Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Юридические расходы: когда безопасно списывать

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 ноября 2015 21 просмотр

Дополнительно к вопросу об открытии представительства (№ 651575 от 9 ноября 2015 г.) Просим дополнительно дать ответ с учетом уточнения вопроса: - наше предприятие является открытым акционерным обществом. Что меняется в Вашем ответе от 10.11.2015 г. в связи с этим? - Обязательно ли представительство должно иметь отдельный баланс и расчетный счет? - Если подавать уведомление № Р13002 электронно, то изменение в устав и решение о внесении изменений передать тоже электронно? - если мы предполагаем открыть обособленное подразделение (цех) на арендованной площади, (при этом не возникает нового вида деятельности), следует ли вносить изменения в устав?

Если обособленное подразделение будет указано в уставе, в налоговую инспекцию для его регистрации нужно подавать уведомление о внесении изменений в учредительные документы по форме № Р13002 (подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением ситуации, когда заявление направляют в инспекцию в форме электронного документа и заверяются ЭЦП директора);

  • решение (протокол) о внесении изменений в учредительные документы (в акционерном обществе решение о внесении изменений в устав в связи с созданием представительства должно принять общее собрание акционеров (ст. 12 Закона об АО).
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.

При этом по закону с 1 июля 2015 года в устав АО включать сведения о филиалах и представительствах не обязательно (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), подп. «а» п. 9 ст. 3ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Ранее такие сведения было необходимо отражать в уставе. Теперь их в обязательном порядке должен содержать лишь ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФподп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Следовательно, при открытии представительства вносить изменения в устав АО по общему правилу не требуется, но это возможно сделать по собственному желанию организации (абз. 13 п. 3 ст. 11 Закона об АО). Например, при создании нового филиала ничто не запрещает указать в уставе подробную информацию о нем (наименование, адрес и т. д.).

При этом если представительство не будет иметь отдельный баланс или расчетный счет, уведомлять ПФР и ФСС о его открытии не требуется, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства не нужно.

Менять или дополнять учетную политику при открытии представительства также не нужно, если только оно не начинает вести новый для организации вид деятельности – тогда учетную политику нужно дополнить.

Обоснование

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделать

<…>

Филиал или представительство

Организация должна состоять на учете в налоговой инспекции отдельно по каждому своему филиалу или представительству. Чтобы поставить на учет филиал или представительство, документы подавайте в инспекцию по местонахождению организации.

Какие документы подать в инспекцию

В инспекцию подайте следующие документы:
– уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Информацию о созданном филиале (представительстве) отразите в листе А уведомления;
– решение о внесении изменений в учредительные документы (в связи с созданием филиала или представительства);
– изменения, вносимые в учредительные документы, либо учредительные документы в новой редакции (в двух экземплярах).

Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Как быстро зарегистрируют филиал или представительство

Инспекция обязана зарегистрировать филиал (представительство) в течение пяти рабочих дней с той даты, когда она получила от организации полный набор документов. В тот же срок инспекция вносит запись о регистрации в ЕГРЮЛ и отправляет организации письменное уведомление о внесении записи в реестр. Это следует из пункта 2 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Одновременно с регистрацией инспекция поставит филиал (представительство) на налоговый учет и выдаст уведомление. Об этом сказано в пункте 3 статьи 83 и пункте 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ.

<…>

Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Екатерины Никоновой, начальника правового управления ЗАО «Транскредитфакторинг», Владислава Кузнецова, шефа-редактора ЮСС «Система Юрист».

Как внести изменения в устав АО

Практически каждая организация хотя бы однажды вносила изменения в свой устав. Это необходимо при смене юридического адреса, изменении размера уставного капитала, изменениях в структуре или компетенции органов управления, а также в других случаях.

Нужно ли вносить изменения в устав АО при создании филиала, открытии представительства или их ликвидации

По общему правилу не нужно, однако на практике этот вопрос необходимо решать в зависимости от конкретной ситуации.

По закону с 1 июля 2015 года в устав АО включать сведения о филиалах и представительствах не обязательно (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), подп. «а» п. 9 ст. 3ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; далее – Закон № 210-ФЗ). Ранее такие сведения было необходимо отражать в уставе. Теперь их в обязательном порядке должен содержать лишь ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФподп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).

Следовательно, при создании филиала, открытии представительства или их ликвидации вносить изменения в устав АО по общему правилу не требуется.

Однако на практике бывают случаи, когда обществу:

  • все же необходимо внести изменения в устав;
  • желательно это сделать.

Кроме того, АО всегда вправе по собственному желанию включить в устав сведения о филиалах и представительствах (абз. 13 п. 3 ст. 11 Закона об АО). Например, при создании нового филиала ничто не запрещает указать в уставе подробную информацию о нем (наименование, адрес и т. д.).

Необходимо внести изменения

АО должно внести изменения в свой устав, если:

  • он уже содержит сведения о филиалах и представительствах (например, указание на их количество) и при этом
  • такие сведения изменяются (к примеру, АО создает новый филиал либо закрывает старый).

В такой ситуации необходимо внести в устав одно из следующих изменений:

  • исключить из устава сведения о филиалах и представительствах (теперь закон это разрешает);
  • уточнить эти сведения, оставив их в уставе (например, предусмотреть, что АО имеет не два филиала, а три).

Если общество не внесет в устав необходимые изменения, то получится, что информация, указанная в уставе (например, о наличии двух филиалов), противоречит сведениям из ЕГРЮЛ (о трех филиалах). А это, в свою очередь, может привести к недопониманию и даже спорам с контрагентами или иными лицами.

Желательно внести изменения

Изменения стоит внести в устав АО, если:

  • он уже содержит сведения о филиалах и представительствах (например, указание на их количество) и при этом
  • АО намерено в будущем часто менять сведения о филиалах и представительствах (к примеру, руководство компании планирует в течение года создать несколько новых филиалов в разных городах России).

В такой ситуации целесообразно исключить из устава подробную информацию о филиалах и представительствах. Достаточно предусмотреть общую формулировку: «Общество может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации». Можно и вовсе убрать из устава упоминание об обособленных подразделениях (теперь закон это разрешает).

Если же устав по-прежнему будет содержать подробные сведения о филиалах и представительствах, то при каждом их изменении потребуется изменять и устав. А это теперь довольно сложная и продолжительная процедура. В частности, необходимо созывать и проводить общее собрание акционеров (для сравнения: до 1 июля 2015 года было достаточно лишь решения совета директоров).

Для юриста основная сложность заключается в государственной регистрации изменений в налоговой инспекции. Чтобы этот процесс не затянулся на несколько недель, нужно заранее учесть все нюансы.

Порядок внесения изменений в устав

Устав – это единственный учредительный документ акционерного общества (п. 1 ст. 11 Закона об АО).

Изменение (в т. ч. дополнение) устава АО относится к компетенции общего собрания акционеров и производится исключительно по его решению (п. 1 ст. 12подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Закон запрещает передавать этот вопрос к компетенции иных органов управления (п. 2 ст. 48 Закона об АО) за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Так, в частности:

  • изменения, связанные с увеличением уставного капитала, можно внести на основании решения совета директоров об увеличении уставного капитала (и иных документов), если право принятия такого решения, согласно уставу, принадлежит совету директоров (п. 2 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем приобретения акций в целях их погашения, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах приобретения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем погашения собственных акций в предусмотренном законом случаях, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах погашения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • сведения о «золотой акции» вносят в устав и исключают из устава на основании решения соответствующего органа: Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, касающиеся размера уставного капитала АО, включая количество размещенных акций, вносят по результатам размещения акций на момент создания общества путем реорганизации в форме слияния на основании договора о слиянии и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций, размещаемых при создании этого общества (п. 6 ст. 12 Закона об АО).

Вправе ли совет директоров АО внести в устав общества изменения в связи с созданием филиала, открытием представительства или их ликвидацией

Нет, с 1 июля 2015 года не вправе.

Ранее (до 1 июля) изменения, связанные с созданием или закрытием филиалов и представительств, в устав был уполномочен вносить совет директоров (наблюдательный совет) АО. Для этого совету директоров было достаточно принять соответствующее решение. Созывать и проводить общее собрание акционеров не требовалось.

Теперь такой упрощенный порядок изменения устава отменили (п. 10 ст. 3 Закона № 210-ФЗ).

Если обществу необходимо внести изменения в устав в связи с созданием (закрытием) филиала или представительства, то решение об этом должно принять общее собрание акционеров (ст. 12 Закона об АО).

Общее собрание акционеров может принять решение о внесении изменений в устав как на годовом, так и на внеочередном собрании. Главное, чтобы этот вопрос был включен в повестку дня.

Если на собрании присутствуют все акционеры АО, решение по вопросу внесения изменений в устав может быть принято без предварительного включения его в повестку дня (п. 10 ст. 49 Закона об АО).

Кроме того, решение о внесении изменений в устав может быть принято на внеочередном собрании акционеров, проведенном в форме заочного голосования (ст. 50 Закона об АО).

Если в обществе один акционер, он принимает решение единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

В договор о создании и в решение (протокол) о создании АО вносить изменения при изменении устава не требуется.

В отдельных случаях нужно соблюдать особый порядок принятия решений, в том числе при увеличении или уменьшении уставного капитала.

Для принятия решения по вопросу внесения изменений в устав достаточно 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Отдельные решения, которые изменяют конкретные обстоятельства, влекущие необходимость изменения соответствующих сведений в уставе, можно принять только по предложению совета директоров, если устав не устанавливает иное (п. 3 ст. 49 Закона об АО).

Изменения в устав оформляются либо в виде новой редакции устава, в которой вместо старых сведений содержатся новые, либо в виде изменений как отдельного документа, в котором указывается, что в конкретный пункт устава вносятся соответствующие изменения.

Совет

Изменения лучше оформить в виде новой редакции устава, а не в виде изменений как отдельного документа.

Впоследствии гораздо удобнее будет использовать единую действующую редакцию устава, чем частично действующую редакцию устава с несколькими (или множеством) приложений к нему на отдельных листах, которые нужно будет при прочтении согласовывать между собой. Кроме того, отдельные листы могут потеряться.

Внесенные изменения в обязательном порядке подлежат государственной регистрации (ст. 14 Закона об АО).

Государственная регистрация внесенных изменений

Внесенные изменения подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц только с момента ее проведения (ст. 14 Закона об АО).

Могут ли изменения в уставе АО вступить в силу для третьих лиц уже с момента уведомления регистрирующего органа, а не после проведения регистрации

Нет, с 1 июля 2015 года такой упрощенный порядок отменили.

Законодательство по-прежнему содержит оговорку о том, что изменения в уставе могут приобрести силу для третьих лиц непосредственно с момента уведомления налоговой инспекции. Однако это возможно только в случаях, прямо предусмотренных в Законе об АО (п. 6 ст. 52 ГК РФп. 2 ст. 14 Закона об АО).

Ранее (до 1 июля 2015 года) упрощенный (уведомительный) порядок распространялся на случай, когда в устав вносили изменения в связи с созданием филиалов, открытием представительств или их ликвидацией.

Теперь для этого случая указание на упрощенный порядок исключили (п. 4 ст. 3 Закона № 210-ФЗ). Следовательно, в отношении любых изменений в уставе АО сейчас действуют общие правила. А именно: изменения вступают в силу для третьих лиц с момента проведения их регистрации (ст. 14 Закона об АО).

Общий срок, в который необходимо представить документы на регистрацию после принятия решения о внесении изменений, законом не установлен. Отдельные сроки Закон об АО устанавливает лишь для случая уменьшения уставного капитала.

Чтобы зарегистрировать изменения, нужно представить в налоговую инспекцию, осуществляющую государственную регистрацию, следующие документы (п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации):

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ об утверждении форм). Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);
  • решение (протокол) о внесении соответствующих изменений;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) нужно представить на регистрацию в двух оригинальных экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Подтверждение оплаты госпошлины фактически можно не предоставлять.

Обоснование

На это указывает Минфин России в пункте 46.1 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н (далее – Административный регламент).

В таком случае налоговая служба может запросить информацию об оплате пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Это положение основано на пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Таким образом, если не представить документ об уплате пошлины, это не станет основанием для отказа в регистрации (п.2146.14750 Административного регламента).

Размер госпошлины составляет 20 процентов от размера пошлины за регистрацию АО при создании, то есть 800 руб. (п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

При желании факт уплаты пошлины в безналичной форме можно подтвердить платежным поручением с отметкой банка о его исполнении; факт уплаты в наличной форме – квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком (ст. 333.18 НК РФ).

Из основания платежа должно однозначно следовать, что пошлина внесена за государственную регистрацию изменений в учредительные документы конкретного общества. Некорректное указание основания или плательщика может стать причиной отказа в регистрации. По вопросу оплаты госпошлины и оформления платежных документов сложилась противоречивая судебная практика.

Детально процедура проведения государственной регистрации описана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

<…>

Процедура представления документов в регистрирующий орган

Представить (подать) в регистрирующий орган заявление, подписанное заявителем, вправе как сам заявитель, так и любое иное лицо (в т. ч. курьер). Кроме того, можно направить документы по почте (с объявленной ценностью и описью вложения) или в электронной форме (п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

В некоторых инспекциях присутствие заявителя (когда он лично намерен подать документы) необходимо также для того, чтобы занять очередь на представление документов. Внутренние правила инспекции могут содержать положение о том, что для получения места (талончика) в очереди заявитель должен предоставить на обозрение уполномоченному сотруднику налоговой инспекции пакет документов, подготовленных для регистрации.

Если документы подает заявитель, сотрудник инспекции выдаст ему расписку в их получении. Если же документы в инспекцию подает иное лицо или они направлены по почте, расписка будет направлена по почте на указанный заявителем адрес (письма ФНС России от 8 февраля 2007 г. № 09-1-03/567@от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151@ (далее – письмо № 09-1-03/4151), от 1 февраля 2005 г. № 14-1-04/253@).

Совет

При непосредственном представлении документов на регистрацию стоит попросить сотрудника инспекции, принимающего их, сразу просмотреть документы на наличие недостатков. Также у него можно уточнить те моменты, в отношении которых есть сомнения. Если сотрудник не откажет, то явные недостатки (при их наличии) удастся выявить сразу и будет возможность исправить их, не дожидаясь отказа. Однако нужно помнить, что такое «экспресс-консультирование» не является обязанностью сотрудников налоговой инспекции, поэтому они могут и отказать.

Получение документов по результату государственной регистрации

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании доверенности (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииписьмо № 09-1-03/4151). Иногда инспекция по собственной инициативе направляет документы по почте на адрес заявителя или на юридический адрес АО.

При успешном прохождении процедуры госрегистрации сотрудник инспекции выдает следующие документы:

Совет

При получении документов необходимо сразу же внимательно проверить сведения во всех полученных документах.

Нередко налоговые органы допускают ошибки, которые могут стать серьезной проблемой при взаимодействии АО с фондами обязательного страхования, банками и контрагентами. Если своевременно не обнаружить ошибки, их исправление может занять несколько месяцев.

В случае отказа в государственной регистрации сотрудник инспекции выдает соответствующее решение об отказе, в котором указано, что стало основанием для его принятия.

Совет

Поскольку нередко налоговые органы в качестве основания для отказа в решении указывают не то, что действительно стало причиной отказа, а формулировку, соответствующую требованиям Закона о государственной регистрации, имеет смысл попросить пояснений у сотрудника, выдавшего решение, или у того, кто уполномочен на комментирование отказов.

При этом документ, подтверждающий оплату госпошлины, не возвращается. Пошлина считается уплаченной за госрегистрацию, даже если вынесено решение об отказе.

Не возвращаются и иные документы, поданные на регистрацию. Они остаются у налоговых органов в регистрационном деле. Таким образом, для повторного представления документов на госрегистрацию придется собрать новый пакет документов, исправив допущенные ошибки.

<…>

Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

Как открыть представительство АО

<…>

По общему правилу вопрос об открытии представительства относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) АО (подп. 14 п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО). Однако есть три случая, когда решение об открытии представительства уполномочен принимать иной орган управления общества.

1. Решение об открытии представительства принимает коллегиальный исполнительный орган (правление), если это прямо предусматривает устав АО (подп. 14 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

2. Решение об открытии представительства принимает общее собрание акционеров, если выполняются следующие условия (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО):

  • число акционеров – владельцев голосующих акций менее 50;
  • устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров;
  • устав не содержит положения о том, что решения об открытии представительств принимает правление общества.

3. Решение об открытии представительства принимает единолично акционер общества, если (п. 3 ст. 47абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО):

  • все голосующие акции АО принадлежат этому акционеру;
  • устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (фактически – единственный акционер);
  • устав не содержит положения о том, что решения об открытии представительств принимает правление общества.

Как открыть представительство по решению совета директоров АО

Чтобы открыть представительство в обществе, где решение об открытии этого обособленного подразделения принимает совет директоров, необходимо совершить следующие действия.

Во-первых, принять решение о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета). Заседание созывает председатель совета директоров по собственной инициативе либо по требованию (п. 1 ст. 68 Закона об АО):

  • члена совета директоров;
  • ревизионной комиссии (ревизора);
  • аудитора;
  • исполнительного органа (генерального директора или правления);
  • иных лиц, определенных уставом.

Во-вторых, разработать проект Положения о представительстве. По закону представительство действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Такое положение нужно утвердить на заседании совета директоров, рассматривающем вопрос об открытии представительства. Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение совету директоров. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва заседания.

В-третьих, определить, потребуется ли вносить изменения в устав в связи с открытием представительства.

С 1 июля 2015 года в устав АО не обязательно включать сведения о филиалах и представительствах (п. 3 ст. 11 Закона об АОподп. «а» п. 9 ст. 3ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Ранее такие сведения было необходимо отражать в уставе. Теперь их в обязательном порядке должен содержать лишь ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФподп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).

В то же время включить в устав АО информацию о представительствах закон не запрещает (абз. 13 п. 3 ст. 11 Закона об АО).

Таким образом, сейчас АО вправе по своему усмотрению решить, включать в устав сведения о новом представительстве или нет.

В большинстве случаев вносить эти изменения в устав нецелесообразно. Дело в том, что процедура изменения устава требует много времени и средств.

Вместе с тем, бывают ситуации, когда включить в устав сведения о представительстве все же имеет смысл.

Пример ситуации, когда в устав АО стоит включить сведения о представительстве

Устав АО содержит положение о том, что общество имеет два представительства – в Москве и Санкт-Петербурге.

Общество намерено открыть еще одно представительство – в Орле.

В такой ситуации вносить изменения в устав придется в любом случае.

Так, если АО решит не включать в устав сведения о новом представительстве, получится, что информация, указанная в уставе (о двух представительствах), противоречит сведениям из ЕГРЮЛ (о наличии трех представительств). А это, в свою очередь, может привести к недопониманию и даже спорам с контрагентами или иными лицами.

В сложившейся ситуации допустимо вообще исключить из устава положение о представительствах общества. Однако можно поступить и иначе – включить в устав сведения о новом (третьем) представительстве АО.

Как внести изменения в устав АО в связи с открытием представительства

Если сведения о новом представительстве решено внести в устав общества, нужно подготовить проект новой редакции устава.

Вместо него можно разработать проект изменений (дополнений), связанных с открытием представительства, в виде отдельного документа – приложения к уставу. Однако предпочтительнее отразить изменения именно в проекте новой редакции устава, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах.

Проект новой редакции устава подготавливает юрист общества, опираясь на сведения, содержащиеся в проекте Положения о представительстве. Какую именно информацию о представительстве можно отразить в уставе АО, закон не предусматривает. Юристу имеет смысл включить в проект устава новый пункт (раздел), содержащий:

  • указание на то, что в обществе открыто представительство (при этом пункт действующей редакции устава об отсутствии у общества представительств необходимо исключить);
  • сведения о наименовании, месте нахождения, функциях, организационной структуре представительства. Фактически в проекте устава нужно продублировать основную информацию, указанную в проекте Положения о представительстве.

Пример того, какие сведения о представительстве можно включить в новую редакцию устава АО

«В Обществе открыто "Представительство публичного акционерного общества "Альфа" в городе Орле" (далее – Представительство) по адресу: 125008, г. Орел, ул. Михалковская, д. 20.

Представительство действует на основании настоящего Устава и Положения, утвержденного Обществом.

Представительство представляет интересы Общества и осуществляет их защиту.

Представительство возглавляет директор, назначаемый генеральным директором Общества и действующий на основании доверенности».

После того как проект новой редакции устава будет разработан, его потребуется:

  • утвердить на общем собрании акционеров;
  • зарегистрировать в налоговой инспекции.

Стоит отметить, что до 1 июля 2015 года порядок внесения изменений в устав в связи с открытием представительства был намного проще.

Обоснование

Во-первых, решение о внесении в устав таких изменений принимал совет директоров, а не общее собрание акционеров. Созвать и провести заседание совета директоров гораздо быстрее и экономнее.

Во-вторых, внесенные изменения вступали в силу не с момента их регистрации, а уже с момента уведомления налоговой инспекции. Другими словами, ждать, пока инспекция зарегистрирует новую редакцию устава, было не нужно.

В-четвертых, провести заседание совета директоров, на котором нужно принять решения по следующим вопросам:

Если в связи с открытием представительства нужно внести изменения в устав, то на заседании совета директоров стоит также принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу изменения устава.

Совет директоров принимает решения большинством голосов членов, участвующих в заседании. Устав общества или Положение о совете директоров могут предусматривать, что для принятия решения по перечисленным вопросам (вопросу) требуется большее число голосов (п. 3 ст. 68 Закона об АО).

Информацию о процессе проведения заседания совета директоров и принятых решениях необходимо отразить в протоколе. Протокол должен быть составлен не позднее трех дней после проведения заседания (абз. 2 п. 4 ст. 68 Закона об АО).

В-пятых, внести изменения в сведения об АО, содержащиеся в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФподп. «н» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

Для этого АО должно уведомить налоговую инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа по адресу общества. В инспекцию необходимо подать заявление по форме № Р14001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@ (п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрациип. 22 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Заявление нужно подать в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об открытии представительства (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации). В роли заявителя выступает генеральный директор или иное лицо, действующее от имени общества без доверенности.

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с открытием представительства АО

Да, нужно, за исключением ситуации, когда заявление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет заявление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).

В течение пяти дней с момента получения заявления инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о представительстве АО (п. 1 ст. 8п. 3 ст. 18 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). Не позднее одного рабочего дня с момента внесения такой записи инспекция выдает обществу документ, подтверждающий факт регистрации, – лист записи ЕГРЮЛ(п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 15 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения кприказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

Если АО представило заявление в инспекцию через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. через Интернет), то лист записи ЕГРЮЛ ему направляют по электронной почте. При этом общество по своему желанию может потребовать выдачи такого листа в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрациип. 89 Административного регламента).

Должно ли АО встать на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства

Да, должно, но никакие дополнительные действия для этого совершать не нужно.

По закону постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства осуществляют на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения о наличии представительства в ЕГРЮЛ вносит налоговая инспекция, в которую обратилось общество для регистрации изменений. Эта же инспекция должна проследить за тем, чтобы АО поставили на учет в инспекцию по месту нахождения представительства.

В одном и том же муниципальном образовании или городе федерального значения АО открывает несколько представительств либо одно представительство и одно или несколько иных обособленных подразделений. Можно ли все эти подразделения поставить на учет в одной налоговой инспекции

Да, можно.

Если АО создает несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании (либо в Москве или Санкт-Петербурге), но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, то можно зарегистрировать все подразделения по месту нахождения любого из них (абз. 6 п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем не имеет значения, какие именно обособленные подразделения открываются –филиалы, представительства или иные подразделения.

Чтобы встать на учет по месту нахождения одного из подразделений, нужно представить в инспекцию по месту нахождения АО уведомление о выборе налогового органа. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@.

В-шестых, назначить руководителя (директора) представительства и выдать ему доверенность.

Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора представительства, должен быть указан в Положении о представительстве и (или) уставе АО. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора представительства. А именно:

  • подписывает трудовой договор (ст. 5767 ТК РФ);
  • издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).

Однако в уставе (Положении о представительстве) может быть предусмотрено, что решение об избрании директора представительства принимает совет директоров, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (избранным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.

Директор представительства действует от имени АО на основании доверенности (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК РФп. 129 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Текст такой доверенности составляет юрист общества, подписывает документ генеральный директор.

При составлении доверенности необходимо:

  • проследить за тем, чтобы действия, которые директор представительства будет совершать от имени АО, соответствовали полномочиям директора, перечисленным в Положении о представительстве;
  • по возможности наиболее детально определить круг этих действий. Например, указать, какие именно договоры директор представительства вправе подписывать от имени АО. Такая конкретизация будет ограничивать самостоятельность руководителя представительства и позволит избежать нежелательных для общества последствий (к примеру, отчуждения недвижимого имущества третьим лицам).

В-седьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:

  • представительство имеет отдельный баланс;
  • представительство имеет отдельный расчетный счет;
  • представительство самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Обоснование

Такие правила установлены:

  • в пункте 2 части 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон об обязательном социальном страховании);
  • в пункте 12 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (далее – Порядок регистрации в Пенсионном фонде РФ), утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п;
  • в подпункте 1 пункта 2 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц (далее – Порядок регистрации в ФСС России), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н.

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования об открытии представительства АО

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать об открытии представительства АО в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В адрес территориального органа каждого из фондов нужно было представлять письменное сообщение об открытии представительства. Сообщения подавали в течение месяца со дня открытия представительства. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому их можно было направлять в свободной форме, указав все необходимые сведения.

Как открыть представительство по решению правления АО

Чтобы открыть представительство в обществе, где решение об открытии этого обособленного подразделения принимает правление, необходимо совершить следующие действия.

Во-первых, принять решение о созыве заседания правления. При этом необходимо соблюсти порядок и сроки созыва, предусмотренные в уставе и (или) положении о правлении (п. 1 ст. 70 Закона об АО).

Во-вторых, разработать проект Положения о представительстве. По закону представительство действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Такое положение нужно утвердить на заседании правления, рассматривающем вопрос об открытии представительства. Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение правлению. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва заседания.

В-третьих, определить, потребуется ли вносить изменения в устав в связи с открытием представительства.

В-четвертых, провести заседание правления, на котором нужно принять решения по следующим вопросам:

  • об открытии представительства;
  • об утверждении Положения о представительстве.

В-пятых, внести изменения в сведения об АО, содержащиеся в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФподп. «н» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней с момента, когда правление приняло решение об открытии представительства (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

В-шестых, назначить руководителя (директора) представительства и выдать ему доверенность. Директора представительства назначает генеральный директор общества. А именно:

  • подписывает трудовой договор (ст. 5767 ТК РФ);
  • издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).

В-седьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона об обязательном социальном страхованиип. 12 Порядка регистрации в Пенсионном фонде РФподп. 1 п. 2 Порядка регистрации в ФСС России):

  • представительство имеет отдельный баланс;
  • представительство имеет отдельный расчетный счет;
  • представительство самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Как открыть представительство по решению общего собрания акционеров

Чтобы открыть представительство в обществе, где решение об открытии этого обособленного подразделения принимает общее собрание акционеров, необходимо совершить следующие действия.

Во-первых, принять решение о проведении общего собрания акционеров (годового или внеочередного) по вопросу об открытии представительства. Такое решение принимает орган общества (или конкретное лицо), который в соответствии с уставом уполномочен созывать собрание акционеров и утверждать его повестку дня (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Созвать годовое собрание, включив в его повестку дня вопрос об открытии представительства, можно только в сроки, предусмотренные уставом (абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона об АО).

Если открыть представительство нужно в максимально короткий срок, то имеет смысл провести внеочередное собрание.

Во-вторых, разработать проект Положения о представительстве. По закону представительство действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Такое положение нужно утвердить на общем собрании акционеров, рассматривающем вопрос об открытии представительства. Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение собранию. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва собрания.

В-третьих, определить, потребуется ли вносить изменения в устав в связи с открытием представительства.

В-четвертых, провести общее собрание акционеров (годовое или внеочередное), на котором нужно принять решения по следующим вопросам:

  • об открытии представительства;
  • об утверждении Положения о представительстве.

Такие решения принимают простым большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 2 ст. 49 Закона об АО).

Если в связи с открытием представительства надо внести изменения в устав, то на общем собрании акционеров также нужно принять решение об утверждении устава в новой редакции. Это решение принимают большинством в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Результаты собрания необходимо оформить не позднее трех рабочих дней после его проведения. В частности, нужно составить (ст. 6263 Закона об АО):

  • протокол об итогах голосования (составляется счетной комиссией и подписывается ее членами);
  • протокол общего собрания акционеров (подписывается председателем собрания и секретарем собрания).

В-пятых, внести изменения в сведения об АО, содержащиеся в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФподп. «н» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней с момента, когда общее собрание акционеров приняло решение об открытии представительства (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

В-шестых, назначить руководителя (директора) представительства и выдать ему доверенность. Директора представительства назначает генеральный директор общества. А именно:

  • подписывает трудовой договор (ст. 5767 ТК РФ);
  • издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).

В-седьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона об обязательном социальном страхованиип. 12 Порядка регистрации в Пенсионном фонде РФподп. 1 п. 2 Порядка регистрации в ФСС России):

  • представительство имеет отдельный баланс;
  • представительство имеет отдельный расчетный счет;
  • представительство самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу работников.

Как открыть представительство по решению акционера

Чтобы открыть представительство в обществе, где все голосующие акции принадлежат одному акционеру (далее – единственному акционеру) и не образован совет директоров, необходимо совершить следующие действия.

Во-первых, разработать проект положения о представительстве. По закону представительство действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение единственному акционеру. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с акционером.

Во-вторых, определить, потребуется ли вносить изменения в устав в связи с открытием представительства.

В-третьих, принять и письменно оформить решение об открытии представительства. Такое решение акционер принимает единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО). Кроме того, единственный акционер утверждает положение о представительстве.

Если в связи с открытием представительства надо внести изменения в устав, то акционеру также нужно принять решение об утверждении устава в новой редакции.

В-четвертых, внести изменения в сведения об АО, содержащиеся в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ,подп. «н» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней с момента, когда акционер принял решение об открытии представительства (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

В-пятых, назначить руководителя (директора) представительства и выдать ему доверенность. Директора представительства назначает генеральный директор общества. А именно:

  • подписывает трудовой договор (ст. 5767 ТК РФ);
  • издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).

В-шестых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона об обязательном социальном страхованиип. 12 Порядка регистрации в Пенсионном фонде РФподп. 1 п. 2 Порядка регистрации в ФСС России):

  • представительство имеет отдельный баланс;
  • представительство имеет отдельный расчетный счет;
  • представительство самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Как составить Положение о представительстве АО

Закон не предусматривает, какие сведения должно содержать Положение о представительстве. Если в обществе есть документ, регулирующий порядок создания представительства (например,Положение о территориальных филиалах и представительствах), юристу необходимо руководствоваться предписаниями такого документа. Если этот документ отсутствует или не достаточно четко регулирует процедуру открытия представительства, в Положении о представительстве имеет смысл указать следующую информацию.

1. Наименование и место нахождения представительства.

2. Цель открытия представительства и его функции.

Если представительство будет представлять все интересы общества (например, совершать любые сделки от лица АО), то в положение достаточно включить следующий пункт: «Представительство представляет интересы Общества и осуществляет их защиту».

Если представительство открывают с какой-либо конкретной целью (например, только для заключения договоров купли-продажи с покупателями), то в положении нужно указать ограниченный (исчерпывающий) перечень функций представительства. Такое ограничение может потребоваться, например, для того, чтобы обезопасить общество от сделок, совершенных недобросовестным руководством представительства с нарушением интересов самой организации.

Пример того, как в Положении о представительстве АО перечислить конкретные функции представительства

«Представительство представляет интересы Общества на территории Рязанской области путем заключения от лица Общества договоров, направленных на реализацию его продукции».

3. Сведения об организационной структуре представительства и о порядке взаимодействия органов представительства с органами общества. Как правило, в Положении о представительстве прописывают основы внутреннего управления представительством (включая решение кадровых вопросов), порядок осуществления бухгалтерского учета и отчетности, вопросы контроля за деятельностью представительства.

Особое внимание имеет смысл уделить урегулированию статуса руководителя (директора) представительства. Так, закон устанавливает, что руководитель представительства назначается обществом и действует на основании доверенности, выданной обществом (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК РФ). Вместе с тем, порядок назначения директора представительства и его полномочия в законе не конкретизированы. Следовательно, эти вопросы нужно урегулировать в Положении о представительстве. В положении также стоит указать, установлены ли для директора ограничения на совершение конкретных сделок (например, запрет на совершение сделок по отчуждению недвижимости, закрепленной за представительством; обязательное согласие генерального директора на заключение договоров аренды оборудования и т. д.).

Пример того, какую информацию о директоре представительства можно отразить в Положении о представительстве АО

«Представительство возглавляет директор, назначаемый генеральным директором Общества и действующий на основании доверенности.

Директор Представительства:

  • осуществляет текущее руководство деятельностью Представительства;
  • представляет интересы Общества в отношениях с государственными и муниципальными органами, организациями и гражданами;
  • осуществляет защиту интересов Общества в пределах полномочий, предусмотренных доверенностью;
  • издает приказы и дает указания, обязательные для сотрудников Представительства;
  • обеспечивает надлежащее исполнение решений органов Общества, принятых в отношении Представительства.

Директор Представительства не вправе совершать сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества, закрепленного за Представительством».

Впрочем, детально регулировать перечень полномочий и ограничений в положении не обязательно. Достаточно указать лишь общие функции директора представительства. Конкретный объем полномочий прописывают в доверенности, на основании которой действует директор. Если директор совершит сделку с превышением таких полномочий и АО не одобрит ее, сделка будет считаться заключенной от имени и в интересах самого руководителя представительства, а не юридического лица (п. 1 ст. 183 ГК РФ).

4. Сведения об имуществе представительства. Нужно включить пункт о том, каким имуществом общество наделяет представительство (подробно состав имущества указывать не обязательно), а также определить, на каком балансе имущество будет учитываться – на отдельном или на балансе АО. Кроме того, имеет смысл конкретизировать, будет представительство иметь свой расчетный счет или все расчеты будут осуществляться через общество. Как правило, представительство собственного баланса и отдельного расчетного счета не имеет, поскольку не ведет финансово-хозяйственную деятельность как таковую.

Может ли АО наделить представительство имуществом, которое не принадлежит обществу на праве собственности

Да, может.

Представительству можно передать имущество, принадлежащее АО на праве временного владения и пользования. Например, обществу разрешается заключить с третьим лицом (арендодателем) договор аренды помещения и закрепить арендованное помещение за представительством.

5. Сведения о печати представительства. Представительство может иметь собственную печать, а также угловой штамп, бланки, иные атрибуты, позволяющие индивидуализировать обособленное подразделение. Однако такие атрибуты должны содержать указание на полное фирменное наименование общества.

Пример того, как отразить в Положении о представительстве АО сведения о печати представительства

«Представительство имеет круглую печать с полным фирменным наименованием Общества на русском языке и текстом "Рязанское представительство"».

6. Порядок прекращения деятельности представительства. Целесообразно указать, какой орган принимает решение о закрытии представительства, и урегулировать порядок разрешения организационных вопросов, связанных с ликвидацией подразделения (например, увольнение сотрудников представительства, оценка имеющегося в представительстве имущества и его возврат в головное общество и т. д.).

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Кто и зачем разрабатывает учетную политику

Налоговое законодательство позволяет налогоплательщику выбирать систему налогообложения. Кроме того, для определения налоговой базы по некоторым элементам предусмотрены разные варианты их применения. Какой из них выбрать – решать вам. Сделанный выбор надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Чтобы выбрать наиболее оптимальный для вас вариант учетной политики, загляните в таблицу.

Избрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм налогообложения нельзя (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О).

Типовых образцов учетной политики нет, поэтому приказ составляйте в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.

Налоговое законодательство не конкретизирует, кто должен разрабатывать учетную политику. Поэтому руководитель организации может поручить эту работу любому сотруднику – специалисту в области налогообложения. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.

О том, нужно ли разрабатывать учетную политику для целей налогообложения предпринимателю, применяющему общую систему налогообложения, см. Как вести учет хозяйственных операций предпринимателю, применяющему общую систему налогообложения.

Учетную политику утверждают заблаговременно: до налогового периода, начиная с которого будут применять ее положения. Разработанную учетную политику применяйте последовательно из года в год с момента создания организации и до ее ликвидации. Либо до тех пор пока в учетную политику не будут внесены изменения. Составлять новую учетную политику ежегодно не нужно.

Ситуация: могут ли обособленные подразделения формировать свою учетную политику для целей налогообложения

Нет, не могут.

Обособленные подразделения не признаются отдельными юридическими лицами (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Они входят в состав организации, открывшей их. Поэтому обособленные подразделения не вправе формировать отдельную учетную политику для целей налогообложения. На их деятельность распространяются общие положения учетной политики организации.

Как внести изменения

Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях:

  • вы решили поменять ранее выбранный метод учета;
  • меняется законодательство о налогах и сборах.

Для этого нужно:

  • подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;
  • определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);
  • проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);
  • утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:

  • при смене метода учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);
  • при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.

Об этом сказано в абзаце 6 статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства. Если поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не нужно. Учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).

Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.

Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода – задним числом применять их нельзя. Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов. Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке. То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены (ст. 319абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).

Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (ст. 269 НК РФ). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-03-06/2/191).

Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

Как дополнить учетную политику

Дополнения в учетную политику нужно внести, если у организации появятся новые виды деятельности. В таком случае в учетной политике пропишите принципы и порядок налогообложения новых операций (абз. 7 ст. 313 НК РФ). Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором организация начнет вести новую деятельность (или получит лицензию на осуществление нового вида деятельности) (письма Минфина России от 14 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/240от 3 октября 2008 г. № 03-03-06/2/136).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка