Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сколько НДФЛ теперь удерживать с работника — новые примеры от ФНС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
5 ноября 2015 204 просмотра

У нас прошла выездная налоговая проверка, с актом проверки мы не согласны и подали жалобу в вышестоящую налоговую. Районная налоговая решение вышестоящей на нашу жалобу уже получила и выставила требование об уплате налога. Решение вышестоящей мы будем оспаривать в суде. Вопрос: какие действия необходимо сейчас предпринять, чтобы налоговая не выставила инкассовое по требованию на расчетный счет?

Чтобы оспорить решение налогового органа в судебном порядке, организации отводится три месяца с момента, когда она узнала или должна была узнать о нарушении своих прав обжалуемым решением (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). В соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса три месяца отсчитываются с момента, когда налогоплательщику стало известно о том, что обжалованное в апелляционном порядке решение вступило в силу. Другими словами, подать иск следует в течении трех месяцев со дня получения извещения о том, что УФНС оставило жалобу без удовлетворения.

При этом важно учесть, что обжалование решения налогового органа не приостанавливает исполнение данного решения автоматически, и потому налоговая инспекция выполняет все предусмотренные НК РФ действия, направленные на взыскание налогов и сборов, которые фактически парализуют деятельность организации на время арбитражного процесса. Оспорить применение обеспечительных мер удается крайне редко. До момента уплаты налога взыскивается пени за время просрочки уплаты.

Уплата штрафа по акту налоговой проверки может косвенно свидетельствовать о том, что налогоплательщик признал правильность доначисления налога и штрафа (т. е. признал правомерность претензий инспекции), однако их уплата не помешает оспорить решение инспекции в установленном порядке.

Таким образом, уплачивать штраф и доначисленный налог или нет – зависит от оснований привлечения к налоговой ответственности и вероятности успешного оспаривания решения инспекции. Если шансы оспорить решение невелики, несвоевременная уплата штрафа приведет к дополнительным расходам налогоплательщика, и наоборот, обладая серьезными аргументами, с высокой вероятностью добиться признания действий инспекции неправомерными, неуплата штрафа не приведет к каким-либо негативным последствиям для организации, и будет однозначно свидетельствовать о несогласии с действиями налоговых органов.

Обоснование

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Какие права и обязанности есть у налоговых органов

<…>

Обжалование действий инспекции

Если налоговая инспекция превышает свои полномочия или не выполняет своих обязанностей, то организация может обжаловать ее действия (бездействие):

  • в ФНС России или ее региональном управлении;
  • в арбитражном суде.

Об этом говорится в пункте 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ.

До 1 января 2014 года обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции в суде и вышестоящем налоговом органе можно одновременно (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ).

Решение налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности может быть обжаловано в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом ведомстве (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Ситуация: как обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, принятое по результатам проверки

Решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в УФНС России и в арбитражном суде. Причем в судебном порядке такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России). Жалоба на решение, которое еще не вступило в силу, называется апелляционной. Решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если организация пропустила этот срок, она вправе подать в УФНС России обычную (не апелляционную) жалобу. Такая жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 138, пунктах 1 и 2 статьи 139, пунктах 1 и 2статьи 139.1 Налогового кодекса РФ.

В обоих случаях документ следует составить в письменной форме и указать в нем информацию об инспекции, решение которой обжалуется, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе (апелляционной жалобе), а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.

Подать жалобу (апелляционную жалобу) нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.

Если организация прилагает к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее: например, в ходе налоговой проверки (п. 4 ст. 140 НК РФ).

УФНС России должно рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • отменить решение налоговой инспекции полностью или частично;
  • отменить решение налоговой инспекции полностью и вынести новое.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.*

О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России. Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Если организация обжалует решение налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или со дня, когда установленный срок рассмотрения жалобы истек (п. 3 ст. 138 НК РФч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать решение налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение;
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.*

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемое решение. Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.

Внимание: суд может отказать организации в удовлетворении иска, если решит, что досудебный порядок обжалования решения налоговой инспекции в УФНС России не соблюден.

В частности, такая ситуация возможна, когда организация подает апелляционную жалобу в УФНС России для частичной отмены решения налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде пытается оспорить решение налоговой инспекции в полном объеме. В данном случае суд может сделать вывод о несоблюдении организацией досудебного порядка обжалования и станет рассматривать только ту часть решения, которую организация обжаловала в УФНС России.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих указанную позицию (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 июля 2010 г. № Ф09-5472/10-С2, Западно-Сибирского округа от 6 августа 2010 г. № А75-7261/2009от 6 апреля 2010 г. № А27-12342/2009).

Вместе с тем, есть судебные решения, в которых суды занимают противоположную позицию. По их мнению, сам факт обжалования решения налоговой инспекции в региональном УФНС России свидетельствует о том, что досудебный порядок соблюден. При этом не имеет значения, обжаловано решение полностью или частично. Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2010 г. № А13-5979/2009от 15 апреля 2010 г. № А26-5099/2009

.

Ситуация: как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции

Действие или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении и в арбитражном суде.

Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении (УФНС России), так и в арбитражном суде. При этом организация вправе использовать оба варианта одновременно. Например, такие действия возможны, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.

Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2Налогового кодекса РФ.*

Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав.

УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
  • признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

Если организация обжалует действия, бездействие налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 138 НК РФч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать действия, бездействие налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав организации;
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.

Ситуация: в какой срок налоговая инспекция обязана исполнить судебное решение (постановление), если организация отстояла свою позицию в арбитражном суде

Налоговая инспекция обязана исполнять решения арбитражных судов после их вступления в законную силу (ч. 1 ст. 16 АПК РФ).

Сроки вступления решений арбитражных судов в силу установлены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Например:

  • если налоговая инспекция не подала (не успела подать) апелляционную жалобу, то решение арбитражного суда первой инстанции вступает в силу по истечении одного месяца со дня его принятия (ч. 1 ст. 180 АПК РФ);
  • постановление арбитражного суда апелляционной или кассационной инстанции вступает в силу в день принятия (ч. 1 ст. 180ч. 5 ст. 271ч. 5 ст. 289 АПК РФ);
  • решение (постановление) ВАС РФ вступает в силу в день принятия (ч. 2 ст. 180 АПК РФ).

Решения арбитражных судов, не связанные с возмещением из бюджета денежных средств, налоговая инспекция обязана исполнить в тот день, когда они были приняты. Такие решения вступают в силу немедленно (ч. 2 ст. 182 АПК РФ). Например, если суд отменил доначисление налогов в связи с нарушениями, выявленными в ходе камеральной проверки, то исключить оспоренные суммы из учетных данных налоговая инспекция обязана в тот же день, когда такое решение было принято (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 июля 2003 г. № 73).

Решения арбитражных судов, связанные с возмещением из бюджета денежных средств, вступают в силу через месяц (если они не менялись и не обжаловались) (ч. 1 ст. 180 АПК РФ). Если сразу после этого инспекция не исполнит решение суда добровольно, организация может получить в суде исполнительный лист и потребовать возмещения в порядке, предусмотренном Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. В некоторых случаях срок исполнения судебных решений прямо указан в Налоговом кодексе РФ. Например, зачесть излишне уплаченные налоги в счет недоимки инспекция обязана не позже чем через 10 рабочих дней после того, как соответствующее судебное решение вступило в силу (п. 5 ст. 78 НК РФ).

<…>

Из статьи журнала «Главбух» № 22, Октябрь 2011.

Как обжаловать решение инспекции по результатам налоговой проверки

Самое сложное: В ситуации, когда компания не подала вовремя апелляционную жалобу, возникает путаница с тем, как считать срок для подачи заявления в суд.
Будет проще, если: Вы не опоздаете подать апелляционную жалобу на решение ИФНС.

Налоговики провели проверку вашей компании — камеральную либо выездную. Обнаружив нарушения, инспекторы решили привлечь вашу организацию к ответственности. Либо просто доначислить налоги, а также пени. С решением вы не согласны и хотите его обжаловать. Однако обратиться в суд в такой ситуации можно только после того, как компания обжалует решение ИФНС в вышестоящей инстанции (п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ).

А что если по результатам проверки компании было отказано в возмещении НДС? Надо ли в такой ситуации соблюдать досудебный порядок урегулирования спора (то есть сначала обращаться к вышестоящим налоговикам)? До недавнего времени этот вопрос оставался спорным. Но вот Президиум ВАС РФ пришел к такому выводу: досудебный порядок, обжалуя решение об отказе в возмещении НДС, соблюдать необходимо (постановление Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. № 18421/10). Судьи сослались на пункт 3 статьи 176 Налогового кодекса РФ. То есть на то, что это решение налоговики выносят одновременно с одним из тех, о которых мы сказали в самом начале статьи.

Как обжаловать решение ИФНС по результатам налоговой проверки

* Существует неопределенность по вопросу о том, как считать трехмесячный срок, когда апелляционную жалобу компания не подавала.

Шаг №1. Рассчитайте срок для подачи апелляционной жалобы

Итак, по результатам проверки инспекторы вручили решение, с которым вы не согласны. Чтобы подать на него апелляционную жалобу, у вас есть 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1п. 9 ст. 101п. 2 ст. 101.2п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Этот срок нужно считать с того дня, когда инспекторы передали решение представителю вашей компании. Но здесь есть одна особенность. Налоговики могут направить решение по почте заказным письмом. Так поступать им разрешено, если решение нельзя вручить лично представителю компании. Однако налоговики часто отправляют решение почтой, даже если есть возможность передать документ лично. И в этом случае считается, что компания получила документ спустя шесть рабочих дней после того, как ей отправили заказное письмо. А та дата, когда фактически письмо пришло, значения не имеет.

Шаг №2. Составьте жалобу

Апелляционную жалобу составляют в письменной форме (п. 3 ст. 139 Налогового кодекса РФ). Никаких других требований к этому документу в Налоговом кодексе РФ нет.

В то же время Федеральная налоговая служба определила перечень сведений, которые рекомендуется отразить в апелляционной жалобе (информация ФНС России от 9 февраля 2011 года, см. врез ниже).

Сведения, которые нужно указать в жалобе

В жалобе в вышестоящий налоговый орган нужно привести:

1) наименование инспекции, в которую подаете жалобу;

2) персональные данные заявителя: наименование организации и ее адрес, а также адрес электронной почты и номер телефона, если они есть;

3) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

4) наименование инспекции, решение которой вы обжалуете;

5) требования со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

6) обстоятельства, на которых основаны доводы, и доказательства, их подтверждающие;

7) суммы оспариваемых требований в разрезе налога, вычета, в котором отказано, пеней, штрафов;

8) расчет оспариваемой денежной суммы;

9) перечень прилагаемых документов;

10) иные сведения, если они необходимы для своевременного рассмотрения дела;

11) ходатайства. В том числе об обстоятельствах, смягчающих или исключающих ответственность.

В жалобе можно указать все те возражения, которые вы уже заявляли по акту проверки (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Если есть какие-то разъяснения Минфина или ФНС России по спорному вопросу, то обязательно сошлитесь на них.

А если вы нашли какие-то судебные акты, которые подтверждают вашу точку зрения, то приведите и их реквизиты. Но желательно, чтобы это были решения, определения, постановления судов вашего региона, округа или ВАС РФ.

Укажите в документе, в какой части вы просите отменить решение — полностью или частично. И по каждому основанию приведите соответствующие доводы.

Допустим, в апелляционной жалобе вы просите признать решение ИФНС недействительным полностью. Но привели свои доводы не по всем эпизодам. Конечно, позже вы можете дозаявить свои возражения в суде (постановление Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2011 г. № 16240/10).

Однако лучше привести доводы по всем оспариваемым пунктам решения сразу. Во-первых, для того, чтобы вышестоящая инстанция могла их оценить. Во-вторых, это поможет избежать дополнительных проблем при обжаловании в суде.

Кроме того, в жалобе можно заявить ходатайства. Допустим, у вашей компании есть обстоятельства, смягчающие или исключающие ответственность. А инспекция их не учла, когда выносила решение.

Шаг №3. Направьте апелляционную жалобу в свою инспекцию

Апелляционную жалобу подайте в ту инспекцию, которая вынесла решение. Затем в течение трех рабочих дней налоговики обязаны направить жалобу вместе со всеми материалами в вышестоящую инстанцию. Как правило, это УФНС. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ.

Сразу в вышестоящую инстанцию апелляционную жалобу направлять нельзя. Иначе вы нарушите общий порядок ее подачи.

Кстати, апелляционную жалобу можно отправить по почте. В этом случае днем, когда вы ее представили, считается дата высылки почтового отправления (например, письма, бандероли и т. д.) с описью вложения (письмо Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350).

Почему важно подать апелляционную жалобу

— Если вы не подали в 10-дневный срок апелляционную жалобу, то решение вступит в законную силу. Но и в этом случае вы вправе обжаловать решение ИФНС в вышестоящей инстанции. Заявление можно подать в течение одного года с момента, когда ИФНС вынесла решение (см. схему выше. — Примеч. ред.). По вашему ходатайству УФНС вправе приостановить его исполнение.

При этом неясно, как считать трехмесячный срок для того, чтобы обратиться в суд.

Есть решения судей, из которых следует такой вывод: три месяца нужно исчислять с момента, когда истек срок для рассмотрения жалобы вышестоящей инстанцией. Однако есть и другая точка зрения — трехмесячный срок нужно отсчитывать с момента, когда вам стало известно о том, что решение вступило в силу. Окончательную ясность в этот вопрос должен внести ВАС РФ: сейчас как раз готовится постановление Пленума ВАС РФ, в котором судьи планируют осветить этот момент.*

Шаг №4. На решение, которое вступило в силу, подайте заявление в суд

В УФНС должны принять решение по вашей жалобе в течение одного месяца с того дня, как получили ее. Этот срок может быть продлен не более чем на 15 дней, чтобы получить документы или информацию у нижестоящей инспекции. О принятом решении налоговики должны сообщить вам в течение трех дней (п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ).

Рассмотрев жалобу, управление ФНС вправе полностью отменить решение и прекратить производство по делу. Но инспекторы также могут оставить документ без изменения. Тогда решение вступит в силу с той даты, когда его утвердила вышестоящая инстанция. УФНС может также отменить или изменить решение частично. И составить новый документ. Он вступает в силу с даты, когда принято соответствующее решение, с учетом внесенных изменений (п. 2 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ).

Решение, которое вы безуспешно пытались обжаловать в вышестоящей инспекции, можно оспорить в суде. Срок для обращения в суд — три месяца (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ). А исчислять его нужно с того дня, когда вам стало известно о том, что решение ИФНС вступило в силу.*

Можно ли обратиться в суд, если вы не получили от УФНС в срок никакого ответа на апелляционную жалобу? Судьи считают, что вы вправе это сделать (постановление ФАС Московского округа от 27 мая 2010 г. № КА-А41/5186-10 по делу № А41-25652/09).

Из статьи журнала «Юрист компании»№ 7, июль 2009

Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры

<…>

Порядок апелляционного обжалования

Апелляционная жалоба на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности адресуется вышестоящему налоговому органу. Но подавать ее необходимо в ту же инспекцию, которая вынесла решение. Она сама передает жалобу адресату (п. 3 ст. 139 НК РФ). На практике, если компания отправила жалобу непосредственно в вышестоящий налоговый орган, ее возвращают обратно без рассмотрения, хотя напрямую Налоговым кодексом это не предусмотрено. В результате такой «технической» ошибки налогоплательщик может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.*

Движение жалобы и рассмотрение ее доводов для налогоплательщика абсолютно непрозрачны. Участие компании в урегулировании спора заканчивается сразу же после подачи жалобы. Налоговый кодекс даже не требует от инспекций извещать компанию о дне рассмотрения жалобы. Налогоплательщику должны только письменно сообщить об итогах обжалования (п. 3 ст. 140 НК РФ). Но это не значит, что компании нужно пассивно дожидаться итогов жалобы. Как будет показано ниже, в некоторых случаях это может лишить налогоплательщика шанса на судебную отмену обжалуемого решения.

Итоги апелляционного обжалования

Согласно пункту 2 статьи 140 Налогового кодекса, вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу без удовлетворения, а обжалуемое решение – без изменения. В таком случае у компании появляется право обратиться в суд. Вышестоящий налоговый орган может отменить обжалуемое решение (это самый удачный вариант, но и самый редкий на практике). Наконец, он может отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение. В последнем случае новое или измененное решение вступает в силу в день вынесения решения по жалобе. В такой ситуации возникает вопрос, как поступить, если новое решение, вынесенное вышестоящим налоговым органом, окажется не в пользу налогоплательщика. Его можно обжаловать сразу в суд или в этом случае административный порядок обжалования тоже обязателен? В Налоговом кодексе прямого ответа на этот вопрос нет, а арбитражная практика еще не сложилась. Большинство специалистов по налоговому праву склоняются к тому, что повторное административное обжалование не требуется. Новое решение вышестоящего налогового органа можно сразу оспаривать в суде. Дело в том, что это решение уже само по себе является результатом рассмотрения жалобы, то есть досудебная процедура соблюдена.

В любом случае на рассмотрение жалобы и принятие решения по ней налоговому органу отводится один месяц со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). Этот срок может быть продлен максимум на 15 дней. Однако реальный срок вынесения решения по жалобе

зачастую затягивается (есть случаи, когда компании ждут итогов по 6–12 месяцев).

Срок для обращения в суд

При затягивании сроков рассмотрения жалобы компании важно не пропустить момент для обращения в суд. На это отводится три месяца с момента, когда компания узнала или должна была узнать о нарушении своих прав обжалуемым решением (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). В соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса три месяца отсчитываются с момента, когда налогоплательщику стало известно о том, что обжалованное в апелляционном порядке решение вступило в силу. Другими словами, со дня получения извещения о том, что жалоба оставлена без удовлетворения.

Но этот порядок действует только при условии, что налоговый орган принял решение по апелляционной жалобе в установленные сроки. Если рассмотрение жалобы затянулось, то трехмесячный срок отсчитывается с того момента, когда налоговый орган должен был вынести решение по жалобе (даже если на самом деле такого решения еще нет). А именно по истечении месяца со дня, когда налоговый орган получил апелляционную жалобу компании. Такова позиция Президиума Высшего арбитражного суда (постановление от 20.11.07 № 8815/07), и она до сих пор остается актуальной. Поэтому налогоплательщик может обратиться в суд, не дожидаясь итогов обжалования, в течение трех месяцев после того, как истек срок на вынесение налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если компания предпочитает дождаться решения по жалобе, то при подаче заявления в суд необходимо также заявить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Это возможно при наличии уважительных причин (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Практика показывает, что суды признают уважительной причиной затянувшийся процесс административного обжалования (например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.08 по делу № А40-16101/08-118-65, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.04 по делу № А56-8471/04).

ВОПРОС В ТЕМУ

Какие решения налогового органа можно сразу оспаривать в суде?

В частности, это решения об отказе в возмещении НДС; о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика, о приостановлении операций по банковским счетам, об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога и т.д.

Срок обжалования решений, вступивших в силу

Срок на подачу жалобы в неапелляционном порядке – один год со дня вынесения решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако если жалоба – это только ступень перед арбитражным процессом (то есть компания ожидает отрицательного результата обжалования и планирует дальше защищать свои права в суде), то реальный срок для обращения в вышестоящий налоговый орган гораздо меньше.

Дело в том, что в этом случае срок для обращения в суд тоже три месяца со дня, когда компании стало известно о вступлении решения в законную силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Учитывая, что апелляционного обжалования не было, трехмесячный срок отсчитывается с 11-го дня после получения решения на руки (п. 9 ст. 101 НК РФ). Три месяца включают в себя не только подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган, но и месяц ожидания ответа (срок для принятия решения в этом случае такой же, как при апелляционном обжаловании – п. 3 ст. 140 НК РФ). Если через месяц итогов жалобы нет либо получен отрицательный ответ, налогоплательщик получает право подать заявление в суд.

Чтобы уложиться в вышеназванные сроки и не потерять право на судебную защиту, надежнее представлять жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение полутора месяцев после вступления решения в силу.

Благодарим за помощь, оказанную в подготовке статьи, Елену Паневину, юриста юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Куда подавать жалобу

Согласно пункту 1 статьи 139 Налогового кодекса, жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган.

Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС России по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС России (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС России соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).

Если решение принято управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС России.

Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС России (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС России (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

<…>

Ксения Ткаченко,

эксперт журнал «Юрист компании»

Из книги «Порядок проведения налоговой проверки и оспаривания решений»

НЕ ОТСТУПАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПРОВЕРКАХ

<…>

Порядок оспаривания действий и решений налоговых инспекторов

На практике имеется два варианта обжалования в зависимости от того, что именно намерен обжаловать налогоплательщик.

Если обжалуется не вступившее в силу решение о привлечении к налоговой ответственности (и об отказе в таковом), то применяется особая процедура, в которой досудебное обжалование обязательно предшествует обращению в суд.

В общем виде, согласно статье 101.2 НК РФ, порядок действий таков:

  • апелляция в вышестоящий налоговый орган (срок – 10 дней с получения оспариваемого решения);
  • если апелляция не оправдала ожиданий, следует обращение с иском в суд.

Если решение уже вступило в силу, то на обращение с жалобой в вышестоящий орган есть один год. Все прочие решения налогового органа, а также противоправные действия и бездействие сотрудников налоговых органов обжалуются по выбору налогоплательщика в вышестоящий орган (или вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд (срок – три месяца со дня издания оспариваемого ненормативного акта или с момента, когда были нарушены права). При этом обращения могут направляться в любом порядке, одновременно и последовательно. Например, после неудачного обжалования в вышестоящем органе и в суде можно отдельно попытаться обжаловать решение вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе в суд как еще одно неправомерное решение, нарушающее права налогоплательщика.

До принятия постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды» оспаривание решений налоговых органов было упешным для налогоплательщиков в 75 процентах случаев. В результате ужесточения политики государства в области налогового администрирования применение вышеуказанного постановления в арбитражных судах изменило ситуацию, практически поменяв стороны местами – сегодня свыше 60 процентов оспариваемых по налоговым решениям сумм суды обязывают налогоплательщиков перечислять в бюджет.

Например, если до 2006 года для подтверждения расходов на услуги по предоставлению во временное пользование рабочего персонала (аутстаффинг) налогоплательщики могли обойтись договором, актом приемки и платежным документом, то уже в 2009 году такая схема ухода от налогов была описана в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.09 № 12418/08. Судьи указали явные признаки такой схемы: взаимозависимость сторон сделки, общий адрес, переход работников от заказчика к исполнителю, а также отсутствие иных заказчиков у фирмы, предоставляющей персонал, и применение ею УСН (в то время позволяло сократить расходы на ЕСН). В такой ситуации единственной целью заключения договора аренды персонала могло быть только получение необоснованной налоговой выгоды.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.09 № А33-15680/08-Ф02-2137/09 суд отказал налогоплательщику в признании расходов и поддержал позицию налогового органа, в частности потому, что система расчетов за поставленный товар не имела экономического смысла. Расчеты производились с целью создания видимости движения товара. Денежные средства, которые поступали на счет, обналичивались через банкомат руководителем контрагента, отрицавшим какие-либо связи с налогоплательщиком. Причем этот счет был открыт на короткий срок и в иных целях не использовался.

На этом примере видно, что налоговые органы стали более тщательно отслеживать и анализировать направления финансовых потоков, что дает им существенные возможности для выявления налоговых правонарушений.

Сегодняшняя судебная практика принимает порой обратное направление, когда чаша судейских весов склоняется на сторону налогоплательщиков. Например, постановлением ФАС Московского округа от 16.03.12 № А41-21175/11 решение налогового органа было отменено. В ходе проверки инспекторы посчитали, что представленные налогоплательщиком в подтверждение расходов и вычетов документы содержат недостоверные сведения, не подтверждают реальности хозяйственных операций и подписаны неустановленными лицами.

Однако суд с этим не согласился, поскольку представленные налогоплательщиком документы подтверждают реальность хозяйственных операций, расходы являются обоснованными и документально подтвержденными, налогоплательщик проявил должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов, и получение необоснованной налоговой выгоды налоговым органом не было доказано.

При формальной позиции налогоплательщика и налогового органа арбитражный суд чаще всего принимает сторону последнего. Одних правильно оформленных документов сегодня уже недостаточно для подтверждения своих прав на получение вычетов, применение льгот и успешного прохождения налоговой проверки, поскольку инспекторы обращают внимание на все косвенные признаки реальности заключенной сделки. Например, есть ли у подрядчика достаточные ресурсы (трудовые, технические, материальные), возможно ли силами имеющегося автопарка перевезти указанные в документах грузы на те расстояния и в те сроки, которые стоят в договоре и товаросопроводительной документации и т.п. А если выяснится, что в цепочке поставщиков кто-то один злостно не платит налоги, то отбиться от обвинений в неуплате налогов и его партнерами оказывается непросто. Поэтому налогоплательщику необходимо самостоятельно осуществлять сбор доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность сделок, добросовестность в отношениях с поставщиками, фактический характер взаимоотношений с контрагентами.

Обжалование решения налогового органа – комплексная задача, при ее решении необходимо учитывать и обходить целый ряд проблем, которые возникают при оспаривании решения налогового органа в суде.

Обжалование решения налогового органа не приостанавливает исполнение данного решения автоматически, и потому налоговая инспекция выполняет все предусмотренные НК РФ действия, направленные на взыскание налогов и сборов, которые фактически парализуют деятельность организации на время арбитражного процесса. Оспорить применение обеспечительных мер удается крайне редко.*

Юристы налоговых органов в обязательном порядке обжалуют решения, вынесенные арбитражными судами первой инстанции в пользу налогоплательщика. И зачастую успешно. Более того, обжалуются и решения арбитражных судов апелляционной инстанции, вынесенные в пользу налогоплательщика. Нередки случаи, когда налогоплательщик успешно проходит суды первой и второй инстанций, после чего кассационная коллегия отменяет первоначальное решение и поворачивает вопрос в пользу налогового органа. В наиболее тяжелом случае дело может быть отправлено на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, что на деле означает повторное рассмотрение дела от начала и д?? конца по всем инстанциям. На полный круг уходят годы.

Если по результатам проверки будет выявлена неуплата налогов на сумму свыше 2 млн рублей, копии материалов проверки отсылают в правоохранительные органы, даже если решение налогового органа в это время обжалуется в арбитражном суде.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка