Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин разрешил пересчитать сотрудникам НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№23
5 ноября 2015 27 просмотров

Нашему предприятию оказаны услуги по инвентаризации источников выбросов. Срок использования данной инвентаризации 5 лет. Как правильно отразить в учете данные расходы: всю сумму в текущем периоде или по частям в течении 5 лет?

Учитывайте расходы равномерно в течение 5 лет.

Обоснование

Из рекомендации
Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова, заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды

<…>

Ситуация: как учесть при расчете налога на прибыль затраты на оплату услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Затраты на оплату услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включите в состав прочих расходов (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Организации, применяющие метод начисления, должны списывать данные расходы равномерно в течение срока действия данных нормативов. Это следует из положений подпункта 3 пункта 7 и пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/526. В данном письме рассмотрен порядок налогового учета расходов на оплату услуг по разработке проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу. Тем не менее выводами, которые в нем содержатся, можно руководствоваться и при разработке проекта нормативов образования отходов: в обоих случаях понесенные организацией затраты имеют одну и ту же экономическую природу.

По общему правилу нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья (п. 11 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Если до истечения пятилетнего срока технологические характеристики производства меняются, то утвержденные нормативы могут быть пересмотрены или аннулированы. Из-за этого у организации может возникнуть необходимость в разработке нового проекта нормативов, в том числе с привлечением сторонней организации. По мнению Минфина России, в таком случае при расчете налога на прибыль можно единовременно учесть разницу между суммой расходов на разработку старых проектов нормативов и фактически списанной суммой затрат (письмо от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105).

Пример отражения в налоговом учете расходов на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. До истечения пятилетнего срока действия нормативов у организации изменились условия производства

В 2015 году ООО «Альфа» были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение со сроком действия до 31 декабря 2019 года. Разработку проекта осуществляла специализированная организация. Сумма расходов на разработку составила 100 000 руб. (без учета НДС). В течение 2015–2016 годов при расчете налога на прибыль «Альфа» учла в составе расходов 40 000 руб. (100 000 руб. : 5 лет ? 2 года).

В 2017 году характеристики производственного процесса «Альфы» изменились и организация была вынуждена заказать разработку нового проекта нормативов образования расходов и лимитов на их размещение. Срок действия новых нормативов – до 31 декабря 2021 года. Стоимость проекта составила 120 000 руб. (без учета НДС). В 2017 году «Альфа» единовременно отнесла на расходы разницу между стоимостью старого проекта нормативов и суммой расходов, фактически учтенных при расчете налога на прибыль за 2015–2016 годы. Кроме того, бухгалтер «Альфы» включил в состав расходов 1/5 от стоимости нового проекта нормативов.
Общая сумма расходов, связанных с разработкой проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в 2017 году составила:
(100 000 руб. – 40 000 руб.) + 120 000 руб. : 5 лет = 84 000 руб.

Для отдельных категорий организаций установлены особые сроки действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В частности, для организаций, которые размещают отходы I–IV классов, нормативы и лимиты утверждаются на срок действия лицензии на ведение деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению таких отходов (п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). А для организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, нормативы пересматриваются и утверждаются ежегодно (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50).

При списании расходов на разработку проектов нормативов такие организации должны придерживаться общего правила: затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль равномерно в течение срока, на который нормативы были утверждены.

Это следует из писем Минфина России от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/127от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/2/133. Несмотря на то что эти письма были выпущены в период действия постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461, ими можно руководствоваться в настоящее время.

При кассовом методе стоимость услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов распределять не нужно. Данные затраты можно учесть в налоговой базе сразу после оказания и оплаты (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

<…>

Письмо Минфина России от 09.10.2012 № 03-03-06/1/526 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов на приобретение услуг по контролю соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов, инвентаризации выбросов и разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с согласованием в установленном порядке разрешения на соответствующие выбросы»

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на приобретение услуг по контролю соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов, инвентаризации выбросов и разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с согласованием в установленном порядке разрешения на соответствующие выбросы и сообщает следующее. В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 7 статьи 12 Закона № 96-ФЗ нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Пунктами 8-9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).Согласно пункту 4.1 приложения к приказу Минприроды России от 31.10.2008 № 288 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду" при наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ) и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы) вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - лимиты на выбросы) не устанавливались. Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных лимитов на выбросы срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.

Пунктом 3.8.4 приказа Росприроднадзора от 01.03.2011 № 112 "Об утверждении Инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха" установлено, что нормативы ПДВ разрабатываются самим предприятием или сторонней организацией по договору и оформляются в виде проекта. Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появлению* или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "появления".

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги).В случае если проект ПДВ разрабатывается и согласовывается в установленном порядке сторонней специализированной организацией с целью получения соответствующего разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные расходы налогоплательщик вправе учитывать для целей налогообложения прибыли организаций на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 264 Кодекса. Подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса установлено, что датой осуществления расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. При этом пункт 1 статьи 272 Кодекса предусматривает, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Учитывая изложенное, расходы на оплату услуг сторонней организации по разработке и согласованию проекта ПДВ с целью получения соответствующего разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций равномерно в течение срока действия соответствующего разрешения.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка