Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники советуют перепроверить данные работников

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 ноября 2015 65 просмотров

Согласно аттестации рабочих мест и действующему коллективному договору, работник нашего предприятия имел компенсации за вредные условия труда при работе на специализированном автомобиле. Планируется приобретение нового автомобиля, в связи с чем, на данном рабочем месте будет проведена специальная оценка условий труда, просим разъяснить правомерно ли сохранение компенсационных выплат и дополнительных отпусков работнику, если по спец. оценке условия труда признаны нормальными и можно ли учитывать такие выплаты в составе расходов организации, при формировании налогооблагаемой базы налога на прибыль.Класс вредности результатами спец оценки не подтвержден, рабочее место новое, т.е. на этом автомобиле у работника ранее имевшего компенсации при работе на старом автомобиле (там была проведена аттестация рабочих мест), вредных условий нет. При этом в коллективном договоре указаны льготы (размер оплаты за вредные условия 4%, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя 36 часов) для конкретных категорий работников (водитель мусоровоза), т.е. профессия по коллективному договору попадает под категорию компенсационных, а по спец. оценке компенсации не положены. В то время как другие работники, по рабочим местам которых проведена аттестация рабочих мест, на аналогичной специальности (также водитель мусоровоза), будут иметь компенсации и сокращенную рабочую неделю.

Такие дополнительные выплаты нельзя считать нарушением трудового законодательства и условий коллективного договора. Сохранение компенсационных выплат и дополнительного отпуска работнику, для условий работы которого класс вредности не подтвержден результатами специальной оценки и соответствует нормальным условиям труда не ухудшает положение сотрудника, а, следовательно, не противоречит нормам ст.57, 146, 147 ТК РФ.

Однако, с точки зрения налогового законодательства такие компенсационные выплаты и суммы отпускных, выплаченных по дополнительным отпускам, нужно воспринимать, как выплаты, не установленные требованиями трудового законодательства.

Необоснованность учета таких выплат в составе расходов по налогу на прибыль подтверждают определение ВАС РФ от 14 февраля 2008 г. № 17260/07, письма Минфина России от 7 марта 2014 г. № 03-03-06/1/10060, Роструда от 20 марта 2008 г. № 1500-ТЗ, ФНС России от 6 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14453. В своей аргументации чиновники и судьи опираются на их несоответствие условиям ст. 252, 255 НК РФ. Причем, факт установления таких выплат коллективным договором и отнесение профессии данного сотрудника к категории компенсационных в этом смысле ничего не меняет, т.к. для учета таких выплат в составе затрат решающее значение имеет подтверждение класса вредности результатами спецоценки. При этом, отнести условия работы такого сотрудника к аналогичным тем, по которым класс вредности подтвержден, нельзя. Это не соответствует правилам ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Обоснование

Из рекомендации

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как провести специальную оценку условий труда

  • Пункт 1

<…>

Аналогичные рабочие места

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

<…>

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

<…>

Внеплановая специальная оценка условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

<…>

Оформление результатов

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Такой порядок предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Использование результатов оценки

Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Об этом говорится в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

<…>

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как рассчитать зарплату при вредных или опасных условиях труда

  • Пункт 2

Установление повышенного размера зарплаты

Сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны получать зарплату в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ).

Организация может оценить вредность и опасность условий труда (для целей установления повышенной оплаты) самостоятельно по результатам:

Правила повышения зарплаты

Устанавливая повышение зарплаты для сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях, организация должна руководствоваться следующими правилами.

1. Минимальный размер повышения оплаты труда сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

2. Конкретные размеры повышенной зарплаты зафиксируйте во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах с учетом мнения профсоюза (при его наличии в организации).

Так предусмотрено статьей 147 Трудового кодекса РФ.

Устанавливая конкретный размер повышения оплаты труда, можно руководствоваться (в части, не противоречащей действующему законодательству):

Применяя постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78, учтите, что абзац 1 пункта 2 этого документа признан не действующим с 28 марта 2013 г. (постановление Верховного суда РФ от 4 июня 2013 г. № АКПИ13-411). А это значит, что при решении вопроса о доплатах отраслевой перечень тяжелых и вредных работ принимать во внимание не нужно.

Иные компенсации

Кроме повышенной оплаты, указанным сотрудникам нужно устанавливать:

Таковы требования части 1 статьи 92, части 2 статьи 117 Трудового кодекса РФ.

При установлении иных компенсаций руководствуйтесь списком производств с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и инструкцией по его применению, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20 (в части, не противоречащей ТК РФ).

Ранее указанные список и инструкция были признаны недействующими как противоречащие Трудовому кодексу РФ (определение Верховного суда РФ от 4 апреля 2012 г. № АКПИ12-317, письмо Минздравсоцразвития России от 6 июля 2012 г. № 22-4-3551).

Однако определение Верховного суда РФ от 4 апреля 2012 г. № АКПИ12-317 в свою очередь было отменено определением Верховного суда РФ от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651.

Таким образом, поскольку указанные список и инструкция не отменены, они подлежат применению (в части, не противоречащей ТК РФ). Такой вывод следует из положений статьи 423 Трудового кодекса РФ и подтверждается Верховным судом РФ в определении от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651 и решении от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570, а также разъяснением Минтруда России от 13 февраля 2013 г.

Вредность и (или) опасность условий труда должны быть подтверждены результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т. п.).

<…>

Учет доплаты в составе расходов при налогообложении

Внимание: учесть повышенную зарплату, доплату и компенсации при расчете налога на прибыль и единого налога при упрощенке с объектом налогообложения «доходы за минусом расходов» можно, только если вредные или опасные условия труда подтверждены результатами специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест, проведенной до 2014 года. Это следует из пункта 1 статьи 252, статьи 255 и пункта 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Правильность данного подхода подтверждается в определении ВАС РФ от 14 февраля 2008 г. № 17260/07 и письмах Минфина России от 7 марта 2014 г. № 03-03-06/1/10060, Роструда от 20 марта 2008 г. № 1500-ТЗ, ФНС России от 6 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14453.

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Можно ли учесть при расчете налога на прибыль отпускные за дополнительный отпуск в связи с вредными или опасными условиями труда. Длительность такого отдыха превышает семь дней. Вредность условий труда определена по результатам спецоценки

  • Пункт 3

Да, можно.

Дело в том, что дополнительный отпуск сотрудников, занятых на вредном производстве, имеет свои особенности. Трудовым кодексом РФ установлена лишь минимальная продолжительность дополнительного отпуска для таких сотрудников – семь дней. Но это только нижняя граница. Для каждого конкретного сотрудника продолжительность дополнительного отпуска устанавливается индивидуально, учитывая результаты специальной оценки условий труда (ст. 117 ТК РФ).

Из этого следует, что верхняя граница продолжительности дополнительного отпуска за вредные условия труда законодательно не определена. Поэтому если отпуск более семи дней установлен на основании результатов специальной оценки условий труда и закреплен в трудовом договоре, то отпускные за такой отдых можно учесть в составе расходов на оплату труда согласно пункту 3 статьи 255 Налогового кодекса РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 8 мая 2014 г. № ГД-4-3/8858, согласованном с Минфином России.

Важная деталь: учесть расходы можно только по тем дополнительным отпускам, которые предоставлены в 2014 году и позднее. В более ранних периодах признавать подобные выплаты в расходах было нельзя.

В частности, минимальная продолжительность дополнительных отпусков была установлена не Трудовым кодексом, а постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870. При этом конкретную длительность дополнительного отпуска предписывалось определять по результатам аттестации рабочих мест, руководствуясь списком производств с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П–22.

Опираясь на эти нормы, специалисты Минфина России запрещали учитывать в расходах оплату дополнительных отпусков, которые организация предоставляла по своей инициативе сверх положенного. Об этом было письмо ведомства от 11 января 2013 г. № 03-03-06/1/3.

Теперь же, когда введена специальная оценка условий труда, а вместо недействующего постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 минимальную продолжительность дополнительного отпуска устанавливает статья 117 Трудового кодекса РФ, в Минфине России рассуждают иначе. Даже если дополнительный отпуск за вредные условия труда превышает семь дней, то отпускные можно в полном объеме учесть при налогообложении прибыли. Главное, чтобы вредность условий труда была подтверждена специальной оценкой.

Из рекомендации «Как учесть при налогообложении отпускные за дополнительный отпуск. Организация применяет общую систему налогообложения»

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка