Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О подвохах в пособиях и компенсациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 ноября 2015 113 просмотров

Компания А является логистической компанией на общей системе налогообложения, оказывающей транспортно-экспедиторские услуги. Компания В является перевозчиком для компании А. Компания С заказчик транспортной услуги. Перевозка осуществляется из Вильнюса в Санкт-Петербург. Перевозчик (компания В) выставляет документы в адрес компании А со ставкой НДС 0%. С какой ставкой НДС должна выставить счет-фактуру компания А в адрес компании С?уточнение по вопросу: Транспортные перевозки осуществляются грузовым автотранспортом компании В. Компания А не выделяет свое вознаграждение в сумме выставленных услуг за перевозку. Интересует имеет ли право компания А выставлять счета-фактуры со ставкой НДС 0%, так как транспортная услуга является международной.

Российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов.

Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:

Такой порядок следует из положений подпунктов 2.199.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243от 14 февраля 2012 г. № 03-07-08/37от 22 декабря 2011 г. № 03-07-08/361ФНС России от 20 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4588.

При оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.

Обоснование

1. Из рекомендации

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

При каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов

Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  • исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
  • между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов. Исключение составляют соисполнители, которых экспедиторы привлекают для оказания услуг по международной перевозке;
  • транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (в т. ч. привлекающими для оказания услуг третьих лиц), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России (в т. ч. если на отдельных этапах международной перевозки товары перемещаются только по территории России).
  • исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
  • между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов. Исключение составляют соисполнители, которых экспедиторы привлекают для оказания услуг по международной перевозке;
  • транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (в т. ч. привлекающими для оказания услуг третьих лиц), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России (в т. ч. если на отдельных этапах международной перевозки товары перемещаются только по территории России).

Такой порядок следует из положений подпунктов 2.199.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243от 14 февраля 2012 г. № 03-07-08/37от 22 декабря 2011 г. № 03-07-08/361ФНС России от 20 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4588.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;
  • прием и выдачу грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов;
  • услуги по организации платежно-финансовых услуг;
  • услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
  • разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировку грузов;
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.

Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:

  • оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
  • оформление переадресовки грузов;
  • оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
  • выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.

Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.

Из рекомендации «Когда применяется ставка НДС 0 процентов»

<…>

2. Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 6, март 2013

Налоговые последствия у экспедитора зависят от вида услуг и порядка компенсации затрат заказчиком

От того, будут ли расходы экспедитора возмещены клиентом или стороны согласуют экспедиционное вознаграждение, будет ли экспедитор самостоятельно оказывать услуги или привлечет стороннюю организацию, зависит налогообложение у компании-экспедитора

<…>

Если экспедитор в целях исполнения своих обязанностей по договору привлекает стороннюю транспортную компанию, налоговые последствия аналогичны посреднической сделке

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 87-ФЗ клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. То есть порядок расчетов по договору транспортной экспедиции стороны вправе определить по своему усмотрению.

В случае если участники сделки придут к соглашению, что в целях оказания услуг экспедитор привлекает стороннюю транспортную компанию, то налогообложение осуществляется по аналогии с посредническими договорами.

Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 270 НК РФ при формировании налоговой базы не учитываются поступления в виде имущества, переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Данную норму правомерно применять по отношению к договору транспортной экспедиции, о чем свидетельствует также арбитражная практика (постановление ФАС Поволжского округа от 28.11.06 по делу № А55-5707/06-31).

Таким образом, расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента, в виде сумм, уплачиваемых за перевозку, а также за дополнительные услуги — погрузочно-разгрузочные работы, таможенные процедуры, хранение, не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и перенаправляются клиенту.

Экспедитор вправе перевыставить счет-фактуру аналогично посредникам или же составить сводный счет-фактуру на все приобретенные для клиента услуги и работы

Еще недавно не было официальных разъяснений о порядке выставления счетов-фактур, ведь по существу ни главой 21 НК РФ, ни Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137, не предусмотрен какой-либо особый порядок составления и регистрации счетов-фактур при осуществлении операций по оказанию транспортно-экспедиционных услуг.

На данный момент финансовое ведомство разъяснило порядок выставления счетов-фактур (письма Минфина России от 10.01.13 № 03-07-09/01от 29.12.12 № 03-07-15/161 и от 01.11.12 № 03-07-09/148). Теперь экспедитор может выбрать способ перевыставления счетов-фактур по услугам третьих лиц.

Первый способ предусматривает перевыставление счетов-фактур исполнителей так же, как это делают агенты и комиссионеры.

Перечень дополнительных услуг, оказываемых экспедитором, не является исчерпывающим, стороны могут включить в договор любые услуги, главное, чтобы они были связаны с перевозкой груза

То есть в этом счете-фактуре экспедитор указывает в качестве продавца не себя, а реального продавца или исполнителя (подп. «а» и «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры). Счета-фактуры перевыставляются по каждому исполнителю и поставщику (письма Минфина России от 21.09.12 № 03-07-09/132 и ФНС России от 03.10.12 № ЕД-4-3/16555@).

Второй — это выставление сводного счета-фактуры на все приобретенные услуги, в котором:

— в качестве продавца экспедитор указывает себя;
— все услуги, приобретенные у третьих лиц, выделяются в отдельные позиции. Данные берутся из счетов-фактур исполнителей;
— порядковый номер и дата составления счета-фактуры указываются в соответствии с индивидуальной хронологией экспедитора.

Сводный счет-фактура регистрируется в журнале учета счетов-фактур, а в книге продаж не регистрируется, так как принять к вычету НДС, предъявленный поставщиком товаров (работ, услуг), экспедитор так же, как и посредник, не вправе (ст. 156 НК РФ).

К экземпляру сводного счета-фактуры, который передается клиенту, экспедитор должен приложить копии счетов-фактур, полученных от организаций, оказывающих ему услуги, а также копии соответствующих первичных документов.

Счета-фактуры, полученные от перевозчиков и иных контрагентов, экспедитор регистрирует только в части «Полученные счета-фактуры» журнала учета счетов-фактур, при этом в книге покупок не регистрирует.

Налоговики обязаны пользоваться разъяснениями финансистов. Так, указанное письмо Минфина России от 29.12.12 № 03-07-15/161 размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами» (письмо ФНС России от 18.02.13 № ЕД-4-3/2650@).

Заметим, что недавно налоговики были против составления сводного счета-фактуры по всем приобретенным экспедитором услугам. В письме ФНС России от 03.10.12 № ЕД-4-3/16555@ было указано, что экспедитор, приобретающий в интересах клиента работы (услуги) третьих лиц от своего имени, должен руководствоваться теми же правилами, что комиссионеры и агенты, для которых возможность выставления обобщенных счетов-фактур не предусмотрена.

<…>

Порядок начисления НДС и выставления счетов-фактур не отличается от обычной реализации услуг. Если экспедитор от своего имени и за свой счет заключает договоры на оказание услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, и ими не предусмотрено возмещение расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента, то налоговой базой по НДС будут все поступления по договору транспортной экспедиции в соответствии с пунктом 1 статьи 156 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.10 № 17795/09).

Экспедитор признается налоговым агентом в отношении суммы вознаграждения, выплачиваемого иностранному перевозчику, осуществляющему деятельность не через постоянное представительство

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 и пунктом 3 статьи 169 НК РФ экспедитор должен оформить счет-фактуру на весь объем оказанных услуг и зарегистрировать его в книге продаж. Согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ при реализации услуг соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня их оказания.

Таким образом, в данном случае отражение выручки и оформление счетов-фактур происходят в общем порядке, как и при реализации по договору возмездного оказания услуг.

Что касается НДС по приобретенным услугам, то «входной» НДС по расходам, связанным с исполнением экспедиционного договора, экспедитор может предъявить к налоговому вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка