Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
2 ноября 2015 12 просмотров

В феврале 2014 года, мы создали комиссию по основным средствам, выявилось, что много основных средств на учете находится, которые в действительности сломаны и не нацелены в дальнейшем на работу и для извлечения прибыли, но по налогу на имущество они облагались, мы их списали.Тем самым изменилась остаточная стоимость имущества.И теперь налоговая просит разъяснения, подскажите как им грамотно ответить почему изменилась остаточная стоимость имущества и тем самым уменьшился налог на имущество.На текущую дату мы еще хотим списать ОС, которые не работают и организация уже как года 3 не осуществляет никакой деятельности.Как правильно оформить списание имущества?Почему мы должны платить налог на имущество, если при покупке данного предприятия (3 года назад)основные средства висят на балансе по цене, по которой их никогда не продать (хлам, а цены раздуты) и мы ими не пользуемся и деятельность не ведем.

Основные средства ликвидируют и списывают с учета, в частности, если имущество морально устарело и физически изношено, а также если выявлена порча имущества.

При этом списание основных средств, если они физически изношены или морально устарели, нужно обосновать. Как это сделать, а также как документально оформить ликвидацию основных средств представлено в рекомендации № 1 в полном ответе. Налоговой инспекции в этому случае нужно предоставить обоснование причин списания.

Списывать имущество с учета, если оно не устарело морально и не изношено физически, а просто по причине неиспользования в деятельности нельзя. Основные средства, которые временно не используются, организация может перевести на консервацию. При этом со стоимости основных средств, переведенных на консервацию, также нужно платить налог на имущество. С 2015 года не нужно платить налог на имущество только со стоимости основных средств, включенных в первую или вторую амортизационную группу.

Обоснование

1.Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств

Со временем основные средства физически изнашиваются и морально устаревают. Если восстановить такой объект нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесообразно, то его ликвидируют и списывают с учета. Такой порядок установлен пунктом 29 ПБУ 6/01 и следует из пунктов 75 и 76 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Когда основное средство состоит из нескольких предметов, ликвидировать его можно частично. То есть демонтировать только ту часть объекта, которую нельзя восстановить. Например, вместо того чтобы сносить все здание, можно разобрать лишь его отдельный аварийный корпус. Подробнее об этом см. Как оформить, отразить в бухучете и при налогообложении частичную ликвидацию основных средств.

Когда основные средства ликвидируют

Обычно основные средства ликвидируют и списывают с учета при следующих обстоятельствах:*

  • имущество морально устарело и физически изношено;
  • произошли авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация;
  • при хищении или недостаче узлов и агрегатов, без которых использование имущества невозможно, а их замена нецелесообразна;
  • выявлена порча имущества;
  • объект находится в стадии реконструкции, когда ликвидируют часть объекта.

Это установлено пунктом 29 ПБУ 6/01, пунктом 76 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, и подтверждено письмом Минфина России от 29 января 2014 г. № 07-04-18/01*.

Все это зачастую выявляют при очередной или внеплановой инвентаризации.

Документальное оформление

Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Оформляют списание основного средства в следующей последовательности.*

  1. Создают ликвидационную комиссию и получают ее заключение.
  2. Исходя из заключения руководитель принимает окончательное решение о ликвидации, частичной ликвидации и о списании имущества, оформив его приказом.
  3. Составляют акт о списании основного средства.
  4. Делают необходимые записи в учетных документах о списании объекта.

Такой алгоритм действий следует из пунктов 75–80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Для начала надо определиться с составом ликвидационной комиссии. В нее обязательно должны входить главный бухгалтер, материально ответственные лица и другие сотрудники, назначенные приказомруководителя.

Принять решение о списании основного средства можно после того, как ликвидационная комиссия проведет ряд мероприятий. А именно:

  • проведет осмотр основного средства, если оно, конечно, не похищено и есть в наличии;
  • оценит возможности и целесообразность восстановления объекта;
  • установит причины ликвидации;
  • выявит виновных лиц, если объект ликвидируют до истечения нормативного срока службы по чьей-либо вине;
  • определит, возможно ли использовать отдельные узлы, детали или материалы ликвидируемого основного средства.

Об этом сказано в пункте 77 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Результат комиссия оформляет заключением. Типовой формы для него нет. Поэтому можете разработать его форму самостоятельно. Главное, чтобы в ней были все необходимые реквизиты первичного документа. Утверждает форму руководитель приказом к учетной политике. Выглядеть заключение ликвидационной комиссии может, например, вот так. Данный порядок следует из частей 2 и 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункта 4 ПБУ 1/2008.

<...>

После того как получено заключение комиссии о необходимости ликвидации основного средства и оформлен приказ руководителя, составляют акт о списании имущества. Для этого можно использовать типовую или самостоятельно разработанную форму. Во втором случае необходимо, чтобы в документе были все необходимые реквизиты. Как и любые другие первичные документы, которые используют в организации, выбранную форму утверждает приказом руководитель.

Такой порядок установлен пунктом 78 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н и следует из положений частей 2 и 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункта 4 ПБУ 1/2008.

Для составления актов о списании основных средств можно использовать следующие типовые бланки:

Типовые формы актов утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Ситуация: как обосновать списание основных средств, если они физически изношены или морально устарели

Обосновать списание изношенного основного средства можно, указав в акте, что дальнейшее использование имущества или его ремонт невозможны или нецелесообразны.*

Запись о причине списания может выглядеть, например, так: «Сервер не справляется с возросшей нагрузкой вследствие морального износа. Модернизации не подлежит». Или: «Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен». Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотное обоснование причины списания будет весомым аргументом для судей (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2004 г. № А05-3112/04-12).

На основании актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, книгах, которые используете для учета хранения и движения основных средств. Это предусмотрено впункте 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Обычно это типовые документы следующих форм:

Типовые формы актов утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

При ликвидации, демонтаже и разборке основного средства можно получить отдельные материалы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество надо оприходовать. Это установлено в пункте 57Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Оформить поступление объектов, полученных при разборке основных средств, можно и типовыми документами. Например:

  • накладной по форме № М-11 – применяют при ликвидации основных средств, за исключением зданий и сооружений;
  • актом по форме № М-35 – если материалы были получены при разборке зданий, сооружений.

Типовые формы этих документов утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а

<…>

2.Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Какое имущество облагается налогом у российских организаций

<…>

Определить состав движимого имущества, с которого в 2015 году нужно платить налог, поможет следующая таблица:

Основания для постановки имущества на учет Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1
Первая или вторая Другие
Объект принят на учет до 1 января 2013 года
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом Не облагается(подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Другие основания Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (ст. 374 НК РФ)
Объект принят на учет 1 января 2013 года или позже
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника. При этом под реорганизацией подразумевается в том числе и смена организационно-правовой формы организации. Например, когда ЗАО становится ООО (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503). Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом(письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503) Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Другие основания Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Не облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу, не облагаются налогом на имущество независимо от даты, когда их приняли на учет (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-05-05-01/19338).(

<…>

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество со стоимости основных средств, переведенных на консервацию

Да, нужно, если такое имущество признается объектом налогообложения.*

Законсервированное имущество не перестает оставаться основным средством. Следовательно, при расчете налога на имущество его стоимость тоже нужно продолжать учитывать. Других правил не предусмотрено.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ, пункта 4 ПБУ 6/01. Подтверждает это и пункт 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Есть только одно исключение. Региональным законодательством может быть предусмотрена специальная льгота по законсервированному имуществу, которая полностью освобождает от уплаты налога. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 15 мая 2006 г. № 03-06-01-04/101.

А как это повлияет на расчет налога? Все зависит от того, на какой срок актив законсервирован.

Если срок консервации объекта до трех месяцев, продолжайте начислять по нему амортизацию. Остаточная стоимость основного средства в этом случае будет ежеквартально уменьшаться, а вместе с этим – и размер платежей по налогу на имущество (п. 23 ПБУ 6/01п. 3 ст. 256 НК РФ).

Если срок консервации актива больше трех месяцев, амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете начислять не нужно. После расконсервации объекта амортизацию следует начислять по тем же правилам, что и до нее. На период консервации срок полезного использования основного средства продлевают. Поэтому налог на имущество придется платить дольше (п. 23 ПБУ 6/01п. 3 ст. 256 НК РФ).

<…>

3.Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как провести и отразить в бухучете и при налогообложении консервацию основных средств

Основные средства, которые временно не используются, организация может перевести на консервацию.*

Документальное оформление

Решение о консервации основного средства должно быть оформлено приказом руководителя организации, в котором необходимо указать:
– причины консервации;
– срок нахождения основного средства на консервации;
– сотрудников, ответственных за консервацию основного средства и последующую его расконсервацию;
– сотрудников, ответственных за сохранность законсервированного основного средства.

Главбух советует: перевод основного средства на консервацию (расконсервацию основногосредства) дополнительно оформляйте актом. Этот документ будет подтверждать факт осуществления консервации (расконсервации).

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Приказ является только намерением о переводе основного средства на консервацию. Подтвердить же фактическую консервациюосновного средства им нельзя. Ведь консервация предполагает выполнение определенных работ по доведению временно не используемых основных средств до состояния, в котором обеспечивается наилучшая их сохранность. Соответственно, при расконсервации необходимо выполнить работы по доведению основного средства до состояния, в котором его можно эксплуатировать.

Унифицированных бланков акта о консервации и акта о расконсервации основного средстванет. Поэтому организация вправе разработать их самостоятельно.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка