Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
29 октября 2015 25 просмотров

В связи с переходом на обслуживание сторонней организацией по определенному виду деятельности, на нашем складе числятся остатки материалов, раннее использовавшиеся для этого вида деятельности, а теперь ставшие "мертвым грузом". Мы хотим расплатиться за услуги обслуживающей сторонней организации частично этими материалами. Мы на ОСНО, поставщик на УСН. Какими документами необходимо оформить данную операцию и какие проводки должны быть сделаны в бухгалтерском учете?

При продаже материалов необходимо выписать накладную по форме М-15 и счет-фактуру. От поставщика услуги у Вас должен быть акт. Затем необходимо провести частичный взаимозачет, оформив при этом Акт зачета взаимных требований, и доплатить оставшуюся сумму поставщику (бланк «Акта зачета взаимных требований» Вы можете скачать из раздела Формы). В Акте зачета взаимных требований обязательно укажите сумму НДС в задолженности поставщика за Ваши материалы.

Операции оформите следующими проводками:

Дт 26 Кт 60 – оприходована услуга от поставщика

Дт 62 Кт 91.1 – реализованы материалы

Дт 91.2 Кт 68 – начислен НДС с реализации

Дт 91.2 Кт 10 – списана стоимость реализованных материалов

Дт 60 Кт 62 – проведен частичный взаимозачет

Дт 60 Кт 51 – поставщику перечислена оставшаяся сумма

Обоснование

Из рекомендации 1
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете реализацию материалов

Документальное оформление

Продажу материалов оформляйте накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) или товарной накладной (форма № ТОРГ-12). При перевозке материалов к покупателю автотранспортом дополнительно оформите товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т). Такие правила установлены пунктом 120 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Если для целей перевозки привлекается специализированная организация, то оформите также транспортную накладную, которая приравнивается к договору перевозки грузов (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).

Если организация является плательщиком НДС, выставите покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Бухучет

В бухучете доходы и расходы, связанные с продажей материалов, отнесите к прочим доходам и расходам (абз. 6 п. 7 ПБУ 9/99, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99). Отразите продажу следующими проводками:

Дебет 91-2 Кредит 10
– списана стоимость реализованных материалов;

Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 60...)
списаны расходы, связанные с продажей материалов (например, расходы по транспортировке);

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с реализации (если операция облагается этим налогом);

Дебет 62 (76, 73...) Кредит 91-1
– отражена реализация материалов (на дату перехода права собственности)

Из рекомендации 2

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


Как провести и оформить зачет взаимных требований

Одним из способов расчетов между организациями является зачет взаимных требований (ст. 410 ГК РФ).*

Условия проведения взаимозачета

Односторонний зачет возможен при одновременном выполнении трех условий.

Во-первых, организации, которые намерены провести взаимозачет, должны иметь друг к другу встречные требования. Это означает, что между ними заключены как минимум два разных договора, в одном из которых организация является дебитором, а в другом – кредитором.

Во-вторых, встречные требования организаций должны быть однородными.

В-третьих, взаимозачет возможен, если срок исполнения встречного однородного требования:

  • уже наступил;
  • не был указан в договоре;
  • был определен моментом востребования.

Документальное оформление

Второй вариант оформления зачета встречных обязательств – составление акта взаимозачета. Акт взаимозачета также не является унифицированным бухгалтерским документом, поэтому он может быть составлен в любой форме с соблюдением требований, предъявляемых к первичным учетным документам бухучета (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2007 г. № А05-12882/2006-25).

Если в акте взаимозачета не указана дата, на которую проводится зачет, моментом взаимного погашения обязательств признается день подписания акта сторонами.

Главбух советует: независимо от того, как оформляется взаимозачет (по заявлению одной из сторон или на основании совместного акта), в составленных документах подробно опишите все обстоятельства проведения зачета. Отсутствие таких данных может привести к спорам с контрагентом и с налоговой инспекцией.

Подробно отразите в заявлении (акте) следующую информацию:

  • какие обязательства сторон погашаются зачетом;
  • основания возникновения данных обязательств (со ссылками на подтверждающие документы: договоры, накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), номера выставленных счетов-фактур);
  • на какую сумму проводится зачет взаимных требований.

В заявлении (акте) следует отдельно выделить сумму НДС по каждому встречному обязательству. Это позволит организациям, проводившим взаимозачет, правильно отразить данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете.

Частичный зачет

Организация может провести как полный, так и частичный зачет взаимных требований. Полный зачет возможен в том случае, если встречные однородные требования полностью эквивалентны.

Если встречные требования не эквивалентны, зачет может быть проведен на сумму наименьшей задолженности (частичный зачет). В этом случае обязательство, по которому предъявлено наибольшее требование, частично сохраняется, а обязательство, по которому предъявлено меньшее требование, прекращается в полном объеме.

Из рекомендации 3

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете зачет взаимных требований

Поскольку зачет взаимных требований отражает лишь факт оплаты полученных или переданных активов (погашение дебиторской или кредиторской задолженности), в бухучете к возникновению доходов или расходов он не приводит (п. 2 ПБУ 9/99, п. 2 ПБУ 10/99).

В бухучете зачет взаимных требований отражается на субсчетах, открытых по каждому контрагенту к счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При проведении взаимозачета сделайте проводку:

Дебет 60 (76) Кредит 62 (76)
– отражено прекращение встречного обязательства по оплате товаров (работ, услуг) зачетом взаимных требований.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка