Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
21 октября 2015 42 просмотра

Отличается ли чем-то закрытие ИП от ООО, и если есть какие-то особенности прошу уточнить, ИП работает по общей системе налогообложения, есть не возмещенные суммы по НДС, можно ли при закрытии полностью возместить НДС из бюджета, и какой для этого существует порядок?

Да, отличается.

Индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, поэтому процедуры ликвидации не проводится - не применяются правила статьи 63 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, предпринимателю не нужно:

Не нужно письменно оформлять решение о прекращении деятельности в качестве предпринимателя (Закон такую обязанность не предусматривает).

Чтобы прекратить деятельность ИП, нужно:

1) получить из Пенсионного фонда РФ справку о том, что предприниматель не является страхователем других физических лиц;

2) закрыть расчетный счет, используемый в предпринимательской деятельности;

3) зарегистрировать факт прекращения деятельности в качестве предпринимателя (подать в ИФНС заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р26001, документ об уплате государственной пошлины в размере 160 руб. и справку из территориального органа Пенсионного фонда РФ о представлении в этот орган определенных законодательством сведений о застрахованных лицах).

4) уплатить страховые взносы.

Если предприниматель является страхователем других физических лиц, то при прекращении предпринимательской деятельности необходимо совершить следующие действия:

1) представить в Пенсионный фонд РФ сведения о застрахованных лицах;

2) рассчитаться по страховым взносам, начисленным в отношении застрахованных лиц;

3) решить кадровые вопросы;

4) закрыть расчетный счет, используемый в предпринимательской деятельности, (уведомлять об этом налоговую инспекцию и фонды не требуется);

5) зарегистрировать факт прекращения деятельности в качестве предпринимателя (подать документы в регистрирующий орган с целью внесения записи в ЕГРИП);

6) уплатить страховые взносы, начисленные в отношении предпринимателя.

При этом следует учесть, что особой процедуры возмещения НДС из бюджета для предпринимателей, прекративших свою деятельность нет. Однако, чтобы не возникло сложностей с налоговым органом, до подачи заявления о прекращении деятельности ИП следует возместить НДС (подать соответствующую декларацию по НДС с указанием в ней суммы налога к возмещению из бюджета и заявление о возврате НДС). После возврата НДС целесообразно подписать акт сверки с ИФНС.

Обоснование

Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Дмитрия Порочкина, председателя Комитета по молодежному предпринимательству «Деловой России», президента Клуба молодых предпринимателей Москвы, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист».

Как прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя

В любой момент физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может принять решение о прекращении деятельности в этом статусе.

После того как такое решение будет принято, предпринимателю понадобится совершить ряд необходимых действий и лишь затем обратиться в налоговую инспекцию для регистрации факта прекращения деятельности.

Ситуация: нужно ли письменно оформлять решение о прекращении деятельности в качестве предпринимателя

Нет, не нужно.

Закон такую обязанность не предусматривает.

Однако имеет смысл выбрать конкретную дату, которая будет считаться датой принятия решения о прекращении деятельности в качестве предпринимателя. Дело в том, что срок для совершения ряда необходимых действий в процессе прекращения предпринимательской деятельности исчисляется именно со дня принятия решения.*

К примеру, Пенсионный фонд РФ нужно уведомить:

Если первое уведомление в Пенсионный фонд РФ предприниматель направит, например, в августе, а второе – в октябре, то месячный срок для представления сведений о застрахованных лицах окажется нарушенным. В результате к предпринимателю могут применить санкции.

Чтобы избежать ответственности и недопонимания с государственными органами, нужно решить, какое именно число будет считаться днем принятия решения о прекращении деятельности в качестве предпринимателя.

Порядок прекращения деятельности

Алгоритм действий, которые нужно совершить в процессе прекращения предпринимательской деятельности, различается в зависимости от того, выступает предприниматель в роли страхователя по отношению к иным физическим лицам или нет.

Считается, что предприниматель выступает в роли страхователя физических лиц, если он:

Такие правила установлены в абзаце 4 статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном учете).

Если предприниматель не выступает в роли страхователя по отношению к другим физическим лицам, то алгоритм действий в процессе прекращения предпринимательской деятельности сводится к следующему:

1) получить из Пенсионного фонда РФ справку о том, что предприниматель не является страхователем других физических лиц;

2) закрыть расчетный счет, используемый в предпринимательской деятельности;

Ситуация: нужно ли уведомлять налоговую инспекцию и фонды о закрытии банковского счета индивидуального предпринимателя

Нет, не нужно, за исключением случая, когда счет был открыт за рубежом.

Ранее о закрытии любого банковского счета требовалось уведомлять следующие органы.

1. Пенсионный фонд РФ и ФСС России. Такую обязанность упразднили с 1 мая 2014 года (п. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"»).

2. Налоговую инспекцию по месту жительства предпринимателя. Эту обязанностьотменили со 2 мая 2014 года (подп. «б» п. 1 ст. 1ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Сейчас о закрытии банковского счета необходимо сообщить лишь в случае, если счет был открыт за рубежом (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). В такой ситуации в налоговую инспекцию по месту регистрации предпринимателя нужно подать уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457@. Это требуется сделать в течение месяца со дня закрытия счета.

Если предприниматель нарушит срок или форму уведомления, его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). Если предприниматель вовсе не уведомит инспекцию, его могут оштрафовать на сумму от 4000 до 5000 руб. (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

3) зарегистрировать факт прекращения деятельности в качестве предпринимателя (подать документы в регистрирующий орган с целью внесения записи в ЕГРИП);

4) уплатить страховые взносы.

Если предприниматель является страхователем других физических лиц, то при прекращении предпринимательской деятельности необходимо совершить следующие действия:

1) представить в Пенсионный фонд РФ сведения о застрахованных лицах;

2) рассчитаться по страховым взносам, начисленным в отношении застрахованных лиц;

3) решить кадровые вопросы;

4) закрыть расчетный счет, используемый в предпринимательской деятельности, (уведомлять об этом налоговую инспекцию и фонды не требуется);

5) зарегистрировать факт прекращения деятельности в качестве предпринимателя (подать документы в регистрирующий орган с целью внесения записи в ЕГРИП);

6) уплатить страховые взносы, начисленные в отношении предпринимателя.

Ситуация: нужно ли представлять какие-либо документы для снятия лица, прекращающего деятельность в качестве предпринимателя, с учета во внебюджетных фондах

Нет, не нужно.

Достаточно лишь зарегистрировать факт прекращения деятельности в качестве предпринимателя.

После этого налоговая инспекция самостоятельно сообщает в территориальные органы Пенсионного фонда РФ и ФСС России об утрате лицом статуса предпринимателя (п. 9 Правил представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1092).

В течение пяти дней с момента получения сведений от инспекции территориальные органы Пенсионного фонда РФ и ФСС России снимают лицо с регистрационного учета страхователей (абз. 2 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 1 ч. 2 ст. 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Ситуация: обязано ли лицо, прекращающее деятельность в качестве предпринимателя, назначить ликвидационную комиссию и соблюсти иные требования статьи 63 Гражданского кодекса РФ

Нет, не обязано.

Правила статьи 63 Гражданского кодекса РФ к процедуре прекращения деятельности в качестве предпринимателя не применяются. Они регулируют порядок ликвидации юридического лица. Следовательно, предпринимателю не нужно:

  • назначать ликвидационную комиссию или ликвидатора;
  • публиковать сообщение в органах печати;
  • письменно уведомлять всех своих кредиторов;
  • составлять и утверждать промежуточный ликвидационный баланс, уведомлять об этом налоговую инспекцию;
  • рассчитываться по долгам с кредиторами
  • составлять и утверждать окончательный ликвидационный баланс.
  • Порядок прекращения деятельности
    • действует в качестве работодателя, то есть производит выплаты сотрудникам по трудовому договору;
    • и (или) является стороной гражданско-правового договора, обязанной выплачивать вознаграждение, по которому начисляются страховые взносы (например, заключил с физическим лицом договор возмездного оказания услуг по рекламе продукции предпринимателя).
  • назначать ликвидационную комиссию или ликвидатора;
  • публиковать сообщение в органах печати;
  • письменно уведомлять всех своих кредиторов;
  • составлять и утверждать промежуточный ликвидационный баланс, уведомлять об этом налоговую инспекцию;
  • рассчитываться по долгам с кредиторами
  • составлять и утверждать окончательный ликвидационный баланс.

<…>

Расчеты по собственным страховым взносам

Предприниматель обязан уплачивать страховые взносы не только в отношении застрахованных лиц(если такие лица имеются), но и сам за себя (п. 2 ч. 1ч. 3 ст. 5 Закона о страховых взносах).

Рассчитаться по страховым взносам за себя можно (и нужно) уже после того, как инспекция зарегистрирует факт прекращения деятельности в качестве предпринимателя. Уплатить задолженность по взносам необходимо в течение 15 календарных дней с момента регистрации. Причем 15-дневный срок начинает течь непосредственно со дня регистрации (т. е. дня внесения записи в ЕГРИП), а не на следующий день после этого.

Такие правила установлены в части 8 статьи 16 Закона о страховых взносах.

Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Дмитрия Порочкина, председателя Комитета по молодежному предпринимательству «Деловой России», президента Клуба молодых предпринимателей Москвы, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист».

Как зарегистрировать факт прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Физическое лицо прекращает вести предпринимательскую деятельность в качестве предпринимателя с момента внесения об этом записи в ЕГРИП, то есть с момента регистрации факта прекращения деятельности.

Чтобы налоговая инспекция внесла такую запись, предпринимателю (заявителю) необходимо представить установленный законодательством комплект документов. Сделать это можно в любой момент после того, как предприниматель совершит действия, предшествующие регистрации.

При подаче документов важно соблюсти требования, предъявляемые к их составу, содержанию, а также способу представления. Так, если документы подаст не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При направлении документов ненадлежащим способом регистрирующий орган не сможет внести запись в ЕГРИП. В случае представления неполного комплекта документов инспекция будет вправе отказать в регистрации.

Ситуация: может ли возникнуть ситуация, когда инспекция будет вправе внести в ЕГРИП запись о прекращении деятельности в качестве предпринимателя без соответствующего обращения со стороны заявителя

Да, может.

Инспекция проводит регистрацию прекращения деятельности в качестве предпринимателя не только на основании представленных заявителем документов (добровольное прекращение), но и в связи с наступлением ряда иных обстоятельств (принудительное прекращение).

Основания принудительного прекращения:

  • смерть лица, действующего в качестве предпринимателя;
  • решение суда о признании лица несостоятельным (банкротом);
  • решение суда о прекращении деятельности лица в качестве предпринимателя в принудительном порядке;
  • приговор суда, которым лицу назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
  • аннулирование либо окончание срока действия документа, подтверждающего право лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

Такие основания перечислены в пунктах 2–6 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).

В каждом из этих случаев инспекция самостоятельно (т. е. без подачи документов со стороны заявителя) вносит запись в ЕГРИП, после чего государственная регистрация лица в качестве предпринимателя утрачивает силу (п. 10–11 ст. 22.3 Закона о государственной регистрации).

Документы для регистрации

Чтобы зарегистрировать факт прекращения деятельности в качестве предпринимателя, в налоговую инспекцию необходимо подать следующие документы (п. 1 ст. 22.3 Закона о государственной регистрации):

1. Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р26001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). Порядок заполнения заявления установлен в разделе XVI Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования к оформлению документов), утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@.

Ситуация: нужно ли заверять у нотариуса подпись лица на заявлении о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя

Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.

Подпись на заявлении заверять не нужно в каждом из следующих случаев:

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов).

2. Документ об уплате государственной пошлины в размере 160 руб.

Закон предусматривает, что за регистрацию прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя нужно заплатить госпошлину в размере 20 процентов от размера пошлины, уплачиваемой при регистрации лица в качестве предпринимателя (подп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлина за регистрацию лица в качестве предпринимателя составляет 800 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Следовательно, при регистрации прекращения деятельности в статусе предпринимателя необходимо уплатить 160 руб. Такой же вывод следует из анализа пункта 53Административного регламента.

В качестве такого документа выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате пошлины в безналичной форме – абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ), либо выдаваемая банком квитанция (при оплате наличными – абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины» или«Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Главбух советует: квитанцию можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины».

Чтобы составить документ для уплаты госпошлины, нужно:

  • зайти на страницу сайта Уплата госпошлины;
  • указать код инспекции или ее адрес;
  • выбрать вид платежа;
  • внести данные плательщика;
  • нажать на кнопку «Сформировать ПД»;
  • сохранить на компьютере документ в электронном виде. С таким документом можно работать в любом текстовом редакторе (например, MS Word). Для уплаты госпошлины документ нужно распечатать, подписать и заверить печатью, а затем представить в банк.

Ситуация: обязательно ли при регистрации факта прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся вГосударственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (абз. 4 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию создаваемого юридического лица уплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется (абз. 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В такой ситуации указанный документ представляет Казначейство России (абз. 3 п. 46.1 Административного регламента).

Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений (например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не зарегистрировался в системе либо не направил в нее сведения об уплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.

3. Справка из территориального органа Пенсионного фонда РФ о представлении в этот орган определенных законодательством сведений о застрахованных лицах.

Ситуация: можно ли при регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя не подавать в инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах

Да, можно, но лучше все же подать этот документ.

Предприниматель должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах до того момента, как он обратится в инспекцию для регистрации (абз. 5 п. 2 ст. 9п. 3 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; далее – Закон об индивидуальном учете).

Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку (иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Дело в том, что инспекция, не получившая от заявителя справку из Пенсионного фонда РФ, должна самостоятельно получить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (подп. «в» п. 1 ст. 22.3 Закона о государственной регистрации,п. 46 Административного регламента).

Однако заявителю все же имеет смысл представить в инспекцию справку вместе с заявлением по форме № Р26001 и квитанцией об оплате госпошлины. Это обезопасит предпринимателя от того, что инспекция откажет в регистрации. В противном случае (т. е. если понадеяться на выполнение инспекцией обязанности по получению сведений из Пенсионного фонда РФ) возникнет риск отказа со стороны регистрирующего органа. К примеру, инспекция может не получить необходимые сведения по следующим причинам:

  • сотрудники инспекции не направят межведомственный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
  • сотрудники территориального органа Пенсионного фонда РФ нарушат правилапредставления сведений.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда инспекция получит сведения из Пенсионного фонда РФ, но посчитает их недостаточными для регистрации прекращения деятельности предпринимателя.

Разумеется, в каждом из этих случаев предприниматель может попытаться оспорить действия инспекции.

<…>

Представление документов в инспекцию

Чтобы зарегистрировать факт прекращения деятельности в качестве предпринимателя, нужно представить комплект необходимых документов в налоговую инспекцию по месту жительствазаявителя (п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

Главбух советует: перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет.

Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (единым регистрационным центром) является МИФНС России № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя.

Заявитель может подать документы одним из следующих способов:

1) непосредственно в налоговую инспекцию – лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;

2) в многофункциональный центр – лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;

3) по почте – почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

4) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пункте 37Административного регламента.

Порядок оформления и представления электронных документов утвержден приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489@.

Наиболее быстрый и надежный способ – представить документы непосредственно в инспекцию. Удобно подавать документы и через Интернет, однако для этого нужно иметь квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Больше всего времени уйдет на подачу документов по почте: инспекция получит их лишь через несколько дней после отправки.

В качестве подтверждения того, что документы поданы, инспекция выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты принятия.

<…>

Документы, выдаваемые инспекцией

В течение пяти рабочих дней с момента получения комплекта документов налоговая инспекция должна принять одно из решений (п. 1 ст. 8п. 8 ст. 22.3 Закона о государственной регистрации, п. 15,1677–82 Административного регламента):

  • внести в ЕГРИП запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве предпринимателя;
  • отказать в регистрации прекращения деятельности.

При успешном прохождении процедуры регистрации инспекция выдает лист записи ЕГРИП с указанием на прекращение лицом деятельности в качестве предпринимателя (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 3 п. 15 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРИП не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

При отказе в регистрации инспекция выдает решение об отказе в госрегистрации (п. 4 ст. 23 Закона о государственной регистрацииабз. 4 п. 15 Административного регламента).

<…>

Гражданский кодекс Российской Федерации

<…>

«Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Пункт утратил силу с 1 марта 2013 года - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Статья 24. Имущественная ответственность гражданина

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

<…>

Из рекомендации Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как возместить НДС, если сумма вычетов превысила сумму начисленного налога

Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС превысила рассчитанную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ). Порядок возмещения следует отличать от порядка возврата (зачета) излишне уплаченной суммы НДС.

Общие правила возмещения НДС установлены статьей 176 Налогового кодекса РФ. Они распространяются и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров. При этом наряду с общим порядком возмещения НДС, предусмотренным статьей 176Налогового кодекса РФ, некоторые организации могут воспользоваться заявительным порядком возмещения налога, который установлен статьей 176.1 Налогового кодекса РФ (п. 12 ст. 176 НК РФ).

Общий порядок возмещения

Процедура возмещения НДС включает в себя несколько этапов.

Сначала организация должна подать в налоговую инспекцию:

Главбух советует: подавайте заявления о зачете (возврате) НДС одновременно с налоговыми декларациями. Это позволит ускорить процедуру возмещения налога.

Если инспекция не получит заявление до того момента, когда она примет решение возместить НДС, ускоренный порядок возврата (зачета), предусмотренный пунктами 7–11 статьи 176 Налогового кодекса РФ, не применяется. В этом случае будет действовать общий порядок, установленный статьей 78 Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в пункте 11.1 статьи 176 Налогового кодекса РФ.

Получив декларацию, налоговая инспекция проведет ее камеральную проверку (ст. 88 НК РФ). В рамках проверки у организации могут затребовать документы, подтверждающие заявленную сумму возмещения: счета-фактуры, договоры, первичные документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Кроме того, высокая доля вычетов может привести к тому, что представителей организации пригласят на комиссию (письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722). Высокой считается доля вычетов, превышающая 89 процентов. В этом случае организации придется дать пояснения. Их можно представить в произвольной форме.

Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ).

Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт поступит на рассмотрение руководству инспекции (ст. 101 НК РФ). В течение пяти рабочих дней со дня составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение 15 дней после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение инспекции

В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного на подачу возражений, руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает акт проверки и возражения организации (если они были направлены). И далее принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении организации к налоговой ответственности. Одновременно с этим решением принимается:

  • решение о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • решение о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • решение о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 176 и пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

О принятом решении налоговая инспекция должна сообщить организации в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. Сообщение передается руководителю организации (его представителю) лично под расписку или иным способом (п. 9 ст. 176 НК РФ). В частности, решение может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Решение о возврате принимается, если у организации нет недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням (п. 6 ст. 176 НК РФ). На следующий рабочий день после принятия такого решения инспекция должна направить в территориальное управление казначейства поручение на возврат налога, указав в нем любой известный ей расчетный счет организации.

Возмещение в общем порядке при уточненной декларации

По общему правилу возмещение НДС производится, если декларация (первичная или уточненная) подана в течение трех лет по окончании соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173п. 1 ст. 176 НК РФ). Если уточненная декларация будет подана позже, возместить НДС организация сможет только при условии, что сумма возмещения, отраженная в уточненной декларации, уже была ранее заявлена (в пределах трех лет). Такой порядок следует из совокупности норм пункта 1 статьи 81, пунктов 2 и 9.1 статьи 88, пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 20 марта 2013 г. № АС-4-3/4811 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 24 августа 2012 г. № Ф03-3855/2012Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/1931-11).

Ситуация: в каком размере можно возместить НДС по первоначальной налоговой декларации, если организация подала уточненную декларацию с другой суммой налога к возмещению. Организация пользуется общим порядком возмещения НДС

Если решение о возмещении НДС по первоначальной декларации уже принято инспекцией, то возмещать налог нужно в размере, указанном в этой первоначальной декларации. Во всех остальных случаях для определения размера возмещения необходимо учитывать время подачи уточнения.

В отношении первоначальной декларации налоговая инспекция проводит камеральную проверку, продолжительность которой, как правило, составляет три месяца с момента представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если в ходе проверки не было выявлено нарушений, в течение следующих семи рабочих дней по окончании этого срока инспекция должна принять решение о возмещении НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Уточненная декларация может быть сдана в налоговую инспекцию:

  • в период проведения камеральной проверки первоначальной декларации;
  • по окончании камеральной проверки первоначальной декларации, но до принятия решения о возмещении НДС;
  • после принятия решения о возмещении НДС по первоначальной декларации.

В первом случае при поступлении уточненной декларации камеральная проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Если в процессе новой проверки инспекция не обнаружит никаких ошибок, НДС будет возмещен в сумме, указанной в уточненной декларации.

Во втором случае, принимая решение о возмещении НДС по первоначальной декларации, инспекция будет учитывать суммы, заявленные к возмещению в уточненной декларации. Здесь возможны два варианта:

  • сумма возмещения по сравнению с первоначальной декларацией увеличена (например, из-за включения в общую сумму возмещения дополнительных счетов-фактур или из-за исправления счетов-фактур, ранее учтенных при определении суммы возмещения);
  • сумма возмещения по сравнению с первоначальной декларацией уменьшена (например, из-за исключения из общей суммы возмещения вычетов по отдельным счетам-фактурам или из-за исправления счетов-фактур, ранее учтенных при определении суммы возмещения).

Если корректировка сделана в большую сторону, НДС будет возмещен в пределах суммы вычетов, заявленных в первоначальной декларации и подтвержденных в ходе ее камеральной проверки. Свои действия налоговая инспекция мотивирует тем, что обоснованность возмещения увеличенной суммы НДС не проверялась. При этом в отношении уточненной декларации будет назначена самостоятельная камеральная проверка.

Если корректировка сделана в меньшую сторону, НДС будет возмещен в пределах суммы вычетов, указанных в уточненной декларации и подтвержденных в ходе камеральной проверки первичной декларации. В отношении суммы, заявленной в первоначальной декларации, инспекция примет решение о частичном отказе в возмещении. В отношении уточненной декларации будет назначена самостоятельная камеральная проверка.

Правомерность таких действий будет обоснована положениями пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ, согласно которым при рассмотрении материалов проверки должны исследоваться любые документы, имеющиеся в инспекции. В рассматриваемой ситуации таким документом может быть признана уточненная декларация с уменьшенной суммой НДС к возмещению.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 июля 2012 г. № СА-4-7/12100.

В третьем случае решение о возмещении НДС будет приниматься после камеральной проверки уточненной декларации. При этом решение, принятое по итогам проверки первичной декларации, значения не имеет. Если размер возмещения уменьшается, одновременно с подачей уточненной декларации организации следует перечислить в бюджет сумму возникшей недоимки и пени. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: с какого момента налоговая инспекция должна скорректировать налоговые обязательства по НДС при подаче уточненной декларации. В уточненной декларации сумма возмещения НДС заявлена в размере большем, чем в первоначальной декларации

Налоговые обязательства организации должны быть скорректированы по итогам того периода, в котором была допущена ошибка.

Налоговым законодательством установлен единый порядок корректировки налоговых обязательств за истекшие периоды. Независимо от того, увеличивается или уменьшается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уточненные налоговые декларации подаются за те периоды, в которых были допущены ошибки, исказившие реальные налоговые обязательства. Это следует из положений пункта 1 статьи 54 ипункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

В рассматриваемой ситуации налоговые обязательства организации уменьшаются. Если после камеральной проверки уточненной декларации инспекция согласится с увеличением суммы НДС к возмещению, она должна отразить свое решение в карточке РСБ. На практике возможны два варианта:
– если до подачи уточненной декларации у организации была недоимка по НДС, ее сумма снижается;
– если до подачи уточненной декларации у организации была переплата по НДС, ее сумма увеличивается.

В обоих случаях датой уменьшения налоговых обязательств (увеличения суммы НДС к возмещению) является дата, установленная законодательством для подачи первоначальной налоговой декларации.

Срок подачи декларации по НДС – не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом. Именно на эту дату формируются налоговые обязательства организации (п. 5 ст. 174п. 1 ст. 80 НК РФ). Таким образом, после камеральной проверки первоначальной декларации по НДС инспекция должна была отразить в карточке РСБ сумму налога к возмещению по сроку 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уточненные декларации представляются взамен первоначальных. В них корректируются ранее сформированные налоговые обязательства. Но поскольку меняется только размер, а не дата возникновения обязательств, на основании уточненной декларации (после ее камеральной проверки) инспекция должна увеличить сумму НДС к возмещению на ту же дату. То есть на 25-е число первого месяца, следующего за налоговым периодом, по итогам которого были сформированы первоначальные налоговые обязательства. При этом если до корректировки инспекция начисляла организации пени, то суммы пеней тоже должны быть пересчитаны с этой даты. Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 176 Налогового кодекса РФ и пункта 4 раздела VIII Единых требований, утвержденныхприказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

<…>

Возврат НДС

В течение пяти рабочих дней после получения поручения из инспекции управление казначейства обязано перечислить налог на расчетный счет организации и уведомить налоговую инспекцию о размере возвращенной суммы и фактической дате возврата. Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 176 Налогового кодекса РФ.

Если сумма налога (или ее часть), в отношении которой было принято решение о возврате, перечислена организации позже установленных сроков, то за каждый день просрочки налоговая инспекция обязана начислить организации проценты (постановление Президиума ВАС РФ от 12 апреля 2011 г. № 14883/10).

Сроки, установленные для возврата налога, едины. Они применяются и в тех случаях, когда по результатам проверки правомерным был признан лишь частичный возврат НДС.

Проценты за задержку возврата НДС рассчитываются по формуле:

Проценты за просрочку возврата НДС = НДС к возврату ? Количество дней просрочки (начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки) ? Ставка рефинансирования(действовавшая в период просрочки) : Количество календарных дней в году


Такой порядок установлен пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса РФ.

Контролировать сроки выплаты процентов и правильность их начисления с учетом фактической даты возврата НДС обязана налоговая инспекция (п. 11 ст. 176 НК РФ).

При расчете налога на прибыль проценты, полученные за просрочку возврата НДС, в доходах не учитывайте (подп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка