Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О подвохах в пособиях и компенсациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
9 ноября 2015 100 просмотров

Предприятие намерено открыть представительство в другом регионе РФ.- Каков порядок действий при этом?- Какую форму уведомления нужно заполнить?- Что отразить в учетной политике бухгалтерской и налоговой?- Кого (ПФ, ФСС и др.) следует уведомить о создании представительства?- Существует ли возможность подачи документов в электронном виде?

Для регистрации изменений, вносимых в устав при создании представительства предусмотрен особый порядок. Общее собрание участников принимает решение о создании филиала (представительства) и внесении соответствующих изменений в устав (ст. 5 Закона об ООО). Подготавливается новая редакция устава (или изменения как отдельный документ). Однако госрегистрация проводится в форме уведомления регистрирующего органа в соответствии со статьей 19 Закона о государственной регистрации.

В налоговые органы представляются следующие документы:

Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) представляется в двух оригинальных экземплярах.

Госпошлину при этом платить не нужно.

Регистрирующий орган в течение пяти дней вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации). Компания получает на руки (или по почте):

Заявителем при регистрации изменений в учредительные документы может выступить руководитель или другой представитель организации, которому уставом разрешено действовать без доверенности (подп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗп. 2Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

С 1 сентября 2014 года в компании может быть несколько директоров. Полномочия по подаче документов в налоговую инспекцию могут быть возложены на кого-то из них на основании устава или иного внутреннего документа общества.

Заявитель подписывает заявление (уведомление). Подлинность подписи нужно засвидетельствовать у нотариуса (п. 1.2 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Порядок государственной регистрации изменений подробно описан в статье 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ и Административном регламенте, утвержденном приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

В законодательстве не закреплено, в какие сроки необходимо подать документы в налоговую инспекцию с того момента, как принято решение внести изменения в устав. Исключение – ситуация, когда меняется размер уставного капитала. Тут сроки следующие:

Это следует из положений пункта 5 статьи 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ и статей 17–23Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Однако в интересах организации зарегистрировать изменения как можно скорее. Ведь для третьих лиц новые положения будут действовать только с момента их госрегистрации.

Датой представления документов считается день их получения налоговой инспекцией (п. 2 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Если заявитель лично представляет документы, в этот же день ему выдают расписку об их получении.

Если документы направить по почте, то расписку так же вышлют на адрес организации письмом не позднее следующего дня после их получения.

Если документы представить в электронной форме, то расписку так же через Интернет отправят организации не позднее следующего дня после их получения.

Это следует из положений пункта 3 статьи 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Решение о госрегистрации изменений или об отказе в регистрации налоговая инспекция должна принять в срок не более пяти рабочих дней с момента подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании доверенности (п. 3 ст. 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗписьмо ФНС России от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151).

<…>

Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

Как открыть представительство ООО

По умолчанию вопрос об открытии представительства относится к компетенции общего собрания участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). Однако возможны случаи, когда решение об открытии представительства уполномочен принимать иной орган управления общества.

Так, решение об открытии представительства принимает совет директоров (наблюдательный совет), если:

Решение об открытии представительства единолично принимает участник ООО, если выполняются два условия:

Как открыть представительство по решению общего собрания участников ООО

Чтобы открыть представительство в обществе, где решение об открытии этого обособленного подразделения принимает общее собрание участников, необходимо совершить следующие действия.

Во-первых, принять решение о проведении общего собрания участников (очередного или внеочередного) по вопросу об открытии представительства.

Созвать очередное собрание, включив в его повестку дня вопрос об открытии представительства, можно только в сроки, предусмотренные уставом (ст. 34 Закона об ООО).

Если открыть представительство нужно в максимально короткий срок, то имеет смысл провести внеочередное собрание. Такое собрание созывает исполнительный орган общества (генеральный директор или правление) по собственной инициативе либо по требованию (п. 2 ст. 35 Закона об ООО):

Во-вторых, разработать проект Положения о представительстве. По закону представительство действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Такое положение нужно утвердить на общем собрании участников, рассматривающем вопрос об открытии представительства (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение собранию. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва собрания.

В-третьих, подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом представительстве (п. 5 ст. 5 Закона об ООО). Вместо проекта новой редакции устава можно подготовить проект изменений (дополнений), связанных с открытием представительства, в виде отдельного документа – приложения к уставу. Однако предпочтительнее отразить изменения именно в проекте новой редакции устава, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах.

Проект новой редакции устава подготавливает юрист общества, опираясь на сведения, содержащиеся в проекте Положения о представительстве. Какую именно информацию о представительстве необходимо отразить в уставе ООО, закон не предусматривает. Юристу имеет смысл включить в проект устава новый пункт (раздел), содержащий:

<…>

В-четвертых, провести общее собрание участников (очередное либо внеочередное), на котором нужно принять решения по следующим вопросам:

Решения по вопросам об открытии представительства и утверждении устава в новой редакции принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (п. 1 ст. 5п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Для утверждения Положения о представительстве достаточно простого большинства голосов участников, то есть более 50 процентов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Внимание! Устав ООО может предусматривать необходимость большего числа голосов для принятия решений по вопросам, связанным с открытием представительства

В уставе может быть закреплено, что для принятия решений по вопросам (вопросу), связанным с открытием представительства, требуется большее число голосов по сравнению с тем числом, которое предусмотрено в законе. Например, устав может предусматривать, что решение об утверждении Положения о представительстве будет считаться принятым тогда, когда за него проголосуют участники, обладающие в совокупности 60 (а не 50) процентами голосов от общего числа голосов.

Если устав содержит подобные требования, их необходимо соблюсти. В противном случае (т. е. при отсутствии нужного числа голосов) решения не будут иметь силы, причем независимо от их обжалования в суде (п. 6 ст. 43 Закона об ООО).

Результаты общего собрания участников необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).

В-пятых, уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с открытием представительства. Срок, в течение которого это необходимо сделать, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).

Должно ли ООО встать на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства

Да, должно, но никакие дополнительные действия совершать для этого не нужно.

По закону постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения об открытии представительства в ЕГРЮЛ вносит налоговая инспекция, которую общество уведомило об изменениях в уставе. Эта же инспекция должна проследить за тем, чтобы ООО было поставлено на учет в инспекцию по месту нахождения представительства.

<…>

В-шестых, назначить руководителя (директора) представительства и выдать ему доверенность.

Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора представительства, должен быть указан в Положении о представительстве и (или) уставе ООО. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора представительства. А именно:

Однако в уставе (Положении о представительстве) может быть предусмотрено, что решение об избрании директора представительства принимает общее собрание участников, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (избранным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.

Директор представительства действует от имени ООО на основании доверенности (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ОООп. 129 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Текст такой доверенности составляет юрист общества, подписывает документ генеральный директор.

При составлении доверенности необходимо:

В-седьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:

  • уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Форма уведомления № Р13002 (подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации));

    Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) представляется в двух оригинальных экземплярах. Госпошлину при этом платить не нужно. Срок, в течение которого регистрируются изменения устава, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).

    При этом если (одновременно):

    Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);

    • решение (протокол) о внесении изменений в учредительные документы;
    • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.

      Организации следует встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства (уведомить ПФР и ФСС).

      При этом существует возможность подачи документов в электронном виде (при наличии усиленной электронной подписи заявителя и специального программного обеспечения).

      В этом случае расписку о получении документов ИФНС отправит организации так же через Интернет не позднее следующего дня после их получения (пункта 3 статьи 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Решение о госрегистрации изменений или об отказе в регистрации налоговая инспекция должна принять в срок не более пяти рабочих дней с момента подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

      Менять или дополнять учетную политику при открытии представительства не нужно, если только оно не начинает вести новый для организации вид деятельности – тогда учетную политику нужно дополнить.

      Меняется учетная политика только в двух случаях - если меняется ранее выбранный метод учета, или законодательство о налогах и сборах. Собственную учетную политику для целей налогообложения представительство формировать не вправе. На его деятельность распространяются общие положения учетной политики организации (поскольку представительство не признается отдельным юридическим лицом (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

      Обоснование

      Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

      В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделать

      <…>

      Филиал или представительство

      Организация должна состоять на учете в налоговой инспекции отдельно по каждому своему филиалу или представительству. Чтобы поставить на учет филиал или представительство, документы подавайте в инспекцию по местонахождению организации.

      Какие документы подать в инспекцию

      В инспекцию подайте следующие документы:
      – уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Информацию о созданном филиале (представительстве) отразите в листе А уведомления;
      – решение о внесении изменений в учредительные документы (в связи с созданием филиала или представительства);
      – изменения, вносимые в учредительные документы, либо учредительные документы в новой редакции (в двух экземплярах).

      Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

      Как быстро зарегистрируют филиал или представительство

      Инспекция обязана зарегистрировать филиал (представительство) в течение пяти рабочих дней с той даты, когда она получила от организации полный набор документов. В тот же срок инспекция вносит запись о регистрации в ЕГРЮЛ и отправляет организации письменное уведомление о внесении записи в реестр. Это следует из пункта 2 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

      Одновременно с регистрацией инспекция поставит филиал (представительство) на налоговый учет и выдаст уведомление. Об этом сказано в пункте 3 статьи 83 и пункте 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ.

      <…>

      Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
      Как внести изменения в устав ООО

      <…>

      Особый порядок предусмотрен для регистрации изменений, вносимых в устав при создании филиала или представительства.

      Общее собрание участников принимает решение о создании филиала (представительства) и внесении соответствующих изменений в устав (ст. 5 Закона об ООО). Подготавливается новая редакция устава (или изменения как отдельный документ).

      Однако госрегистрация проводится в форме уведомления регистрирующего органа в соответствии со статьей 19Закона о государственной регистрации.

      В налоговые органы представляются следующие документы:

    • решение (протокол) о внесении изменений в учредительные документы;
    • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.
    • лист записи ЕГРЮЛ;
    • устав (изменения как отдельный документ) с отметкой налогового органа.
    • не более месяца – при его увеличении;
    • не более трех рабочих дней – при его уменьшении.
    • общество состоит из одного участника (ст. 39 Закона об ООО);
    • в обществе не образован совет директоров (наблюдательный совет) либо, если такой орган создан, к его компетенции не относится вопрос об открытии представительств (п. 2подп. 7 п. 2.1ст. 32 Закона об ООО).
    • совета директоров (наблюдательного совета);
    • ревизионной комиссии (ревизора);
    • аудитора;
    • участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.
    • указание на то, что в обществе открыто представительство (при этом пункт действующей редакции устава об отсутствии у общества представительств необходимо исключить);
    • сведения о наименовании, месте нахождения, функциях, об организационной структуре представительства. Фактически в проекте устава нужно продублировать основную информацию, указанную в проекте Положения о представительстве.
    • об открытии представительства;
    • об утверждении Положения о представительстве;
    • об утверждении устава общества в новой редакции (о внесении в устав ООО изменений, связанных с открытием представительства).
    • подписывает трудовой договор (ст. 5767 ТК РФ);
    • издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
    • проследить за тем, чтобы действия, которые директор представительства будет совершать от имени ООО, соответствовали полномочиям директора, перечисленным в Положении о представительстве;
    • по возможности наиболее детально определить круг этих действий. Например, указать, какие именно договоры директор представительства вправе подписывать от имени ООО. Такая конкретизация будет ограничивать самостоятельность руководителя представительства и позволит избежать нежелательных для общества последствий (к примеру, отчуждения недвижимого имущества третьим лицам).
  • представительство имеет отдельный баланс;
  • представительство имеет отдельный расчетный счет;
  • представительство самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Обоснование

Такие правила установлены:

  • в пункте 2 части 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон об обязательном социальном страховании);
  • в пункте 12 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (далее – Порядок регистрации в Пенсионном фонде РФ), утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п;
  • в подпункте 1 пункта 2 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц (далее – Порядок регистрации в ФСС России), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н.

<…>

Как составить Положение о представительстве ООО

Закон не предусматривает, какие сведения должно содержать Положение о представительстве. Если в обществе есть документ, регулирующий порядок создания представительства (например,Положение о территориальных филиалах и представительствах), юристу необходимо руководствоваться предписаниями такого документа. Если этот документ отсутствует или не достаточно четко регулирует процедуру открытия представительства, в Положении о представительстве имеет смысл указать следующую информацию.

1. Наименование и место нахождения представительства.

2. Цель открытия представительства и его функции.

Если представительство будет представлять все интересы общества (например, совершать любые сделки от лица ООО), то в положение достаточно включить следующий пункт: «Представительство представляет интересы Общества и осуществляет их защиту».

Если представительство открывают с какой-либо конкретной целью (например, только для заключения договоров купли-продажи с покупателями), то в положении нужно указать ограниченный (исчерпывающий) перечень функций представительства. Такое ограничение может потребоваться, например, для того, чтобы обезопасить общество от сделок, совершенных недобросовестным руководством представительства с нарушением интересов самой организации.

Пример того, как в Положении о представительстве ООО перечислить конкретные функции представительства

«Представительство представляет интересы Общества на территории Брянской области путем заключения от лица Общества договоров, направленных на реализацию его продукции».

3. Сведения об организационной структуре представительства и порядке взаимодействия органов представительства с органами общества. Как правило, в Положении о представительстве прописывают основы внутреннего управления представительством (включая решение кадровых вопросов), порядок осуществления бухгалтерского учета и отчетности, вопросы контроля за деятельностью представительства.

Особое внимание имеет смысл уделить урегулированию статуса руководителя (директора) представительства. Так, закон устанавливает, что руководитель представительства назначается обществом и действует на основании доверенности, выданной обществом (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Вместе с тем, порядок назначения директора представительства и его полномочия в законе не конкретизированы. Следовательно, эти вопросы нужно урегулировать в Положении о представительстве. В положении также стоит указать, установлены ли для директора ограничения на совершение конкретных сделок (например, запрет на совершение сделок по отчуждению недвижимости, закрепленной за представительством; обязательное согласие генерального директора на заключение договоров аренды оборудования и т. д.).

Пример того, какую информацию о директоре представительства можно отразить в Положении о представительстве ООО

«Представительство возглавляет директор, назначаемый генеральным директором Общества и действующий на основании доверенности.

Директор Представительства:

  • осуществляет текущее руководство деятельностью Представительства;
  • представляет интересы Общества в отношениях с государственными и муниципальными органами, организациями и гражданами;
  • осуществляет защиту интересов Общества в пределах полномочий, предусмотренных доверенностью;
  • издает приказы и дает указания, обязательные для сотрудников Представительства;
  • обеспечивает надлежащее исполнение решений органов Общества, принятых в отношении Представительства.

Директор Представительства не вправе совершать сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества, закрепленного за Представительством».

Впрочем, детально регулировать перечень полномочий и ограничений в положении не обязательно. Достаточно указать лишь общие функции директора представительства. Конкретный объем полномочий прописывают в доверенности, на основании которой действует директор. Если директор совершит сделку с превышением таких полномочий и ООО не одобрит ее, сделка будет считаться заключенной от имени и в интересах самого руководителя представительства, а не юридического лица (п. 1 ст. 183 ГК РФ).

4. Сведения об имуществе представительства. Нужно включить пункт о том, каким имуществом общество наделяет представительство (подробно состав имущества указывать не обязательно), а также определить, на каком балансе имущество будет учитываться – на отдельном или на балансе ООО. Кроме того, имеет смысл конкретизировать, будет представительство иметь свой расчетный счет или все расчеты будут осуществляться через общество. Как правило, представительство собственного баланса и отдельного расчетного счета не имеет, поскольку не ведет финансово-хозяйственную деятельность как таковую.

Может ли ООО наделить представительство имуществом, которое не принадлежит обществу на праве собственности

Да, может.

Представительству можно передать имущество, принадлежащее ООО на праве временного владения и пользования. Например, обществу разрешается заключить с третьим лицом (арендодателем) договор аренды помещения и закрепить арендованное помещение за представительством.

5. Сведения о печати представительства. Представительство может иметь собственную печать, а также угловой штамп, бланки, иные атрибуты, позволяющие индивидуализировать обособленное подразделение. Однако такие атрибуты должны содержать указание на полное фирменное наименование общества.

Пример того, как отразить в Положении о представительстве ООО сведения о печати представительства

«Представительство имеет круглую печать с полным фирменным наименованием Общества на русском языке и текстом "Рязанское представительство"».

6. Порядок прекращения деятельности представительства. Целесообразно указать, какой орган принимает решение о закрытии представительства, и урегулировать порядок разрешения организационных вопросов, связанных с ликвидацией подразделения (например, увольнение сотрудников представительства, оценка имеющегося в представительстве имущества и его возврат в головное общество и т. д.).

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования об открытии представительства ООО

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать об открытии представительства ООО в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В адрес территориального органа каждого из фондов нужно было представлять письменное сообщение об открытии представительства. Сообщения подавали в течение месяца со дня открытия представительства, то есть с момента уведомления налоговой инспекции (п. 5 ст. 5 Закона об ООО). За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять в свободной форме, указав все необходимые сведения.

<…>

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Кто и зачем разрабатывает учетную политику

Налоговое законодательство позволяет налогоплательщику выбирать систему налогообложения. Кроме того, для определения налоговой базы по некоторым элементам предусмотрены разные варианты их применения. Какой из них выбрать – решать вам. Сделанный выбор надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Чтобы выбрать наиболее оптимальный для вас вариант учетной политики, загляните в таблицу.

Избрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм налогообложения нельзя (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О).

Типовых образцов учетной политики нет, поэтому приказ составляйте в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.

Налоговое законодательство не конкретизирует, кто должен разрабатывать учетную политику. Поэтому руководитель организации может поручить эту работу любому сотруднику – специалисту в области налогообложения. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.

О том, нужно ли разрабатывать учетную политику для целей налогообложения предпринимателю, применяющему общую систему налогообложения, см. Как вести учет хозяйственных операций предпринимателю, применяющему общую систему налогообложения.

Учетную политику утверждают заблаговременно: до налогового периода, начиная с которого будут применять ее положения. Разработанную учетную политику применяйте последовательно из года в год с момента создания организации и до ее ликвидации. Либо до тех пор пока в учетную политику не будут внесены изменения. Составлять новую учетную политику ежегодно не нужно.

Ситуация: могут ли обособленные подразделения формировать свою учетную политику для целей налогообложения

Нет, не могут.

Обособленные подразделения не признаются отдельными юридическими лицами (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Они входят в состав организации, открывшей их. Поэтому обособленные подразделения не вправе формировать отдельную учетную политику для целей налогообложения. На их деятельность распространяются общие положения учетной политики организации.

<…>

Как внести изменения

Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях:

  • вы решили поменять ранее выбранный метод учета;
  • меняется законодательство о налогах и сборах.

Для этого нужно:

  • подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;
  • определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);
  • проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);
  • утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:

  • при смене метода учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);
  • при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.

Об этом сказано в абзаце 6 статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства. Если поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не нужно. Учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).

Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.

Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода – задним числом применять их нельзя. Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов. Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке. То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены (ст. 319абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).

Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (ст. 269 НК РФ). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-03-06/2/191).

Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

<…>

Как дополнить учетную политику

Дополнения в учетную политику нужно внести, если у организации появятся новые виды деятельности. В таком случае в учетной политике пропишите принципы и порядок налогообложения новых операций (абз. 7 ст. 313 НК РФ). Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором организация начнет вести новую деятельность (или получит лицензию на осуществление нового вида деятельности) (письма Минфина России от 14 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/240от 3 октября 2008 г. № 03-03-06/2/136).

<…>

Справочная информация: Как встать на учет во внебюджетных фондах по месту нахождения филиала (представительства)

Орган, в который необходимо встать на учет Документы, которые нужно представить Срок представления Последствия
Территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения обособленного подразделения – для регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») и по обязательному медицинскому страхованию (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»)

– Заявление о регистрации организации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту нахождения обособленного подразделения;

– свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе;

– уведомление о регистрации организации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту нахождения на территории России;

– заверенная организацией копия новой редакции устава, содержащей сведения о создании обособленного подразделения и его юридическом адресе;

– копия Положения о филиале (представительстве);

– иные документы, подтверждающие наличие у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета и права начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников (например, копия учетной политики организации в целях бухучета).

Такие правила установлены в пункте 12Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (далее – Порядок регистрации в Пенсионном фонде РФ), утвержденногопостановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п

Не установлен. Целесообразно представить документы в тот же срок, в течение которого необходимо подать документы в территориальный орган ФСС России, то есть в течение 30 дней со дня создания обособленного подразделения В течение пяти рабочих дней с момента представления документов территориальный орган Пенсионного фонда РФ регистрирует организацию в качестве страхователя (п. 12 Порядка регистрации в Пенсионном фонде РФ). В подтверждение того, что организация встала на регистрационный учет, орган Пенсионного фонда РФ выдает (направляет) уведомление о регистрации. Уведомление выдается в двух экземплярах, один из которых организация должна самостоятельно представить в другой территориальный орган Пенсионного фонда РФ – по месту своего нахождения. Срок для представления документа составляет 10 дней с момента получения уведомления (п. 14 Порядка регистрации в Пенсионном фонде РФ)

Территориальный орган Фонда социального страхования РФ (ФСС России) по месту нахождения обособленного подразделения – для регистрации в качестве страхователя по двум видам обязательного социального страхования:

– на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Такие правила установлены впункте 3 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц (далее – Порядок регистрации в ФСС России), утвержденногоприказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н

Заявление о регистрации организации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения (п. 5 Порядка регистрации в ФСС России), а также заверенные организацией копии следующих документов (п. 8 Порядка регистрации в ФСС России):

– свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

– свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

– уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;

– документов, подтверждающих наличие у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета и права начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников (например, копии новой редакции устава и Положения об обособленном подразделении);

– документов, выданных территориальным органом Росстата и подтверждающих виды экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой организацией по месту нахождения обособленного подразделения

В течение 30 дней со дня создания обособленного подразделения (п. 5 Порядка регистрации в ФСС России)

Не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов территориальный орган ФСС России регистрирует организацию в качестве страхователя, в частности (п. 15 Порядка регистрации в ФСС России):

– присваивает расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, а также код подчиненности (раздел III Порядка регистрации в ФСС России);

– вносит данные об организации в реестр страхователей;

– оформляет уведомление о регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения (в трех экземплярах);

– вручает или направляет организации один экземпляр уведомления (в зависимости от того, какой способ получения уведомления организация указала в заявлении). Если в заявлении был указан способ получения уведомления посредством вручения, но представитель организации не явился в территориальный орган ФСС России в течение четырех рабочих дней со дня подачи документов, то уведомление направляют в адрес организации по почте

Примечание. Юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение (филиал или представительство), должно зарегистрироваться в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения созданного подразделения только в том случае, если одновременно выполняются три условия:

  • подразделение имеет отдельный баланс;
  • подразделение имеет отдельный расчетный счет;
  • подразделение самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Такие правила установлены в пункте 2 части 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», пункте 12Порядка регистрации в Пенсионном фонде РФ, подпункте 1 пункта 2 Порядка регистрации в ФСС России.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка