3) реорганизация юридического лица.

7. Сведения об указанных в части 6 настоящей статьи изменениях представляются в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Правительством Российской Федерации устанавливаются форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и порядок представления таких уведомлений в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр, в том числе в форме электронных документов, а также порядок их учета.

9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют виды деятельности, указанные в части 2 настоящей статьи, в случае непредставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности или представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

<…>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.07.2009 № 584 Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

<…>

«Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) уведомлений о начале своей деятельности (далее - уведомление), а также порядок учета указанными органами поступивших уведомлений.

2. Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) (далее - заявитель) в соответствии с перечнем работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности согласно приложению № 1 (далее - перечень работ и услуг).

3. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 1-18,22-5356-646975-7779-81 перечня работ и услуг, за исключением осуществления деятельности на территории, подлежащей обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган).

4. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 3 настоящих Правил, на территории, подлежащей обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, представляет уведомление в это Агентство (его территориальный орган).

5. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 19-2170-74 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (ее территориальный орган).

5.1. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 65 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по труду и занятости (ее территориальный орган).

5.2. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 54 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальный орган).

5.3. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 55и 66 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (его территориальный орган).

5.4. Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1132, утратил силу со 2 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года № 516. - См. предыдущую редакцию.

5.5. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 67и 68 перечня работ и услуг, представляет уведомление в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.

5.6. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 78 перечня работ и услуг, представляет уведомление в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный ветеринарный надзор.

5.7. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 82-89 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

5.8. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 90 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

6. Уведомление составляется заявителем по форме согласно приложению № 2 и представляется по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), указанный в пунктах 3-5 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), до начала фактического выполнения работ (оказания услуг).

II. Порядок представления уведомлений

7. Заявитель представляет уведомление в 2 экземплярах в уполномоченный орган непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.В случае представления уведомления непосредственно в уполномоченный орган днем его подачи считается день регистрации уведомления в уполномоченном органе. При направлении уведомления по почте днем его подачи считается день отправки почтового отправления. При направлении уведомления в виде электронного документа днем его подачи считается день регистрации этого документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа.

8. Пункт утратил силу с 1 января 2011 года - постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 2010 года № 854. - См. предыдущую редакцию.

9. Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день получения уведомления регистрирует его и проставляет на обоих экземплярах уведомления отметку с указанием даты его получения и регистрационного номера.Один экземпляр уведомления остается в уполномоченном органе, а второй вручается (направляется) в день регистрации заявителю.В случае подачи уведомления в виде электронного документа должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день его регистрации обязано направить заявителю подтверждение о получении уведомления в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного органа.

10. В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в уполномоченный орган, зарегистрировавший уведомление, сведения о следующих изменениях:

а) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

б) изменение места жительства индивидуального предпринимателя и (или) места фактического осуществления деятельности;

в) реорганизация юридического лица.

11. В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сведения об указанных в пункте 10 настоящих Правилизменениях представляются в уполномоченный орган в течение 10 дней со дня внесения соответствующих изменений посредством представления (направления) в уполномоченный орган заявления в произвольной форме с приложением копий документов, подтверждающих факт внесения соответствующих изменений, или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

<…>

Приложение 1. ПЕРЕЧЕНЬ работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление

Наименование видов деятельности и выполняемых в их составе работ и услуг Код по общероссийскому классификатору

<…>

IV. Розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, свободный оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами)
13. Розничная торговля в неспециализированных магазинах 52.1*
14. Розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах 52.21-52.24, 52.27*
15. Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами 52.33*
16. Розничная торговля в палатках и на рынках 52.62*

<…>

Из статьи журнала «Бухгалтерия ИП», №6, ноябрь-декабрь 2010

Когда начинать бизнес необходимо с уведомления властей

Самое важное в этой статье:
– О чем нужно уведомлять
– Кого следует извещать
– Ответственность за неуведомление

Согласно положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) прежде чем начать заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности, коммерсанты обязаны известить об этом соответствующие органы. Порядок уведомления властей прописан в Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 (далее – Правила). О нем и расскажем в данной статье.

Когда потребуется уведомление

Перечень работ и услуг, о начале которых индивидуальные предприниматели должны уведомлять органы власти, приведен в приложении № 1 к Правилам:*

<…>

• розничная торговля в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД 52.1);
• розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах (коды ОКВЭД 52.21–52.24 и 52.27);
• розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами (код ОКВЭД 52.33)

<…>

Куда и когда нужно подавать уведомление

Согласно положениям Правил индивидуальный предприниматель должен подать уведомление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)*. Однако если коммерсант планирует вести деятельность на территории, обслуживаемой Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА), то известить следует именно это агентство. Иной порядок действует в отношении услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов. В этом случае индивидуальному предпринимателю необходимо обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Уведомление представляется в уполномоченный орган по месту осуществления работ (оказания услуг). Конкретные сроки подачи законодательством не установлены. В пункте 5статьи 8 Закона № 294-ФЗ лишь сказано, что уведомление индивидуальный предприниматель должен представить после государственной регистрации и постановки на учет в налоговых органах, но до фактического начала выполнения работ или предоставления услуг.*

Уведомление коммерсанты должны составить в двух экземплярах по форме, которая приведена в приложении № 2 к Правилам. Один экземпляр остается в уполномоченном органе, а второй – вручается (направляется) заявителю с отметкой о получении и регистрационным номером. Заметим, что Закон № 294-ФЗ предусматривает подачу уведомления в электронном виде.

В уведомлении индивидуальный предприниматель обязательно должен указать ведомство, в которое оно предоставляется, свои фамилию, имя, отчество и ИНН, вид деятельности и выполняемые в его составе работы или услуги, почтовый адрес места осуществления заявленного вида деятельности и дату начала выполнения работ (оказания услуг) (см. образец заполнения уведомления).

К уведомлению предприниматель должен приложить копию выписки из ЕГРИП и свидетельство о постановке на учет в налоговых органах.

Согласно пункту 7 Правил индивидуальный предприниматель может представить уведомление лично или переслать его заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. В первом случае днем его подачи будет день регистрации уведомления в уполномоченном органе, а во втором – день отправки почтового отправления.

Неуведомление властей грозит штрафом

За непредставление сведений или подачу уведомлений с недостоверной информацией индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.7.5-1 КоАП РФ. Об этом сказано в пункте 9 статьи 8 Закона № 294-ФЗ).

Так, непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности может обернуться для коммерсанта штрафом в размере от 3000 до 5000 руб., а подача уведомления, содержащего недостоверные сведения, – от 5000 до 10 000 руб.

Часто задаваемые вопросы

Три главных совета

М. Иванова

эксперт журнала «Бухгалтерия ИП»

Из статьи журнала «Главбух», № 23, Декабрь 2009

Уведомление, без которого нельзя начинать новую деятельность

Почему этот документ важен: Теперь, чтобы начать многие виды деятельности, не придется собирать массу разрешений и согласований. Но понадобится подать уведомление – только после этого можно начинать новый бизнес.
В чем часто ошибаются: Важно помнить, что уведомление не отменяет госрегистрацию юридических лиц и предпринимателей в налоговых органах.

Кто подает уведомление

Те организации и предприниматели, которые решат открыть, к примеру, химчистку, магазин, кафе, парикмахерскую или заняться грузовыми и пассажирскими автоперевозками, должны теперь подать уведомление о фактическом начале такой деятельности. Подчеркнем, что составить такой документ – это обязанность, от которой компании и предприниматели отказаться не вправе. Такое правило прописано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ1. Там же в пункте 2 приведен полный список тех видов деятельности, к которым данное требование относится. Конкретный Перечень работ и услуг* (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584) мы привели в статье «Когда для начала нового вида бизнеса требуется уведомить чиновников».

<…>

Куда направлять документ

Уведомление необходимо представить в территориальное подразделение того ведомства, под контролем которого находится новый вид деятельности (подробные сведения – в рубрике «Для справки»). В частности, это могут быть:
– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
– Федеральное медико-биологическое агентство;
– Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.*

Допустим, компания собирается заниматься перевозками и торговлей. Тогда отдельно по каждому виду деятельности нужно направить уведомления в территориальные отделения Ространснадзора и Роспотребнадзора соответственно.

Также не стоит забывать: если компания занимается сразу несколькими видами деятельности и какие-то из них не вошли в утвержденный Правительством РФ Перечень, для таких направлений бизнеса, если это предусмотрено законодательством, придется получать разрешения.

В какие сроки нужно уведомить

Конкретные сроки подачи бумаг законодательством не установлены. Главное сделать это до того, как организация фактически начнет работать в новом направлении. И значит, крайний срок – это день, предшествующий дате начала деятельности.

Важная деталь

Крайний срок для подачи уведомления - это день, предшествующий дате начала нового вида деятельности, входящего в утвержденный Перечень.*

При этом днем подачи считается дата, когда у заявителя непосредственно в ведомстве приняли документы, либо день почтового отправления. Но еще раз отметим: в последнем случае есть риск, что документы затеряются в дороге, и тогда придется доказывать ревизорам своевременность отправки. Как только сотрудник уполномоченного органа получит в руки два экземпляра уведомления, на обоих он проставит отметку с текущей датой. Один из экземпляров будет направлен (или отдан лично) заявителю. При этом никакого разрешительного документа от чиновников ждать не придется.

Что указать в бланке уведомления

Уведомление нужно подавать в двух экземплярах строго по форме, утвержденной тем же постановлением Правительства РФ № 584. К нему обязательно надо приложить:
– копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
– копию свидетельства о постановке юридического лица или предпринимателя на учет в налоговых органах.

Такой набор документов предусмотрен пунктом 8 Правил представления уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ № 584. В бланке потребуется указать данные заявителя: наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя, почтовый адрес, а также место, где будет осуществляться планируемый вид бизнеса. Далее нужно вписать наименование этого вида деятельности и выполняемые в его составе работы, услуги так, как это прописано в Перечне. А затем дату, с которой компания начнет всем этим заниматься (см. образец заполненного документа ниже).

Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности. Образец

Подписывает уведомление руководитель компании или его уполномоченный представитель (в последнем случае стоит указать реквизиты доверенности). Подпись надо заверить печатью заявителя. Предприниматель же должен расписаться и поставить печать, если она у него есть.

Что еще важно

Если в ходе работы компания (или предприниматель) сменит свое местонахождение (или место жительства), будет вести ранее заявленный вид деятельности по новому адресу либо пройдет реорганизацию, обо всем этом нужно известить чиновников (п. 6 ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ). Это значит, что в тот же госорган, в который изначально подавалось уведомление, необходимо представить или направить по почте заявление в произвольной форме. К заявлению приложить копии документов, подтверждающих факт внесения изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Важная деталь

При смене адреса или в случае реорганизации об изменениях необходимо сообщить в то же ведомство, куда ранее подавали уведомление.

Срок для подобного заявления – 10 рабочих дней с того момента, как была сделана запись в соответствующем Государственном реестре.

Рекомендации дает Андрей ШКАДОВ, ведущий юрисконсульт «ФБК-Право»

Уведомление о начале нового бизнеса не отменяет обязательную госрегистрацию в налоговой

– Уведомительный порядок начала некоторых видов деятельности – на наш взгляд, весьма робкий шаг на пути к упрощению жизни малого и среднего бизнеса. Ведь новый порядок ни в коей мере не отменяет обязательную госрегистрацию юридических лиц или предпринимателей в налоговой инспекции. Так, если компания еще не зарегистрирована в ЕГРЮЛ, простым уведомлением о начале новой деятельности дело не обойдется – необходимо будет пройти все регистрационные процедуры. При этом не стоит забывать о том, что если новый бизнес будет осуществляться в другом регионе, необходимо дополнительно встать на учет в местной ИФНС. Таким образом, послабление реально смогут ощутить только те организации, которые начинают новый бизнес, поименованный в Перечне, по месту своего налогового учета. Им действительно теперь не придется ждать от чиновников разрешений и согласований для начала работы. Остальным придется обращаться за необходимыми документами в государственные органы – как минимум, к налоговым инспекторам.

По вопросу оформления договора аренды с гражданином

Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Можно ли организации-арендатору заключить договор аренды имущества с гражданином

Да, можно.

Положения Гражданского и Налогового кодексов РФ этому не препятствуют. Однако гражданину нужно доказать, что имущество, которое он сдает в аренду, принадлежит ему на праве собственности или ему доверено сдавать его в аренду (например, путем предоставления документов, подтверждающих право собственности). Такой вывод позволяет сделать статья 608 Гражданского кодекса РФ.*

Эту позицию подтверждает и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 3 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/231).

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как заключить договор аренды

Форма заключения договора аренды (устная или письменная) зависит от срока его действия и статуса арендатора (гражданин или организация).

Форма договора

Договор аренды на срок более года должен быть заключен в письменной форме. Однако если хотя бы одной из сторон договора является организация, то письменная форма договора необходима в любом случае. Таковы требования пункта 1 статьи 609 Гражданского кодекса РФ.

Содержание договора

В тексте договора аренды укажите условия сделки:

К отдельным видам договоров аренды (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда) указанные положения применяются, только если другое не установлено специальными положениями законодательства об этих договорах (ст. 625 ГК РФ).

Регистрация договора

Если организация сдает в аренду недвижимое имущество, то такой договор, заключенный на срок от одного года и выше, подлежит обязательной госрегистрации (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651ГК РФ, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Причем договор считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Главбух советует: для того чтобы избежать регистрации договора аренды, заключите соглашение на срок менее года (п. 2 ст. 609п. 2 ст. 651 ГК РФ). По окончании этого периода продолжите исполнять условия договора (если нет возражений со стороны арендодателя или арендатора). Тогда соглашение будет пролонгировано на неопределенный срок (п. 2 ст. 621п. 2 ст. 610 ГК РФ).

Ситуация: нужно ли регистрировать в отделении Росреестра договор аренды нежилого помещения в здании. Договор заключается на год и более

Да, нужно.

Несмотря на то что нежилые помещения в зданиях не относятся к зданиям или сооружениям, они неразрывно с ними связаны. Поэтому данные объекты также являются недвижимостью. В Гражданском кодексе РФ нет особых правил для регистрации договоров аренды нежилых помещений в зданиях. Следовательно, к ним применяются общие правила. Поэтому если срок аренды нежилого помещения в здании превышает или равен году, то его нужно зарегистрировать (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Необходимость госрегистрации договоров аренды нежилых помещений подтверждает информационное письмо Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. № 53.

Ситуация: нужно ли регистрировать договор аренды в Росреестре, если он был заключен на срок менее года, а затем пролонгирован на неопределенный срок

Нет, не нужно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ государственной регистрации подлежат договоры аренды, заключенные на срок не менее одного года. То есть от года и выше. Соглашения, пролонгированные на неопределенный срок, под данный порядок не подпадают. Поэтому в госрегистрации не нуждаются (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. № 59).

Порядок госрегистрации договоров аренды прописан в Законе от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ. С заявлением о регистрации договора в территориальное отделение Росреестра (по местонахождению недвижимости) имеет право обратиться любая из сторон (как арендодатель, так и арендатор). Форма заявления о регистрации прав на недвижимость законодательством не установлена. Поэтому территориальные отделения Росреестра разрабатывают такие бланки самостоятельно (например, в г. Москве действует следующая форма). Если в аренду сдается земельный участок, то заявитель дополнительно должен приложить кадастровый план участка. Если предметом договора аренды являются здания, сооружения (их части) – представьте дополнительно поэтажный план здания. На нем следует выделить те помещения, которые передаются арендатору, и указать их площадь.*

Такой порядок следует из положений статьи 26пункта 4 статьи 2 и пункта 1статьи 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ и пункта 5.1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.

В то же время, если право на недвижимое имущество ранее было зарегистрировано за арендодателем, представление кадастрового паспорта на объект аренды не обязательно. Стороны могут представить иной документ, содержащий графическое и (или) словесное описание передаваемого в аренду объекта недвижимости (например, удостоверенный сторонами графический план объекта аренды). В таких случаях отказ в регистрации договора аренды не допускается (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73).

За госрегистрацию договора аренды необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет для граждан 1000 руб., для организаций – 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Никаких правил относительно того, кто должен оплачивать госпошлину за госрегистрацию договора аренды недвижимости (арендатор или арендодатель), ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит. Поэтому данный вопрос нужно оговорить заранее – в момент заключения договора аренды (например, путем внесения условия об оплате госпошлины в содержание самого договора) (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями также могут быть лица, которым право сдавать имущество в аренду предоставлено законом или его собственником. Например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, владеющие государственным имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ). Это предусмотрено в статье 608 Гражданского кодекса РФ.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка