Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
28 октября 2015 1699 просмотров

Если вносят в реестр недобросовестных поставщиков, В коком законе сказано на какой срок могут внести. И сроки прибывание в реестре недобросовестности есть?

Срок нахождения информации в реестре недобросовестных поставщиков установлен пункте 9 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Такой срок составляет 2 года со дня включения сведений о поставщике в реестр.

О том, как оспорить включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков, читайте в рекомендации ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как добиться исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков.

<…>

«За отказ от заключения контракта (в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) или за его нарушение компанию (предпринимателя) могут включить в реестр недобросовестных поставщиков* (далее – реестр). Такое правило установлено в части 2 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Для компании (предпринимателя) это имеет самые негативные последствия, которые связаны с доведением до сведения неопределенного круга лиц информации о ее неблагонадежности и недобросовестности. Потенциальные (и действительные) партнеры могут ориентироваться на данные публичного реестра при принятии решений о сотрудничестве с компанией.

Кроме того, включение в реестр может ограничить возможность на участие в другой закупке. Причем речь идет не только о самой организации, но и о ее учредителях, руководителе, членах коллегиального исполнительного органа (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Иначе говоря, компания не сможет (как это практиковалось ранее), например, учредить новое общество и снова участвовать в госзакупках.

Рассмотрим, кто и в каких случаях вправе включить информацию о компании в реестр, а также каким образом компания сможет добиться исключения себя из реестра.

Обстоятельства для исключения напрямую зависят от причин внесения поставщика в реестр. См. подробнее о том, как добиться исключения сведений из реестра*:

  • если лицо было признано уклонившимся от заключения контракта;
  • если основанием для включения в реестр был односторонний отказ заказчика без обращения в суд;
  • если основанием для включения в реестр было расторжение заключенного контракта по решению суда.

См. также

Исключение из реестра недобросовестных поставщиков. С какими трудностями может столкнуться компания

Работа с госзаказом по-новому. Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Кого могут включить в реестр

Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС России) ведет реестр недобросовестных поставщиков и может включить в него информацию о следующих лицах (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

1. Участники закупок, уклонившиеся от заключения контрактов

После оглашения результатов проведения закупки участник, признанный победителем, должен подписать направленный ему заказчиком контракт и приступить к его исполнению.

На практике встречаются случаи, когда после того, как участник объявлен победителем закупки, он не хочет заключать контракт. Такое нежелание может быть продиктовано самыми различными причинами. Например: участник не рассчитал своих материальных и трудовых ресурсов, производственных возможностей для полного и своевременного выполнения всех принятых на себя обязательств, изменились цены на используемые им при выполнении своих обязательств материалы, запчасти, товары и др., ему предложен более выгодный контракт на большую сумму.

Такие причины не имеют значения, поскольку участник, ставший победителем по результатам проведения закупки, обязан заключить с заказчиком контракт, а при уклонении от выполнения данной обязанности он должен понести негативные последствия. Для того чтобы признать поставщика уклонившимся от заключения контракта, достаточно установить факт того, что он не подписал предложенный ему контракт в течение установленного срока. В данном случае поставщик не обязан направлять в адрес заказчика уведомление об отказе от заключения контракта (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 июня 2011 г. по делу № А46-10559/2010).

2. Поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми расторгнуты контракты по решению суда

Участник закупки, ставший победителем, может не уклоняться от заключения контракта, своевременно заключить его, однако в дальнейшем контракт может быть расторгнут по решению суда.

Например, подрядчик существенно нарушил условия контракта (длительное время после даты его заключения не приступает к поставке товара), при этом условиями заключенного контракта не было предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от него. В такой ситуации заказчик, направив недобросовестному поставщику предложение о расторжении контракта, при неполучении ответа на него вправе обратиться в суд с требованием о его расторжении (п. 1 ч. 2 ст. 450ч. 2 ст. 452 ГК РФ). В таком случае сведения о недобросовестном поставщике также могут быть включены вреестр.

3. Поставщики (подрядчики, исполнители), которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта

Такая ситуация возможна, когда участник закупки, заключивший контракт с заказчиком, не выполняет свои обязательства перед ним или выполняет, но с существенными нарушениями, лишающими заказчика того, на что тот вправе был рассчитывать при его заключении. Например, подрядчик существенно нарушает сроки выполнения работ или передает заказанную продукцию ненадлежащего качества. Заказчик с целью защиты своих интересов реализует право на односторонний отказ от контракта, что связано именно с виновными действиями участника закупки. В связи с этим сведения о таком недобросовестном участнике закупки также могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Какая информация попадает в реестр

В реестр включается следующая информация (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН или для иностранного лица аналог ИННнедобросовестных поставщиков.

2. Наименование, ИНН ЮЛ или для иностранного лица аналог ИНН, являющегося учредителем недобросовестногопоставщика, Ф. И. О. (при наличии) учредителей, членов органов управления недобросовестных поставщиков.

3. Дата проведения закупки в случае, если победитель уклонился от заключения контракта. Дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку (или окончательное предложение) или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта. Дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта.

4. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения.

5. Идентификационный код закупки (с 1 января 2016 года).

6. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

7. Дата внесения указанной выше информации в реестр.

Какова процедура включения в реестр

Если контракт заключен с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта направляет в ФАС России информацию о победителе, который уклонился от контракта. Помимо этого, заказчик направляет выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке. Или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика, участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер. Заказчик также передает иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Если контракт был расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением его условий, допущенным поставщиком, то одновременно с вышеуказанной информацией для включения сведений в реестр заказчик направляет копию такого судебного решения в трехдневный срок с момента его получения (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

ФАС России в 10-дневный срок проверяет представленные ему заказчиком информацию и документы и принимает решение по поводу включения сведений о конкретном поставщике в реестр.

До введения в действие Единой информационной системы (далее – ЕИС) реестр недобросовестных поставщиков можно найти в открытом доступе на официальном сайте закупок. К 2016 году реестр разместят на сайте ЕИС (ч. 3 ст. 4ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).

Сведения о поставщике хранятся в нем в течение двух лет, по истечении этого срока информацию исключают из реестра(ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ)*.

Каков порядок ведения реестра

Порядок ведения реестра, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062 (далее – Правила).

Заказчик направляет в ФАС России информацию и документы для включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр на бумажном носителе и в электронном виде, в том числе с использованием ЕИС. При направлении информации в электронном виде она должна быть подписана электронной цифровой подписью (п. 9 Правил).

Если заказчик представляет неполную информацию или неполный пакет документов, то ФАС России возвращает переданные данные заказчику с указанием недостатков в срок не более трех дней с даты поступления (п. 10 Правил).

Если это случится, не исключено, что второй раз заказчик не будет направлять пакет документов в ФАС России. Например, из-за того, что у него не окажется времени этим заниматься, да и контракт будет заключен с участником, заявке или предложению которого присвоен второй номер. Поставщик в таком случае избегает риска включения информации о нем вреестр недобросовестных поставщиков.

Важной гарантией защиты прав и законных интересов поставщика, в отношении которого решается вопрос о включении сведений в реестр, является направление ему ФАС России извещения о необходимости явиться для разбирательства по делу. Неявка поставщика не является препятствием для рассмотрения вопроса и принятия по нему решения (п. 12 Правил).

Как оспорить решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик вправе оспорить решение ФАС России в судебном порядке (ч. 11 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Поскольку глава 6 Закона № 44-ФЗ не предусматривает специального срока на обжалование решения ФАС России о включении сведений о поставщике в реестр, то подлежит применению общий трехмесячный срок на оспаривание ненормативного правового акта, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Поставщик подает заявление в арбитражный суд, поскольку решение ФАС России о включении сведений о поставщике в реестр затрагивает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

В заявлении необходимо указать, в чем конкретно заключается нарушение прав и интересов поставщика. Важно указать, какие нормы ПравилЗакона № 44-ФЗ при включении сведений в реестр нарушил уполномоченный орган. Это может быть неправильная оценка фактов, документов и информации, представленных заказчиком, неучет при вынесении решения тех или иных обстоятельств.

Как добиться исключения сведений из реестра, если лицо было признано уклонившимся от заключения контракта

В настоящее время сложилась судебная практика применения статьи 19 ранее действующего закона о госзакупках, некоторые позиции из которой могут быть применены и к ныне действующим правилам включения сведений в реестр. Эти правовые позиции поставщику следует учитывать при подготовке заявления в арбитражный суд об оспаривании решения ФАС России о включении сведений о нем в реестр.

ФАС России при вынесении решения о включении сведений о поставщике в реестр не должна ограничиваться формальной констатацией нарушения поставщиком обязательства по заключению контракта, а должна устанавливать обстоятельства его недобросовестного поведения.

Пример из практики: суд обязал антимонопольный орган исключить общество из реестра недобросовестных поставщиков, поскольку действия общества, в том числе представление банковской гарантии, свидетельствовали об отсутствии уклонения от заключения контракта

Заказчик провел аукцион в электронной форме для заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги. Подрядчик, объявленный победителем, в установленный срок направил подписанный со своей стороны контракт и банковскую гарантию в обеспечение исполнения своих обязательств. По мнению заказчика, представленная гарантия не соответствовала заявленным требованиям, поскольку не содержала указания на то, что ею обеспечиваются обязательства подрядчика на случай внесения изменений и дополнений в контракт. На основании этого заказчик пришел к выводу о том, что подрядчик уклонился от подписания контракта, и разместил на официальном сайте протокол об отказе от заключения контракта.

Заказчик обратился в антимонопольный орган, который включил информацию о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

Оценивая правомерность включения информации в реестр, суд по заявлению компании установил, что в представленной банковской гарантии были указаны размер и характеристика обеспечиваемых гарантией обязательств, имелась ссылка на наименование, номер и стороны данного контракта. Это обеспечивает идентификацию государственного контракта, исполнение которого обеспечивается гарантией.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений законодательства.

Суд пришел к выводу, что отсутствуют основания для признания участника размещения заказа уклонившимся от заключения контракта и включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Все совершенные компанией действия были направлены на заключение муниципального контракта, что исключает признаки недобросовестности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 августа 2013 г. по делу № А70-11134/2012).

Поставщик в своем заявлении в арбитражный суд должен ссылаться на все юридически значимые обстоятельства, которые в совокупности будут свидетельствовать о его добросовестном поведении и ненарушении требований Закона № 44-ФЗ.

Если основанием для включения сведений в реестр является отказ от заключения контракта, то поставщику следует представить в суд доказательства того, что отказа с его стороны не было, а все его действия были направлены именно на заключение контракта.

Пример из практики: суд обязал антимонопольный орган исключить общество из реестра недобросовестных поставщиков, поскольку действия общества не имели признаков недобросовестности, а контракт не был подписан электронной цифровой подписью в связи с неопытностью сотрудников

Компания была признана единственным поставщиком по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, предметом которого являлось выполнение работ по ремонту туалетов и коридоров начальной школы.

Однако, поскольку в установленный срок компания не представила подписанный контракт со своей стороны, заказчик обратился в ФАС России с требованием включить информацию о компании в реестр недобросовестных поставщиков. При рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр суд указал, что не следует ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения компанией нормативных требований. Важно выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи.

Суд признал, что признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умысел на совершение неправомерных действий) в поведении компании отсутствовали. Компания впервые принимала участие в открытом аукционе в электронной форме, и контракт не был подписан электронной цифровой подписью в установленный срок в связи с неопытностью его сотрудников, умысел на уклонение от подписания контракта отсутствовал.

Суд учел реальную заинтересованность компании в заключении контракта, поскольку ей были перечислены денежные средства в размере 45 000 руб. в обеспечение заявки на участие в аукционе; в целях обеспечения исполнения контракта компанией было достигнуто соглашение с третьим лицом о заключении договора поручительства.

После подачи заявки на участие в аукционе специалисты компании трижды выезжали на строительную площадку в школу, встречались с директором школы, определили объем и виды ремонтных работ, заключили до предельного срока подписания контракта договор с рабочими и привозили их на место проведения ремонта, обсчитали все стройматериалы и предварительно оформили их заказ у специализированной фирмы.

Суд удовлетворил требования компании: признал недействительным решение антимонопольного органа о включении компании в реестр и обязал исключить компанию из реестра (постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 января 2013 г. по делу № А21-4381/2012).

Примеры обстоятельств, при которых суд решил, что поставщик не может быть признан уклонившимся от заключения контракта

Для того чтобы подтвердить свою добросовестность и отсутствие каких бы то ни было злоупотреблений, поставщик должен своевременно заключить контракт с заказчиком и надлежащим образом выполнять все свои обязательства по нему. Обо всех трудностях и проблемах, с которыми он сталкивается и которые препятствуют ему в выполнении обязательств, он должен незамедлительно поставить в известность заказчика.

В такой ситуации у поставщика есть все основания добиться исключения реестровой записи о нем как о недобросовестном поставщике.

Как добиться исключения сведений из реестра, если основанием для включения было расторжение заключенного контракта по решению суда

В данном случае сведения о компании включаются в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что она допустила существенные нарушения условий контракта и он был расторгнут по решению суда. В такой ситуации заказчик перед обращением в суд с требованием о расторжении контракта должен сначала направить компании предложение о его расторжении, и только в случае неполучения ответа или получения отрицательного ответа заказчик вправе обращаться в суд.

Пример из практики: суд отказал обществу в признании недействительным приказа антимонопольного органа о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку установленная процедура включения в реестр была соблюдена

Стороны заключили контракт на выполнение работ по оформлению материалов перевода и предоставления земель для строительства мостового перехода через реку на автомобильной дороге. В нарушение условий данного контракта подрядчик выполнил работы не в полном объеме и с нарушением срока. По иску заказчика данный контракт был расторгнут решением суда, вступившим в законную силу. В дальнейшем информация о подрядчике была (по заявлению заказчика) внесена в реестр недобросовестных поставщиков.

Подрядчик пытался добиться исключения сведений о себе из данного реестра, однако суд в удовлетворении его требования отказал, поскольку сведения были включены на основании обращения заказчика с приложением всех необходимых документов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 января 2011 г. по делу № А33-4891/2010).

Важно иметь в виду, что основанием для внесения информации о компании в реестр недобросовестных поставщиков является именно расторжение с ней контракта по решению суда. В том случае, если суд признает контракт недействительным, сведения о компании не будут включены в реестр недобросовестных поставщиков (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 июня 2013 г. по делу № А10-2199/2012).

Как добиться исключения сведений из реестра, если основанием для включения был односторонний отказ заказчика без обращения в суд

Основанием для включения информации о компании в реестр недобросовестных поставщиков является случай, когда компания существенно нарушила условия контракта и заказчик отказался от него в одностороннем порядке, поскольку контракт предусматривал такую возможность без обращения в суд.

В такой ситуации заказчик просто направляет компании заявление о расторжении контракта с указанием мотивов – перечень существенных нарушений, допущенных компанией, и в чем они выражаются. После этого заказчик может обратиться с заявлением в ФАС России о включении информации о компании в реестр недобросовестных поставщиков, к которому обязательно прикладывает контракт, заявление о его расторжении с документом, подтверждающим направление заявления компании. Это может быть расписка в получении заявления, если оно передавалось нарочным, либо квитанция об отправке его по почте с приложением описи вложения и оттиском почтового штемпеля, уведомление о вручении.

ФАС России включит в реестр информацию о поставщике по рассматриваемому основанию, только если речь идет об одностороннем отказе заказчика от контракта. Если контракт был расторгнут по обоюдному согласию сторон или по иным основаниям, не связанным с односторонним отказом заказчика от контракта, то в таком случае информация о компании не может быть включена в реестр недобросовестных поставщиков (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2007 г. № Ф08-2205/2007 по делу № А53-18111/2006-С6-47)».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка