Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24
9 ноября 2015 10 просмотров

Организация хочет продолжить деятельность в результате организации в форме выделения.Вопрос: 1.У организации есть филиалы как быть с ними они зарегистрированы.2 Когда вернуть из бюджета НДС с авансов, который мы уплатили в бюджет по Декларации за 2 квартал? НДС авансы необходимо вернуть из бюджета, а вновь созданная организация в которую войдет наша должна заплатить бюджету?3. Какого числа надо сдать Баланс, НДС, прибыль, если заявление в налоговую планируют подать 5 ноября 2015 г?

Но в этом случае обществу не нужно ничего закрывать. По закону выделение ООО – это форма реорганизации, при которой часть прав и обязанностей реорганизуемого ООО передается одному или нескольким создаваемым обществам без прекращения деятельности реорганизуемого общества (п. 1 ст. 55 Закона об ООО).

Таким образом, выделение – вид реорганизации, при котором часть прав и обязанностей реорганизуемой организации переходят к вновь созданной организации (п. 4 ст. 58 ГК РФ). По завершении выделения реорганизованная организация сохраняет свою правоспособность.

А это значит, что обособленные подразделения, которые остаются в структуре реорганизованного общества не ликвидируются (не закрываются).

Таким образом, если реорганизация проходит в форме выделения, налоговую и бухгалтерскую отчетность должна сдавать реорганизуемая организация в общеустановленном порядке как по месту своего учета, так и по месту своих обособленных подразделений.
Выделенное общество самостоятельно отчитывается по своей деятельности с даты государственной регистрации.

Обоснование

Из рекомендации Как провести выделение нового юридического лица из ООО

Владислав Добровольский, кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин, старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Геннадий Уваркин, кандидат юридических наук, заместитель генерального директора Правового бюро «Омега»

К создаваемому юридическому лицу (создаваемым лицам) переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого ООО. Это происходит на основании передаточного акта (п. 4 ст. 58 ГК РФ). Ранее (до 1 сентября 2014 года) документ, в котором было необходимо отразить положения о правопреемстве, назывался разделительным балансом. Впрочем, требования к составлению такого документа сильно не изменились.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого ООО, передаваемым каждому из создаваемых лиц (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Кроме того, в передаточном акте необходимо установить порядок определения правопреемства на случаи, если после даты составления акта:

  • изменятся вид, состав, стоимость имущества;
  • возникнут, изменятся, прекратятся права и обязанности реорганизуемого ООО.

Внимание! Отсутствие в передаточном акте положений о правопреемстве по обязательствам влечет негативные последствия для ООО.

При отсутствии в акте положений о правопреемстве налоговая инспекция может отказать в регистрации создаваемых лиц (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Если создаваемые лица все же зарегистрируют, то возникнет риск того, что эти лица и реорганизуемое ООО будут нести солидарную ответственность перед кредиторами. Это означает, что кредиторы смогут потребовать исполнения обязанности с любой из организаций или со всех организаций совместно (п. 1 ст. 323 ГК РФ).

Такой риск появится, если передаточный акт не позволит определить правопреемника по обязательству реорганизованного ООО (п. 5 ст. 60 ГК РФ).

Права и обязанности реорганизуемого общества должны распределяться между ним и всеми создаваемыми лицами по принципу справедливого распределения активов и обязательств (принципу пропорциональности). Например, реорганизуемое ООО не вправе передать создаваемому ООО долги по обязательствам, в несколько раз превышающие сумму переданных активов. Такую реорганизацию, скорее всего, зарегистрируют, однако интересы кредиторов реорганизуемого ООО будут ущемлены. Поэтому закон устанавливает, что в сложившейся ситуации созданные лица и реорганизованное ООО будут нести солидарную ответственность (п. 5 ст. 60 ГК РФ). Другими словами, кредитор получит право предъявить требование к любому из лиц, участвующих в реорганизации, а не только к тому лицу, к которому долг по обязательству перешел на основании передаточного акта (абз. 2 п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"» – данное постановление регулирует отношения между АО, однако на практике применяется и к ООО).

Передаточный акт составляет бухгалтерия реорганизуемого ООО при взаимодействии с юридическим отделом. Форма передаточного акта законодательно не утверждена. Обычно в нем устанавливается, что реорганизуемое ООО передает, а правопреемник (создаваемое лицо) принимает:

1) часть имущества. Нужно указать актив (оборотные и внеоборотные средства) и пассив (капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства);

2) документацию. Примерный перечень документов, прилагаемых к передаточному акту, сформулирован в пункте 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утвержден приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н). Такими документами являются:

  • бухгалтерская отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств (инвентаризация должна быть проведена перед составлением передаточного акта);
  • первичные учетные документы по материальным ценностям (например, акты приемки-передачи основных средств);
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении кредиторов и дебиторов о переходе к правопреемнику имущества и обязательств по договорам, а также расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Передаточный акт вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников реорганизуемого общества (п. 2 ст. 55 Закона об ООО).

Как принимается решение о реорганизации ООО в форме выделения

Решение о реорганизации в форме выделения принимается общим собранием участников реорганизуемого ООО (п. 2 ст. 55 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона об ООО).

Вопрос о реорганизации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 36, 37 Закона об ООО). Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания участников (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).

Общее собрание участников реорганизуемого ООО принимает решения по следующим вопросам (абз. 1 п. 2 ст. 55 Закона об ООО):

  • о реорганизации ООО в форме выделения;
  • о порядке и об условиях выделения. Необходимо определить порядок обмена долей в уставном капитале реорганизуемого ООО на доли в уставном капитале создаваемого (создаваемых) ООО. Также можно установить порядок и срок для уведомления кредиторов и для опубликования сообщения в СМИ, порядок и срок проведения общего собрания участников создаваемого ООО и т. д. Такое детальное урегулирование отношений поможет избежать возможных споров и неблагоприятных последствий;
  • о создании новых юридических лиц. Нужно указать сведения о каждом создаваемом лице (наименование, местонахождение, размер уставного капитала);
  • об утверждении передаточного акта (передаточный акт прикладывается к решению);
  • о внесении в устав реорганизуемого ООО изменений в связи с реорганизацией (например, по причине уменьшения уставного капитала);
  • по иным вопросам, не противоречащим закону. Например, участники могут избрать органы реорганизуемого ООО, если такая необходимость возникла вследствие реорганизации.

Если единственный участник создаваемого лица – реорганизуемое ООО, то общее собрание участников реорганизуемого ООО (помимо принятия решений по перечисленным выше вопросам):

  • утверждает устав каждого создаваемого лица;
  • избирает органы каждого создаваемого лица.

Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате выделения

Это зависит от того, какой порядок выделения предусмотрен в решении о реорганизации.

Вариант 1. Часть долей реорганизуемого ООО обменивается на доли создаваемого ООО. В этом случае участниками создаваемого ООО изначально могут быть только участники реорганизуемого общества, чьи доли подлежат обмену.

Вариант 2. Реорганизуемое ООО приобретает 100 процентов долей в уставном капитале создаваемого ООО. В такой ситуации именно реорганизуемое общество выступает в роли единственного участника создаваемого ООО (абз. 3 п. 2 ст. 55 Закона об ООО).

Вариант 3. Часть долей реорганизуемого ООО обменивается на доли создаваемого ООО и при этом реорганизуемое ООО самостоятельно приобретает часть долей в уставном капитале создаваемого ООО. В этом случае участниками создаваемого ООО изначально будут реорганизуемое ООО и его участники.

В каждой из ситуаций третьи лица могут стать участниками создаваемого ООО лишь после его государственной регистрации (например, при последующем приобретении его долей). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя образовать ООО, сочетая два разных способа создания юридического лица – учреждение и реорганизацию.

Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате выделения

Только реорганизуемое ООО.

Ни участники реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в процессе выделения.

Передача имущества осуществляется только на основании передаточного акта (п. 4 ст. 58 ГК РФ).

Уставный капитал создаваемого ООО формируется за счет:

  • уменьшения уставного капитала реорганизуемого ООО
  • и (или) иных собственных средств реорганизуемого ООО (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).

Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при формировании уставного капитала ООО.

Размер уставного капитала ООО должен быть не менее 10 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 14 Закона об ООО).

Внимание! Если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации ООО в форме выделения могут признать недействительным.

Требование о признании такого решения недействительным могут предъявить (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ):

  • участники реорганизуемого ООО;
  • иные лица, не являющиеся участниками, если такое право им предоставлено законом.

Обратиться с этим требованием в суд можно не позднее трех месяцев после того, как в ЕГРЮЛ внесут запись о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Если суд удовлетворит такое требование, наступят негативные последствия. Они будут различаться в зависимости от того, зарегистрировали ли создаваемые лица, или еще нет.

Однако в любом случае лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, будут обязаны солидарно возместить убытки (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ):

  • участнику реорганизуемого ООО, который либо голосовал против решения о реорганизации, либо не принимал участия в голосовании;
  • кредиторам реорганизованного ООО.

Если решение о реорганизации признают недействительным до регистрации первого создаваемого лица, исполнительный орган реорганизуемого ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников (ст. 35 Закона об ООО), что негативно отразится на деятельности общества:

  • срок проведения реорганизации увеличится;
  • реорганизация ООО в форме выделения может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания (ст. 43 Закона об ООО), скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.

Если создаваемые лица успеют зарегистрировать, то они будут нести солидарную ответственность наряду с другими ответственными лицами (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ). При этом созданные организации продолжат свою деятельность. Признание решения о реорганизации недействительным не будет влечь ликвидацию созданных лиц или служить основанием для признания совершенных ими сделок недействительными (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

Если решение о реорганизации признают недействительным на момент, когда зарегистрируют только часть создаваемых лиц, правопреемство наступит лишь в отношении таких зарегистрированных лиц. В остальной части права и обязанности сохранятся за реорганизуемым ООО.

Внимание! Если общее собрание участников не примет решение о выделении ООО, но выделение все равно проведут, то реорганизацию могут признать несостоявшейся

Требование о признании реорганизации ООО несостоявшейся может предъявить участник, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Факт того, что суд признает реорганизацию ООО несостоявшейся, вызовет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

Во-первых, прекратятся созданные юридические лица, о чем внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между каждым из созданных лиц и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако сторонами по этим сделкам будут считаться не созданные лица, а реорганизованное ООО.

В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованного ООО к созданным лицам будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного ООО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) ООО.

В-четвертых, участники реорганизованного ООО будут признаны обладателями долей в уставном капитале в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников, участник, утративший доли в реорганизованном ООО, сможет потребовать:

  • возвратить ему доли с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие доли перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате долей.

Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации ООО в форме выделения

После принятия решения о выделении на общем собрании участников реорганизуемого общества необходимо выполнить ряд установленных законом действий:

  • уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
  • уведомить кредиторов и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков;
  • провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
  • представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения;
  • провести общее собрание участников каждого из ООО, создаваемого в процессе выделения (перед проведением собрания нужно разработать проект устава создаваемого общества).

Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации

В налоговую инспекцию необходимо представить письменное уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней после того, как общество приняло решение о реорганизации. Причем уведомление надо подать вместе с принятым решением о выделении.

Обоснование

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ, пункте 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 19 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее – Административный регламент).

Уведомление подписывает генеральный директор реорганизуемого ООО либо иное лицо, действующее от имени общества без доверенности (далее – заявитель).

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о начале процедуры реорганизации ООО в форме выделения

Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о начале процедуры реорганизации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента, абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утв. приказом № ММВ-7-6/25@).

Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации ООО, находящегося на территории Москвы.

Внимание! Если реорганизуемое ООО не уведомит налоговую инспекцию о начале процедуры выделения, возникнут негативные последствия.

Во-первых, налоговая инспекция может отказать в регистрации создаваемого юридического лица. В связи с этим не удастся завершить реорганизацию.

Обоснование

Уведомление налоговой инспекции о начале реорганизации – обязательный этап процедуры выделения.

Если общество не уведомит инспекцию, то оно не сможет оповестить о реорганизации своих кредиторов, то есть опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» необходимые сообщения. Дело в том, что для такой публикации нужно представить в редакцию журнала документ, подтверждающий внесение в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации. Это следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ и прямо предусмотрено правилами на сайте журнала.

В свою очередь, при регистрации каждого создаваемого юридического лица в инспекцию необходимо представить доказательства того, что реорганизуемое ООО уведомило кредиторов.

Правда, такую обязанность устанавливает не Закон о государственной регистрации (т. е. не специальный нормативный акт, регулирующий порядок регистрации юридических лиц), а абзац 2 пункта 5 статьи 51 Закона об ООО. Поэтому есть мнение, что при регистрации реорганизации доказательства уведомления кредиторов на самом деле представлять не нужно. В частности, на официальном сайте ФНС России в перечне представляемых документов эти доказательства не названы.

Однако все же не исключен риск того, что инспекция откажет в регистрации создаваемого лица, сославшись на отсутствие доказательств уведомления кредиторов. Причем в случае спора с инспекцией суд может встать на ее сторону и посчитать, что доказательства уведомления – это обязательные документы при регистрации. Такой вывод нередко встречался в судебной практике 2006–2011 годов (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24 марта 2011 г. по делу № А32-11446/2010, ФАС Уральского округа от 21 ноября 2007 г. № Ф09-9539/07-С4 по делу № А76-2083/07-56-121, ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 декабря 2006 г. № А33-9795/06-Ф02-6492/06-С2 по делу № А33-9795/06). Не исключено, что к этому выводу суд придет и в настоящее время.

В частности, инспекция (суд) может придерживаться следующей позиции.

Законодательство о государственной регистрации юридических лиц состоит из (абз. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации):

  • Гражданского кодекса РФ;
  • Закона о государственной регистрации;
  • иных нормативно-правовых актов, издаваемых в соответствии с двумя указанными выше законами.

В свою очередь, Закон об ООО в соответствии с Гражданским кодексом РФ определяет порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 51 Закона об ООО). Следовательно, при регистрации реорганизации необходимо не только соблюсти порядок, предусмотренный Законом о государственной регистрации, но и исполнить обязанность, установленную Законом об ООО (т. е. представить в регистрирующий орган доказательства уведомления кредиторов).

Таким образом, неисполнение обязанности по уведомлению налоговой инспекции может стать причиной того, что инспекция не зарегистрирует создаваемое юридическое лицо.

Во-вторых, генерального директора реорганизуемого ООО могут привлечь к административной ответственности в виде:

  • предупреждения или
  • административного штрафа в размере 5000 руб.

Такая ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Причем рассматривать дело и назначать наказание уполномочена сама налоговая инспекция, то есть непосредственно орган, в который необходимо представить уведомление по форме № P12003 (ч. 1 ст. 23.61 КоАП РФ). Это увеличивает риск того, что директора привлекут к ответственности.

В-третьих, возникнет риск негативных последствий, свойственных любому нарушению обязанности по представлению сведений в ЕГРЮЛ.

А именно в связи с тем, что ООО не подало уведомление по форме № P12003 (а значит, не представило необходимые сведения для внесения изменений в ЕГРЮЛ), могут наступить следующие последствия:

  • при споре с третьим лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, общество не сможет сослаться на то, что оно находится в процессе реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 51 ГК РФ);
  • ООО будет обязано возместить убытки, причиненные другим лицам вследствие того, что ЕГРЮЛ не содержал информацию о начале реорганизации общества (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ).

В подтверждение того, что уведомление подано, инспекция выдает заявителю расписку в получении документа с указанием даты принятия (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 66–69 Административного регламента). Помимо этого, на следующий день после принятия уведомления инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленный документ, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 16 Административного регламента).

В качестве подтверждения того, что запись внесена, инспекция выдает лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, п. 86–90 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о реорганизации общества по форме № С-09-4.

Обоснование

Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

В настоящее время достаточно уведомить налоговую инспекцию только по форме № Р12003, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.

Как уведомить кредиторов и рассчитаться с ними

Реорганизуемое ООО обязано уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации, п. 5 ст. 51 Закона об ООО). Для этого необходимо опубликовать уведомление (сообщение) о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

Обязательные сведения, содержащиеся в сообщении:

  • сведения о реорганизуемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • сведения о каждом создаваемом юридическом лице (полное и сокращенное наименование, местонахождение);
  • форма реорганизации – выделение;
  • порядок и условия заявления кредиторами своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.).

Сообщение помещается в журнале «Вестник государственной регистрации» дважды с периодичностью один раз в месяц (п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Первое уведомление можно поместить только после того, как инспекция внесет запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Конкретный срок для публикации первого сообщения не установлен. В целях ускорения процесса реорганизации имеет смысл подать заявку на публикацию в максимально короткие сроки (например, на следующий день после получения листа записи ЕГРЮЛ).

Второе уведомление можно опубликовать не раньше чем через месяц после первого. Например, если первое опубликовали 28 января 2015 года, то второе нужно разместить не ранее 1 марта 2015 года.

Обоснование

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (п. 3 ст. 192 ГК РФ). Следовательно, второе уведомление можно разместить не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня публикации первого (абз. 5 п. 12 письма ФНС России от 23 января 2009 г. № МН-22-6/64).

Как опубликовать уведомление о реорганизации ООО в форме выделения

Это нужно сделать по правилам, приведенным на сайте журнала «Вестник государственной регистрации».

Прежде всего необходимо зарегистрироваться на сайте. Сделать это может любое лицо. Данные, указанные при регистрации, не влияют на публикуемые уведомления.

Затем нужно заполнить web-заявку:

  • выбрать тип уведомления «Сообщение о реорганизации ЮЛ в форме выделения»;
  • заполнить обязательные поля (со знаком «*»);
  • в графе «Текст публикации» применить автоматическую генерацию и внимательно проверить сгенерированный текст;
  • указать сведения о заявителе;
  • в графе «Количество публикаций» выбрать строку «Первичная публикация» и отметить пункт «Обеспечить повторную публикацию». Срок повторной публикации не может быть менее 30 дней.

Остальные поля заполняют по усмотрению заявителя.

Когда вся необходимая информация будет указана, нужно выбрать способ подачи заявки:

  • с электронной подписью (если у организации есть ключ такой подписи и соответствующий сертификат) или
  • без электронной подписи через региональное представительство журнала.

Подача заявки через региональное представительство

Из предложенного на сайте списка нужно выбрать представительство, в которое заявитель намерен подать документы для публикации. Это может быть любое удобное представительство независимо от местонахождения реорганизуемого лица.

Затем необходимо нажать на кнопку «Продолжить» и отправить web-заявку на проверку. Редакция журнала должна проверить правильность заполнения в течение одного рабочего дня.

Если заявка будет заполнена правильно, в личный кабинет пользователя поступит счет на оплату публикации. Стоимость публикации определяют из расчета за см2 текста.

Счет можно оплатить любым удобным способом, включая электронные платежи.

После оплаты счета в выбранное региональное представительство необходимо представить следующие документы.

1. Бланк-заявка и сопроводительное письмо. Образцы этих документов можно скачать с сайта после оплаты счета. Каждый из таких документов нужно подать в двух экземплярах (в отличие от перечисленных ниже документов, которые представляют в одном экземпляре).

2. Копия приказа о назначении на должность генерального директора реорганизуемого общества. Если после такого назначения общество сменило свое наименование, необходимо также представить подтверждение полномочий директора: выписку из ЕГРЮЛ (с датой выдачи не ранее двух недель) или копию решения о переименовании юридического лица. Если полномочия директора переданы управляющей компании, нужно подать копию приказа о назначении на должность руководителя этой компании.

3. Копия листа записи ЕГРЮЛ с информацией о том, что общество находится в процессе реорганизации.

4. Копия решения о реорганизации.

5. Платежный документ: копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении либо оригинал банковской квитанции, приходного ордера или чека.

6. Доверенность (оригинал или нотариально заверенная копия) – в случае если документы подает лицо, не имеющее права действовать от имени общества без доверенности.

Представить перечисленные документы можно любым из следующих способов:

  • путем явки в региональное представительство журнала;
  • по почте.

В результате редакция журнала должна включить уведомление о реорганизации в ближайший номер издания. Информацию о дате публикации и номере журнала можно получить в личном кабинете пользователя, нажав на статус заявки.

Подача заявки с электронной подписью

Нужно отсканировать документы, необходимые для публикации, и прикрепить сканы к web-заявке.

Затем надо подписать заявку электронной подписью и отправить ее на проверку. Редакция журнала должна проверить правильность заполнения в течение одного рабочего дня.

Если заявка будет заполнена правильно, в личный кабинет пользователя поступит счет на оплату публикации. Стоимость публикации определяют из расчета за см2 текста.

Счет можно оплатить любым удобным способом, включая электронные платежи.

После оплаты счета нужно заполнить поля об оплате и прикрепить отсканированный платежный документ (платежное поручение с отметкой банка об исполнении, банковскую квитанцию, приходный ордер или чек).

В результате редакция журнала должна включить уведомление о реорганизации в ближайший номер издания. Информацию о дате публикации и номере журнала можно получить в личном кабинете пользователя, нажав на статус заявки.

Внимание! Если реорганизуемое ООО не уведомит своих кредиторов о начале процедуры выделения, возникнут негативные последствия.

В такой ситуации налоговая инспекция может отказать в регистрации создаваемого юридического лица. В связи с этим не удастся завершить реорганизацию.

Обоснование

При регистрации каждого создаваемого лица в инспекцию необходимо представить доказательства того, что реорганизуемое ООО уведомило кредиторов.

Правда, такую обязанность устанавливает не Закон о государственной регистрации (т. е. не специальный нормативный акт, регулирующий порядок регистрации юридических лиц), а абзац 2 пункта 5 статьи 51 Закона об ООО. Поэтому есть мнение, что при регистрации реорганизации доказательства уведомления кредиторов на самом деле представлять не нужно. В частности, на официальном сайте ФНС России в перечне представляемых документов эти доказательства не названы.

Однако все же не исключен риск того, что инспекция откажет в регистрации создаваемого лица, сославшись на отсутствие доказательств уведомления кредиторов. Причем в случае спора с инспекцией суд может встать на ее сторону и посчитать, что доказательства уведомления – это обязательные документы при регистрации. Такой вывод нередко встречался в судебной практике 2006–2011 годов (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24 марта 2011 г. по делу № А32-11446/2010, ФАС Уральского округа от 21 ноября 2007 г. № Ф09-9539/07-С4 по делу № А76-2083/07-56-121, ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 декабря 2006 г. № А33-9795/06-Ф02-6492/06-С2 по делу № А33-9795/06). Не исключено, что к этому выводу суд придет и в настоящее время.

В частности, инспекция (суд) может придерживаться следующей позиции.

Законодательство о государственной регистрации юридических лиц состоит из (абз. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации):

  • Гражданского кодекса РФ;
  • Закона о государственной регистрации;
  • иных нормативно-правовых актов, издаваемых в соответствии с двумя указанными выше законами.

В свою очередь, Закон об ООО в соответствии с Гражданским кодексом РФ определяет порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 51 Закона об ООО). Следовательно, при регистрации реорганизации необходимо не только соблюсти порядок, предусмотренный Законом о государственной регистрации, но и исполнить обязанность, установленную Законом об ООО (т. е. представить в регистрирующий орган доказательства уведомления кредиторов).

Если же создаваемую организацию все-таки зарегистрируют, впоследствии могут возникнуть споры с кредиторами реорганизованного ООО. Причем, скорее всего, суд будет руководствоваться правилами о солидарной ответственности, предусмотренными в пункте 3 статьи 60 Гражданского кодекса РФ.

Обязано ли ООО направить в адрес каждого кредитора письменное уведомление о начале процедуры выделения по правилам статьи 13.1 Закона о государственной регистрации

Нет, не обязано.

Пункт 2 статьи 13.1 Закона о государственной регистрации действительно предусматривает обязанность по направлению в адрес кредиторов письменных уведомлений о реорганизации. Однако в пункте указано, что такое правило применяется в случае, если другие (специальные) законы не устанавливают иной порядок уведомления кредиторов.

Порядок уведомления кредиторов при реорганизации ООО установлен пунктом 5 статьи 51 Закона об ООО. Ранее (до 21 октября 2009 года) этот пункт обязывал реорганизуемое ООО направлять в адрес всех известных ему кредитивов письменные уведомления о начале процедуры реорганизации. Если ООО не исполняло эту обязанность, суд признавал недействительным решение налоговой инспекции о регистрации реорганизации (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2011 г. по делу № А53-30286/2009).

С 21 октября 2009 года и по настоящее время действуют другие правила по уведомлению кредиторов (подп. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Теперь пункт 5 статьи 51 Закона об ООО не обязывает направлять сообщения в адрес каждого кредитора.

Кредиторы вправе обратиться к ООО с требованиями о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении связанных с этим убытков (далее – требования), если одновременно выполняются следующие условия:

1) права требования кредитора возникли до того, как ООО опубликовало первое уведомление о реорганизации (абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ);

2) ООО не предоставило кредитору достаточное обеспечение (абз. 3 п. 2 ст. 60 ГК РФ);

3) закон либо соглашение кредитора с ООО не предусматривает запрета предъявить требование (абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Требования к ООО кредиторы вправе предъявить:

Факт того, что кредитор предъявил требование, не считается основанием приостанавливать процедуру реорганизации (абз. 6 п. 2 ст. 60 ГК РФ). В то же время исполнить это требование понадобится до завершения данной процедуры. В качестве одного из возможных способов исполнения закон прямо называет внесение долга в депозит (абз. 4 п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Вместе с тем кредитор утратит право требовать досрочного исполнения обязательства (его прекращения и возмещения убытков), если в течение 30 дней с момента, когда кредитор предъявил требование, ООО предоставит ему достаточное обеспечение (абз. 5 п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Внимание! Если ООО, реорганизуемое в форме выделения, не исполнит требование кредитора и не предоставит достаточное обеспечение, возникнет солидарная ответственность

Солидарную ответственность перед кредитором будут нести:

1) юридические лица, созданные в результате реорганизации;

2) лица, имевшие фактическую возможность определять действия реорганизованного ООО (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ);

3) члены наблюдательного совета и правления реорганизованного ООО;

4) генеральный директор реорганизованного ООО;

5) само реорганизованное ООО.

Однако лица, указанные в пунктах 2–4 приведенного выше списка, будут отвечать при условии, что они своими действиями (бездействием) способствовали тому, что реорганизуемое ООО не исполнило требование кредитора и не предоставило достаточное обеспечение.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 60 Гражданского кодекса РФ.

Как провести общее собрание участников создаваемого ООО

Общее собрание участников проводится в каждом создаваемом ООО (абз. 2 п. 2 ст. 55 Закона об ООО). Цели проведения собрания:

  • утвердить устав создаваемого ООО;
  • избрать органы создаваемого ООО.

Общее собрание участников должно проводиться до момента государственной регистрации создаваемого ООО. Это следует из толкования статьи 14 Закона о государственной регистрации. В статье закреплено, что для регистрации нового ООО необходимо представить устав общества. Как показано выше, устав утверждается общим собранием участников создаваемого ООО.

Порядок проведения общего собрания участников создаваемого ООО законом не предусмотрен. На практике такое собрание проводят по правилам статьи 11 Закона об ООО, регулирующим порядок учреждения общества. Вместе с тем, отождествлять это собрание с собранием учредителей нельзя. Ведь учреждение общества и реорганизация – разные способы создания ООО. При учреждении решение о создании общества принимает собрание учредителей, а при реорганизации в форме выделения решение принимается общим собранием участников реорганизуемого ООО.

Если в создаваемом ООО имеется только один участник, то он единолично утверждает устав общества и назначает его органы. Решения единственного участника по таким вопросам должны быть оформлены в письменном виде.

Если единственный участник создаваемого ООО – реорганизуемое ООО, то решения по вопросам об утверждении устава и избрании органов создаваемого общества принимает общее собрание участников реорганизуемого ООО (абз. 3 п. 2 ст. 55 Закона об ООО).

Как зарегистрировать юридические лица, создаваемые при реорганизации ООО в форме выделения

Реорганизация ООО в форме выделения считается завершенной с момента госрегистрации последнего из созданных юридических лиц (п. 4 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

Регистрация осуществляется посредством внесения налоговой инспекцией записей в ЕГРЮЛ. Реорганизуемое ООО должно подать в инспекцию установленный законодательством комплект документов.

Документы для регистрации разрешено представить не ранее:

  • трех месяцев с момента, когда инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о начале процедуры выделения, или
  • тридцати дней с момента, когда общество опубликовало второе уведомление о реорганизации.

Обоснование

Кредиторы ООО вправе предъявить свои требования к обществу не позднее 30 дней после того, как оно опубликует последнее уведомление о реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона об ООО). Суды считают, что раньше такого срока создаваемую компанию зарегистрировать нельзя (определение Верховного суда РФ от 19 сентября 2014 г. по делу № 304-ЭС14-1041, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2015 г. № Ф08-5508/2015 по делу № А32-40833/2014).

При этом с 1 сентября 2014 года создаваемую компанию разрешено зарегистрировать не раньше того, как истечет срок для обжалования решения о реорганизации (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ). Он составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

В свою очередь, такой трехмесячный срок на практике включает в себя три этапа:

  • первый месяц – общество публикует первое уведомление о реорганизации;
  • второй месяц – ООО публикует второе уведомление;
  • третий месяц – кредиторы предъявляют требования к обществу.

Таким образом, трехмесячный срок истекает, как правило, одновременно с тридцатидневным сроком для предъявления требований. Поэтому документы на регистрацию можно подавать по истечении любого из этих сроков (письмо ФНС России от 14 августа 2015 г. № ГД-4-14/14410).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка