Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 ноября 2015 376 просмотров

Мы Муниципальная организация. На данный момент чистые активы предприятия с минусом, и составляют сумму меньше чем уставной фонд. Каким образом можно увеличить чистые активы не прибегая к переоценке основных средств? Имеем ли мы право просить у администрации, которая является 100% учредителем, денежные средства на увеличение уставного фонда. Если да, то каким образом и каким документом это регламентируется?

 В указанной ситуации Вам необходимо уведомить учредителя о том, что стоимость чистых активов менее размера уставного фонда. Учредителю необходимо будет принять решение об уменьшении уставного фонда МУП. Порядок уменьшения уставного капитала раскрыт в рекомендации ниже.

В том случае, если размер чистых активов унитарного предприятия меньше размера его уставного капитала, учредитель УП должен принять решение об уменьшении уставного капитала (пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ). Если стоимость чистых активов не будет восстановлена, то МУП подлежит ликвидации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: В каких случаях и в каком порядке может проводиться уменьшение уставного фонда унитарного предприятия.

«Бывают ситуации, когда государственному или муниципальному унитарному предприятию (далее – предприятие) требуется уменьшить уставный фонд.

Для уменьшения уставного фонда необходимо совершить следующие действия:

  • принять решение об уменьшении уставного фонда, а также решение о внесении соответствующих изменений в устав;
  • уведомить кредиторов предприятия;
  • зарегистрировать изменения в уставе.

Внимание! Выводы, приведенные в настоящей рекомендации, не распространяются на казенные предприятия

Уменьшить уставный фонд можно только в предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения. В казенном предприятии (т. е. предприятии, основанном на праве оперативного управления) уставный фонд не формируется (п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; далее – Закон об унитарных предприятиях). Следовательно, и уменьшить его невозможно.

Считается ли уменьшением уставного фонда изъятие имущества предприятия его собственником

Нет, не считается.

Изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество вправе только собственник имущества казенного предприятия (абз. 2 п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях). При этом уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

Ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон об унитарных предприятиях не предоставляют собственнику имущества предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2010 г. по делу № А48-392/2010).

Следовательно, уменьшение уставного фонда и изъятие имущества – две разные процедуры. Первую из них можно провести в предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, вторую – в казенном предприятии.

В каких случаях может потребоваться уменьшить уставный фонд унитарного предприятия

Уменьшение уставного фонда может потребоваться в двух случаях*:

  • по добровольному решению собственника имущества предприятия (далее – собственник);
  • в силу установленной законом обязанности*.

Добровольное решение собственника может иметь место тогда, когда еще до окончания финансового года (т. е. до 31 декабря календарного года) становится ясным, что стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера его уставного фонда (см. Порядок определения стоимости чистых активов, утвержденный приказом Минфина России от 28 августа 2014 г. № 84н).

По закону размер уставного фонда предприятия с учетом размера его резервного фонда не должен превышать стоимость чистых активов такого предприятия (абз. 2 п. 3 ст. 14 Закона о предприятиях). Понимая, что после окончания финансового года требования к размеру уставного фонда будут нарушены, собственник может решить уменьшить уставный фонд заранее, то есть до возникновения нарушения.

При добровольном уменьшении уставного фонда важно соблюсти правило о том, что новый размер уставного фонда не должен быть меньше минимального размера, предусмотренного законом (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях).

В настоящее время минимальный размер уставного фонда предприятия составляет (п. 3 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях)*:

  • для государственного предприятия – 500 тыс. руб.;
  • для муниципального предприятия – 100 тыс. руб.

Обоснование

По закону минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия рассчитывается на основании минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на дату госрегистрации предприятия (п. 3 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях).

Базовая сумма, используемая для исчисления, с 1 января 2001 года составляет 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Следовательно, с 2001 года размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 500 тыс. руб., муниципального предприятия – не менее 100 тыс. руб.

Если размер уставного фонда будет меньше минимального размера, предприятию, вероятнее всего, не удастся зарегистрировать изменения, внесенные в устав в связи с уменьшением уставного фонда. Даже если такие изменения зарегистрируют, суд в случае спора признает решение собственника недействительным.

Обязанность уменьшить уставный фонд возникает тогда, когда по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия оказалась меньше размера его уставного фонда. В таком случае собственнику необходимо принять решение об уменьшении уставного фонда до размера, не превышающего стоимости чистых активов предприятия, а также внести в устав соответствующие изменения и зарегистрировать их (абз. 1 п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях). При этом новый размер уставного фонда не должен быть меньше минимального размера, предусмотренного законом.

Внимание! Нельзя уменьшить уставный фонд, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия оказалась меньше минимального размера уставного фонда

На практике возможны случаи, когда по окончании финансового года стоимость чистых активов оказывается меньше не только размера уставного фонда, предусмотренного в уставе, но и минимального размера уставного фонда, предусмотренного законом на дату госрегистрации предприятия. К примеру, может сложиться следующая ситуация: государственное унитарное предприятие, зарегистрированное 1 июля 2000 года и имеющее уставный фонд в размере 450 тыс. руб., обнаруживает, что по окончании финансового года стоимость чистых активов составляет 415 тыс. руб. Такая сумма меньше не только размера уставного фонда этого предприятия, но и минимального размера уставного фонда, который был установлен на момент регистрации предприятия (417 450 руб.).

В подобных ситуациях действуют правила абзаца 2 пункта 2 статьи 15 Закона об унитарных предприятиях. В частности, собственник имущества предприятия вправе принять только одно из трех решений:

  • о реорганизации предприятия;
  • о ликвидации предприятия;
  • о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда.

Уменьшить уставный фонд в таком случае невозможно.

Если собственник примет третье из перечисленных решений, то восстановить стоимость чистых активов он сможет лишь в течение трех месяцев нового финансового года (т. е. в течение января, февраля и марта). Если по истечении трех месяцев стоимость чистых активов по-прежнему будет меньше минимального размера уставного фонда, собственнику придется либо ликвидировать, либо реорганизовать предприятие.

Если собственник, обязанный уменьшить уставный фонд (либо ликвидировать, реорганизовать предприятие или восстановить размер его чистых активов), не примет соответствующее решение в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года (т. е. с 1 января по 1 июля), то кредиторы предприятия будут вправе потребовать от предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств, а также возмещения причиненных им убытков.

Если действия собственника при этом приведут к несостоятельности (банкротству) унитарного предприятия, то собственника могут привлечь к субсидиарной ответственности (п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях).

Пример из практики: суд привлек муниципальное образование (в лице его администрации) к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия ввиду бездействия, которое выразилось в том, что администрация не восстановила стоимость чистых активов предприятия до минимального размера уставного фонда и при этом не ликвидировала предприятие

Администрация муниципального образования Ч. приняла решение о создании МУП «Ж.». Впоследствии арбитражный суд признал МУП «Ж.» несостоятельным (банкротом), в связи с чем в отношении предприятия была введена процедура конкурсного производства.

В рамках этой процедуры один из конкурсных кредиторов (ОАО «Н.») обратился в суд с заявлением о привлечении муниципального образования Ч. (в лице администрации) к субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия.

Суд установил, что в течение двух лет у предприятия имелись отрицательная величина чистых активов и тенденция роста кредиторской задолженности. Администрация знала о финансовом положении МУП «Ж.» и, следовательно, должна была принять одно из решений (п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях):

  • о восстановлении стоимости чистых активов до минимального размера уставного фонда;
  • о ликвидации предприятия;
  • о реорганизации предприятия.

Поскольку администрация не приняла меры по выделению денежных средств на покрытие убытков и погашение задолженности предприятия, МУП «Ж.» было признано банкротом.

Другими словами, суд пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между действиями администрации и банкротством должника. Следовательно, конкурсные кредиторы вправе настаивать на привлечении муниципального образования Ч. (собственника имущества предприятия) к субсидиарной ответственности (п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятияхп. 4 ст. 10п. 12 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В итоге суд удовлетворил заявление ОАО «Н.» и взыскал с администрации за счет казны муниципального образования Ч. оставшуюся сумму задолженности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 декабря 2012 г. по делу № А43-38193/2009определением ВАС РФ от 22 февраля 2013 г. № ВАС-1956/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Кто и в каком порядке принимает решения, необходимые для уменьшения уставного фонда унитарного предприятия

По закону решение об уменьшении уставного фонда принимает собственник имущества предприятия, то есть Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (п. 1 ст. 2п. 1 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях). Вместе с тем, сами по себе собственники, являясь публично-правовыми образованиями, в торговом обороте участвовать не могут. Они действуют через своих представителей. Так, права собственника имущества предприятия осуществляют (абз. 23 п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях):

О том, какие органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества предприятия от имени Российской Федерации, ее субъекта или от имени муниципального образования, уточняется в иных актах.

Не конкретизирован в Законе об унитарных предприятиях и порядок принятия решений об уменьшении уставного фонда и о внесении соответствующих изменений в устав. К примеру, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий (за исключением предприятий, находящихся в ведении Минобороны России и Управления делами Президента Российской Федерации) такой порядок определен постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (далее – Постановление о полномочиях).

В каком порядке принимается решение об уменьшении уставного фонда федерального государственного унитарного предприятия

Решение об уменьшении уставного фонда принимает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), действующее в лице своих территориальных органов (например, территориального управления Росимущества по городу Москве). Однако решение принимается не по собственной инициативе Росимущества, а на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие (подп. «в» п. 2 Постановления о полномочиях).

После того как Росимущество получит такое предложение и примет решение (распоряжение) об уменьшении уставного фонда, понадобится внести соответствующие изменения в устав предприятия. Решение об изменении устава принимает орган, в ведении которого находится предприятие (подп. «а» п. 1подп. «а» п. 1.1 Постановления о полномочиях). Внести изменения в устав ведомственный орган может двумя способами*:

1) утвердить устав в новой редакции;

2) оформить изменения в виде отельного документа.

Для предприятия предпочтителен первый способ, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах. Поэтому предприятию, получившему решение Росимущества, имеет смысл подготовить проект новой редакции устава с указанием в нем размера уставного фонда. Затем этот проект нужно направить в ведомственный орган с запросом об утверждении устава в новой редакции в связи с уменьшением уставного фонда.

Что обязано сделать унитарное предприятие после того, как собственник его имущества принял решение об уменьшении уставного фонда

В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано (п. 4 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях):

  • в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере;
  • опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о принятом решении (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.

При этом кредиторы получают право предъявить к предприятию следующие требования:

  • прекратить или досрочного исполнить обязательства предприятия;
  • возместить убытки.

Предъявить требования кредиторы вправе в течение 30 дней:

  • с даты направления им уведомления об уменьшении уставного фонда
  • или с даты опубликования сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».

Как зарегистрировать внесенные в устав изменения, связанные с уменьшением уставного фонда

Процедура уменьшения уставного фонда считается завершенной с момента госрегистрации внесенных в устав изменений. Другими словами, именно со дня регистрации изменения, связанные с новым размером уставного фонда, вступают в силу для третьих лиц.

Регистрацию осуществляет ФНС России в лице своих территориальных органов (налоговых инспекций). Для проведения регистрации предприятие должно представить в инспекцию установленный законодательством комплект документов. Срок их подачи законом не определен. Это означает, что представить документы можно в любое время после того, как совершены следующие действия:

  • собственник имущества предприятия принял решения об уменьшении уставного фонда и о внесении в устав соответствующих изменений;
  • предприятие исполнило обязанность по уведомлению кредиторов.

Предприятию важно соблюсти требования, которые предъявляются к составу документов и их оформлению. В противном случае налоговая инспекция откажет в госрегистрации внесенных в устав изменений.

Совет

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (единым регистрационным центром) является МИФНС России № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации изменений, связанных с увеличением уставного фонда.

В инспекцию требуется представить следующие документы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации):

1) заявление о госрегистрации изменений по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. Подлинность подписи заявителя (руководителя предприятия) на уведомлении необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);

2) решение об уменьшении уставного фонда и решение о внесении в устав соответствующих изменений;

3) устав предприятия в новой редакции либо изменения в уставе, оформленные в виде отдельного документа. Если предприятие представляет документы непосредственно в инспекцию или направляет их по почте, то устав (изменения в уставе) необходимо подать в двух экземплярах. Если же документы направляются в электронной форме через Интернет (например, через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг), то устав (изменения в уставе) подается в одном экземпляре;

4) документ об уплате госпошлины в размере 800 руб.;

Обоснование

Закон предусматривает, что за регистрацию внесенных в устав изменений уплачивается госпошлина в размере 20 процентов от размера пошлины, уплачиваемой за регистрацию предприятия при его создании (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлина за регистрацию юридического лица при его создании – 4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Следовательно, госпошлина за внесение в устав изменений составляет 800 руб.

5) доказательства уведомления кредиторов об уменьшении уставного фонда (обязанность представления таких доказательств установлена абз. 2 п. 4 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях). Доказательствами являются:

  • копии писем, направленных в адрес кредиторов, с отметками об их получении или с почтовыми уведомлениями о получении;
  • копия публикации в журнале «Вестник государственной регистрации».

Налоговая инспекция регистрирует изменения в уставе в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации). Не позднее одного рабочего дня с момента регистрации инспекция выдает предприятию документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации):

Если предприятие представило документы через Интернет, то лист записи ЕГРЮЛ, выписку и устав (изменения в уставе) инспекция направляет заявителю по e-mail в электронной форме. Причем устав (изменения в уставе) заверяется электронной подписью инспекции. По своему усмотрению предприятие может потребовать выдачи всех документов в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11подп. «в» п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации)».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка