Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
17 ноября 2015 38 просмотров

Компания закупила оцинкованные треугольники с изображением логотипа. Треугольники размещались на строительных площадках - на заборах, где строился объект. В настоящее время планируется списать часть треугольников в связи с их непригодностью. В налоговом учете расходы по треугольникам были отражены в момент их передачи в эксплуатацию. В настоящее время они числятся забалансом, за ними закреплен МОЛ. Для списания треугольников будет составлен акт на списание МБП по форме МБ-8. Треугольники из оцинкованной стали. Если компания просто спишет данные треугольники, то какие риски могут возникнуть: налоговые, экологические, административные. Расходы на транспортировку данных треугольников до места их сдачи превышают возможные получение доходов от их сдачи. Обязана ли компания сдавать оцинкованные треугольники или можно просто списать?

Все предприятия обязаны соблюдать экологическое законодательство и вести учет отходов своих производств.

Неправильное обращение с отходами производства и другими опасными веществами грозит наказанием:

– для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей;
– для индивидуальных предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– для организаций – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ).

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

Организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Если в соответствии с гражданским законодательством специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды (в части принятых расходов) должна будет именно она (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗгл. 14 ГК РФ).

Производственные отходы по степени опасности подразделяют на пять классов: I – чрезвычайно опасные, II – высокоопасные, III – умеренно опасные, IV – малоопасные, V – практически неопасные.

В соответствии с классификацией каждый вид отхода собирают и временно хранят в специально отведенном месте на территории предприятия – собственника отхода. Когда накапливается нормативная или товарная партия, отходы спецтранспортом перевозят на специализированное предприятие, которое займется их утилизацией.

Все отходы, полученные в результате деятельности организации, должны быть отнесены к определенному классу опасности для окружающей природной среды. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности утверждены приказом Минприроды России от 15 июня 2001 г. № 511.

Обоснование

1. Из рекомендации
Олег Долматов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александр Кузнецов, заместитель начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗст. 136 ГК РФ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Если в соответствии с гражданским законодательством специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды (в части принятых расходов) должна будет именно она (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗгл. 14 ГК РФ).

Из рекомендации «Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды»

<…>


2. Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно», № 9, сентябрь 2014

Учет опасных производственных отходов: как правильно его вести

Ключевые проблемы

  • Какие требования предъявляют к обращению с отходами?
  • Какие документы на отходы должно иметь предприятие?
  • Какие существуют особенности в расчете платежей за негативное воздействие на окружающую среду?
  • Куда сдавать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду?
  • Какая ответственность грозит за неучет производственных отходов?

Какие требования предъявляют к обращению с отходами

В процессе работы промышленные предприятия создают угрозу как для окружающей природной среды, так и для собственного персонала. Общая безопасность любой производственной деятельности строится из следующих компонентов.

1. Безопасность:
– оборудования, зданий и сооружений;
– основной технологии и вспомогательного производства;
– труда работников и персонала;
– хранения и размещения промышленных отходов.

2. Соблюдение нормативов и контроль за промышленными выбросами и сточными водами.

Отсутствие учета в сфере обращения с отходами может привести к их сверхнормативному накоплению и хранению. Это в свою очередь приводит к возникновению очагов повышенной пожароопасности, токсичности и взрывоопасности.

Требования экологического законодательства по обращению с отходами должны выполнять все подразделения предприятия. Контролирует этот процесс экологическая служба организации. Учет производственных отходов заключается в:

  • первичной инвентаризации всех производственных отходов на предприятии;
  • подготовке исходных документов для получения лимитов (разрешений) сроком на пять лет;
  • установлении класса опасности отходов и оформлении паспортов на каждый вид отхода;
  • размещении отходов согласно их классу опасности на специализированных предприятиях по утилизации, переработке или обезвреживанию в соответствии с договорами;
  • своевременном квартальном экологическом платеже по фактическому учету размещенных отходов.

Эти требования предприятие может выполнить как собственными силами, так и передать эти вопросы на аутсорсинг специализированной экологической компании.

Как классифицируют отходы

Производственные отходы по степени опасности подразделяют на пять классов1: I – чрезвычайно опасные, II – высокоопасные, III – умеренно опасные, IV – малоопасные, V – практически неопасные.

В соответствии с классификацией каждый вид отхода собирают и временно хранят в специально отведенном месте на территории предприятия – собственника отхода. Когда накапливается нормативная или товарная партия, отходы спецтранспортом перевозят на специализированное предприятие, которое займется их утилизацией. Ни в коем случае нельзя смешивать отходы с разными классами опасности, кроме IV и V классов.

Каждое предприятие обязано платить за негативное воздействие на окружающую среду2. Для этого необходим точный и правильный учет по массе всех видов отходов. При этом норматив стоимости за размещение отходов зависит от их класса опасности. Поэтому у предприятий есть мотивация к снижению класса опасности или к переводу отхода во вторичное сырье.

Какие документы на отходы должно иметь предприятие

Остановимся на перечне документов по отходам, обязательных для любого промышленного предприятии. Помните, что в зависимости от специфики предприятия список документов может расширяться.

Таблица. Документы, необходимые для учета отходов на предприятии

Документ Каким нормативным актом утвержден Описание
Лимиты на размещение отходов Приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703 Лимиты (разрешения) являются следствием Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – проект НООЛР). Как правило, его разрабатывает специализированная компания, но работодатель может сделать это и самостоятельно. Если у предприятия нет проекта НООЛР и, соответственно, лимитов на отходы, оно обязано самостоятельно провести инвентаризацию собственных отходов по фактическому ежеквартальному и годовому учету отдельных их видов по подразделениям3. Отсутствие проекта приведет к пятикратному повышению экологического ежеквартального платежа за негативное влияние на окружающую среду
Паспорт на отход Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 Разрабатывается на каждый вид отхода I–IV классов опасности. При этом отход анализируют на компонентный химический состав и проводят расчет класса опасности4. Или же тестируют отход на токсичность и относят его к тому или иному виду согласно Федеральному классификационному каталогу отходов5. Паспорта на отходы и документы, подтверждающие их класс опасности, утверждаются территориальным органом Росприроднадзора. Они являются бессрочным документом при неизменности технологического процесса
Договоры со специализированными организациями, которые занимаются размещением, утилизацией, обезвреживанием, переработкой отходов, и акты выполненных работ по этим договорам Наличие на предприятии договоров на размещение и утилизацию отходов – это важнейшее требование по обеспечению безопасности в области обращения с отходами. Предприятие должно заключать такие договоры только с лицензированными организациями, у которых есть разрешение на работу со всеми размещаемыми отходами
Расчет ежеквартальных платежей за негативное воздействие на окружающую среду (далее – платежи за НВОС) Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721 Каждое предприятие обязано платить за негативное воздействие на окружающую среду. Платеж производят ежеквартально по четырем разделам:
– за выбросы;
– за передвижные источники;
– за сточные воды;
– за отходы

Основные трудности у работодателей возникают с расчетом ежеквартальных платежей за НВОС, а именно с учетом отходов. Разберемся подробнее в этом вопросе.

Особенности расчета платежей за НВОС

Отходы IV и V классов опасности, как правило, совместно размещают на полигонах. Их встречный учет ведут по объему, акты выполненных работ оформляют в кубических метрах, а не в тоннах. Следовательно, важно точно провести перерасчет объемной массы отходов в тонны. От этого зависит финансовая сторона учета.

Если предприятие работает в ритмичном режиме и имеет лимиты на размещение отходов, то максимальное количество каждого вида отхода за квартал формально соответствует одной четвертой от годового лимита. Это правило выполняется для системных технологических отходов и бытовых отходов. Но кроме них есть отходы, которые образуются один раз в год, например, при очистке емкостей. Их учитывают и оплачивают в соответствующем квартале.

Вызывает трудности и расчет массы отдельных видов отходов IV и V классов опасности, которые часто утилизируют совместно. Если среднестатистическая плотность бытовых отходов известна – 0,1 т/м3, то плотность других видов отходов колеблется в очень широком интервале: от 1,2 т/м3 для строительных отходов до 0,4 т/м3 для отходов полиэтилена.

Удобным способом перевода объема размещенных отходов IV и V классов опасности в массу является таблица в приложении 1. Она используется как внутренний документ на предприятии для упрощения последующего учета отходов и расчета платежей за НВОС.


Скачать и распечатать образец

В столбце 8 приведены объемы отходов, которые могут максимально образоваться на предприятии за квартал, учитывая действующие лимиты. Соответственно, в столбце 6 приведена предельная масса каждого вида отхода, полученная путем расчета по известной плотности отхода из проекта НООЛР (столбец 7) или из справочных данных, если проекта НООЛР нет. Совпадение (в пределах погрешности) расчетного суммарного объема отхода с реально образовавшимся говорит о том, что предприятие работает ритмично в пределах действующих лимитов, и проведенный учет в тоннах верен.

Данные столбца 6 являются исходными для заполнения документов по приказу Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721 и формы платежа за негативное воздействие на окружающую среду по приказу Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Рассмотрим случай, когда суммарный расчетный объем совместно размещаемых отходов не совпадает с их фактическим объемом по актам выполненных работ. Чаще всего фактический объем превышает расчетный объем. Причин тому может быть несколько:

1. Тенденция к сверхлимитному образованию отхода. Необходимо выяснить источник неритмичного образования отхода. При сохранении такой тенденции в течение года платеж за сверхлимитное размещение отхода пятикратно увеличится.

2. Используемая в расчете плотность отхода не соответствует реальности. Это может быть результатом неправильного сбора отхода. Например, не складываются разборные картонные коробки, не пакуются пленочные отходы и т. п. Необходимо организовать правильный сбор и хранение отходов, поскольку средняя фактическая плотность отходов в контейнере ниже расчетной плотности. Из-за этого происходит искусственное завышение массы образующихся отходов.

3. Данные по плотностям отходов не соответствуют одному или нескольким конкретным видам. Требуется скорректировать проект НООЛР или замерить плотности тех видовотходов, которых больше всего в размещаемой смеси.

Если расчетный объем отходов IV и V классов опасности больше фактического, то, скорее всего, в отчетном квартале предприятие работало с производительностью меньше той, что предусмотрена проектом. Тогда нужно рассчитать фактическую производительность предприятия и скорректировать суммарную массу отхода по тому виду, образование которого напрямую связано с технологией. Окончательную сверку расчетного и фактического объема отходов следует провести целиком по году. Эти данные будут использоваться для составления годового отчета об обращении с отходами по форме № 2-ТП (отходы)6.

Что касается отходов I–III классов опасности, то определить их массу не так трудно. Встречная отчетность от подрядчика, как правило, ведется в тоннах или в штучном количестве (например, для отработанных ртутных ламп).

Куда сдавать расчет платы за НВОС

Работодатель должен сдавать расчет платы за НВОС не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Документ нужно прошить, пронумеровать, скрепить печатью и подать в территориальный орган Росприроднадзора по местам нахождения стационарного объекта негативного воздействия (например, предприятия) и регистрации передвижного загрязняющего объекта (например, автомобиля).

В этих же территориальных органах Росприроднадзора работодатель платит за негативное воздействие на окружающую среду по представленным расчетам. Для каждого кода бюджетной классификации должно быть отдельное платежное поручение. Таким образом, если у организации есть несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах России, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы за НВОС. При эксплуатации нескольких объектов загрязнения на территории одного субъекта плата по ним отражается в едином расчете. Однако лист расчета суммы платежа в бюджет заполняется отдельно по каждому муниципальному образованию.

Если в вашей организации нет специалиста, способного оформить экоплатежи, можно воспользоваться специальными программными средствами, которые значительно упрощают расчет плат за негативное воздействие на окружающую среду. Также этот вопрос можно передать на аутсорсинг другой организации. Средняя стоимость расчета экоплатежей для одного объекта за один квартал составляет 5000 рублей по московским расценкам.

Какая ответственность грозит за отсутствие учета производственных отходов

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за НВОС, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено. Однако такие действия природопользователя можно расценить как сокрытие экологической информации. За это предусмотрен штраф: для должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей, для организаций – от 10 000 до 20 000 рублей (ст. 8.5 КоАП РФ).

Неправильное обращение с отходами производства и другими опасными веществами также грозит наказанием:

– для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей;
– для индивидуальных предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– для организаций – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ).

За невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в срок накажут штрафом: должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей, организацию – от 50 000до 100 000 рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Если у предприятия нет разрешения на обращение с производственными отходами, это приведет к пятикратному повышению норматива платы за одну тонну отходов и к ответственности по статьям 8.28.58.41 Кодекса об административных правонарушениях.

<…>

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
Статья 8.5 КоАП РФ Уточнить, какая ответственность грозит за сокрытие экологической информации
Статья 8.2 КоАП РФ Понять, какое наказание ждет за неправильное обращение с отходами
Статья 8.41 КоАП РФ Разобраться, какая ждет ответственность в случае невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
Статья 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ Узнать, что предприятия обязаны платить за негативное воздействие на окружающую среду
Приказ Минприроды России от 15 июня 2001 г. № 511 Понять, как классифицируют отходы производства
Приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703 Уточнить, как разрабатывают лимиты на размещение отходов
Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 Разобраться в вопросах оформления паспортов на отходы
Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 Понять, как заполняется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
Приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721 Узнать порядок учета в области обращения с отходами
Приказ Росстата от 28 января 2011 г. № 17 Ознакомиться с формой № 2-ТП годового отчета об обращении с отходами 

Запомните главное

1. Все предприятия обязаны соблюдать экологическое законодательство и вести учет отходов своих производств.

2. Работодатель должен ежеквартально платить за негативное воздействие предприятия на окружающую среду, в том числе, за размещение отходов.

3. Расчетами платежей за НВОС должна заниматься экологическая служба предприятия или специализированная организация-аутсорсер.

4. Расчет платы за НВОС нужно подавать в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка