Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№23
15 октября 2015 3 просмотра

До меня бухгалтер в нашей ситуации применял коэффициент 1,5 и увеличивал на 2.То есть ставка вырастала до 3 %.И потом, "комплексное освоение" предполагает строительство не только жилищного фонда, но и инфраструктуры. Я считаю,что применение ставки 1,5% правомерна без всякого повышающего коэффициента. Разве я не права?

Официальные разъяснения по Вашему вопросу отсутствуют. Согласно письму Минфина от 11 августа 2010 г. N 03-05-05-02/60 (правда по земле сельхозназначения) сказано, что налогоплательщик должен применять ставку, установленную виду разрешенного землепользования, даже если использует не по целевому назначению, которое может привести к административному штрафу, изъятию земли. До тех пор пока вид землепользования не изменен ставка применяется для установленного, то есть в Вашем случае 0,3*2 (так как нет строительства жилых домов). То есть предыдущий бухгалтер неправильно применял 1,5 до изменения вида землепользования. Подробнее ниже

Обоснование

Из статьи

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» №10, октябрь 2013

Меняем категорию разрешенного использования земли

Если в течение года участок перестает использоваться по назначению, то оформляются документы для изменения сведений в кадастре. Особенности внесения в него данных влияют на расчет налога*. О том, как сменить вид земли и правильно учесть это, – в статье.

Письмо УФНС России по Московской области от 16 августа 2013 г. № 18-21/44976@ (включено в нормативную базу электронного журнала).

Когда возможна смена вида земли

Перевод сельскохозяйственной земли в другую категорию возможен в исключительных случаях, определенных пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ ). Их перечень включает следующие ситуации:

  • консервацию земли;
  • создание особо охраняемых природных территорий;
  • отнесение участков к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • установление или изменение черты населенных пунктов;
  • создание промышленных объектов на участках, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень, при отсутствии других возможных вариантов;
  • включение непригодных для ведения сельхозпроизводства участков в состав лесного или водного фонда, а также земель запаса;
  • строительство дорог, линий электропередачи и связи, нефте-, газо- и иных трубопроводов, железнодорожных путей и других подобных сооружений при наличии проекта рекультивации части сельхозугодий;
  • выполнение международных обязательств Российской Федерации;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства при отсутствии других вариантов размещения необходимых для этого объектов;
  • ведение добычи полезных ископаемых при наличии проекта рекультивации;
  • размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения, здравоохранения, образования, если отсутствуют варианты строительства их на других землях.

В то же время хозяйство не сможет перевести:

  • земли, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень цен по муниципальному району или городскому округу;
  • особо ценные продуктивные сельхозугодья, указанные в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ. К ним в том числе относятся подразделения: опытно-производственные в научных организациях и учебно-опытные в учреждениях высшего образования.

Правила перевода участка

Если сельхозпроизводитель применяет пониженную ставку, используя землю не по назначению, то есть не для сельхозпроизводства, то это может иметь негативные последствия. В этом случае размер штрафа для должностных лиц составляет от 2000 до 3000 руб., а для юридических – от 40 000 до 50 000 руб. ( п. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях ). Правда, срок нецелевого применения земли не может быть определен произвольно, а устанавливается законодательством. Еще более жесткие меры (для должностных лиц штраф от 4000 до 6000 руб., а для юридических – от 80 000 до 100 000 руб.) предусмотрены пунктом 1.1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для тех случаев, когда оборот сельскохозяйственной земли определен Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ , в пункте 4 статьи 6 этого закона отмечено: неиспользование участка для ведения сельхоздеятельности в течение трех и более лет подряд грозит его изъятием. И финансисты подчеркивают возможность применения санкций ( письмо Минфина России от 11 августа 2010 г. № 03-05-05-02/60 ).

Поэтому важно вовремя изменить вид разрешенного использования, то есть оформить соответствующие документы. Рассмотрим, как это сделать.

Подача документов

Для перевода земли из одной категории в другую подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления. Такой порядок установленпунктом 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ. При этом указываются ( п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ ):

  • кадастровый номер участка;
  • права на него;
  • обоснование перевода;
  • категория земли до и после проведения операции.

По землям, находящимся в собственности государства, содержание ходатайства устанавливается органом, уполномоченным Правительством РФ, а по остальным – органами власти субъектов Российской Федерации ( п. 2 ст. 2 Закона № 172-ФЗ ).

Из пунктов 4 , 4.1 статьи 2 Закона № 172- ФЗ следует, что к ходатайству нужно приложить следующие документы:

  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
  • согласие правообладателя участка на перевод.

Отметим: дополнительно потребуются выписки из Государственного кадастра недвижимости и Единого госреестра прав на недвижимое имущество, а также заключение государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами. Однако если хозяйство не представит эти документы, то они будут запрошены чиновниками в соответствующих инстанциях ( п. 4.1 ст. 2 Закона № 172-ФЗ ).

Сроки принятия решения

Акт о переводе земель принимается в течение:

После чего отводится 14 дней на направление его хозяйству ( п. 7 ст. 3 Закона № 172-ФЗ ). В конечном итоге перевод считается состоявшимся начиная с той даты, когда проведен государственный кадастровый учет по причине изменения категории участка ( п. 3 ст. 5 Закона № 172-ФЗ ). Для этого исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления в течение пяти дней после принятия акта направляет его копию органу кадастрового учета ( п. 1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ ).

Причины отказа

В рассмотрении ходатайства могут отказать, если с ним обратилось хозяйство, не имеющее прав на участок, или были приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства ( п. 2 ст. 3 Закона № 172-ФЗ ). В последнем случае ходатайство возвращается с указанием причин отказа ( п. 3 ст. 3 Закона № 172-ФЗ ).

Возврат также возможен, если хозяйство смогло соблюсти все требования при подаче документов. В таких случаях список причин, по которым может быть отказано, является закрытым ( ст. 4 Закона № 172-ФЗ ). К ним относятся:

  • законодательное ограничение на перевод земли или вообще запрет на него;
  • отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, если она была необходима по закону;
  • несоответствие запрашиваемого целевого назначения участка документам территориального планирования.

Особенности перерасчета налога

Перевод земли должен быть учтен при вычислении земельного налога, а также при его корректировке. Из разъяснений чиновников следует, что важную роль играет дата принятия решения об изменении кадастровой стоимости ( письмо Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217 ). Дело в том, что право на уточненный расчет возникает только с того момента, когда произошла смена цены в кадастре ( письмо Минфина России от 12 июля 2013 г. № 03-05-05-02/27214 ). При этом применяется коэффициент ( письмо Минфина России от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507 ). Вычисляется он по правилам, установленным для тех случаев, когда в течение года у хозяйства возникают или прекращаются права на участок ( п. 7 ст. 396 Налогового кодекса РФ ). Напомним: в этом случае в расчет принимается отношение числа полных месяцев, в течение которых он находился в собственности, к их числу в налоговом (отчетном) периоде. По аналогии с этим учитываются временные отрезки, определяющие период до и после смены цены участка.

Кроме того, нужно установить год, на начало которого вносятся изменения в Государственный кадастр недвижимости ( письмо Минфина России от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 ). Причем от налоговиков потребовались дополнительные разъяснения, когда возможно изменение цены не на 1 января следующего года, а задним числом. То есть на начало текущего или предшествующего года. Поэтому в письме УФНС России по Московской области от 16 августа 2013 г. № 18-21/44976@ они сочли необходимым указать возможные объективные причины, на основании которых это можно сделать. В их число входят:

  • решение суда о смене кадастровой стоимости, которое распространяется на предшествующие налоговые периоды;
  • исправление технических или арифметических ошибок в сведениях Государственного кадастра недвижимости во внесудебном порядке на дату первичного внесения некорректных сведений.

При этом само изменение кадастровой стоимости возможно в результате:

  • перевода земли из одной категории в другую;
  • смены вида ее разрешенного использования;
  • признания ее равной рыночной.

Величина налога зависит от кадастровой стоимости. Поэтому в случае несогласия с ней хозяйство вправе определить рыночную цену, пригласив независимого оценщика. После чего подать пакет документов в территориальную комиссию по рассмотрению споров о результатах определения цены или обратиться в суд с иском. В результате появляется основание для внесения новой стоимости в Государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта ( постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11 ). Как показывает арбитражная практика, хозяйства могут получить поддержку (постановления ФАС Уральского округа от 13 августа 2013 г. № Ф09-7196/13 ,ФАС Западно-Сибирского округа от 23 июля 2013 г. № А27-4849/2010 , ФАС Поволжского округа от 5 июля 2013 г. № А12-24456/2012 ). Но для этого отчет о проведенной оценке должен соответствовать требованиям, определенным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ .

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка