Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
26 октября 2015 126 просмотров

Наша организация-плательщик налога на добычу полезных ископаемых.Идет выездная налоговая проверка.Налоговую о нормативных потерях не уведомляли согласно Постановления №921 от 29.12.2001.Но были по письменному запросу налоговой предоставлены следующие документы:Проект поддержания мощности карьера,статистическая форма 5-ГР, ежемесячные справки маркшейдерского замера,где указаны потери в натуральном выражении и в %. Потери не превышали норматив.Налоговая хочет доначислить НДПИ на потери в пределах норм,ссылаясь на отсутствие уведомления о нормативных потерях.Вопрос: 1. Правомерны действия налоговой? Что нам грозит за не предоставление уведомления?2.В какой форме надо уведомить налоговую о нормативных потерях?

Нормативы потерь утверждаются недропользователем в составе проектной документации. При этом сам недропользователь в течение 10 дней направляет сведения об утвержденных нормативах вместе с протоколом согласования проектной документации в налоговую инспекцию. Если при исчислении НДПИ налогоплательщик пользуется льготами и пониженными ставками, в этом случае налоговый инспектор имеет право потребовать представления дополнительных документов. Эти документы не могут быть произвольными, а должны подтверждать право на налоговые льготы у налогоплательщика.

Обоснование

Из статьи журнала «Учет в производстве», № 12, декабрь 2013

Вправе ли чиновники при проверке НДПИ требовать статотчетность

По мнению чиновников, некоторые документы статистической отчетности отражают данные, связанные с добычей полезных ископаемых. Поэтому инспекторы требуют их в рамках камеральной проверки по НДПИ*. Однако с этим можно поспорить.

Письмо Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-06-06-01/42704. Его текст – в электронной версии нашего журнала.

Как проводится камеральная проверка

По общему правилу (п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ) при проведении камеральной проверки налоговики не вправе требовать у компаний дополнительные сведения и документы. Анализируя достоверность данных в декларации, они должны пользоваться источниками информационных ресурсов налоговых органов. Однако в пункте 9 статьи 88 Налогового кодекса РФ содержится оговорка, касающаяся проведения камералки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, в том числе НДПИ.

При проверке таких налогов инспектор вправе истребовать у компании иные документы. Правда, они должны быть напрямую связаны с исчислением НДПИ и являться основанием для расчета налога. Если же речь идет о документах, которые могут только косвенно помочь при анализе обоснованности исчисления налога, намерения инспектора неправомерны. Организация вправе отказаться от представления таких сведений. При этом налоговый орган не вправе штрафовать за это по статье 126 Налогового кодекса РФ.

Нужна ли статистическая отчетность

Налоговики при проверке декларации по НДПИ нередко требуют представления им форм статистической отчетности. При этом они ссылаются на то, что формы статотчетности являются документами, отражающими деятельность по добыче полезных ископаемых, а значит, необходимы для проведения мероприятий налогового контроля.

В письме Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-06-06-01/42704рассматривается ситуация, когда компания применяет нулевую ставку НДПИ при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь ископаемых. Финансисты делают вывод, что инспекторы правомерно запрашивают в рамках камеральной проверки формы статистической отчетности. Поскольку они отражают данные, непосредственно связанные с добычей полезных ископаемых. А следовательно, могут быть использованы в целях подтверждения правильности исчисления НДПИпо нулевой ставке.

Насколько это требование правомерно, зависит от наличия утвержденных Росприроднадзором нормативов потерь.

Нормативы утверждены

Нормативными признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения. Но только в пределах нормативов потерь. Это установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Такие нормативы могут утверждаться на каждый год Росприроднадзором по заявлению конкретной компании в порядке, который прописан в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 921.

При этом к заявлению на расчет нормативов организация должна приложить определенные документы, включая копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения.

Получается, что данные статистики уже учтены при расчете нормативов. То есть они непосредственно применение нулевой ставки НДПИ не подтверждают, компанией для расчета не используются, а значит, не могут быть истребованы в рамках камеральной проверки.

Арбитражные суды также выносят решения, что формы статистического наблюдения не являются документами, влияющими на размер уплаченного НДПИ, не относятся к первичным бухгалтерским документам или регистрам бухгалтерского учета. Значит, и требование налоговых органов о представлении налогоплательщиком таких форм в рамках камеральной проверки не является обоснованным. Такая позиция выражена, к примеру, в определении ВАС РФ от 5 апреля 2011 г. № ВАС-3084/11, постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2012 г. № А27-12833/2011от 29 ноября 2010 г. № А67-3928/2010ФАС Московского округа от 21 мая 2010 г. № КА-А40/4782-10.

Нормативы не утверждены

Аналогично инспектор не может требовать при камеральной проверке нулевой ставки НДПИ формы статотчетности, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода у организации отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год. Ведь в этом случае впредь до утверждения новых нормативов потерь применяются прошлогодние (подп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ). А вот по вновь разрабатываемым месторождениям при отсутствии утвержденных Росприроднадзором нормативов компания самостоятельно для расчета НДПИ по нулевой ставке принимает нормативы потерь, установленные техническим проектом.

В таком варианте можно согласиться с мнением Минфина России, что для подтверждения обоснованности льготы по НДПИ налоговики вправе потребовать статотчетность.

Но и в этом случае маловероятно, что формы статистической отчетности могут подтверждать данные технического проекта вновь разрабатываемого месторождения о нормативе потерь при добыче полезных ископаемых.

Важно запомнить
При камеральной проверке декларации по НДПИ инспекторы не вправе требовать, чтобы предприятие представило им формы статистического наблюдения. В то же время следует обратить внимание, что при исчислении НДПИ налогоплательщик может пользоваться льготами и пониженными ставками налога. Так вот в этом случае налоговый инспектор даже в рамках камеральной проверки имеет право потребовать представления дополнительных документов. Правда, эти документы не могут быть произвольными, а должны подтверждать право на налоговые льготы у налогоплательщика.

Из статьи журнала «Учет в производстве» №4, апрель 2012

Утверждаем нормативы потерь при добыче полезных ископаемых

С 21 февраля 2012 года изменился порядок утверждения норматива потерь полезных ископаемых при их добыче. Рассмотрим новшества.

Чем вызваны изменения

Нормативы потерь полезных ископаемых устанавливаются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 921.

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. № 82 в них внесены существенные изменения.

Подача сведений

Изменился порядок подачи сведений об утверждении нормативов потерь. Ранее нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждались Федеральным агентством по недропользованию, а общераспространенных – органами госвласти субъектов РФ. Данные ведомства в течение 10 дней направляли сведения об утвержденных нормативах потерь в ФНС России. Теперь же нормативы потерь утверждаются недропользователем в составе проектной документации. Она должна быть подготовлена и согласована в соответствии со статьей 23.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». При этом сам недропользователь в течение 10 дней направляет сведения об утвержденных нормативах (вместе с протоколом согласования проектной документации) в налоговую инспекцию.

Порядок утверждения

Ранее уточненные нормативы потерь утверждались в соответствии с пунктом 2Правил и включались в состав проектной документации. Теперь же нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод, которые не превышают указанные в проектной документации показатели, утверждаются недропользователем ежегодно. Если же нормативы оказались выше тех, что зафиксированы в проектах, то после согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования недропользователь утверждает их в установленном новыми Правилами порядке. Но данная норма касается лишь твердых полезных ископаемых, за исключением общераспространенных. Если же речь идет об общераспространенных, то при завышении норматива их нужно согласовывать с органами госвласти субъектов РФ в том порядке, который ими установлен. После получения письма о согласовании недропользователь в 10-дневный срок направляет данные сведения в свою налоговую инспекцию.

Согласование нормативов потерь

Ранее в Правилах не был оговорен порядок согласования нормативов потерь. Теперь же определен перечень документов, предоставляемых недропользователем в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, установлен срок рассмотрения заявления, а также описаны причины, по которым недропользователю может быть отказано в согласовании.

Список документов

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, и подземных вод на основании следующих документов:

1) копии лицензий на право пользования недрами;

Если недропользователь не представил копию лицензии на право пользования недрами, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования обязана самостоятельно запрашивать в Федеральном агентстве по недропользованию данный документ.

2) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения, а именно:

  • № 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых»;
  • № 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче»;
  • № 11-шрп «Сведения о потерях угля (сланца) в недрах»;
  • № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» за предыдущий период;

3) копии утвержденных нормативов потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;

4) пояснительной записки с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой скважине, вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;

5) сводной таблицы потерь твердых полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, за текущий год и в планируемый период по скважинам;

6) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод;

7) графических материалов планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

Срок рассмотрения

Федеральной службе по надзору в сфере природопользования на принятие решения дается 30 дней с момента подачи недропользователем всех необходимых бумаг. В течение 5 дней ведомство должно направить ответ недропользователю о соответствующем согласовании/отказе.

Принятие решения об отказе

На основании заявления и документов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может принять решение как о согласовании, так и о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь. Причиной отказа может быть неполный пакет предоставленных документов, недостоверность указанных в них сведений, отсутствие лицензии на право пользования недрами. Особо внимательными нужно быть в расчете нормативов, ведь если будет допущена ошибка, то это также станет причиной отказа в согласовании.

Нормативы потерь углеводородного сырья

Ранее нормативы потерь углеводородного сырья рассчитывались по каждому конкретному месту их образования на основании принятого проекта и ежегодно утверждались Минэнерго России по согласованию с Федеральным агентством по недропользованию. Теперь же согласования Федерального агентства по недропользованию не требуется.

Важно запомнить

Отметим, что Правила утверждения норматива потерь при добыче полезных ископаемых распространяются не только на твердые полезные ископаемые, но и на все виды подземных вод, а именно минеральные, промышленные и термальные.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка