Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин сообщил, кого накажут за ошибки в декларациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 октября 2015 24 просмотра

Компания решила самостоятельно закупать валюту на Московской бирже.Заключила договор с брокером.На указанный брокером р/с перечислили рубли.Через специальную программу самостоятельно купили доллары и вывели их на транзитный счет в обслуживающем нас банке.На счете у брокера остались рубли, из которых брокер забрал свою комиссию.Рубли мы можем оставить у них на счете, а можем вернуть на наш р/с.Вопрос: какие бухгалтерские проводки мы должны сделать?

Законодательство не содержит ответа на данный вопрос.

Это связано с тем, что в Законе валютном регулировании прямо сказано, что купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки (ст. 11 Закона №173-ФЗ). Однако, письмом Банк России от 03.09.2014 № 12-1-5/2150 обосновывает возможность приобретения организацией валюты через брокера. Брокер в данном случае выступает посредником купли-продажи валюты (письмо Минфина России от 22 января 2015 г. № 03-11-06/2/1645) Получается, что общество продает и приобретает товар через брокера – посредника. А в этом случае используется счет 76 «Расчеты с посредником по посредническим операциям».
При переводе рублей на приобретение валюты на лицевой брокерский счет сделайте проводку:

Дебет 76 «Лицевой счет брокера в рублях» Кредит 51

– перечислены деньги на покупку валюты.

Дебет 76 «Лицевой счет брокера в валюте» Кредит 76 «Лицевой счет брокера в рублях»
– зачислена валюта на лицевой счет в валюта (на основании документов, полученных от брокера или из программы);
Дебет 52 субсчет «Транзитный счет» Кредит 76 «Лицевой счет брокера в валюте»
– зачислена валюта на транзитный валютный счет.

Следует обратить внимание, что расчеты в валюте на территории России ведутся в рублях и пересчитываются по курсу Банка России.

Следовательно, поступившую валюту оприходуйте по официальному курсу, действующему на дату зачисления денег на транзитный валютный счет организации. Такой порядок следует из пунктов 4–6, 20 ПБУ 3/2006.

Курс валюты, по которому ее покупает брокер отличается от официального курса Банка России. Если валюта на бирже куплена дороже, чем курс Банка России, возникает прочий расход от операции покупки валюты (п. 11 ПБУ 10/99). Если дешевле – прочий доход (п. 7 ПБУ 9/99).

Брокерскую комиссию включите в состав прочих расходов (абз. 7 п. 11 ПБУ 10/99):
Дебет 91-2 Кредит 76
– удержана сумма брокерской комиссии.

Обоснование

Из Письма Банка России от 03.09.2014 № 12-1-5/2150

<…>

Вопрос: У банков возникают вопросы, связанные с толкованием норм Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

Так, между двумя резидентами РФ, являющимися клиентами уполномоченного банка - юридическим лицом и брокерской организацией, заключен договор на брокерское обслуживание. В соответствии с условиями этого договора брокерская организация обязалась от своего имени, но по поручению и за счет юридического лица совершать сделки по покупке и продаже иностранной валюты за российские рубли на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ). Предметом договора является совершение брокером сделок с ценными бумагами от имени и за счет резидента или от своего имени и за счет резидента.*

С целью исполнения этого договора и совершения сделок купли-продажи иностранной валюты клиент банка - юридическое лицо перечислил брокерской организации денежные средства в российских рублях. Брокерская организация купила на ММВБ иностранную валюту. По результатам совершенных сделок брокерская организация перечислила своему клиенту иностранную валюту, указав в графе "Назначение платежа" платежного поручения: "Исполнение обязательств по итогу клиринга - вывод средств в иностранной валюте с ММВБ".* Из отчета брокерской организации усматривается, что, кроме операций по получению рублей от клиента банка и поставке ему валюты, брокер никаких других операций не осуществляет.

По мнению уполномоченного банка, с использованием описанного выше механизма стороны обходят нормы ст. 11 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которой купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в РФ производится только через уполномоченные банки.*

В Законе N 173-ФЗ имеется формальное дозволение на совершение резидентами валютных операций по результатам клиринга.

Так, из п. п. 20 и 21 ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ следует, что резиденты вправе производить валютные операции:

- связанные с расчетами по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности";

- между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности".

Правомерна ли позиция уполномоченного банка учитывая положения ст. 11 и ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ?

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел письмо Ассоциации российских банков от 08.08.2014 N А-02/5-487 (далее - письмо) и сообщает следующее.

Банк России не наделен правом официального толкования норм федеральных законов, в том числе Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). Вместе с тем считаем возможным изложить свою позицию по поставленному в письме вопросу, которая не является официальным толкованием Закона*.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 9 Закона с 1 января 2012 года к разрешенным валютным операциям между резидентами относятся операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности", в том числе возвратом комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества).*

Таким образом, статья 9 Закона разрешает валютные операции, связанные с расчетами между резидентом-брокером, не являющимся уполномоченным банком (комиссионером или агентом), и его клиентами-резидентами (комитентами или принципалами) в рамках указанного в вашем письме договора комиссии или агентского договора.

При этом в соответствии со статьей 994 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором комиссии, комиссионер вправе в целях исполнения этого договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. При этом по договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента.

Аналогичная норма содержится в статье 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации: агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом, если иное не предусмотрено агентским договором.

Таким образом, поскольку рассматриваемыми нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в целях исполнения как договора комиссии, так и агентского договора прямо предусмотрена возможность привлечения третьих лиц (субкомиссионера, субагента), представляется, что норма пункта 22 части 1 статьи 9 Закона применима в том числе и к валютным операциям между резидентами, являющимися субкомиссионерами (субагентами) и брокерами (комиссионерами, агентами), при оказании субкомиссионерами (субагентами) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности", в том числе возвратом брокерам (комиссионерам, агентам) денежных сумм.

Кроме того, учитывая, что в силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ "Об организованных торгах" и части 1 статьи 11 Закона к участию в организованных торгах иностранной валютой могут быть допущены в настоящее время только уполномоченные банки, возврат денежных средств в рамках указанных выше договоров уполномоченными банками, являющимися субкомиссионерами (субагентами), резидентам, являющимся комитентами и принципалами, осуществляется в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Закона*.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка