Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№23
18 ноября 2015 38 просмотров

Наше предприятие расположено на территории бывшего крупного завода. Сейчас это технопарк, который объединяет на одной территории несколько ООО с общей проходной и огороженной и охраняемой территорией.На общем собрании представителей всех обществ было принято решение о благоустройстве общей территории, в частности об асфальтировании проезжей части дороги, примыкающей к проходной и по самой территории технопарка. Куда нужно отнести стоимость "капитально-восстановительного ремонта дорожного покрытия общего пользования", если стоимость его составляет 200 000 руб.?


По вопросу отражения в бухучете

Стоимость капитально-восстановительного ремонта дорожного покрытия общего пользования включите в состав основных средств:

Дебет 08 Кредит 60 отражены расходы на ремонт асфальтного покрытия

Дебет 19 Кредит 60 отражен входной НДС;

Дебет 91 Кредит 19 входной НДС включен в состав прочих расходов.

По вопросу налогообложения прибыли

В налоговом учете расходы на капитально-востановительный ремонт дорожного покрытия учесть нельзя, т.к. покрытия относятся к объектам внешнего благоустройства, и, следовательно, амортизация по ним не начисляется.

По вопросу налогообложения НДС

Входной НДС по расходам принять к вычету нельзя, т.к. дорога не используется в деятельности облагаемой НДС.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

1.Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам, как асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия, которые созданы без привлечения бюджетного (целевого) финансирования


Да, можно, если обустройство таких объектов обусловлено требованиями законодательства.

По общему правилу независимо от источников финансирования асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам внешнего благоустройства, и, следовательно, амортизация по ним не начисляется (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487,от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201 и от 13 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/73.*

В то же время для отдельных отраслей экономики обустройство производственных площадок с асфальтовым и другими видами покрытий рядом с производственными объектами является обязательным в силу законодательства, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В таких случаях организация может начислять на них амортизацию. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие начислять амортизацию по асфальтовым (бетонным, тротуарным) покрытиям, созданным без привлечения бюджетных средств, независимо от того, обусловлено ли их обустройство нормами законодательства или нет. Они заключаются в следующем.

Асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам дорожного хозяйства. Буквальное прочтение подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что если при строительстве объектов дорожного хозяйства не было использовано бюджетное или другое целевое финансирование, то амортизацию по таким объектам начислять можно. Главное, чтобы обустройство таких объектов было связано с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008от 14 января 2008 г. № А56-4910/2007от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04и от 25 октября 2004 г. № А56-32626/03Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29Московского округа от 23 июля 2008 г. № КА-А40/6654-08Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3Поволжского округа от 13 июня 2012 г. № А55-19091/2011).

Кроме того, организация может включить такие объекты (стоимостью более 40 000 руб.) в состав амортизируемого имущества:

  • в качестве сооружения;
  • в качестве капитальных вложений в арендованные основные средства.

Учесть твердые декоративные покрытия в качестве сооружений можно по следующим основаниям. Во-первых, они улучшают доступ к организации, способствуют привлечению дополнительных клиентов, а значит, положительно влияют на увеличение продаж. Во-вторых, наличие твердого покрытия позволяет сократить время погрузочно-разгрузочных работ, что также повышает эффективность бизнеса. Из этого следует, что твердое покрытие используется в деятельности, связанной с получением доходов, и соответствует определению амортизируемого имущества, указанному в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 1 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Если твердое покрытие обустроено на арендованной земле, затраты на его строительство можно классифицировать как капитальные вложения в арендованные основные средства (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 16 марта 2006 г. № 18-11/1/20791). При этом в договоре аренды земли (дополнительном соглашении к нему) должно быть отражено согласие арендодателя (право арендатора) на производство неотделимых улучшений в виде асфальтового (бетонного, тротуарного) покрытия (абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФст. 615 ГК РФ). Кроме того, таким договором (дополнительным соглашением) должно быть предусмотрено, что арендодатель не возмещает арендатору стоимость капитальных вложений (абз. 4 п. 1 ст. 258 НК РФст. 623 ГК РФ). Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 4 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 14 декабря 2007 г. № 20-12/119684от 17 марта 2006 г. № 18-11/20791). О применении амортизационной премии при амортизации неотделимых улучшений арендованного имущества см. Как рассчитать амортизацию по арендованным объектам основных средств в налоговом учете.

Не исключено, что при проверке налоговая инспекция не согласится с включением расходов на устройство (укладку) твердых покрытий в расчет налогооблагаемой прибыли. В таком случае свою позицию организации придется отстаивать в суде.

<…>

ИЗ СТАТЬИ ЖУРНАЛА «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 9, МАЙ 2014

2.Минфин отказывает компаниям и в учете расходов на благоустройство территории, и в вычете НДС по ним

Чиновники считают такие расходы необоснованными

Они против амортизации объектов благоустройства, являющихся ОС

В ряде случаев Минфин разрешает учесть расходы на ремонт таких ОС

Необходимость расходов на благоустройство территории, прилегающей к офисным или производственным зданиям, после зимы очевидна. Причем нередко благоустройство и озеленение территории не является прихотью компании, а бывает продиктовано требованиями регионального законодательства или иными нормативно-правовыми актами.

Несмотря на это, налоговики нередко исключают такие расходы, утверждая, что они напрямую не связаны с предпринимательской деятельностью организации (см. врезку ниже). Кроме того, они отказывают в вычете «входного» НДС по ним. Посмотрим, как Минфин России относится к отражению в налоговом учете подобных затрат и допускает ли принятие НДС к вычету.

Минфин исходит из того, что благоустройство прилегающей территории обычно не связано с получением дохода

Проблема в том, что расходы на обустройство территории в главе 25 НК РФ не упоминаются. Более того, Налоговый кодекс вообще не содержит понятия «благоустройство территории». Поэтому Минфин России предлагает руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства (письма от 10.08.12 № 03-03-06/4/83,от 03.08.12 № 03-03-06/1/386 и от 17.07.12 № 03-03-06/2/81).

Расходы некапитального характера

По мнению ведомства, под текущими расходами на внешнее благоустройство прежде всего понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Речь, в частности, идет о расходах на прокладку дорожек и мощение их тротуарной плиткой, установку скамеек и урн, устройство газонов и цветников, посадку деревьев, кустарников, цветов и газонной травы.

Минфин России почему-то считает, что подобные расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации (письма от 03.08.12 № 03-03-06/1/386от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 19.06.08 № 03-03-06/1/362). Поэтому чиновники чаще всего утверждают, что в налоговом учете организация не может признать расходы на благоустройство прилегающей территории.

Расходы на благоустройство можно обосновать ссылкой насанитарные правила

Впрочем, ведомство разрешило учесть расходы на озеленение территории организации, основным видом деятельности которой является предоставление санаторно-курортных услуг (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443). Дело в том, что согласно действовавшим в тот период Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам территория лечебного учреждения должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена. Причем площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% от общей площади участка (п. 2.7 СанПиН 2.1.3.1375-03)1.

Видимо, поэтому Минфин России признал, что расходы санатория на озеленение своей территории являются обоснованными и могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Ведь они напрямую связаны с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть с ведением деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Представляется, что аналогичные аргументы могут использовать компании, занимающиеся другими видами деятельности. Главное, чтобы требование о благоустройстве или озеленении территории было прописано в соответствующих санитарных правилах.

Например, автозаправочные станции и автомойки обязаны создавать санитарно-защитную зону (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Значит, расходы на озеленение площадей таких зон являются для них обоснованными. Вместе с тем налоговики могут посчитать, что расходы на содержание санитарной зоны должны нести специальные организации, эксплуатирующие дороги. Такой же вывод содержится в одном из писем Минфина России (письмо от 08.05.09 № 03-03-06/1/317).

Расходы на создание амортизируемого имущества

Многие компании, помимо текущих расходов на благоустройство прилегающей территории, осуществляют расходы капитального характера, то есть создают объекты внешнего благоустройства стоимостью более 40 000 руб. за единицу и сроком полезного использования свыше 12 месяцев (п. 1 ст. 256 НК РФ). К таким объектам, в частности, относятся контрольно-пропускные пункты около здания, автостоянки, железобетонные заборы и ограждения, системы освещения территории.

Минфин России признает, что подобные объекты внешнего благоустройства являются амортизируемым имуществом. Ведь срок их полезного использования обычно превышает 12 месяцев и первоначальная стоимость составляет более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Тем не менее амортизация по таким объектам не начисляется. Это прямо прописано в Налоговом кодексе (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Поэтому ведомство отмечает, что капитальные расходы на создание или приобретение подобных объектов при расчете налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 03.08.12 № 03-03-06/1/386от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 20.05.11 № 03-03-06/4/49).

ЧИТАЙТЕ НА E.RNK.RU

Еще больше полезных материалов

Компаниям приходится отмывать фасады собственных или арендуемых зданий не только после окончания зимнего периода. Такая необходимость может возникнуть в любой момент в течение года, например из-за появления на здании либо тротуаре или ограждении около него самовольной рекламы или граффити.

Налоговики обычно утверждают, что организация не вправе признавать в налоговом учете расходы на мойку фасадов зданий и очистку прилегающей к ним территории от самовольных надписей, рекламы и рисунков. Однако судебная практика свидетельствует, что налогоплательщики находят веские аргументы, чтобы обосновать такие расходы и доказать их необходимость для коммерческой деятельности. Подробнее об этом читайте в статье «Очищать фасады зданий и тротуары от самовольных надписей рискованно с налоговой точки зрения»

Ведомство не разрешает принимать к вычету НДС по расходам на благоустройство территории

Минфин России считает, что расходы организации на благоустройство и озеленение прилегающей к ее зданию территории не связаны с осуществлением операций, облагаемых НДС. Следовательно, «входной» НДС по этим расходам к вычету не принимается (письма от 09.11.11 № 03-03-06/1/736от 18.10.11 № 03-07-11/278 и от 15.03.11 № 03-03-06/1/136).

Рискованно принимать к вычету НДС по текущим расходам на благоустройство

Аналогичные выводы ведомство сделало и относительно НДС, предъявленного исполнителем при приобретении услуг по уборке снега или мусора (письмо Минфина России от 15.03.11 № 03-03-06/1/136):

«<…> Поскольку указанные <…> услуги (уборка снега, мусора, благоустройство газонов), по нашему мнению, не используются для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, то суммы налога, предъявленного по таким услугам, к вычету не принимаются».

Впрочем, можно предположить, что Минфин России не стал бы возражать против вычета НДС по расходам на благоустройство и озеленение территории, осуществление которых предписано санитарными правилами. Ведь выполнение этих требований напрямую связано с ведением облагаемой НДС деятельности, например с реализацией санаторно-курортных услуг (при условии, что санаторий отказался от освобождения указанных услуг от НДС), продажей ГСМ на автозаправке или услуг по мойке автотранспорта (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Однако писем Минфина России с подобными выводами найти не удалось. В письме, в котором чиновники разрешили санаторию признать расходы на озеленение территории, речь шла исключительно о налоге на прибыль, вопросы вычета НДС в нем не рассматривались (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443).

К сожалению, не нашли мы разъяснений ведомства и о том, как отражать «входной» НДС по приобретенным объектам внешнего благоустройства, являющимся амортизируемым имуществом. Скорее всего, Минфин России откажет в вычете НДС по таким объектам, однако не будет против включения «входного» налога в стоимость объекта (п. 2 ст. 170 НК РФ). Тем более что в налоговом учете подобные объекты не подлежат амортизации, и, значит, организация все равно не сможет списать их стоимость в расходы (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Минфин считает, что расходы на ремонт объектов внешнего благоустройства можно учесть, если они созданы по требованию закона

Объекты внешнего благоустройства, как и любые другие активы, нуждаются в периодическом ремонте и техническом обслуживании. Особенно это заметно после окончания зимнего периода.*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка