Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В январе у вас новые сроки отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
22 октября 2015 9 просмотров

Организация является налоговым агентом по НДС: арендует государственное имущество. Ежемесячная плата происходит в текущем месяце арендодателю 3000 руб, НДС уплачивает сразу же 540 руб. в ИФНС. Вопрос:1. Если арендатор просрочил уплату, и, допустим, за сентябрь уплатил в октябре 3000 руб. и НДС тоже 540 руб. в октябре. В декларации по НДС данная сумма должна отразиться в составе отчетности за 3 квартал или 4 квартал? А если наоборот в сентябре переплатили? Не 3000 руб., а 4000 руб.!?2. Арендодатель начислил пени за просрочку платежа, является ли организация налоговым агентом по НДС в данном случае? Если да, то интересен момент определения налоговой базы с пеней.

По мнению Минфина России, налоговый агент должен был включать в расчет налоговой базы по НДС начисленные ему арендодателем пени и штрафы за несвоевременное перечисление арендной платы (Письмо от 18.05.2012 N 03-07-11/146).

По моменту определения налоговой базы с пеней разъяснений нет. Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС, начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых услуг. Из этого можно сделать вывод, что налоговую базу в этом случае определите на момент уплаты пеней контрагенту.

Что касается несвоевременных арендных платежей, и, как следствие несвоевременное перечисление НДС в бюджет, то это ситуация спорная, в этом случае нужно отметить, что на основании абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в сентябре организация-арендатор не перечисляла арендную плату, обязанностей налогового агента у нее не возникает. Тогда перечисленную сумму необходимо отразить в декларации за 4 квартал.

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено. В связи с такой точкой зрения, при перечислении арендного платежа в 4 квартале за 3 квартал, и, соответственно НДС, в этом случае за 3 квартал нужно подать уточненную декларацию.

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 НК РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.

Что касается переплаты в сентябре, то необходимо отметить, что в Письме УФНС по г. Москве от 16 марта 2005 г. № 19-11/16472 налоговые органы указывают, что в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. При этом следует иметь в виду, что при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), излишне уплаченная сумма возвращается только после ее зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.05.2012 № 03-07-11/146 «Об уплаты налога на добавленную стоимость налоговым агентом при изменении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации размера платы за услуги по аренде имущества субъекта Российской Федерации за предыдущие налоговые периоды»

Вопрос

«Организация ООО арендует помещение, находящееся в собственности города Москвы, и уплачивает арендную плату Департаменту имущества города Москвы. В соответствии с п.3 ст.161организация, являющаяся налоговым агентом, исчисляет, удерживает из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивает в бюджет соответствующую сумму налога (НДС) и представляет в налоговый орган налоговую декларацию по НДС.*

<…>

3. Должна ли организация исчислять и уплачивать НДС с сумм пеней и/или штрафов, начисленных Департаментом имущества в связи с договором аренды?*

<…>

По нашему мнению, указанные штрафы и пени являются суммами, связанными с оплатой услуг по аренде. В связи с этим штрафы и пени, уплачиваемые органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации за несвоевременную оплату услуг по аренде имущества субъекта Российской Федерации, налоговому агенту следует включать в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.»*

<…>

2.Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество. Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты – арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):*

  • либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
  • либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.*

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42),Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например,определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42)Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).*

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.ПИСЬМО УФНС ПО Г. МОСКВЕ от 16 марта 2005 г. № 19-11/16472

«Вопрос: При аренде федерального имущества у института Академии наук РФ организация как налоговый агент ошибочно перечисляла НДС с арендной платы в бюджет. Имеет ли право организация зачесть уплаченную сумму налога в счет предстоящих платежей, сдав уточненные декларации по НДС?*

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.

Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. То есть арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.

Пунктом 5 статьи 78 НК РФ установлено, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. При этом следует иметь в виду, что при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), излишне уплаченная сумма возвращается только после ее зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию».*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка