Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 октября 2015 29 просмотров

Разъясните,пожалуйста,ЗАО нужно ли переименовывать в другое общество?что такое ПАО?Нужно ли проводить аудит перед собранием акционеров?Если аудит не проводился вообще есть ли штрафы?Является ли действительным собрание акционеров проведенное вначале года, до передачи документов в систему ведение реестра именных ценных бумаг.

Да, при первом внесении изменений в устав ЗАО, общество должно стать либо публичным либо непубличным. О критериях отнесения АО к публичным читайте в рекомендации № 1 ниже. В рекомендации № 2 ниже представлены варианты выбора нового типа АО. Нет, проводить аудит перед внеочередным общим собранием акционеров не требуется. Решение общего собрания акционеров, которое проведено без удостоверения решения регистратором или нотариусом, является ничтожным.

С 01.09.2014 изменены типы АО.

В пункте 1 статьи 66.3, статье 97 ГК РФ установлены критерии отнесения АО к публичным.

При первом внесении изменений в устав АО, общество должно привести устав и наименование в соответствие с изменениями законодательства (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

АО обязано проводить аудит по результатам годовой отчетности (подп.1 пункта 1, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

С 01.09.2014 к ЗАО применяются нормы о непубличных АО (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Присутствие акционеров в общем собрании непубличного АО и принятие ими решений должно быть удостоверено нотариусом или лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии (подп.2 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ).

При этом до 02.10.2014 реестры акционеров всех АО должны были быть переданы профессиональным реестродержателям (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ; Письмо ЦБ РФ от 31.07.2014 № 015-55/6227).

В пункте 107 Постановления от 23.06.2015 № 25 Пленум ВС РФ прямо указал на ничтожность решения общего собрания юридического лица, которое проведено без соответствующего удостоверения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация: Какие критерии классификации юридических лиц появились с 1 сентября 2014 года.

<…>

«Хозяйственные общества разделили на публичные и непубличные

Новая редакция Гражданского кодекса РФ разделила хозяйственные общества на публичные и непубличные (ст. 66.3 ГК РФподп. «г» п. 24 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). По факту такое деление затронуло только акционерные общества, поскольку все ООО считаются непубличными обществами (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Разделение акционерных обществ на публичные и непубличные заменило старое деление на ЗАО и ОАО.

В частности, с 1 сентября 2014 года изменились*:

  • критерий деления акционерных обществ;
  • права и обязанности участников акционерных обществ в зависимости от типа общества.

Критерий деления АО на публичные и непубличные

В качестве такого критерия выступает возможность размещать акции среди неограниченного круга лиц по открытой подписке.

АО считается публичным в каждом из следующих случаев (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ)*:

  • его акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах;
  • устав и фирменное наименование АО содержат указание на то, что общество публичное.

Акционерные общества, не подпадающие под такие случаи, считаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Приведенный критерий во многом схож с критерием деления акционерных обществ на ОАО и ЗАО (ст. 97 ГК РФ). Однако старая классификация предусматривала более жесткие правила для ЗАО (п. 2 ст. 97 ГК РФ):

  • акции такого общества можно было распределять только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц;
  • нельзя было размещать акции среди неограниченного круга лиц, в том числе по открытой подписке;
  • акционеры ЗАО имели преимущественное право приобрести акции, продаваемые другими акционерами этого общества.

На практике эти ограничения по сути превращали ЗАО в ООО.

Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ не предусматривает столь жесткие правила для непубличных обществ. В частности, закон не содержит положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.

Права и обязанности участников публичных и непубличных обществ

Закон предусматривает повышенные требования к публичным обществам. Их деятельность во многом регулируется императивными нормами. В результате участникам необходимо соблюдать конкретные правила, указанные в законе. Участникам непубличных обществ закон, напротив, предоставляет большую свободу действий в корпоративных отношениях (диспозитивные нормы). О соотношении прав и обязанностей участников публичных и непубличных обществ см. сравнительную таблицу.

Особенности, свойственные публичным обществам, сводятся к следующему*:

  • требуется включить в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ);
  • необходимо создать коллегиальный орган управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ);
  • вести реестр акционеров и исполнять функции счетной комиссии должна независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ);
  • нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • в уставе нельзя предусмотреть необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • никто не имеет преимущественного права приобретения акций. Это ограничение не распространяется лишь на дополнительно выпускаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, в предусмотренных законом случаях (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • необходимо публично раскрывать информацию на рынке ценных бумаг (п. 6 ст. 97 ГК РФ);
  • объем правомочий участников определяется только пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ);
  • нельзя предусмотреть в уставе порядок управления обществом, отличающийся от порядка, который устанавливает закон (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). В частности, невозможно отнести к исключительной компетенции общего собрания акционеров вопросы, не относящиеся к ней в соответствии с законом (абз. 2 п. 5 ст. 97 ГК РФ).

В свою очередь, участники непубличного общества вправе*:

  • определить объем правомочий участников не пропорционально их долям в уставном капитале (как это установлено по общему правилу), а в ином соотношении (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ);
  • изменить порядок управления обществом по единогласному решению участников (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ);

Примеры положений, которые можно изменить уставом непубличного общества

Участники непубличного общества вправе единогласно принять решение о том, чтобы устав предусматривал порядок управления обществом, отличающийся от установленного законом порядка.

Во-первых, можно наделить коллегиальный орган управления общества (далее – наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган (далее – правление) правом рассматривать вопросы, которые закон относит к компетенции общего собрания участников. Правда, на рассмотрение наблюдательного совета и правления по-прежнему нельзя передать вопросы о совершении следующих действий:

  • вносить изменения в устав или утверждать устав в новой редакции;
  • реорганизовывать или ликвидировать общество;
  • определять количественный состав наблюдательного совета и правления (если формирование правления отнесено к компетенции общего собрания участников), избирать их членов и досрочно прекращать их полномочия;
  • определять количество, номинальную стоимость, категорию (тип) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
  • увеличивать уставный капитал ООО непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
  • утверждать внутренний регламент или иные документы, не являющиеся учредительными документами.

Во-вторых, допустимо закрепить функции правления за наблюдательным советом (полностью или в части) либо вовсе отказаться от создания правления, если его функции осуществляет наблюдательный совет.

В-третьих, можно передать единоличному исполнительному органу общества (генеральному директору) функции правления.

В-четвертых, участники могут отказаться от формирования в обществе ревизионной комиссии или предусмотреть конкретные случаи, в которых она должна быть создана.

В-пятых, можно самостоятельно установить порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников, а также принятия ими решений. Главное, чтобы такой порядок не лишал участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем.

В-шестых, допустимо самостоятельно установить требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний наблюдательного совета и правления.

В-седьмых, можно самостоятельно установить порядок осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале ООО (преимущественного права приобретения акций, размещаемых АО, либо ценных бумаг, конвертируемых в акции), а также максимальную долю участия одного участника ООО в уставном капитале общества.

В-восьмых, закон разрешил отнести к компетенции общего собрания акционеров вопросы, которые закон прямо к ней не относит.

Кроме того, участники непубличного общества вправе включать в устав иные положения, отличающиеся от общих правил, если это прямо разрешает закон.

  • требовать исключить другого участника из общества в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей (абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК РФ);
  • ограничить число, суммарную номинальную стоимость акций или максимальное число голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ)».

<…>

2. Рекомендация: Какую организационно-правовую форму выбрать для ОАО и ЗАО после 1 сентября 2014 года: публичное АО, непубличное АО, ООО.

<…>

«С 1 сентября 2014 года в законе появился новый критерий деления акционерных обществ. Теперь Гражданский кодекс РФ подразделяет их не на открытые и закрытые, а на публичные и непубличные (ст. 66.3 ГК РФподп. «г» п. 24 ст. 1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; далее – Закон № 99-ФЗ).

В связи с этим закон обязывает привести устав и наименование существующих ОАО и ЗАО в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ (ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Чаще всего такую обязанность толкуют следующим образом:

  • ОАО нужно «переделать» в публичное АО;
  • ЗАО необходимо «сделать» непубличным АО.

Однако такая упрощенная трактовка ошибочна. Далеко не все ОАО автоматически становятся публичными, а деятельность ЗАО не всегда имеет смысл продолжать в форме непубличных обществ.

Чтобы определить оптимальную форму для дальнейшего ведения бизнеса, стоит проанализировать ряд важных факторов. Они различаются в зависимости от того, в каком виде в настоящий момент существует общество, – ОАО или ЗАО.

Какую организационно-правовую форму выбрать для ЗАО

Любое ЗАО после 1 сентября 2014 года считается непубличным обществом (ч. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Следовательно, устав существующего ЗАО достаточно изменить таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, которые закон предъявляет к уставу непубличного АО.

Однако можно поступить и иначе.

Во-первых, закон позволяет преобразовать ЗАО в ООО. Ингода это может оказаться проще и выгоднее, чем продолжать вести деятельность в форме АО.

Во-вторых, ЗАО можно переоформить в публичное АО. Это необходимо сделать, если в дальнейшем АО намерено размещать акции путем открытой подписки (п. 1 ст. 66.3 ГК РФп. 2 ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).

Какую организационно-правовую форму выбрать для ОАО

Прежде всего нужно определить, к какому обществу относится существующее ОАО по новой классификации – публичному или непубличному.

ОАО считается непубличным обществом, если к 1 сентября 2014 года оно (ч. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ):

Во всех других случаях закон признает ОАО публичным обществом.

Как переоформить непубличное ОАО

Устав этого общества достаточно изменить таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, которые закон предъявляет к уставу непубличного АО.

Однако можно поступить и иначе.

Во-первых, закон позволяет преобразовать непубличное ОАО в ООО. Ингода это может оказаться проще и выгоднее, чем продолжать вести деятельность в форме АО.

Во-вторых, непубличное ОАО можно переоформить в публичное АО. Это необходимо сделать, если в дальнейшем АО намерено размещать акции путем открытой подписки (п. 1 ст. 66.3 ГК РФп. 2 ст. 7 Закона об АО).

Как переоформить публичное ОАО

В большинстве случаев устав публичного ОАО необходимо привести в соответствие с правилами о публичных обществах.

Исключение составляет ситуация, когда одновременно имеют место следующие обстоятельства (ч. 11.1 ст. 3 Закона № 99-ФЗ):

  • 1 сентября 2014 года акции общества (ценные бумаги, конвертируемые в акции) не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • число акционеров общества не превышает 500.

В такой ситуации ОАО вправе отказаться от публичного статуса и стать непубличным обществом.

Для этого необходимо принять следующие решения:

  • обратиться в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать необходимую информацию;
  • внести в устав изменения, связанные с отказом от публичного статуса общества.

Такие решения принимает общее собрание акционеров большинством в 3/4 голосов. При этом право голоса имеют владельцы не только обыкновенных, но и привилегированных акций».

<…>

21.10.2015

С уважением, Ирина Коноплева,

эксперт Системы Юрист

Ответ утвержден Викторией Рыбалкиной,

руководителем экспертной поддержки Системы Юрист

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка