Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Юридические расходы: когда безопасно списывать

Подписка
Срочно заберите все!
№24
6 ноября 2015 71 просмотр

Может ли человек не работающий в организации расписываться на товаросопроводительных документах (ТОРГ-12 от поставщиков) в графе груз принял, получает товар по доверенности формы М-2? Какие налоговые последствия могут возникнуть?

По общему правилу товар по доверенности за организацию получить может не только её сотрудник, но и иное физические лицо (например, водитель организации – перевозчика). В таком случае более правильным на физ. лицо оформить доверенность не по унифицированной форме М-2 (так как данная доверенность может быть выдана только сотруднику), а по самостоятельно разработанной форме с обязательными реквизитами первичного документа. Право подписи первичных документов устанавливает руководитель организации приказом или соответствующей доверенностью. При этом право подписи может быть передано в том числе и не сотруднику организации. Следовательно, на основании соответствующим образом оформленной доверенности физ. лицо – не сотрудник организации вправе получать товар за организацию и расписываться в накладной в его поучении.

Обоснование

1. Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организовать документооборот в бухгалтерии


<…>

Подписи в документах

Все первичные документы составляйте при совершении операции (сделки, события). А если это невозможно – непосредственно после окончания операции (сделки, события). Ответственность за оформление несут сотрудники, которые подписали первичный документ.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Перечень сотрудников, имеющих право подписи первичных документов, может утвердить руководитель организации своим приказом.

Вместе с тем, порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, регулируется, в частности, указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У и Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П.

В любом случае первичный документ должен быть подписан таким образом, чтобы можно было идентифицировать тех, кто его подписал (лиц, ответственных за оформление операции). То есть подписи в документе в обязательном порядке должны быть расшифрованы.

Это следует из части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмом Минфина России от 10 сентября 2013 г. № 07-01-06/37273.

Допустим, организация, которая не является малым (средним) предприятием, заключила договор со сторонним исполнителем об оказании услуг по ведению бухучета. Кто должен подписывать первичные документы за главного бухгалтера в таком случае?

Руководитель сам должен назначить перечень людей, которые имеют право подписывать первичные учетные документы (п. 14 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34нинформация Минфина России № ПЗ-10/2012). Это могут быть сотрудники организации (кассир, менеджер и т. д.), а также представители сторонней организации, которая ведет бухучет.

Право подписи банковских документов можно передать штатным сотрудникам, а также лицам, оказывающим услуги по ведению бухучета (п. 7.5 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И). Таким образом, в банковских документах помимо руководителя организации может расписываться сотрудник организации или руководитель сторонней организации, которая ведет учет.

При этом руководитель организации сам не может ставить подписи за главного бухгалтера. Дело в том, что, поскольку организация не является малым (средним) предприятием, руководитель не может принять ведение бухучета на себя. Данный вывод следует из части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

<…>

2. Из статьиДоверенность на получение товаров можно выдать любому

Газеты «Учет. Налоги. Право» № 7, февраль 2014

«…Хотим выдать доверенность на получение товаров водителю грузовой компании, которая доставляет груз. Водитель у нас не работает. Вправе ли мы оформить такую доверенность?..»

— Из письма главного бухгалтера Людмилы Горшениной, г. Энгельс Саратовской обл.

Людмила, все зависит от того, какую доверенность выдает ваша компания.

Требование о том, что доверенность на получение товаров можно выдать только штатному работнику, установлено в постановлении Госкомстата России от 30.10.97 № 71а. Если ваша компания применяет эту унифицированную форму, то безопаснее не нарушать правила. Это убережет от возможных претензий инспекторов на проверке.

В то же время с 1 января 2013 года унифицированные формы первички компании вправе не применять (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ). Поэтому можно разработать свою форму доверенности. Ее ваша компания сможет без риска выдавать как работникам, так и другим «физикам». Ведь на этот счет никаких ограничений нет.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка