Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
29 октября 2015 8 просмотров

13 июле 2015 года в магазине розничной торговли (ЕНВД) была проведена проверка соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники. В результате проверки выявлено, что в товарном чеке отсутствует – порядковый номер, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ. В наш адрес пришли Протокол об административном правонарушении от 25.08.15 и Определение о назначении времени и места рассмотрения об административном правонарушении от 25.08.2015. На рассмотрение дела, которое состоялось 08.09.15, присутствовал сотрудник нашей организации, который предоставил письменные возражения на указанные нарушения. По состоянию на 29.10.15 из ИФНС в наш адрес не поступило ни Постановление, ни Представление. Позвонив в ИФНС, оказалось, что нам выписан штраф(30 000руб.). Какими должны быть наши действия? Мы не согласны, т.к. мы не видели постановления, не могли его обжаловать, а сроки давно прошли. Кроме того ИФНС предупредила нас (по телефону), что в случае неоплаты штраф будет увеличен в трехкратном размере. На основании чего? Дальнейшие наши действия?

Да, в данном случае налоговая инспекция нарушила правила оформления результатов проверки – не направила организации ни акт проверки, ни копию постановления о привлечении к ответственности (п. 1 ст. 101 НК РФ). Такое нарушение может стать основанием для отмены решения по проверке (абзац 2 и 3 пункта 14 статьи 101 НК РФ). Арбитражная практика подтверждает возможность отмены решения по этому основанию (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Поэтому действия инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде (п. 3 ч. 1ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).

Также важно учесть, что за оформление кассового чека с нарушениями налоговая инспекция может оштрафовать организацию на основании статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, со штрафом на сумму от 30 000 до 40 000 руб. Причем за неуплату административного штрафа в течении 60 дней влечет наложение административного штрафа в двукратном, а не трехкратном размере суммы неуплаченного административного штрафа (статья 20.25 КоАП РФ). Если же решение инспекции будет оспорено и отменено, никакой административной ответственности организация не понесет.

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как проводится проверка применения контрольно-кассовой техники

Налоговые инспекции вправе проводить проверки правильности применения контрольно-кассовой техники (ККТ) (п. 1 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1регламент, утвержденный приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). В частности, они могут проверить, соблюдает ли организация (предприниматель):

<…>

Проверка выдачи чеков

Факт выдачи (невыдачи) покупателям кассовых чеков инспекторы проверяют на основании поручения о проведении проверки (п. 22 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Ситуация: вправе ли налоговые инспекторы проводить контрольные закупки

Да, вправе.

Ведь налоговые инспекторы специально уполномочены контролировать, применяют ли ККТ организации и предприниматели. Это прямо предусмотрено статьей 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ и статьей 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1.

При этом контрольную закупку не считают оперативно-разыскной деятельностью. Как, впрочем, и другие действия налоговых инспекторов при проверках. Закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗтут не действует.

Правомерность действий инспекторов подтверждает и тот факт, что суды принимают акт контрольной закупки как доказательство, когда рассматривают споры по штрафам. Такие разъяснения есть и в обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2015) (утвержденПрезидиумом Верховного суда РФ 26 июня 2015 г.), а также в постановлениях Верховного суда РФ от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4от 29 июля 2009 г. № 41-АД09-3 и пункте 19постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.

Ситуация: могут ли налоговые инспекторы использовать свидетельские показания при проверке правильности применения ККТ

Да, могут.

В абзаце 20 пункта 41 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н, сказано, что в случаях необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты. О привлечении к проверке свидетелей в регламенте не указано. В то же время нет и запрета привлекать свидетелей.

В ходе проверки инспектор имеет право требовать необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки (подп. 3 п. 7 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). Такие сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, могут предоставить и свидетели.

<…>

Оформление результатов проверки

Результаты проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения инспекторы оформят актом в двух экземплярах (п. 46 регламента, утвержденногоприказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями сторон (п. 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Если проверяемая организация (предприниматель) уклоняется от подписания акта, акт направят по почте заказным письмом по местонахождению организации (местожительству предпринимателя). Такой порядок предусмотрен пунктом 49 регламента, утвержденногоприказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Акт должен быть составлен и вручен проверяемому в течение пяти рабочих дней после даты выписки поручения на проверку. Об этом сказано в пунктах 5051 регламента, утвержденногоприказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

В случае выявления нарушений законодательства РФ по применению ККТ инспекторы составляют протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФп. 53регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Внимание: за невыдачу кассового чека или бланка строгой отчетности налоговая инспекция может оштрафовать:

  • руководителя организации – на сумму от 3000 до 4000 руб.;
  • кассира-операциониста – на сумму от 1500 до 2000 руб.;
  • организацию – на сумму от 30 000 до 40 000 руб.

Такие правила установлены в статьях 14.5 и 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.

На основании протокола будет оформлено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Это постановление организация (предприниматель) может обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде (п. 3 ч. 1ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).

Обжалование постановления о правонарушении

Срок и порядок обжалования должны быть указаны в самом постановлении по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Если организация (предприниматель) не согласна с действиями (бездействием) инспекторов или решением по проверке, она вправе их обжаловать в досудебном порядке (п. 66 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). Организация (предприниматель) может обратиться в региональное налоговое управление (УФНС России) (п. 67 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

Унифицированной формы жалобы законодательство не предусматривает, однако есть реквизиты, которые обязательно нужно указать:

  • наименование налогового ведомства, в которое направлена жалоба (либо фамилию, имя, отчество или должность соответствующего должностного лица);
  • наименование заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации жалобы;
  • суть жалобы;
  • подпись и дату.

При необходимости заявитель может приложить к жалобе документы (либо их копии) в подтверждение своих доводов.

Такой порядок предусмотрен пунктами 69 и 70 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет три месяца с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалобу должны рассмотреть в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 71 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н). В исключительных случаях этот срок могут продлить не более чем на 30 дней (п. 72 регламента, утвержденногоприказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н).

<…>

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки. Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях

Да, можно.

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88,абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

<…>

«Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.»

<…>

Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

<…>

Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

1. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

<…>

3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

<…>

5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка