Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Какие выплаты теперь облагаются страховыми взносами

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
12 октября 2015 133 просмотра

Подскажите пожалуйста какие повышающие коэффициенты к базовой норме расхода по топливу необходимо применить если грузовой автомобиль рефрижираторного типа.- т. е используется в перевозке охладительная система. Сервисная книжка или технические документы которые характеризовали бы этот параметр отсутствуют.так как автомобиль приобретен у физического лица и имеет давний год выпуска. В рекомендательных базах нашли только базовую норму расхода топлива к данной модификации автомобиля, проблема еще заключается в том что автомобиль иностранного производства.Спасибо

При расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). А те нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р), носят рекомендательный характер. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Для экономического обоснования расходов на ГСМ можете использовать нормы, рекомендованные Минтрансом России. Или же самостоятельно разработайте внутренние нормы. Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме). Также в качестве ориентира можете использовать нормы расхода топлива, приведенные в Методических рекомендациях.

Чтобы списать больше расходов на ГСМ, можно установить в приказе надбавки к базовым нормам. Выгоднее использовать сразу несколько коэффициентов, так как они суммируются. Можно установить надбавку в зависимости от города, в котором используется автотранспорт. Например, в городах с численностью от 1 до 5 млн. человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов. Также можно установить коэффициент в размере до 5 процентов для машин, которые проехали более 100 000 км или находятся в эксплуатации более пяти лет. И до 10 процентов — для транспорта, который используется более восьми лет или общий пробег составляет свыше 150 000 км. Для автотранспорта, работа которого требует частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой норма увеличивается на 10%. Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами - изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить при налогообложении приобретение ГСМ за наличные. Организация применяет общую систему налогообложения

<…>

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм

Нет, не нужно.

Дело в том, что при расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). А те нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р), носят рекомендательный характер. То есть применять их не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).*

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 иот 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12.

Главбух советует: для экономического обоснования расходов на ГСМ можете использовать нормы, рекомендованные Минтрансом России. Или же самостоятельно разработайте внутренние нормы.*

Выбрав второй вариант, утвердите лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Лучше всего утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Сезонные нормы установите исходя из климатических условий в районе эксплуатации автомобиля. Для этого можно воспользоваться таблицей значений зимних надбавок по регионам России. Издавать каждый сезон приказы не нужно. Если зимний сезон наступит раньше, то руководитель может своим приказом изменить срок действия зимних надбавок.

Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме).*

Также в качестве ориентира можете использовать нормы расхода топлива, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Еще один вариант: заключить договор на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).*

А организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, стоит воспользоваться нормами, утвержденными отраслевыми ведомствами. Например, для предприятий лесной промышленности это Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденные приказом Рослесхоза от 13 сентября 1999 г. № 180.

Если расходы на бензин превысят и внутриорганизационные нормы, то данный факт надо документально обосновать. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут, и потому учесть их при расчете налога на прибыль не получится (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.*

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались иной точки зрения. Суть ее в том, что организации, использующие служебные автомобили, обязаны соблюдать установленные Минтрансом России нормы. Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только на автомобили, для которых нормы не установлены (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253). Однако, учитывая последние разъяснения финансового ведомства, нормировать расходы на ГСМ не нужно.

<…>

Из статьи журнала «Главбух» № 18, сентябрь 2015

Приказ о новых повышенных нормах на бензин

Минтранс пересмотрел свои нормативы (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р в ред. распоряжения Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). В частности, увеличились надбавки для крупных городов и повысились коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании. * Например, к таким машинам относятся погрузчики, тракторы, краны.

Есть и другие выгодные изменения. О них расскажем дальше, а ниже — образец приказа, с которым вам будет проще пересмотреть старые нормы ГСМ, действующие в вашей компании.

Почему безопаснее пересмотреть ваши нормы

В Налоговом кодексе РФ нет требования о нормировании расходов на горючее. Поэтому компания вправе признавать такие затраты полностью или разработать свои нормативы. Но при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы. Поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат. Например, данные о контрольных замерах расхода топлива. Сложностей с подтверждением обоснованности не будет, если признавать расходы на горючее в налоговом учете по нормам, рекомендованным новой редакцией распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.* За счет повышения надбавок они стали выгоднее для компаний.

В таблице с базовыми нормами появились и новые позиции. Например, Lada Priora 1.6 ( ВАЗ-21116), Honda Accord IX 2.4, Mitsubishi Outlander 2.0 4WD, Nissan Teana 2.5 2WD. По этим маркам компании устанавливали свои нормы. Можно продолжать их использовать и после 14 июля.

Какие надбавки теперь можно установить

Чтобы списать больше расходов на ГСМ, можно установить в приказе надбавки к базовым нормам. Выгоднее использовать сразу несколько коэффициентов, так как они суммируются.*

Города-миллионники, в которых выросли надбавки

Города и населенные пункты. Минтранс повысил коэффициенты для городов-миллионников (см. карту выше). Теперь максимальный размер надбавки увеличился с 25 до 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.* Сравнительная таблица со старыми и новыми надбавками представлена ниже.

Как изменились надбавки по бензину*

До 14 июля С 14 июля
численность города или крупного населенного пункта, чел. максимальная надбавка к норме, %  численность населенного пункта, чел. максимальная надбавка к норме, %
Свыше 3 млн 25 Свыше 5 млн 35
От 1 до 3 млн 20 От 1 до 5 млн 25
От 250 тыс. до 1 млн 15 От 250 тыс. до 1 млн 15
От 100 до 250 тыс. 10 От 100 до 250 тыс. 10
До 100 тыс. 5 До 100 тыс. 5

Численность своего муниципального образования можно узнать непосредственно в своем отделении статистики или на официальном сайте Росстата в разделе «Демография». * Еще вариант — в интернете на портале властей конкретного региона. Например, количество жителей города Омска можно узнать на сайтеadmOmsk.ru в разделе « Социально-экономическое развитие».

По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р). Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д. Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода топлива на 5 процентов.* Единственное условие для применения этой надбавки — наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.

Срок использования и пробег. В приказе пропишите коэффициент в размере до 5 процентов для машин, которые проехали более 100 000 км или находятся в эксплуатации более пяти лет. И до 10 процентов — для транспорта, который используется более восьми лет или общий пробег составляет свыше 150 000 км.*

До 14 июля эти повышающие коэффициенты можно было применять при одновременном выполнении двух критериев, связанных с пробегом и сроком эксплуатации. С 14 июля Минтранс России позволил применять эти надбавки при выполнении хотя бы одного из двух условий. То есть либо пробег должен быть более 100 000 км, либо срок использования должен быть более пяти лет.*

Технологический транспорт. Для такого транспорта можно установить в приказе новую выгодную надбавку. Речь идет о технике, которая перемещается в основном не по дорогам, а по производственным помещениям, промышленным площадкам, горным выработкам. К таким машинам относятся экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Для технологического транспорта максимальная надбавка выросла с 10 до 20 процентов.

Из Распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-Р «О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"»

<…>

5. Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях

<…>

Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20% (включительно - и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении № 2.*

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря: от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье); от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье); свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:свыше 5 млн. человек - до 35%;от 1 до 5 млн. человек - до 25%;от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.*

<…>

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс.км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс.км - до 10%.*

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы - до 10%.

<…>

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами - изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).*

<…>

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Из-за чего у вас бывает переплата по НДФЛ?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка