Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
27 октября 2015 57 просмотров

Управляющая компания (далее по тексту - УК) применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". На основании договора с собственниками помещений она собирает плату за коммунальные услуги и перечисляет ее ресурсоснабжающим организациям (далее по тексту - РСО). При определении налогооблагаемой базы для исчисления налога при УСНО возникает вопрос - включаются ли суммы коммунальных платежей в состав доходов и расходов? При изучении Налогового Кодекса РФ и Жилищного Кодекса РФ, писем Минфина РФ по данному вопросу, а также множества материалов, выложенных в Интернете, посещений семинаров, выделяется два подхода к определению сущности деятельности управляющей компании: одни считают, что она предоставляет коммунальные услуги, другие – что обеспечивает предоставление коммунальных услуг путем заключения договора с РСО, т.е. осуществляет по сути посредническую деятельность. И на данный момент не существует единой позиции по вопросу квалификации деятельности управляющей компании на законодательном уровне. В связи с этим и возникают следующие вопросы: 1). Можно ли рассматривать деятельность управляющей компании исходя из договорных обязательств посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, и таким образом доходом указанной организации будет комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение? 2). Если же в договоре с ресурсоснабжающей организацией (как в нашем случае) отсутствует сумма вознаграждения управляющей организации, кроме как платы за управление, то обязана ли управляющая организация в состав доходов, учитываемых при налогообложении, включать сумму, полученную за потребленные гражданами коммунальные услуги и перечисленную в полном объеме поставщикам коммунальных услуг?

По условиям договоров с потребителями коммунальных услуг управляющая компания обязана заключать с поставщиками коммунальных услуг договоры от своего имени и за счет потребителей. При этом по условиям договоров с поставщиками коммунальных услуг, управляющая компания участвует в расчетах по оплате коммунальных услуг. В таком случае договоры с потребителями можно рассматривать как посреднические. Тогда в расчет налоговой базы по УСН нужно включить только вознаграждение. А доходы в виде денежных средств, которые поступают управляющей компании от потребителей коммунальных услуг, при налогообложении не учитываются.

Обоснование

1. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Нужно ли управляющей организации (ТСЖ) включить в доходы при расчете налога на прибыль коммунальные платежи, поступающие от населения. Плата за коммунальные услуги перечисляется ресурсоснабжающим организациям по установленным тарифам

Ответ на этот вопрос зависит от того, по какому договору управляющая организация (ТСЖ) предоставляет жителям коммунальные услуги: по посредническому договору или по договору купли-продажи.

Порядок использования той или иной формы договора при оказании коммунальных услуг законодательно не урегулирован.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору с собственниками жилья в течение согласованного срока управляющая организация обязуется за плату:

  • выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • предоставлять коммунальные услуги;
  • вести другую деятельность, связанную с управлением многоквартирным домом.

То, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг возлагается на исполнителей, к которым, в частности, относятся и управляющие организации, подтверждают и положения абзаца 7 пункта 2, пунктов 8 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При этом исполнители должны заключать договоры на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями (подп. «б» п. 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Приведенные нормы жилищного законодательства можно толковать двояко.

Можно предположить, что исполнитель обязан самостоятельно предоставлять жильцам коммунальные услуги, а не обеспечивать их предоставление с помощью посреднических договоров. При таком подходе управляющая организация должна от своего имени перепродавать потребителям коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающих организаций. Такие отношения регулируются положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ (купля-продажа).

В то же время законодательство не запрещает исполнять обязанности по предоставлению коммунальных услуг другими способами, в том числе и с использованием посреднических договоров. Дело в том, что договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников (п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). При этом в Жилищном кодексе РФ нет требований о том, чтобы все услуги и работы по договору управляющая компания выполняла самостоятельно. Способы реализации функций управления многоквартирным домом в законодательстве тоже не прописаны. А значит, стороны вправе определить их непосредственно в договоре (ст. 421 ГК РФ). Одним из вариантов исполнения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг является заключение посреднического договора. При таком подходе управляющая организация берет на себя обязательства обеспечить жильцов коммунальными услугами и становится посредником между ними и ресурсоснабжающими организациями. Такие отношения регулируются положениями глав 49, 51 и 52 Гражданского кодекса (поручение, комиссия, агентирование).

Если управляющая организация предоставляет коммунальные услуги по договору купли-продажи, то при расчете налога на прибыль она должна учесть плату, поступающую от жильцов, в полном объеме (ст. 248, 249 НК РФ). Одновременно налогооблагаемые доходы можно уменьшить на сумму расходов, связанных с приобретением коммунальных услуг у ресурсоснабжающих организаций. Такой вывод следует из писем Минфина России от 29 июля 2009 г. № 03-03-06/1/498, ФНС России от 4 июня 2010 г. № ШС-37-3/3275 и от 15 февраля 2007 г. № 02-1-08/22.

Если управляющая организация предоставляет жильцам коммунальные услуги по посредническому договору, то в расчет налоговой базы нужно включить только посредническое вознаграждение. Это объясняется тем, что доходы в виде имущества (в т. ч. денежные средства), которые поступают посредникам (комиссионерам, агентам, поверенным) от заказчиков (комитентов, принципалов, доверителей) для исполнения обязательств по посредническим договорам, при налогообложении прибыли не учитываются (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от посреднических операций по продаже (покупке) товаров. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 февраля 2010 г. № 03-11-06/2/16, от 5 февраля 2010 г. № 03-11-06/2/15, от 23 декабря 2009 г. № 03-11-06/3/301, от 10 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/260, от 4 мая 2009 г. № 03-11-06/2/77 и ФНС России от 4 июня 2010 г. № ШС-37-3/3275. Несмотря на то что письма Минфина России адресованы организациям на упрощенке, ими могут руководствоваться и организации на общей системе налогообложения.

2. Из статьи журнала «Упрощёнка», № 4, апреля 2010
Платежи за коммунальные услуги являются доходом ТСЖ

Товарищество собственников жилья, применяющее УСН, при определении налоговой базы не учитывает вступительные, членские и паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

А вот что касается других обязательных платежей, таких как стоимость коммунальных услуг, то они являются выручкой от реализации и должны учитываться в составе облагаемых доходов ТСЖ. В том случае, если ТСЖ применяет «упрощенку» с объектом налогообложения доходы минус расходы, платежи за коммунальные услуги (например, за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т. п.) одновременно отражаются в доходах и расходах, так как они перечисляются коммунальным предприятиям, оказывающим эти услуги (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Есть один вариант, когда ТСЖ не нужно отражать платежи жильцов за коммунальные услуги в доходах – заключение между ТСЖ и его членами посреднического договора на закупку по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг. В этой ситуации доходом товарищества будет посредническое вознаграждение. Такие разъяснения даются в письме Минфина России от 10.02.2010 № 03-11-06/2/16.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка